Утилизационный сбор на спецтехнику в 2021 г - iGrader.ru
утильсбор

Утилизационный сбор на спецтехнику в 2021 г

Правительство продолжает закручивать гайки в отношении импортных производителей спецтехники. Резко выросшие для россиян в цене из-за нестабильного курса валют европейские машины скоро могут стать ещё недоступнее. Министерство промышленности и торговли РФ завершило обсуждение проекта постановления о повышении утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы к ним.

Естественно, документ прошёл антикоррупционную проверку и получил одобрение со стороны общественности. Насчёт последнего, правда, есть сомнения. В пользу повышения утильсбора могли высказаться разве что российские производители, да сами чиновники.

Ну просто включим логику: вы – владелец компании, которой нужно приобретать экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, самосвалы, комбайны и прочие виды машин. И понимаете, что качественная техника уменьшит время простоев на ремонты и будет работать 24/7. Но как любой бизнесмен, переплачивать просто так вы смысла не видите. А вам говорят: мы тут повысим утильсбор в 2 раза, так что готовьтесь платить за технику дороже. Вы будете рады?

ДСТ

Нет, конечно же, давайте оперировать фактами. Рассмотрим проект нормативного документа. К слову, в последний раз в России поднимали утильсбор на спецтехнику в 2018 году. Для новых автогрейдеров с двигателями мощностью до 100 л. с. коэффициент расчёта размера утилизационного сбора (КУС) будет равен 7, а для ввозимых к нам из других стран моделей старше 3 лет – уже 42. При базовой ставке в 172 500 рублей утильсбор составит 1 207 500 рублей для новых и 7 245 000 рублей для подержанных машин.

CAT 140 GC
Cat 140 GC

В стоимость новых более мощных грейдеров с силовой установкой до 140 л. с. заложат утильсбор в размере 1 242 000 рублей. К цене ввозимых из других стран на вторичный рынок в возрасте от 3 лет добавят 7 452 000 рублей.

Коэффициент утильсбора для новых грейдеров мощностью от 140 до 200 л. с. заявлен на уровне 12,8, а для подержанных – 76,8. Для самых мощных с моторами от 200 л. с. этот показатель равен 23,2 и 139,2 соответственно.

А между тем, когда мы предлагали вам выбрать лучший автогрейдер, наши партнёры из агентства ID-Marketing рассказывали, что иностранные модели пользуются у нас большим спросом. Целых 17 заводов постоянно везут сюда свою продукцию.

По бульдозерам примерно такая же картина, но с другими цифрами. Итак, новые машины с двигателями до 100 л. с. получат коэффициент 7, до 200 л. с. – 16, до 300 л. с. – 24, до 400 л. с. – 33 и свыше 400 л. с. – 37,5. Для этих же моделей старше 3 лет установят коэффициенты – 42 для машин с ДВС до 100 л. с., 96 – до 200 л. с., 144 – до 300 л. с., 198 – до 400 л. с. и 225 – свыше 400 л. с. Что мы имеем? Например, популярная модель Shantui SD16 обладает мотором на 178 л. с., что вносит в стоимость новой машины 2 760 000 рублей, а в цену трёхлетней – 16 560 000 рублей.

Mecalac AS900
Mecalac AS900

Изменения коснулись и дорожных катков. Коэффициенты для новых машин с ДВС мощностью до 40 л. с. установят в размере 3,2, до 80 л. с. – 6 и свыше 80 л. с. – 8. Для б/у катков с силовыми установками до 40 л. с. коэффициент равен 19,2, до 80 л. с. – 36 и свыше 80 л. с. – 48. К слову, в этом сегменте импортная продукция превалирует над отечественной.

Собственно, как и среди экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, где коэффициент на новые модели с моторами до 65 л. с. тоже установят на уровне 4, а на трёхлетние и старше – 24. На новые «землеройки» до 160 л. с. – 11,6 и их подержанные версии – 69,6. Новые машины с ДВС до 250 л. с. получат коэффициент 16,2, а б/у – 97,2. И на самые мощные – свыше 250 л. с. – установят КУС 18,6 на новые и 111,6 на подержанные.

Повышение утильсбора коснётся и других видов дорожно-строительной техники.

Экскаватор SDLG

Сельскохозяйственная и лесная техника

На новые колёсные тракторы с мощностью силовой установки не менее 5,6 л. с. и менее 31 л. с. коэффициент остался прежним – 0,4. Но с учётом возросшей базовой ставки ввоз импортных моделей автоматически станет дороже. А на технику старше трёх лет КУС подняли до 2,4.

Увеличат и коэффициент по остальным модификациям тракторов с более мощными моторами от 1,2 до 23,2. Ладно, допустим, МТЗ попытается увеличить мощности в Татарстане, но слабо верится. Основную массу тракторов везут из Беларуси, и чуть меньше приходится на импорт разных моделей из других стран.

МТЗ Беларус
МТЗ Беларус 82.1

С гусеничными тракторами ситуация ещё хуже. Мало того, что спрос на них в последние 6 лет стабильно снижается, так ещё и стоить они будут дороже. На новые модели с двигателями до 101 л. с. коэффициент станет равен 7, до 201 л. с. – 16, а ещё мощнее – 24. На «гусянки» в возрасте от 3 лет установят коэффициенты 42, 96 и 144 соответственно.

Намного дороже станет ввозить в Россию комбайны. Новым зерноуборочникам сделают коэффициенты от 5,8 за модели с моторами от 161 л. с. до 24,3 за модели мощнее 401 л. с. Импортные силосоуборочные машины тоже станут финансов недоступными многим аграриям.

Ростсельмаш

Коммерческий транспорт

«Вангуем» и снижение доли продаж грузовых шасси и полуприцепов. Базовую ставку на них увеличат до 187 500 рублей. Но если сегмент грузовиков затронет только это изменение, то полуприцепы с допустимой массой свыше 10 тонн получат коэффициент 3,2 на новые модели, а на машины старше трёх лет – 39,6.

В пояснительной записке Минпромторг напоминает, что утилизационный сбор служит для «обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колёсных транспортных средств». Правда, какая связь между утилизацией в названии оброка и экологией – в пояснительной записке не указано.

Scania G400 4x2 Griffin
Scania G400 4×2 Griffin

Кому это нужно?

А теперь давайте вдумаемся. По оценке Торгово-промышленной палаты России, отечественные производители дорожно-строительной техники закрывают не более 15% от спроса. Хотя в пояснительной записке Минпромторга сказано, что российские заводы загружены на 50%. Там же говорится, что предприятия оборонно-промышленного комплекса собираются начать выпуск тракторов, бульдозеров, землеройной техники, дробильно-сортировочных комплексов. Но все же понимают, что по некоторым видам техники у российских производителей попросту нет возможности быстро спроектировать модели «с нуля» и наладить массовый выпуск.

Так в чьих интересах действует Минпромторг РФ? Мы подозреваем (но это не точно), что тут не обошлось без вмешательства Торгово-промышленной палаты, с коей министерство очень тесно сотрудничает. А конкретнее, председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константина Бабкина. Он же – президент ассоциации «Росспецмаш», в которую входят отечественные производители техники. На протяжении последних лет г-н Бабкин лоббирует заградительные меры для иностранных конкурентов.

К слову, в заявлении ассоциации от 25 января 2021 года недвусмысленно сказано, что рост ставок утильсбора приведёт к дополнительному финансированию программ господдержки потребителей спецтехники. Мол, бюджет получит больше денег, которые можно будет направить на льготный лизинг. Только вот в том же заявлении говорится, что российские заводы столкнулись в 2020 году с нехваткой импортных компонентов, а также с увеличением их стоимости. А так как пока ещё ни одна российская модель техники не обходится без иностранных комплектующих, то явно вырастет и конечная стоимость.

Галичанин КС-55713-5В-1
Галичанин КС-55713-5В-1

В итоге, на рынке может сложиться ситуация, когда потребитель будет платить за российскую технику почти столько же, сколько ещё год назад стоила импортная. Но и многие машины с ярлыком «Сделано в России» клиент может ждать по несколько месяцев, пока заводы смогут удовлетворить спрос.

Если с автокранами «Галичанин», «Клинцы», «Ивановец», бульдозерами «ЧЕТРА» или «ЧТЗ», комбайнами «Ростсельмаш» и тракторами «Кировец» проблем с наличием у дилеров пока нет, то тех же телескопических погрузчиков, дорожных катков, экскаваторов-погрузчиков или фронтальных погрузчиков на потребности рынка не хватит.

Поэтому здесь видится совсем другая перспектива – большинство потребителей, голосуя рублём, попросту будут чинить старые машины, пока могут, и покупать б/у оборудование внутри России.

Мнения

Повышение ставок утильсбора и коэффициентов вовсе не приведёт к помощи производителей техники, считает депутат Государственной Думы Сергей Миронов. Он говорит, что в прошлом году за счёт утильсбора в бюджет планировали собрать больше 400 миллиардов, ставку подняли на 110%, при этом поддержка автопрома составила 45,5 млрд рублей.

В этом году ставку предлагают увеличить «всего» на четверть, однако господдержка отрасли не вырастет, а упадёт в 2,5 раза – до 17,5 миллиардов рублей! Выходит, государство всё больше забирает за счёт утилизационного «налога» и всё меньше отдает обратно. Подобная арифметика провоцирует рост цен на автомобили – ничем не обоснованный и не компенсированный, уверен парламентарий.

В Hitachi Construction Machinery Eurasia прогнозируют рост цен на дорожно-строительную технику в пределах 15-20% из-за повышения утилизационного сбора. Как следствие, это вызовет падение рынка спецтехники, а также будет способствовать увеличению себестоимости проектов, в том числе национальных, в которых применяются эти машины.

«На сегодняшний день доля рынка техники нероссийского изготовления (импортированные машины и выпущенные в РФ на производстве, не отвечающем критериям локализации), которая подлежит обложению утильсбором без возможности его компенсации за счёт госсубсидий, составляет, по нашим оценкам, от 80 до 90%.

Таким образом, рост цен на спецтехнику неизбежен, а идея увеличения ставки утилизационного сбора в условиях пандемии, вызванной короновирусной инфекцией, и отсутствия экономического роста вряд ли может являться обоснованной», – делится руководитель группы по планированию и управлению продажами Hitachi Construction Machinery Eurasia Максим Быковский.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, объём продаж дорожно-строительной техники за 3 квартала 2020 года уже снизился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. И повышение ставок и коэффициентов утильсбора никак не поспособствует росту рынка.

«Например, утильсбор на экскаваторы-погрузчики, который сейчас составляет 690 000 рублей, может увеличиться до 2,001 млн рублей. Очевидно, что это существенный рост. Какое-то время спрос можно будет закрывать импортированной до повышения техникой, но, когда склады опустеют, велика вероятность стагнации рынка. В дальнейшем потребители адаптируются к новым ценам, как это случалось в прошлые годы, однако сложно сказать, как быстро это произойдёт, поскольку до 2021-го мы не сталкивались с таким существенным ростом ставок.

Повышение утильсбора негативно скажется и на конкуренции на рынке спецтехники: качество и надёжность продукции российских производителей оставляет желать лучшего, но в некоторых случаях клиенты будут вынуждены покупать отечественные машины из-за разницы в цене, вопреки своим желаниям выбирая не лучшую технику для бизнеса», — считает региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Пётр Плаунов.

p. s.

От редакции: мы ни в коем случае не выступаем ни на чьей стороне в вопросе производства техники. «Грейдер» – за здоровую конкуренцию, а выбор всегда за потребителями, которых мы, кстати, просим высказать своё мнение по поводу увеличения утильсбора в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: