Национальный проект «Безопасные качественные дороги» завершается спустя 6 лет. Ещё полгода назад в части компаний, производящих материалы для подрядчиков, думали об окончании финансового потока, который государство выделяло на приведение к нормативному состоянию улиц и магистралей. Но внимание к их качеству у властей не пропало, и программу трансформировали в новый нацпроект «Инфраструктура для жизни».
«Вспомните, откуда пришла идея реализации подобного проекта на рубеже 2012-2013 годов. Тогда пришло понимание, что, благодаря насыщению дорожных фондов и стопроцентному финансированию содержания федеральных автодорог, мы к 2018 году достигнем их нормативного состояния. И был существенный разрыв с финансированием муниципальных и региональных дорог. И тогда мы и предложили поделиться средствами федерального дорожного фонда для развития сети остальных объектов», ― напомнил министр транспорта РФ Роман Старовойт.
В 2017 году в нормативном состоянии в городских агломерациях было 44% дорог, а к концу 2023 года ― 82,2%. На региональных дорогах ситуация чуть хуже ― 53% в прошлом году против 43,6% шестью годами ранее. Правда, по мнению министра транспорта, это всё равно большой рывок, учитывая санкции, коронавирус и СВО.
Не забывали и о федеральных трассах: с 2021 года модернизация затронула 670 км. До конца этого года можно будет ездить ещё по 330 км отремонтированных и новых магистралей. В приоритете ― увеличение пропускной способности с двух до четырёх полос.
На реализацию всего нацпроекта за 6 лет выделили 2,4 трлн рублей. Такого финансирования отрасль ещё не видела.
«Больше 100 000 км дорог отремонтировали. И это вызов был для всех, так как с такими объёмами и подрядчики, и заказчики вовсе не умели работать. И могу с уверенностью сказать, что „Безопасные качественные дороги” ― наиболее успешный и узнаваемый нацпроект. Более половины опрошенных удовлетворены состоянием дорог. А вспомните, ещё лет пять назад были наклейки на машинах: „Плачу налоги – где дороги?”, „Смерть иркутским дорожникам”», ― заявил Роман Старовойт.
Он также констатировал, что с 2014 года все игроки отрасли научились работать по-новому, и напомнил, что более 5000 объектов сферы образования получили безопасные проезды. Обустроили дороги к 2000 объектам туризма в регионах и к 3000 больницам и поликлиникам.
А к концу 2024 года в нормативное состояние приведут 85% дорог в городских агломерациях и 54% региональных трасс, добавил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. За три квартала подрядчики уложили 91 000 000 м2 дорожного покрытия. Только на региональные и муниципальные дороги в этом году контракты заключили на 261,7 млрд рублей. На федеральные направления потратили почти 258 млрд рублей.
В 56 регионах внедряют интеллектуальные транспортные системы. На это в бюджете предусмотрели 3,2 млрд рублей.
Казалось бы, картина радужная. Но ложку дёгтя добавила статистика по аварийности. В ГАИ отмечают увеличение числа ДТП на 4,5%, рост раненых на 4,3% и погибших на 2,3%.
«Нужно разделять транспортные потоки по новым технологиям с применением композитных материалов. Выезд на полосу встречного движения ― одна из самых тяжких причин смертности на дороге. Также необходимо обустройство освещения в населённых пунктах, на пешеходных переходах, на остановках общественного транспорта и на тех участках, где отсутствие фонарей является сопутствующей причиной возникновения ДТП», ― заявил начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников.
Он отметил, что пешеходных переходов, на самом деле, крайне мало. Отсутствуют тротуары не только на межмуниципальных дорогах, но и в населённых пунктах. Кроме того, глава ГАИ напомнил, что ранее в нацпроекте было предусмотрено строительство 500 площадок для отдыха водителей, где можно было поесть, измерить артериальное давление и приобрести лекарства.
«К сожалению, у нас люди погибают, не только засыпая за рулём. По статистике, в аварии попадают из-за общего недомогания. Когда мы закрываем участки дорог из-за сложных климатических условий, эти площадки крайне необходимы, чтобы машины и людей на них аккумулировать. А так у нас много ДТП происходит, когда машины встают на обочине, и в них въезжают другие транспортные средства. Хотелось бы, чтобы это направление у нас одним из основных было», ― обозначил проблему г-н Черников.
Также в проекте было прописано сокращение очагов аварийности вполовину. Начальник ГАИ обратился к губернаторам регионов с просьбой содействовать обустройству дорожной сети, уделяя внимание местам концентрации ДТП.
В ответ Роман Старовойт поправил полицейского, что обращаться надо к главам муниципалитетов, так как органы управления дорожного хозяйства могут только дать согласование на примыкание к автодорогам. А вот земля для размещения объектов инфраструктуры принадлежит региону или населённому пункту. И задача местных властей ― найти малый бизнес, который зайдёт на эту территорию, откроет кафе, АЗС и т. д.
По нацпроекту «Безопасные Качественные Дороги» регионы получили 13 400 новых автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов.
Завершение нацпроекта «Безопасные качественные дороги» не означает прекращение масштабных работ. С 2025 года начнётся реализация новой программы «Инфраструктура для жизни». В ней предусмотрена совокупность мероприятий, касающихся деятельности нескольких ведомств.
Результатом должно стать развитие 2000 малых населённых пунктов и городских агломераций, в которых проживают почти 20 млн человек. Власти продолжат работу по программам комплексного развития сельских регионов, модернизации коммунальной инфраструктуры, обновлению парков общественного транспорта и т. д.
Кроме того, стоит задача создать обходы 50 населённых пунктов. По словам Романа Старовойта, несмотря на экономические сложности, финансированием отрасль обеспечена. И новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», в который вошли 5 федеральных проектов Минтранса и один от МВД, уже подразумевает работу на опорной сети дорог протяжённостью 140 500 км, из которых 66 200 км ― федеральные, остальные 74 300 км ― региональные и муниципальные.
Для достижения показателей министр обозначил необходимость повысить производительность труда из-за нехватки квалифицированных кадров. Он призвал подрядчиков брать на производства студентов и знакомить их с задачами и техникой не по методичкам, а непосредственно на участке.
«В мае 2024 года президент подписал указ о национальных целях развития до 2030 года, где большое внимание уделено дорожному хозяйству. Нужно опять привести к нормативному состоянию 85% дорог. Почему опять? Потому что мы выполнили ранее поставленную задачу, но почти 15 000 км региональных дорог перевели в федеральную сеть. Тогда сделали акцент на новое строительство, и, к сожалению, мы видим некоторое снижение нормативного состояния. И конечно, обеспечить безопасность дорожного движения», ― подчеркнул Роман Старовойт.
В планах правительства ― расширение пунктов видеофиксации нарушений ПДД и пунктов автоматического весогабаритного контроля, внедрение ИТС в городах с населением от 300 000 человек.
Кроме того, необходимо вывести из аварийного состояния 6000 мостовых сооружений и путепроводов. К тому же в связи с увеличением грузоперевозок из Китая по железной дороге автомобильный транспорт вынужден всё дольше стоять перед переездами. Поэтому требуется возведение новых виадуков, чтобы минимизировать скопление машин на дорогах. В РЖД и Минтрансе подсчитали, что в срочном порядке нужно построить 278 мостовых переездов, но возникают проблемы с объёмами финансирования.
Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: