Карьерные экскаваторы: новые реалии и перспективы

Карьерные экскаваторы: новые реалии и перспективы

В современных условиях российская горнодобывающая отрасль переживает непростой период трансформации. Как отмечают эксперты, ситуация с горными и карьерными гидравлическими экскаваторами в России складывается не самая простая. Если раньше основными поставщиками были Komatsu, Hitachi и Cat, то теперь эксплуатанты вынуждены искать альтернативы и пытаться продлить максимальный срок жизни машин этих брендов.

По мнению специалистов, в условиях ограничений на импорт традиционных западных компаний особо покупать нечего, что создаёт определённые сложности для предприятий, зависящих от надёжной техники.

«В настоящий момент многие китайские производители предлагают гидравлические экскаваторы, которые по своим характеристикам не уступают упомянутым. Другое дело, что опыт их эксплуатации пока не столь велик, чтобы говорить о возможности полноценной замены», ― отмечает руководитель направления продажи «Майнинг и переработка» ООО «Трактородеталь Групп» Андрей Юшев.

Эту мысль подтверждает и начальник отдела продаж ООО «МК Кранэкс» Александр Белин, который констатирует, что на российском рынке карьерной и горной техники идёт замена устаревающих гидравлических экскаваторов на технику китайских производителей — в первую очередь Sany, XCMG и других. Кроме того, эксперт указывает, что в условиях ограничений на импорт традиционных брендов значительный объём техники Komatsu поступает в страну через механизмы параллельного импорта.

«Современная индустрия тяжёлого машиностроения Китая вышла на передовые позиции в мире. Опираясь на многолетний опыт, полученный, к примеру, при сборке той же техники Komatsu, Hitachi и Cat, китайские компании, привлекая специалистов со всего мира, разрабатывали собственные уникальные продукты», ― поясняет заместитель генерального директора по продажам ДСТ ООО «Тимбермаш Байкал» Виль Багаутдинов.

Он приводит в пример SANY, которая за последние несколько лет стала одним из мировых лидеров по производству и продаже большого перечня спецтехники. По его опыту, карьерные экскаваторы этого бренда успешно работают на российских добывающих предприятиях в течение последних пяти лет, демонстрируя высокие показатели производительности. Относительно комфорта и безопасности работы оператора спецтехники китайским производителям есть что предложить. И даже превзойти технологии ушедших с рынка брендов.

«SANY применяет запатентованные технологии фильтрации топлива и программного обеспечения, что позволяет повысить эффективность, увеличить производительность и продлить срок службы оборудования. При этом, заглянув под „капот”, покупатели обнаружат хорошо знакомые и надёжные агрегаты от проверенных поставщиков: Isuzu, Cummins, Kawasaki, KYB – оригинальные компоненты с подтверждённым происхождением», ― уточняет г-н Багаутдинов.

Карьерные экскаваторы: новые реалии и перспективы

Относительно требований, предъявляемых к карьерным экскаваторам, мнения экспертов сходятся в том, что потребители хотят иметь аналог привычных им машин западных брендов — как в плане оснащённости, так и в плане надёжности и ремонтопригодности. Как указывает Андрей Юшев, что касается первого, то китайские производители этого практически достигли, насчёт второго — виден очевидный прогресс, особенно у крупнейших китайских брендов, серьёзно занимающихся производством карьерной техники.

«Потребители ожидают, что техника сможет работать круглосуточно без простоев и поломок, обеспечивая максимальную производительность. Важным показателем при этом является высокий коэффициент технической готовности (КТГ), который отражает способность экскаватора эффективно выполнять задачи в условиях интенсивной эксплуатации», ― акцентирует внимание Александр Белин.

Карьерные экскаваторы используют на опасных производственных объектах, поэтому они должны иметь соответствующую сертификацию, напоминает представитель «Тимбермаш Байкал». По его словам, при выборе техники потребители обращают внимание на следующие факторы: компонентную базу машины, подтверждённый опыт эксплуатации, производительность в реальных условиях.

Отдельно г-н Багаутдинов подчёркивает особое значение наличия развитой сервисной сети и складов запасных частей вблизи места применения, поскольку экскаватор ― технически сложное оборудование.

Карьерные экскаваторы: новые реалии и перспективы

В карьер без оператора

Вопрос о перспективах внедрения беспилотных или дистанционно управляемых горных и карьерных экскаваторов вызывает особый интерес у потребителей. По мнению Андрея Юшева, это неизбежный этап развития технологий. Автономная машина гораздо менее опасна для человека, чем пилотируемая, поскольку там просто некому причинять вред.

«Перспективы внедрения беспилотных и дистанционно управляемых технологий в горной и карьерной технике существуют и активно развиваются. Однако на начальном этапе инновации чаще будут применять в самосвалах.

В дальнейшем, по мере совершенствования технологий и накопления опыта, беспилотные системы начнут внедрять в более сложные машины: бульдозеры, грейдеры ― и только после этого — в землеройную технику. Экскаваторы предназначены для решения более сложных задач и требуют более продвинутых систем автоматизации и безопасности», ― даёт свою оценку Александр Белин.

Работа карьерных экскаваторов происходит в условиях динамично меняющегося ландшафта. И оператору необходима высокая квалификация для принятия оперативных решений на месте: определения необходимости подсыпки, контроля положения машины, её нагрузки во время работы и т. д., подтверждает Виль Багаутдинов.

Он подчёркивает, что оператор должен иметь чёткий обзор окружающей обстановки в любое время суток и при любых погодных условиях. Однако эксперт однозначно утверждает, что технологии дистанционного и беспилотного управления будут развиваться. Достигнув необходимого уровня надёжности, они получат широкое распространение, что позволит увеличить безопасность работ и обеспечить более высокую и прогнозируемую производительность.

А что касается распространения электрических моделей, то и в России, и в других странах уже много успешных примеров. По данным представителя «МК Кранэкс», основным критерием при выборе гидравлического экскаватора или машины с электроприводом является стоимость топлива/электроэнергии.

Поскольку в удалённых регионах цена на дизель значительно увеличилась и продолжает расти, а затраты на электричество остаются более стабильной, у техники без ДВС однозначно высокий потенциал. Эксперт приводит в пример китайские горно-обогатительные комбинаты, где эта тенденция хорошо прослеживается.

«В России и в мире широко применяют канатные экскаваторы для вскрышных работ на верхних участках, и в определённых условиях они действительно эффективны. Однако, в отличие от гидравлических, они имеют ряд существенных недостатков: необходимость создания инфраструктуры для подключения к источнику питания, дальность работы ограничена примерно 350 метрами из-за потерь напряжения в кабеле, большая масса и габариты при сравнимом объёме ковша», ― г-н Багаутдинов.

Он напоминает, что компания SANY предлагает альтернативу ― электрогидравлические модели SY1650E и SY3000E с ковшами объёмом 10 и 15 м³ соответственно, более манёвренные и производительные, чем канатные экскаваторы, при этом их стоимость ниже. Однако из-за привязки к источнику питания сфера их применения также ограничена.

Карьерные экскаваторы: новые реалии и перспективы

Прогноз неочевиден

Ситуация на рынке карьерных и горных экскаваторов в последнее время не радует. Все эксперты сходятся во мнении, что в прошлом году и в первом квартале этого года продажи горной техники снизились. Андрей Юшев объясняет это сокращением объёмов горных работ. Он говорит, что сейчас рынок переживает не лучшие времена, и пока сложно предположить, сколько продлится этот спад. Однако, учитывая важность горной отрасли для России, а также для всего мира, эксперт делает осторожные предположения, что с 2027 года начнётся рост.

Ситуация на рынке карьерных и горных экскаваторов тесно связана с состоянием ключевых отраслей: угледобычи и добычи железной руды, объясняет Александр Белин, добавляя, что снижение спроса и производственной активности в этих секторах напрямую влияет на объёмы ввоза и закупок новой техники. Согласно текущим реалиям, в «МК Кранэкс» прогнозируют дальнейшие сокращение ввоза техники.

«Действительно, мы наблюдаем спад продаж карьерной техники, обусловленный в числе прочего низкой стоимостью сырья на мировом рынке, высокими затратами на логистику внутри страны и укреплением рубля. Добывающие предприятия переживают сложный период адаптации к динамичной ситуации на рынке, в которой долгосрочное планирование затруднено. При этом большинство нуждается в обновлении парка техники, так как далеко не все успели провести его в 2022-2023 годах.

Возможно, из-за опасений в отношении новых брендов из Китая. Рост валюты и снижение ставки ЦБ будут способствовать постепенному восстановлению рынка. Предполагаю, что процесс восстановления покупательской способности будет небыстрым и займёт время как минимум до 2027 года», ― предлагает свою точку зрения Виль Багаутдинов.

В условиях современных реалий, когда выбор техники становится всё более ответственным решением, именно комплексный подход к обслуживанию и поддержке машин становится тем ключевым фактором, который позволяет минимизировать простои и обеспечить стабильную работу карьеров и разрезов.

Внедрение новых технологий, будь то электрические модели или системы дистанционного управления, требует не только качественной техники, но и квалифицированного сервисного сопровождения, что делает выбор надёжного партнёра при покупке карьерного экскаватора не менее важным, чем покупка самого оборудования.

Андрей Юшев со своей стороны также отмечает значимость ответственности дилера, который поставляет карьерную технику, оказывает гарантийное и постгарантийное обслуживание. По его словам, выбирать надо не просто китайский бренд, а опытного партнёра на территории России, который имеет компетентную сервисную службу с быстрым реагированием, а также совместно с заказчиком формирует склад запасных частей.

Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Caterpillar | Cummins | Hitachi | Isuzu | kawasaki | Komatsu | Sany | XCMG | кранэкс
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: