Новосибирская компания ООО «ИнтерЛайн Групп» является поставщиком строительной техники и производственного оборудования из Китайской Народной Республики. На сегодняшний день поставки техники из КНР достигли объема более 200 единиц в год, заметную долю которой, составляют самосвалы, фронтальные погрузчики и автокраны.
Проблемы с постановкой на учет китайской техники поражают незавидной регулярностью. Одна из самых распространенных причин — несоответствие заявленным стандартам, в том числе экологическим.
Недавно потиравшие руки от «выгодной» сделки, где так отлично получилось сэкономить, теперь стоят перед зданием Ростехнадзора и гадают, как бы зарегистрировать ввезенное транспортное средство. Неужто несколько сотен тысяч, а то и более рублей потрачены впустую?
В этом вопросе следует еще разобраться. Многие дилеры китайской техники стали одними из первых, предлагающих импорт машин Евро-5. Ни для кого не секрет, что в большинстве своем недовольство китайской техникой вызвано ввозом «серых» машин, не соответствующих никаким стандартам качества. Конечно, стоимость такой техники заманчива, однако никоим образом не оправдывает проблем, которые незамедлительно появятся сразу за покупкой. Причем появятся они непременно, и скорее всего, еще до того, как техника приступит к работе.
По словам официальных дилеров китайской техники и грузового транспорта, производство транспорта, соответствующего действующему стандарту, планировалось на весну текущего года. Так что если вам вдруг раньше предлагали купить спецтехнику Евро-5, то стоит задуматься, а еще лучше отказаться от приобретения «серого» транспорта.
Чистый воздух по евростандарту Существуют экологические стандарты, характеризующие транспортное средство относительно выбрасываемого количества вредных веществ в атмосферу. Стандарт был введен ООН в 1992 году и озаглавлен как «Евро», с ростом требований к автомобилю увеличивалась и цифра Евро. Сейчас (с 1 января 2014 г.) в России действует стандарт Евро-5. Кроме года выпуска автомобиля за соответствие стандарту отвечают еще и такие факторы, как системы для снижения вредных выбросов и число километров, пройденных автомобилем. |
Принятый стандарт обязывает на всю ввозимую технику покупать сертификат Евро-5. Также техника старше 2010 года является не соответствующей стандартам и требует переоборудования. Безусловно, сразу возникает вопрос: нужно действительно заняться переоборудованием двигателя (бензиновые и дизельные двигатели, эксплуатация которых не превышает 8 лет) или достаточно оформить документы о том, что все необходимые действия произведены?
«Откровенно говоря, я еще ни разу не слышал, чтобы кто-то захотел это сделать. Как должен болеть за чистоту воздуха нашей планеты и за экологическую обстановку в нашей стране руководитель предприятия, эксплуатирующего старую технику, чтобы переоборудовать ее на более высокий показатель соответствия экологическому классу!
Официально приобретенная и законно оформленная техника Евро-2 и Евро-3 в период до 2010 года и 2013 года соответственно может применяться в работе (об этом уже сказано выше). Если рассматривается вопрос о приобретении «серой» техники, оформленной по поддельным документам, а потом переоборудованной на соответствие стандартам Евро-4 и Евро-5, то целесообразность таких действий вызывает серьезные сомнения», — уверен руководитель департамента продаж и маркетинга ЗАО «ГК АМПС» Алан Годзоев.
Тем не менее техническая возможность есть. Правда, переоборудованию подлежит спецтехника не старше 2004 года выпуска. По словам нашего эксперта, нейтрализация выхлопных газов до уровня экологического класса не ниже Евро-4 в коммерческих автомобилях как европейского, так и китайского производства в основном достигается установкой на них системы селективной каталитической очистки выхлопных газов (SCR).
Принцип ее работы заключается в том, что электронный датчик определяет необходимый объем впрыска мочевины в выхлопную трубу, от взаимодействия с которой происходит нейтрализация окислов азота NO и снижение их выброса в атмосферу. Занимаются этим аккредитованные организации, которые после переоборудования выдают акт о проведении работ и протокол, который является действительным и не может быть оспорен.
А вот здесь, как говорят специалисты, лучше не искать простых путей. Так как при постановке автотранспорта на учет в ГАИ может быть назначена экспертиза, которая выявит факт покупки «липовой» бумажки. Сертификат аннулируют, в постановке на учет откажут.
Более того, игра не стоит свеч, протокол испытаний на соответствие нормам стоит около 15 000 рублей, в то время как «кустарный» сертификат обойдется на 5 000 дороже. Также мошенники дают обещание, что весь процесс займет не более одного дня. Желание сделать «по-быстрому» может привести к потере и денег, и времени.
Некоторые предприимчивые умельцы предлагают установить газобаллонное оборудование класса Евро-5. Только вот это, мягко говоря, шарлатанство. ГБО 5-го поколения никак не сделает транспортное средство соответствующим последнему требованию экологического стандарта.
Однако, как известно, из любого правила есть исключения. Ввоз техники только класса Евро-5 распространяется на все физические лица, а вот у юридических лиц есть небольшая «поправочка».
Последние имеют право на ввоз, например, китайской техники, соответствующей стандарту Евро-4. Для этого необходимо иметь соответствие от аккредитованного органа и ОТТС (документ, подтверждающий безопасность машины и соответствие норме выбросов вредных веществ в окружающую среду).
После вступления в силу закона о Евро-5 у некоторых встал вопрос: а что же делать тем, у кого техника более низкого класса? Если на службе еще есть модели, уровень соответствия которых не дотягивает и до 3-го или 4-го стандарта? Тоже переоборудовать? В этом случае тревога владельцев о необходимости соответствия экостандартам совершенно напрасна.
«Если автомобили с Евро-2 и Евро-3 приобретены компанией на законных основаниях с соблюдением правил сертификации и регистрации до введения ограничений по Евро-4, то, как известно, закон обратной силы не имеет, и компания может эксплуатировать такую технику до выработки полного ресурса. Однако вряд ли компания сможет продать такую технику на законных основаниях», — разъясняет Алан Годзоев.
Ничего делать не нужно. К примеру, техника Евро-2, ввозимая во время действия аналогичного стандарта, может законно эксплуатироваться и дальше. Правила распространяются только на ввоз из других стран транспортных средств на территорию России.
Юридическим лицам необходимо написать заявление (образец можно найти в Интернете или непосредственно в управлении Ростехнадзора). С собой обязательно захватить свидетельство о регистрации юридического лица и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Оба документа должны быть заверены печатями. На технику необходимо предъявить ПТС с дачей выдачи и возрастом транспортного средства. Для старой техники необходимо иметь документ о переоборудовании (без прохождения этой процедуры в Ростехнадзор можно даже не ехать).
Советы от руководителя департамента продаж и маркетинга ЗАО «ГК АМПС» Алана Годзоева:
В первую очередь нужно обратить внимание на продавца спецтехники. Рекомендую обращаться только к официальным дилерам или дистрибьюторам. У каждого серьезного производителя есть свой официальный представитель в Российской Федерации, на сайте которого вы наверняка сможете найти список всех дилеров по регионам страны. Недобросовестные участники ВЭД пытаются различными способами, и иногда даже успешно, ввозить на территорию РФ грузовики и т. д., не соответствующие требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Самыми распространенными способами являются:
На этапе ознакомления с документами на машину, чтобы свести к минимуму риск приобретения «проблемного» грузовика Shacman (Shaanxi), проверяйте:
Еще несколько советов:
Ну, а о последствиях приобретения такого автомобиля догадаться нетрудно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: