Рынок аренды строительной техники в условиях санкций

«Пока рынок держится и обороты не снижаются, по сравнению с прошлым годом, но развитие немного замедлилось. Ситуация осложняется тем, что во время пандемии объёмы производства строительного оборудования сократились, и ещё до введения санкций заказать европейскую или американскую технику было сложно. Сроки поставок сдвигались на конец этого года и на следующий. А теперь и вообще невозможно приобрести новое оборудование», — рассказал в беседе с нами президент Национальной ассоциации арендодателей строительной техники (НААСТ) Валерий Клименко.

При этом, по его словам, позитивный тренд на аренду оборудования сохраняется. Что схоже с картиной на европейском рынке, где компании закончили 2020 год с минусом 7%, а в прошлом году прибавили 6%. Но в текущей ситуации необходимо кардинально менять политику работы.

«За последние 11 лет стоимость гусеничного экскаватора увеличилась в 4 раза, а цена аренды в лучшем случае в полтора раза. В 2022 году рынок арендных компаний разделился. В большинстве те, кто набрал заёмные средства в виде кредитов и лизинга. Они решили работать за любые деньги, так как нужно чем-то возвращать эти займы.

В меньшинстве арендные компании, которые, начиная с третьей декады февраля, решили работать только за дорого. Лучше стоять и ничего не делать, но по дешёвым ставкам не сдавать технику. Я тоже считаю, что это более правильный подход», — заявил на конференции «Аренда в условиях санкций: обмен опытом и прогнозы» член правления НААСТ Олег Малаховский.

Он объяснил, что арендодатели столкнулись с боязнью увеличивать цены из-за риска остаться без работы. А заказчики либо не видят реального положения дел, либо не могут согласовать с генеральным подрядчиком удорожание, либо рассчитывают на безвыходное положение арендных компаний.

А меж тем для выживания в текущих условиях в ставку аренды уже стоит закладывать рост стоимости комплектующих, варьирующийся о 30 до 100%. Более того, некоторые поставщики вообще расторгают договоры в одностороннем порядке.

Также в стоимость нужно включить увеличение расходов на фонд оплаты труда механиков и операторов, тем более по итогам 2021 года кадровый дефицит вырос на 30%. Добавим ко всему возросшие амортизационные расходы и получим необходимость поднять цены.

Кроме того, в связи с введением моратория на исполнительное производство возник риск неплатежей со стороны клиентов арендных компаний.

«Мы сейчас все понимаем, что логистика стал дороже. Если это не  прямая логистика через Азию, то умножайте цену на полтора, если это доставка техники из США, то умножайте на два. Сейчас очень популярна схема доставки из США и Евросоюза через Турцию.

Только нормально организовать её могут далеко не все. Кроме физического движения груза есть ещё оформление документов, денежные переводы. И нужно знать, как это делать правильно», — поделился руководитель отдела мультимодальных перевозок и таможенного оформления ООО «Навиния Рус» (Nawinia) Михаил Романенко.

Среди других проблем, связанных как раз с текущей ситуацией на  рынке, — криминальные схемы. В условиях дефицита комплектующих активизировались жулики. Они предлагают к продаже запчасти или технику на разбор по вполне приемлемой стоимости. Только вот оказывается, что детали сняты с ворованных машин.

Рынок аренды строительной техники в условиях санкций

Как объяснил региональный директор ООО «Фортрент» Сергей Иванов, в среднем в год с России угоняют около 1 000 единиц строительной и коммерческой техники. Из них 25% приходится на сельскохозяйственный сегмент и ещё 15%  — на пассажирский транспорт.

А вот уровень раскрываемости таких преступлений не превышает 10%. Зато если технику или детали с неё найдут у соблазнившихся на цену арендных компаний, то это и удар по репутации, и потеря купленного.

Справедливости ради отметим, что проблема с кражами присуща не только России. В странах Европы крадут 30 000 единиц тяжёлой техники стоимостью свыше 10 000 евро. Но вернёмся к ситуации на родной стороне.

Г-н Иванов привёл данные страховых компаний о росте краж запчастей с техники во время аренды на 47% по сравнению с прошлым годом. Как правило, после возврата оборудования арендные компании не устраивают доскональную проверку, вследствие чего обнаружение подмены детали или её отсутствия происходит несвоевременно. А так как детали немаркированы, доказать факт подмены практически невозможно.

Эксперт рекомендует устанавливать на технику механические и электронные системы защиты, GPS-мониторинг, телематику и делать пометки на дорогих компонентах. Это позволит минимизировать риски.

Рынок аренды строительной техники в условиях санкций

Пути обновления парков техники

Весной отечественным арендным компаниям пришлось перейти на пополнение своих парков родной техникой. С января по март прирост продаж составил 39%. Естественно, на коне сейчас и строительные машины из Поднебесной: за период с 2019 по 2022 годы их доля увеличилась с 10 до 41%.

Слабым местом рынка по-прежнему остаётся послепродажное обслуживание. Это затронуло как крупных игроков, которые ранее представляли европейские и американские бренды, так и дилеров некоторых азиатских компаний. Вроде и сервисные бригады обучены, могут починить машины любого производителя. Были бы запчасти, с которыми, к сожалению, беда.

«Мы выбрали в партнёры компанию Sany, у них хороший модельный ряд, быстрая поставка, но по запчастям сложности. Мы уже обратились к производителю, знаю, что и другие крупные компании уже стучатся к Sany.

Число дилеров резко выросло, и новые всё появляются и появляются, в том числе и крупные, как «Лонмади» или «Трактор-деталь».

Вот эта жажда наполнить рынок Китаем имеет как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что техники будет больше, запчастей тоже и цена для клиентов станет меньше, а со временем вырастет уровень сервиса.

Недостаток в том, что многие перекупщики будут только продавать машины, а  интереса обслуживать её не будет», — поделился коммерческий директор ООО «ТехПортАвтоСервис» Илья Сайгин.

Кстати, эта компания продолжает выступать дилером брендов Case, Volvo Trucks, Renault Trucks, Ammann и ряда других. И, по словам г-на Сайгина, лучше всех себя повели в представительстве CNH Industrial (в которую входит Case). Они не  отказались от гарантийных обязательств и стараются, хоть и  негласно, поддерживать дилеров и по  наличию запчастей, и по оказанию сервисных услуг.

Да, с поставками техники есть трудности, но компания частично восполнила этот пробел через Турцию, организовав поставки экскаваторов-погрузчиков. Представители CNH Industrial также нашли способ поддерживать дилеров в плане поставок комплектующих. Хотя и  там включили режим экономии и предлагают часть комплектующих восстанавливать.

С Ammann, который остановил поставку катков полностью, ситуация неоднозначная. «ТехПортАвтоСервис» и рад бы продолжить поставки техники, которую ценят и арендные, и строительные компании. Но пока приходится искать обходные пути через посредников в странах СНГ.

А вот с KoneCranes всё плачевно: шведы запретили всем своим дилерам в других странах отгружать ричтраки, штабелёры и погрузчики в адрес России. То же самое и по запчастям.

Другая шведская компания, Volvo Trucks, тоже остановила поставку техники. Дилеров поддерживают компонентами с московского стока, но запасы не безграничны, а  производитель запчасти в Россию не везёт.

Кстати, г-н Сайгин отметил помощь в работе со стороны лизинговых компаний, которые предлагают клиентам разные варианты, снижают ставки и авансовые платежи и  ищут варианты предоплаты для техники, которая находится за  пределами нашей страны, чтобы зафиксировать цену в рублях. А  финансовый партнёр Case — лизинговая компания «ДЛЛ Финанс»  — рассматривает вариант выкупа техники для себя с последующей сдачей в аренду.

Олег Малаховский рекомендует тем, у кого есть собственные средства, скупать машины и оборудование на вторичном рынке, ведь сейчас возросло число тех, кто для пополнения оборотных средств будет реализовывать свою технику. Сюда же относится избавление от  неликвида и перепродажа договоров лизинга, заключённых ещё по низким ставкам.

Рынок аренды строительной техники в условиях санкций

К слову, спрос на строительную технику растёт, несмотря на сложившуюся ситуацию. По данным руководителя отдела продаж вертикали «Услуги» в ООО «КЕХ еКоммерц» («Авито Услуги») Дмитрия Грунина, в конце февраля действительно наблюдался спад по количеству объявлений о продаже оборудования, но он совпал с сезонностью.

В марте, апреле и мае число предложений пошло в рост. Причём как по продаже, так и по аренде. Последняя, кстати, превышает показатели числа объявлений годом ранее.

А вот рынок коммерческого транспорта, по крайней мере, на «Авито» просел и пока не растёт. В том числе и по аренде. Но вернёмся к строительной технике.

Тем, кто не желает расставаться с европейскими брендами, на помощь идут партнёры из Узбекистана. Местные компании готовы выступать посредниками, закупать технику и комплектующие, якобы, для себя, а далее отправлять товар в Россию. К плюсам этой схемы можно отнести нулевое налогообложение, а к минусам — непредсказуемые комиссии при переводе валют и наценку из-за логистики.

Другой вариант — открыть в Узбекистане дочернюю компанию и  напрямую заключать договоры с европейскими поставщиками запчастей и техники.

С техникой из Японии ситуация следующая. Её можно покупать через посредников в Армении. Но привезти напрямую транзитом через Россию с острова производителя запрещено. Поэтому сначала машины отправляют в Китай, далее в Казахстан и Азербайджан через Каспий.

«Ехать через Иран не очень надёжно и безопасно. В Евросоюз доставлять можно через Турцию или Румынию. Сейчас восстанавливаются паромы Ro-Ro для перевозки самоходной техники. Проехать напрямую не получается, перевозчиков не пускают. Водители госномера меняют с российских на казахские, но это не помогает», — сообщил Михаил Романенко.

Рынок аренды строительной техники в условиях санкций

Лизинг остаётся

Рынок набравшего в последние годы популярность финансового инструмента для приобретения техники после февраля тоже получил хорошую встряску. После того как Центробанк поднял ключевую ставку, лизинговым компаниям тоже пришлось пойти на ужесточение условий для клиентов.

«Все мы видим, что происходит в  последнее время. Мы называем эти условия турбулентными. Да, наблюдается тренд увеличения стоимости спецтехники. Если в 1 квартале 2021 года в среднем единица стоила 6,7 млн рублей, то сейчас уже 9,8 млн рублей. Это вызвало рост продаж подержанной техники с 13 до 19%»,  — привёл данные заместитель директора департамента продаж ООО «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин.

При этом резко выросла популярность китайской техники. Её доля приобретения в лизинг увеличилась на 30%. В список востребованных вошли модели SDLG с 17,7%, XCMG с 15,1%, LiuGong с 8,6%, SANY с 7,4%, Lonking с 6,9%, LGMG с 6,6%, Shantui и Hangcha с 4%, Zoomlion и JAC с 3,7%.

Г-н Фомин отметил, что лизинг остаётся инструментом, позволяющим арендным и строительным компаниям сохранить бизнес и выполнить свои обязательства по госконтрактам, субподрядам и прочей коммерческой деятельности. Тендеры по госзакупкам на возведение и ремонт инфраструктурных объектов никуда не исчезли, наоборот, их стало больше.

«Когда ключевая ставка подорожала, деньги для всех подорожали. А у клиентов потребность в дополнительных заёмных средствах никуда не исчезла. Деньги нужны для поддержания бизнеса, а лизинг  — это инструмент, который как раз помогает клиентам обеспечивать дополнительные заёмные средства для исполнения своих обязательств.

Отложенный спрос всегда был и будет. А лизинг помогает экономить на налоге на прибыль, на  НДС», — напомнил представитель «Газпромбанк Автолизинг».

Он также добавил, что пока дилеры ощутили на себе спад продаж, как раз лизинг может помочь им удержать клиентов, у которых нет свободных денег. Спикер признал, что весной, действительно, услуги сильно подорожали со средней ставки в 21% до 45% из-за взаимосвязи с банками, где лизинговые компании берут деньги для финансирования сделок.

Но когда Центробанк начал понижать ключевую ставку, услуги арендного выкупа тоже стали доступнее. Естественно, что ставка лизинга не сравняется с  показателем ЦБ: например, когда главный банк России установил свой инструмент денежно-кредитной политики на уровне 11%, компании готовы были подписывать договоры на технику под 28%.

Николай Фомин объяснил эту разницу заложенным процентом за обслуживание кредита, нормой прибыли и дополнительными рисками. Что вызвало ропот среди собравшихся: слишком уж большую разницу заложили в финансовом учреждении.

Сгладить этот момент призваны госпрограммы, предоставляющие субсидии на покупку техники. Например, на приобретение белорусских машин предусмотрена скидка в размере 2/3 от ключевой ставки Центробанка. Что, впрочем, капля в море. А вот субсидии от Минпромторга пока на паузе, и, по прогнозу г-на Фомина, в этом году их вряд ли дождутся.

Но свои условия поддержки есть и у самих лизинговых компаний. Например, «Газпромбанк Автолизинг» совместно с «Тонаром» и JCB предлагают скидку в 10% от стоимости машины. Другой востребованный инструмент, о пользе которого почему-то знают ещё не все, — возвратный лизинг. Хотя продукт этот на рынке не новый. Это разновидность лизинга, где продавец и покупатель, по сути, — одно и то же лицо или группа взаимосвязанных компаний.

Рынок аренды строительной техники в условиях санкций

«Возвратный лизинг используют как замену другой потребности, например, для сделок по приобретению какого-либо оборудования, которое лизинговая компания не готова финансировать, или для избежания иностранного контракта, или для пополнения оборотных средств. Как это работает?

Юридическое лицо является владельцем техники, которую само же у себя покупает через лизингодателя. То есть лизинговая компания оплачивает технику юридическому лицу как продавцу, и он может распоряжаться деньгами», — разъяснила региональный директор по ЦФО ООО «Интерлизинг» Елена Банникова.

Главное условие — передача прав на технику лизингодателю с перерегистрацией в Гостехнадзоре или ГИБДД. После выплаты всех платежей предмет лизинга возвращают в собственность пользователя. По словам г-жи Банниковой, раньше финансовые учреждения редко применяли этот инструмент в силу больших рисков.

Например, сложно было оценить возможность дефолта получателя лизинга или техническое состояние самой техники. Сейчас в условиях, когда банки менее охотно выдают кредиты, особенно малому бизнесу, а техника дорожает, у лизинговых компаний уменьшились риски закрыть сделку с отрицательным результатом.

Кстати, снизились и требования к возрасту техники на момент окончания договора. Если раньше он составлял 8 лет, то сейчас это 10 лет. Но есть и исключения, всё зависит от конкретного клиента. Елена Банникова не скрывала, что возвратный лизинг компенсирует падение продаж на рынке, так что в выигрыше остаются все стороны.

Рынок аренды строительной техники в условиях санкций

Что дальше?

По мнению Валерия Клименко, ведущего деятельность в арендном бизнесе с 1989 года, текущая ситуация намного тяжелее всех предыдущих кризисов, включая 1998 год, когда произошёл резкий обвал рубля. Если положение не изменится, то компаниям попросту не на что будет приобретать оборудование, остановится коммерческое строительство. По словам президента НААСТ, в двух столицах жилищное строительство рухнуло на 50%, а в регионах этот показатель доходит до 90%.

До осени на существующих контрактах крупные арендодатели протянут, а дальше придётся разбирать часть европейской техники на запчасти, чтобы поддерживать работоспособность другой части парка.

Олег Малаховский рекомендует держать голову в холоде и не делать поспешных решений, особенно не покупать втридорога технику и запчасти. Также он советует не копить дебиторскую задолженность, хватаясь за заказы без предоплаты, и проанализировать состояние активов. Возможно, стоит избавиться от непрофильных или неликвидных. Да и в целом нужно пересмотреть бизнес-процессы, упростить их и оптимизировать штат.

«Я бы хотел привести цитату Льюиса Кэрролла: «Сейчас такое время, когда нужно бежать, чтобы стоять на месте, а чтобы двигаться вперёд, надо двигаться в два раза быстрее». Поэтому стоять на месте нельзя», — резюмировал Илья Сайгин.

При этом доля продаж техники в количественном показателе падает, говорит Николай Фомин. Он прогнозирует, что снижение по итогам года достигнет 40%. Но в финансовом плане падений эксперт не ожидает.

Николай Фомин, заместитель директора департамента продаж ООО «Газпромбанк Автолизинг»
Николай Фомин, заместитель директора департамента продаж ООО «Газпромбанк Автолизинг»

Николай Фомин, заместитель директора департамента продаж ООО «Газпромбанк Автолизинг»

«Финансирование покупки спецтехники занимает уверенное третье место после коммерческого транспорта и легковых автомобилей. В совокупности эти три сегмента занимают долю практически в 60% от общего объёма продаж машин в лизинг. В последние 4 года сложился положительный тренд — финансирование техники прирастает примерно на 50% ежегодно».


Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Case | Sany | Volvo | аренда | лизинг | субсидии
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: