По данным Росстата, по итогам 2024 года объём перевозок всеми видами транспорта возрос на 5,5% и составил 9,4 млрд тонн. Более 70% этого объёма перевезено автомобильным транспортом — автомобильные перевозки стали главным фактором растущего грузооборота.
Вместе с перевозками наблюдается рост внутреннего туризма. По информации Ассоциации туроператоров, в прошлом году россияне совершили 25 млн автопутешествий. Это влечёт за собой возросшую нагрузку на федеральные трассы.
Также ежегодно растёт объём вводимых в эксплуатацию дорог. Так, пресс-служба Федерального дорожного агентства «Росавтодор» сообщила, что в 2024 году в России построили и отремонтировали 506 км федеральных трасс, что на 272,5 км больше, чем в 2023 году.
С 2019 по 2024 гг. трассы строили в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Основной его целью было снижение ДТП в 3,5 раза к 2030 году. С 2025 года работа продолжится в соответствии с новым проектом «Инфраструктура для жизни». Распоряжением Правительства утверждены планы по дорожной деятельности до конца 2030 года. Согласно плану, за шесть лет в России построят и реконструируют 3,7 тысячи автомобильных дорог. 1,9 тысячи из них будут федеральными. На реализацию мегапроекта из бюджета выделят 10,8 трлн рублей. Объём выделяемых средств на строительство федеральных трасс составит до 1 триллиона рублей.
На заседании Правительства премьер-министр России Михаил Мишустин подчеркнул, что в нормативное состояние должно быть приведено не менее 85% автомобильных трасс федерального значения, опорной сети и крупнейших городских агломераций, а также не менее 60% региональных или межмуниципальных дорог.
Говоря о новом поручении Правительства, глава «Росавтодора» Роман Новиков сообщил, что перед дорожным хозяйством стоит ряд важнейших задач, общая направленность которых — создание по-настоящему современной и безопасной сети автомобильных дорог.
Новиков подчеркнул, что по поручению президента РФ до конца 2030 года планируется построить 50 объездных путей вокруг населённых пунктов, из которых 31 будет возведён под управлением Федерального дорожного агентства. В их число входят обходы Волгограда (первая очередь) в Волгоградской области, Пугачёва в Саратовской области, Дербента и Хасавюрта в Дагестане, Владикавказа в Северной Осетии – Алании, Спасска в Пензенской области, а также Калининграда и Орла.
По словам руководителя ведомства, эти объекты имеют стратегическое значение: они позволят перенаправить транзитный транспорт за пределы городов, уменьшить нагрузку на городские магистрали, повысить безопасность дорожного движения и снизить вредное воздействие на экологию.
По данным «Росавтодора», общее финансирование проектов в 2025–2030 годах увеличится на 20% — с 877 млрд до 1,052 трлн рублей. Основную часть средств (889,5 млрд рублей) составят субсидии из федерального бюджета. В рамках программы планируется построить и модернизировать 647 км платных автодорог.
Уже сегодня главным инфраструктурным проектом стала трасса М-12 «Восток». К ноябрю 2026 года она станет самой современной федеральной дорогой России, протянувшись от Москвы до Тюмени через Казань и Екатеринбург. Магистраль длиной более 2 тыс. км войдёт в состав маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока, а также станет частью международного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
При сооружении трассы заново построены 20 мостовых сооружений, множество обходов крупных населённых пунктов. Трасса прослужит 25 лет.
Дорога будет платной, а сбор денег автоматизируют системой «свободный поток». Водителям не придётся делать остановки для оплаты проезда — специальные рамки будут считывать номера автомобилей, а денежные средства спишут со счёта владельца транспортного средства. Для владельцев транспондеров компании «Автодор» работает программа лояльности.
Стоимость проезда от Москвы до Казани по введённому в строй участку сегодня составляет около 5,4 тыс. руб. и занимает около 6-7 часов. На грузовом автомобиле проезд обойдётся в 2 раза дороже. На строительство участка от Москвы до Казани федеральный бюджет выделил более 900 млрд руб. В госкомпании отмечают, что при реконструкции некоторых участков будут выделять финансирование из внебюджетных источников.
М7 «Волга» — бесплатная альтернатива платной трассе М-12. В настоящее время ведутся масштабные работы по модернизации дороги. В Татарстане завершается реконструкция 29,7 км дорожного полотна. В Башкортостане продолжается обновление участка с 1169 по 1231 км, включающее строительство новых мостов, возведение 4-х многоуровневых развязок.
В результате модернизации ожидается увеличение пропускной способности в 2 раза, повышение разрешённой скорости движения, показателей безопасности дорожного движения.
Одним из самых обсуждаемых и дорогих инфраструктурных проектов является строительство новой платной трассы Джугба-Сочи.
По оценкам «Автодора», трасса обеспечит рост ВВП на 1,5 трлн руб. и сократит аварийность в четыре раза. Проект поддержал президент Владимир Путин на совещании в Сочи в марте 2024 года, назвав его ключевым для развития туризма.
Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что новая трасса должна сократить время в пути до 1,5–2 часов, увеличить безопасность и разгрузить курортные города от транзитного транспорта. Протяжённость трассы составит 130 км.
Новая трасса начнётся от развязки с автодорогой М-4 «Дон» в районе между селом Горское и посёлком Джубга. Далее она пройдёт в обход Туапсе, Лазаревского и других населённых пунктов, расположенных вдоль побережья, и завершится в Адлерском районе возле аэропорта. На всём протяжении дороги не предусмотрено светофоров и пересечений на одном уровне, что позволит обеспечить непрерывное и комфортное движение.
В рамках проекта запланировано строительство сложных инженерных сооружений, включая тоннели, эстакады и мосты. В частности, на участке, огибающем Адлер, будут возведены два тоннеля суммарной длиной около 12 километров, а также эстакады с опорами высотой до 40 метров. Проект оценивается в 1,4 трлн руб. Первым этапом станет строительство обхода Адлера.
До конца 2026 года в Московской области расширят до 8 полос участок трассы М-8 «Холмогоры». Трасса протяжённостью 1220 км соединяет столицу с Архангельском. Сегодня дорога не справляется с нагрузкой — в сутки по ней проходит более 140 тысяч автомобилей. Модернизация позволит увеличить пропускную способность транспортной артерии, а также разгрузит участки, соединяющие Север с центральной частью России.
В настоящее время масштабная реконструкция ведётся на нескольких участках трассы. В Подмосковье проводятся работы по расширению дорожного полотна, тогда как на отрезке между Петровском и Ростовом Великим создают четырёхполосное движение.
Особого внимания требует участок от Ярославля до Вологды, где до сих пор сохранилась устаревшая двухполосная дорога, проходящая через многочисленные населённые пункты. Этот сегмент трассы давно требует модернизации. Предварительная стоимость реконструкции данного участка составляет 27 млрд руб.
Федеральная автомобильная дорога М-5 «Урал» — ключевая транспортная артерия России. Дорога протяжённостью 2100 км соединяет Москву с Екатеринбургом, пролегая через Уральские горы. Сегодня она реконструируется на многих участках. Однако наиболее загруженный участок находится на подъезде к г. Сим Челябинской области: ежедневно в пиковые часы проезжает до 30 тысяч автомобилей, при этом интенсивность движения возрастает ежегодно на 10% и более.
Благодаря реконструкции, которая началась в 2019 году, пропускная способность участка М-5 увеличилась с 11 до 30 тысяч автомобилей в сутки. Во время расширения трассы для сглаживания перепадов высот было взорвано около 600 тысяч кубометров горных пород. В работах участвовали сотни специалистов и более 80 единиц дорожной техники.
Уже в следующем году будет открыт обход города с мостом через реку Сим и эстакадой, высота опор которой достигает 46 м. Всего к 2030 году, по поручению президента, будет открыто более 50 обходов на федеральных и региональных дорогах. Стоимость проекта составит около 25 млрд руб.
Продолжается реконструкция федеральной трассы М-5 «Урал» в Подмосковье. На участках в обход п. Октябрьский и Ульянино – Непецино строительство новых отрезков протяжённостью 11 и 21 км соответственно позволит разгрузить данное направление и вывести транзитный транспорт из населённых пунктов. Когда-то М-5 носила дурную славу — водители называли её «трассой смерти». Благодаря комплексу мероприятий дорога станет современной и безопасной для движения.
В ближайшие два года (2025–2026) ожидается масштабное расширение участка трассы М-3 «Украина» (Москва — Калуга — Брянск), расположенного между 65-м и 124-м километрами, который проходит по территориям Московской и Калужской областей. Помимо увеличения пропускной способности, в рамках проекта запланировано возведение новых развязок. Общий объём финансирования этих работ оценивается в 56,6 млрд рублей.
Одновременно будет модернизирован отрезок трассы М-1 «Беларусь» в Подмосковье (с 66-го по 84-й км), включая создание современных развязок. Однако бюджет этой реконструкции был сокращён на 10 млрд рублей и теперь составляет 27,5 млрд рублей.
Среди других значимых проектов:
• Реконструкция участка М-4 «Дон» в Ростовской области (от Каменск-Шахтинского до объездной дороги вокруг Аксая) с инвестициями в 100 млрд рублей.
• Строительство новых развязок на ЦКАД (соединение с Дмитровским, Щелковским и Фряновским шоссе) м 4 млрд рублей (2025–2027 гг.).
• Возведение развязки на М-11 «Нева» возле аэропорта Пулково — 900 млн рублей.
По прогнозам ГК «Автодор», доходы от платных магистралей в течение пяти лет достигнут 1 трлн рублей. Наибольшую прибыль принесёт трасса М-4 (415 млрд руб.), за ней следуют М-12 (284 млрд руб.), М-11 (146 млрд руб.) и ЦКАД (125 млрд руб.).
Также активно ведётся модернизация дороги А-289, соединяющей Краснодар с Крымским мостом через Славянск-на-Кубани и Темрюк. Вся трасса (119 км) расширяется до четырёх полос, и работы уже близятся к завершению.
Параллельно реконструируется магистраль А-290 (Новороссийск – Керчь), где возводится объезд Анапы. Эти проекты призваны повысить пропускную способность ключевых транспортных путей Краснодарского края.
Роман Новиков, глава «Росавтодора», отметил, что завершения этих масштабных проектов ждут сотни тысяч россиян. Ведомство сосредоточено на строительстве городских обходов в рамках новой шестилетней программы и намерено выполнить поставленные задачи даже раньше запланированных сроков.
В настоящее время завершена разработка технического задания на проектирование обхода Мариуполя, который войдёт в состав трассы Р-280 «Новороссия» (ДНР). Сейчас проходят процедуры по заключению государственного контракта. Протяжённость новой четырёхполосной дороги составит 31,7 км, а её ввод в эксплуатацию запланирован на 2027 год.
Масштабная дорожная программа в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
В рамках шестилетнего плана дорожного строительства в новых регионах России предусмотрено восстановление более 1,5 тыс. км автомобильных дорог.
Ключевые проекты на 2024–2027 годы:
• В ДНР:
o Реконструкция участка трассы Р-280 «Новороссия» (с 131-го по 135-й км).
o Капремонт отрезка с 187-го по 219-й км.
• В Запорожской области:
o Капитальный ремонт участка Р-280 (с 219-го по 255-й км) — работы стартуют в 2025 году.
Все перечисленные проекты должны быть завершены к 2027 году.
Эти меры направлены на восстановление и модернизацию транспортной инфраструктуры, что улучшит региональную логистику.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: