С тем, что экскаваторы способны выполнять гораздо больше задач, нежели просто копать грунт, спорить уже никто не будет. Мы неоднократно писали о возможностях, которыми обладает эта техника за счёт навесного оборудования. Но обычно мы рассматривали типы экскаваторов со стрелами и рукоятями фиксированных размеров. И как-то незаслуженно все эти годы обходили телескопические варианты.
Собственно, рынок экскаваторов-планировщиков в России невероятно мал, продукт очень уж нишевый. Да и производителей становится всё меньше. АО «Мотовилихинские заводы» пытаются обанкротить, UMG выпускает одну модель под заказ, «Уралвагонзавод» так и не запустил серийное производство экскаватора с телескопической стрелой, Воронежский экскаваторный и «ТАС-Спецмаш» канули в Лету.
Из ближайших соседей выпуском этого вида техники ещё занимается белорусское СП «Святовит» (на основе продукции Кохановского экскаваторного завода, откуда и выросла компания). Но львиная доля рынка за словацким производителем CSM Industry s.r.o. Поставки надстроек с 1994 года организованы через юридические лица, именовавшие себя совместным предприятием, правда, в 2020 году «ЦСМ-Руслан-Сервис» ликвидировали, а в начале 2021 года исчезло и ООО «Корпорация ЦСМ-Руслан».
Тем не менее популярные словацкие экскаваторы-планировщики успешно ставят на отечественные и не только шасси ОАО «РИАТ» (под заказ) и завод «Строительные подъёмные машины» (входит в «Холдинг НПО» с ООО «ВолгоИнвест»).
«Экскаваторы-планировщики у нас в стране используются в основном в дорожном строительстве, службами МЧС, в нефтегазовом секторе и при проведении работ в жилищно-коммунальной сфере. Классическая строительная отрасль, занимающаяся городским строительством и возведением элементов логистической и социальной инфраструктуры, предпочитает традиционные локтевые экскаваторы на гусеничном ходу.
Но деление это весьма условное и основано на опыте поставок такой техники в эксплуатирующие организации», — говорит директор по маркетингу ООО «ВолгоИнвест» Алексей Корелов.
Телескопические экскаваторы отличаются от прочих способностью не только выдвигать стрелу, но и вращать навесное оборудование вокруг своей оси. Уже эти две возможности делают машину эффективным помощником при работе с откосами и насыпями длиной до 12 метров, рытье котлованов, загрузке самосвалов, восстановительных работах на трубопроводах, в тоннелях, под мостами и т. д.
Алексей Корелов также отмечает удобство эксплуатации при проведении работ в стеснённых условиях, например в тоннелях или под мостами, а также работ в условиях плотной городской застройки.
По словам эксперта, помимо традиционных экскаваторных ковшей различного объёма можно применять более 20 видов другого навесного оборудования, самыми востребованными из которых являются: планировочный ковш, гидромолот, дренажный ковш, различные профильные ковши, грейферный захват. Возможна установка и более экзотических навесок, например харвестерной головки для лесозаготовки или грузовой корзины.
Не будем забывать и про мобильность, ведь установки монтируют на привычные грузовые шасси. Правда, в свете последних событий об европейских пока можно забыть, а с китайскими ещё предстоит провести проектировку, монтаж, испытания, пройти сертификацию, получить ОТТС.
«Экскаватор-планировщик — это достаточно массивная надстройка, и для её монтажа нужно шасси соответствующей грузоподъёмности и габаритов. Из отечественных шасси в настоящее время для установки надстройки выбирается трёхосные полноприводные модели КАМАЗ или «Урал».
На шасси отечественного производства могут возникать проблемы с реализацией функции «микроход» (управление движением шасси из кабины оператора экскаватора), так как для этого нужно вносить изменения в работу электронного блока управления шасси», — рассуждает представитель «ВолгоИнвест».
Современный экскаватор-планировщик — технически сложная машина. Не то, что в 1941 году, когда американцы придумали соединить две балки, установить их на оснащённую телескопическими цилиндрами поворотную платформу на раме грузовика и закрепить на конце одной из балок отвал для перемещения грунта. После усовершенствования конструкции и получения патента авторы продали новинку местному производителю, который сейчас во всём мире известен машинами под брендом Gradall.
В СССР разработку США заприметили, и уже через 20 лет после изобретения на Бердянском заводе дорожных машин представили свою версию с гидроприводом на шасси КрАЗ-221. Но, как оказалось, машина немного опередила своё время, так как серийного производства гидравлических систем в стране Советов ещё не было, да и себестоимость планировщика в разы превышала обычные экскаваторы.
Тем не менее в начале 1970-х годов свои разработки представили ещё несколько заводов. Учтя ошибки предшественников, многие сделали унифицированные с серийными «землеройками» проекты. Это удешевило машины, и они пошли в массовое производство.
Развитие продолжилось в 1980-х годах, когда появились уже близкие к тогда ещё чехословацким аналоги. Причём все комплектующие, как водится в Советском Союзе, изготавливали сами, а не закупали у других стран. В 1990-х годах одну за другой разработки презентовал Кохановский завод из Беларуси.
А дальше из него вышел «Святовит». В России же разработкой новых моделей и уж тем более выпуском серийных моделей никто особенно не занимался, за исключением упомянутых в начале статьи предприятий.
К сожалению, объявленный почти 10 лет назад курс на импортозамещение никоим образом не отразился на сегменте экскаваторов-планировщиков. До сих пор нет ни одного образца, собранного только из российских компонентов. Хотя эксперты считают, что это очень даже вероятное развитие событий.
«Нет ничего невозможного, вопрос в желании и сроках, но для этого, конечно, потребуется «подтянуть» некоторые отрасли отечественной промышленности и в первую очередь производство гидравлики и гидравлической арматуры, а также качественных высокопрочных сталей», — поясняет Алексей Корелов.
С обслуживанием существующих моделей пока сложностей нет. По словам эксперта, главное — чётко соблюдать сроки проведения регламентных работ по техническому обслуживанию как шасси, так и экскаваторной надстройки. Качественные масла и оригинальные запчасти являются залогом надёжной работы техники на протяжении всего периода её эксплуатации.
Текст и фото: Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: