Прошедший Петербургский международный экономический форум оказался примечателен автомобильными премьерами и растущим интересом публики к беспилотным транспортным системам.
Большим событием форума стало заявление генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. Топ-менеджер рассказал участникам мероприятия о том, что вновь приехал на беспилотном грузовике. И если в прошлом году это была машина под кодовым названием «Маяк-1», то сегодня актуальной моделью является «Маяк-2».
Оба тягача созданы на базе «КАМАЗ-54901». Стоимость машины не раскрывается, однако, по оценкам экспертов, она в двое выше, чем у обычного грузовика.
Поездка прошла без происшествий, Когогин посетовал, что в дороге ему было скучно — настолько отточенным стал процесс управления беспилотным автомобилем. Сказалось и отсутствие водителя. Поэтому производители внедряют всё больше развлекательных сервисов для пассажира, не ограничиваясь мультимедиа и навигатором. Так, даже на обычных «КАМАЗах» уже сегодня устанавливаются высококачественные акустические системы.
«Подготовка нормативной базы потребует времени. Пока ещё люди у нас этого боятся. В нашу жизнь это придёт не только в грузовом, но и в легковом транспорте, но сперва на закрытых производствах и карьерах. Китайцы уже выводят беспилотники в эксплуатацию на промышленных объектах, а на дорогах общего пользования планируют к 2028 году массово запустить такси и каршеринг. На «Атоме» рассчитываем к 2029 году тоже внедрить беспилотные технологии», — заявил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Говоря о промышленных беспилотниках в Китае, отметим крупнейшее в мире единовременное развёртывание автономных карьерных самосвалов. Проект запущен компанией Huaneng Mengdong совместно с Huawei на месторождении угля Иминь во Внутренней Монголии. 100 беспилотных электрических грузовиков работают на 20% эффективнее традиционного управляемого транспорта.
«Это крупнейшее в мире единовременное развёртывание автономных карьерных самосвалов. Технология не только повышает производительность, но и значительно улучшает безопасность, исключая присутствие людей в опасных зонах», — отметил председатель Huaneng Mengdong Ли Шусю.
Отметим, что необходимым условием для развития беспилотной спецтехники является наличие скоростных линий связи. Так, на карьере в Имине развёрнута сеть 5G, обеспечивающая передачу данных со скоростью 500 Мбит/сек.
В России сети 5G пока функционируют в тестовом режиме, а над внедрением быстрого Интернета стандарта LTE (4G) на трассах работают ведущие операторы сотовой связи. В мае прошлого года пресс-служба «Автодора» заявила о том, что на автодороге М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург) связь лучше, чем в некоторых городах-миллионниках.
Эксперты агентства Telecom-daily провели тестирование, включая такие параметры как качество голосовой связи и просмотр видео на популярном видеохостинге. По данным экспертов, средняя скорость загрузки данных на всём протяжении дороги составило 55,5 Мбит/сек. Развёртывание сетей продолжается, обеспечивая необходимую инфраструктуру для перспективного развития беспилотных транспортных систем.
Кстати, беспилотные «КАМАЗы» поехали по М-11 не вчера. Пресс-служба автогиганта сообщила о первых четырёх автономных грузовиках в июне 2023 года. Запуск машин состоялся в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры», реализуемого Минтрансом в соответствии со Стратегией цифровой трансформации транспортной отрасли.
Техрешения, «обкатанные» на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров. К 2030 году беспилотники будут работать на 19,5 тыс. км федеральных дорог. Сегодня на трассе М-11 действует 18 автономных тягачей. Участниками пилотного проекта также стали НПО «СтарЛайн», «Глобалтрак Лоджистик» и ПАО «Магнит».
Сейчас беспилотный режим не означает полное отсутствие человека в кабине. Водители-испытатели контролируют работу системы и готовы в любой момент взять управление на себя. Их задача — следить за реакцией автомобиля на дорожные ситуации и корректировать действия алгоритмов, заявил генеральный директор компании NATCAR Илья Саттаров.
В разработке беспилотных проектов участвуют не только производители колёсной техники, но и IT-специалисты, логисты, а также опытные водители. Их действия изучаются и применяются для обучения ИИ. Однако полностью отказываться от человеческого управления не планируется — технология предназначена для решения проблемы нехватки персонала, а не для полной замены людей.
На онлайн-досках сегодня размещены вакансии водителей-испытателей беспилотных автомобилей. Таких специалистов ищут «КАМАЗ», SberAutoTech, «Яндекс», NATCAR. IT-компании развивают грузовой автономный транспорт, «Сбер» тестирует беспилотные системы на базе легковых автомобилей KIA Ceed SW.
На агровыставке «День поля» в Челябинской области презентовали новый сельскохозяйственный дрон. Это шестивинтовой распылитель весом более 100 кг и стоимостью свыше 1 млн рублей. Аппарат может работать как с жидкими, так и с гранулированными удобрениями. Полный цикл (заправка, замена аккумулятора и полёт) занимает 10–12 минут, при этом за один вылет дрон обрабатывает 2–3 га — это значительно ускоряет агроработы.
Помимо распыления, дрон подходит для мониторинга урожая, геодезии и аэрофотосъёмки. Часть его компонентов производят на Южном Урале. Подготовка операторов уже началась: в колледжах открыт набор по новой специальности, и первые абитуриенты уже подают документы.
Для обслуживания таких дронов построен дронопорт «Степь» — автономная станция, позволяющая управлять беспилотниками из любой точки мира. Она обеспечивает круглогодичный мониторинг полей, аэросъёмку и контроль агропроцессов.
Беспилотники активно внедряют и в других регионах. Например, в Самарской области дроны не только следят за посевами, но и засевают поля горчицей и донником, а также обрабатывают всходы от вредителей. В Чувашии их тестируют в картофелеводстве — для посадки клубней и защиты растений. В ближайшем будущем дроны могут начать участвовать в уборке урожая.
В 2024 году российский производитель сельхозтехники «Ростсельмаш» представил первую серийную модель беспилотного трактора. Аппарат прошёл испытания на полях Ставропольского края и показал на 23% более высокую эффективность по сравнению с традиционной техникой.
Некоторые возможности беспилотного трактора:
Агрохолдинг «Юг Руси» первым в России полностью перевёл одно из своих подразделений на беспилотные тракторы. За первый сезон использования: урожайность пшеницы выросла на 17%, затраты на ГСМ сократились на 8 млн рублей, потребность в механизаторах уменьшилась на 30%.
К 2030 году «Ростсельмаш» планирует выпустить полностью автономный агрокомплекс (от посева до уборки); снизить стоимость беспилотников до уровня обычных тракторов; начать экспорт технологий в страны Азии и Латинской Америки.
В середине июня стало известно о первом применении роботизированной техники в строительстве. В Санкт-Петербурге роботов пробуют применять при заливке фундаментов малоэтажных объектов, а для мониторинга используют робособак. Но, как и живой собаке, таким беспилотным гаджетам необходим человек, а опыт использования скорее негативный.
«Робот — это, по сути, не самый умный сотрудник с нулевыми знаниями, которому требуется предельно точная технологическая карта без двойных толкований, чтобы исключить любые отклонения от заданного алгоритма. Фактически, документы, чётко регламентирующие порядок действий, — это подготовка к роботизации, аналогичная обучению персонала», — пояснил директор по строительству Setl Group Виталий Ершов.
Внедрению беспилотников в строительстве мешает и их высокая стоимость. Так, робот-штукатур в Китае стоит около 80 тысяч долларов, а в России вдвое дороже. Поэтому на стройках получают распространение дроны, используемые в качестве средств фото- и видеофиксации строительных процессов.
Возможно, более реальные перспективы беспилотная спецтехника найдёт в дорожном строительстве. Соответствующее соглашение подписано на полях ПМЭФ между ГК «Нацпроекстрой» и АО «ГЛОНАСС». Партнёрство позволит внедрить новые технологии при возведении федеральных трасс.
Также совместная работа организаций предусматривает разработку стандартов и регламентов, обеспечивающих безопасность эксплуатации беспилотной техники в дорожном строительстве. Инновация поможет выполнять задачи национальных проектов в области транспортной инфраструктуры и формирования технологического суверенитета России в сфере беспилотных и навигационных сервисов.
На сегодня все автономные системы в России сталкиваются с препятствиями и вызовами. Среди прочих эксперты называют высокую стоимость внедрения (датчики, ПО, инфраструктура), зависимость от высокоскоростного Интернета (LTE распространен на 70% территории страны). А также юридические и этические моменты: отсутствие чётких стандартов для производителей и пользователей, опасения потенциальных пассажиров перед гипотетической поездкой без экипажа.
Условиями для развития и роста беспилотной отрасли являются господдержка, развитие сетей связи и партнёрство с Китаем.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: