ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.
Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ
Производство экскаваторов-погрузчиков на российских заводах может в скором времени сократиться до минимума. По крайней мере, в этом ассоциация «Росспецмаш» пыталась убедить Минпромторг, узнав о претензиях JCB на заключение специнвестконтракта.
О том, что британский производитель намерен локализовать производство двигателей в подмосковном индустриальном парке «Есипово», где собирают английскую технику, поговаривали уже давно. JCB и Минпромторг вели переговоры о заключении СПИК по телескопическим погрузчикам.
В итоге министр Денис Мантуров объявил о внесении на рассмотрение Правительства РФ распоряжения о расширении технологий для заключения инвестконтрактов на специальных условиях. В JCB тут же подали документы на регистрацию. Речь идёт о производстве в России не только «телескопов», но и экскаваторов-погрузчиков.
В «Росспецмаше» делают акцент на том, что если JCB получит преференции, то будет вкладывать средства не в локализацию, а в продвижение своей техники. Очень странный довод с учётом того, что не первый год получающие все возможные меры поддержки российские машиностроители так и не дошли до локализации своих экскаваторов-погрузчиков.
Кратко пройдёмся по действующим игрокам. Так, например, завод «Тверской экскаватор», который входит в «Объединённую машиностроительную группу», хотя и выпускает оригинальные модели, но в силу слабой отечественной компонентной базы вынужден использовать «иностранную начинку».
Экскаваторы-погрузчики в Татарстане производит и АО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод». Однако это не в полной мере российский производитель, а российско-турецкое совместное предприятие Cukurova-Elaz. Соответственно, вся начинка тоже родом из других стран — двигатель Perkins (Великобритания), автоматическая трансмиссия и мосты Carraro (Италия) и т. д.
В единственной пока модели Ковровского электромеханического завода — моторы от John Deere или Cummins, гидравлика Bosch-Rexroth, коробка передач и ведущие мосты Carraro.
АО «Череповецкий литейно-механический завод» также производит экскаваторы. Правда, это калька с продукции белорусского «Дорэлектромаша». Из российского — только кабина, рама да стрелы с ковшами. Силовая установка Минского моторного, а мосты и трансмиссия итальянской Carraro.
Найти адекватную отечественную замену вышеперечисленным производителям очень трудно. Разве что «Объединённая машиностроительная группа» (бренд UMG СДМ — производитель строительно-дорожной и специализированной техники) находится чуть в лучшем положении, поскольку имеет исторические связи с «Группой «ГАЗ», в состав которой входит двигательный завод «Автодизель», и может комплектовать свои машины дизелями нового семейства ЯМЗ-530.
В середине 2010-х по рынку ходили разговоры о планах локализации продукции Carraro Group в Череповце, но дальше слов дело не сдвинулось.
С телескопическими погрузчиками ситуация ещё сложнее. Львиную долю этого относительно молодого в России рынка занимают импортные модели. И, кстати, в запущенном среди читателей открытом голосовании на лучшую модель телескопического погрузчика приоритет, вопреки данным о продажах, отдавался вовсе не JCB.
В России производить этот вид техники пытались не раз. В 1991 году конструкторы ЗАО «ВНИИCтройдормаш» спроектировали отечественный «телескоп». Опытный образец создали на экскаваторном заводе «ЭКСКО» в Костроме. Но он оказался настолько сырым, что пришлось вносить изменения в конструкцию. В серийное производство модель ЗТМ-213 попытались запустить в 1995 году, но собрав 35 единиц, проект свернули.
Более-менее серьёзную заявку на выпуск телескопических погрузчиков сделала «ЧЕТРА», представив в 2010 году модель ПТС 4012–201. Эта машина даже внешним видом походила на импортные аналоги. Под капотом расположился двигатель Sisu, собранный по лицензии на Владимирском моторно-тракторном заводе. Для новинки специалисты Красноярского проектно-конструкторского технологического института комбайностроения вместе с германскими производителями карданных валов Walterscheid GmbH и гидравлики Sauer-Danfoss Inc разработали гидростатическую трансмиссию. ПТС 4012–201, как и иностранные машины, получил «крабовый» ход. Но и этот проект постигла неудача. Свет увидели лишь несколько опытных образцов.
В 2018 году краснодарский производитель «БДМ-Агро» объявил о проектировании собственных моделей телескопических погрузчиков. Компания даже представила свой прототип погрузчика ПСТ 3396 грузоподъёмностью 3,3 м и длиной стрелы 9,6 м за рубежом, на выставке Agritechnika-2019 в Германии. А чуть позже, на выставке «ЮгАгро-2019» в России была показана модель ПСТ 4071 грузоподъёмностью 4 т. Машинам предрекали светлое будущее. На их разработку Минпромторг России выделил средства и даже заявлял о начале серийного производства в 2020 году. Но и здесь кроме опытных образцов дело дальше не пошло.
И только в «Объединённой машиностроительной группе» создали модель телескопического погрузчика с коммерческим потенциалом.
«Презентация первой модели UMG TLH 3507 (грузоподъёмность 3,5 тонны, высота подъёма 7 метров) состоялась в мае 2021 года в Деловом центре Москва-Сити. С августа 2021 года телескопические погрузчики стали серийно поступать на рынок. Осенью линейка была дополнена моделями TLH-4007 (грузоподъёмность 4 тонны, высота подъёма 7 метров) и TLH-3510 (грузоподъёмность 3,5 тонны, высота подъёма 10 метров)», — рассказывает заместитель генерального директора — директор по маркетингу ООО «ОМГ строительно-дорожные машины» Владимир Руденко.
Да, в этих моделях тоже пока не обойтись без импортных комплектующих. Например, используют гидравлику от Bosch-Rexroth, воздушные фильтры Donaldson, мосты Carraro. Однако, по словам г-на Руденко, «UMG СДМ разработала и осуществляет план локализации компонентов для безусловного выполнения требований ПП719 с глубиной локализации в 2026 году на уровне не менее 80%. В частности, силовой агрегат в машинах уже отечественный — ЯМЗ-534. Кабина собственного производства, к тому же отвечающая международным стандартам безопасности FOPS/ROPS. Тем самым ОМГ СДМ со своим продуктом является драйвером развития отечественных производителей».
Собственно, в JCB никогда не скрывали заинтересованности в рынке России. А совместное предприятие известного Московского автодорожного института (МАДИ) с британцами появилось ещё в 1992 году, до того, как это стало мейнстримом. Конечно, в те годы ни о каком производстве речи не шло — технику импортировали. Производство, правда, сначала это была отвёрточная сборка, запустили только в 2015 году в построенном в «Есипово» здании.
В озвученных тогда планах значился переход на мелкоузловую сборку и даже локализацию. Но рынок падал, и в Подмосковье продолжали собирать машинокомплекты. Однако весной 2019 года после восстановления продаж экскаваторов-погрузчиков представители JCB вновь начали переговоры с Минпромторгом РФ. Тогда-то и возобновили проработку вариантов с локализацией производства и заключением СПИК 2.0.
В Минпромторге РФ подчеркнули, что помимо JCB на заключение СПИК 2.0 могут претендовать и другие производители, не только иностранные.
«Кроме «Объединённой машиностроительной группы» и другие российские производители, в частности компания «Ростсельмаш», как мы знаем, планируют выходить на этот рынок с инвестициями в соответствующие производственные проекты.
Что касается компании JCB и её намерений заключить СПИК, то в «Объединённой машиностроительной группе» положительно относятся к присутствию на российском рынке иностранных игроков, заинтересованных в глубокой локализации своей продукции, создающих высокую добавленную стоимость в России и осуществляющих свою деятельность по единым правилам», — высказал позицию UMG СДМ Владимир Руденко.
Представители JCB («Лонмади») отказались комментировать ситуацию.
С учетом того, что JCB занимает в России почти треть рынка экскаваторов-погрузчиков, в случае заключения специнвестконтракта предоставление налоговых льгот и других мер господдержки позволит британскому производителю сделать свою продукцию ещё более доступной. Кто от этого выиграет? Несомненно, потребитель, который сможет сэкономить на приобретении техники «Cделано в России».
Конечно, остальные игроки должны будут как-то отреагировать на изменение условий. Либо учиться конкурировать качеством, либо удешевлять продукцию. Правда, как показывает практика, простой демпинг не приносит больших плодов, иначе почему российские клиенты выбирают импортную технику, которая стоит дороже?
Вдобавок строительство нового завода в индустриальном парке «Есипово» даст рабочие места 300 специалистам. Заметьте, нашим соотечественникам.
Что касается телескопических погрузчиков, то пока спрос на рынке ограничен примерно 2000 единицами в год. По данным ассоциации «Росспецмаш», в 2021 году UMG СДМ отгрузила потребителям 96 машин. Владимир Руденко уточняет, что по состоянию на конец 2021 года, всего за 5 месяцев производства и продаж телескопических погрузчиков, компания заняла долю рынка в 3%.
Впрочем, представитель UMG СДМ уверен, что принципиально ситуацию на рынке телескопических погрузчиков заключение СПИК с иностранными производителями не изменит.
«Продукция JCB присутствует на рынке и сегодня. Сколько-нибудь серьёзных ограничений на её приобретение нет, и у неё есть свой потребитель. Наша компания всегда выступает за равные права для всех участников рынка и поддерживает доступ иностранных компаний к мерам государственной поддержки. С единственным условием — получать их не за обещания, а по результатам конкретных этапов локализации своей продукции и инвестиций. Очень сложно конкурировать с тем, кто вместо инвестиций в локализацию и подготовку конструкторов, инженерных и рабочих кадров направляет средства исключительно на продвижение своей продукции на рынке», — резюмирует Владимир Руденко.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: