ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.
Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ
На днях Ассоциация Европейского Бизнеса провела виртуальную пресс-конференцию, посвящённую российскому рынку дорожно-строительной и спецтехники. Эксперты рассказали об основных тенденциях 2021 года и поделились своими ожиданиями и прогнозами относительно ближайшего будущего сферы.
По словам генерального директора АЕБ Тадзио Шиллинга, 2021 год — по аналогии с 2020-м — стал периодом, когда не только рынок ДСТ, но и экономика России и всего мира столкнулись с последствиями всплеска и быстрого распространения коронавирусной инфекции.
Именно «выживание» в этих непростых условиях стало основной характеристикой ушедших 12 месяцев.
«В этот сложный период российская экономика проявила свою стрессоустойчивость, — рассказывает г-н Шиллинг. — В соответствии с данными, опубликованными Минэкономразвития страны в декабре 2021 года, объём промышленного производства в России увеличился более чем на 5%, что позволило полностью отыграть сокращение 2020 года».
Одним из ключевых драйверов в этом процессе выступила отрасль машиностроения, чей общий рост, по словам эксперта, составил 9,7%.
В 2021 году отечественный рынок дорожно-строительной и спецтехники развивался под воздействием широкого и плотного шлейфа проблем, возникших в результате глобального локдауна.
«После великого спада рынка, который случился в 2014 году, на протяжении последующих лет восстановление шло очень вялыми темпами, — говорит председатель Комитета ДСТ и спецтехники Андрей Комов, описывая нынешнюю ситуацию. — Это привело к тому, что значительная часть парка техники на рынке устарела и выпала из эксплуатации, а значит, сформировался значительный отложенный спрос на новые, соответствующие современным требованиям машины».
Кто знает, получилось ли бы удовлетворить этот спрос в полном объёме, не случись пандемия и всё из неё вытекающее. В реальности же коронавирусные ограничения вылились в простаивание производств, проблемы с логистикой и пресловутый дефицит электронных компонентов… Как результат, сроки поставок и глубина размещения заказов значительно увеличились, что привело к дефициту машин на рынке.
Этот дефицит продолжается до сих пор.
Пандемийный период безо всякого преувеличения можно назвать одним из сложнейших в истории, однако для дорожно-строительной и спецтехники и здесь обнаружились плюсы.
«На фоне пандемии мы только больше сплотились вокруг совместного решения возникающих проблем», — делится своими наблюдениями Комов.
И сухая статистика этот тезис вполне подтверждает.
Для того чтобы увидеть динамику, в первую очередь, нужно обратиться к результатам 2020 года. Несмотря на форс-мажор, рынок ДСТ тогда не упал, а даже немного подрос: данные АЕБ показали увеличение объёмов продаж на 0,3% (в количественном отношении это 13 820 единиц техники за год).
Правда, для корректного сравнения с новым периодом потребовалась некоторая корректировка. Так как в течение 2021 года к комитету присоединилось сразу несколько новых компаний, экспертам пришлось пересчитать старые результаты с учётом их объёмов продаж. Новая цифра оказалась существенно выше — 15 305 единиц.
В 2021 году показатель взял ещё более серьёзный рубеж, перешагнув за гроссмейстерскую 20-тысячную отметку, и составил в итоге 22 498 единиц реализованной техники.
«Мы покорили новый рубеж, и количество продаж ДСТ и спецтехники выросло на 47%, но это не означает, что рынок пришёл к насыщению. На самом деле ему ещё расти и расти, и это становится очевидным, если сравнить Россию с Германией. Там соответствующий рынок оказался почти в 2 раза больше, порядка 43 тыс. машин, — озвучивает г-н Комов. — Однако, нужно отметить, Германия уже давно выстроила всю необходимую инфраструктуру. И потому, с учётом того, сколько всего ещё предстоит построить России, наш потенциал для роста выглядит очень и очень серьёзным».
Читайте также: «Финансовый вопрос: цены на спецтехнику продолжат расти? Мнение экспертов».
Всего за 2021 год, по информации АЕБ, в России было продано практически 22,5 тыс. единиц дорожно-строительной и спецтехники.
С точки зрения структуры по типам машин больших изменений не произошло: лучше всего продавались экскаваторы, экскаваторы-погрузчики и колёсные погрузчики. На долю трёх этих категорий в 2021 году пришлось больше 70% всего рынка.
Статистика по остальным типам техники выглядит так:
Значительный рост наблюдался по всем сегментам машин, за исключением асфальтоукладчиков, рынок которых по итогам прошедшего года упал на 11%. Однако произошло это на фоне почти 50-процентного роста в прошлом году, поэтому правильнее было бы назвать процесс не падением, а корректировкой.
Читайте также: «Во всех деталях: обзор рынка коммерческого транспорта и спецтехники от торговой площадки».
По словам экспертов, категории, показавшие по итогам 2021 года в России лучший результат, не затерялись бы и по сравнению с успехами других государств.
Так, отечественный рынок гусеничных экскаваторов уже сейчас вышел на первое место в Европе. Он более чем в 2 раза обошёл рынок Франции и незначительно вырвался вперёд по сравнению с Великобританией. Но Россия значительно обходит Соединённое Королевство по богатству полезных ископаемых, на добыче которых в основном используется эта техника, и потому показатели ещё будут расти.
Ещё более успешного будущего способны добиться колёсные экскаваторы, продажи которых будут набирать обороты по мере реализации инфраструктурных проектов в городах, поскольку эти машины передвигаются по дорогам общего пользования.
Одним из крупнейших, по сравнению с Европой, является и рынок экскаваторов-погрузчиков. Ближайший преследователь — Турция — отстаёт от России больше, чем на 3 тыс. единиц проданной техники за год.
Отчасти причиной тому служит тот факт, что рынок экскаваторов-погрузчиков в Старом Свете уже трансформировался в рынок более специализированных машин — компактных экскаваторов и компактных же погрузчиков. Россию же этот переход пока лишь ожидает.
Больше 80% продаж, случившихся в 2021 году, пришлись на 4 крупнейших сегмента. Это строительство (14 347 ед. техники), горнодобывающая промышленность (2 780 ед.), инженерные сети (1 876 ед.) и транспортная инфраструктура (1 381 ед.).
Серьёзный рост относительно себя самой показала аренда, по сравнению с 2021 годом увеличившаяся на 135%. По мнению председателя Комитета ДСТ и спецтехники Андрея Комова, это хороший знак.
«Именно в этом сегменте будет зарождаться рост компактной техники, аналогично тому, как это происходило в Европе, — предполагает эксперт. — Компактная техника должна быть доступна бо́льшему количеству клиентов, и инструменты краткосрочной аренды — тот самый фактор, который может этому послужить».
Самую большую долю (16%) в общероссийском рынке по результатам 2021 года занял Приволжский федеральный округ. Такой показатель эксперты объясняют реализацией одного из крупнейших инфраструктурных проектов в стране — строительством платной скоростной трассы М-12 Москва — Казань, которая, в свою очередь, является частью ещё более глобального проекта, транспортного коридора Европа — Китай.
Но рост демонстрируют и остальные. За период с 2014-го по 2021 годы доля Сибирского федерального округа на общероссийском рынке спецтехники выросла с 10% до 14%, Дальневосточного — с 6% до 14%. %. Это говорит о том, что в регионах идёт активное развитие.
«Пожалуй, достичь полной симметрии в этом вопросе в силу различных экономических и геофизических причин нереально, однако радует, что ни один из федеральных округов не упал, — говорит г-н Комов. — В Приволжье за год продали на 600 машин меньше, чем в Норвегии, или столько же, сколько во всём Казахстане. Санкт-Петербург — это рынок Венгрии или всего Узбекистана, а Северо-Западный федеральный округ без Питера — это вся Португалия или Украина».
Другими словами, каждый из федеральных округов представляет собой хороший рынок с хорошим развитием и такими же позитивными перспективами.
Если говорить об отдельных регионах, картина немного меняется. В 13 субъектах Российской Федерации за год продали от 500 машин в каждом (и это, как заявил эксперт, весь рынок Хорватии), но есть и регионы с отрицательной динамикой.
«Есть и чайная ложка дёгтя на всю эту огромную бочку мёда. В 2021 году было 23 региона, где произошло падение рынка — это, например, Самарская и Мурманские области, республики Коми, Алтай и другие. Но все они обладают потенциалом для развития, и я абсолютно уверен, что в будущем мы ещё увидим эти регионы в списке наиболее динамично развивающихся», — делится своими прогнозами г-н Комов.
«Прогнозы», впрочем, по словам эксперта, не самое подходящее слово. Во времена, когда влияние пандемии всё ещё велико, а внешнеполитические факторы бывают непредсказуемыми, Комов говорит, что предпочёл бы назвать это ожиданиями.
По мнению эксперта, 2021 год для ДСТ и спецтехники в России был временем отличного роста, и отрасль этот рост заслужила. Но на достигнутом, скорее всего, не остановится: уже сейчас видны дальнейшие перспективы.
Так, например, в будущем отечественный рынок дорожно-строительной и спецтехники должен не просто вырасти, но и изменить свою внутреннюю структуру, став более симметричным. В настоящий момент основную часть российского рынка составляют тяжёлые машины, пока в Европе на лидирующих позициях находится компактная техника.
«Именно компактная техника имеет наибольший потенциал для роста, пусть пока и находится в некоторой тени, — считает Андрей Комов. — Дело в том, что сейчас стране нужно очень серьёзно работать над увеличением производительности труда и отказом от тяжёлого ручного труда, ведь нехватка рабочей силы становится серьёзной проблемой. Рынок компактной техники будет развиваться, но для этого ему нужно помогать».
Эксперт предлагает, в частности, снимать сдерживающие факторы, основным из которых является утильсбор, сумма которого в настоящий момент слишком велика и серьёзно влияет на привлекательность техники.
Среди других актуальных тем — всепроникающая и вездесущая ESG-повестка и, соответственно, развитие рынка машин на альтернативных источниках энергии, а также рост популярности автономных машин и необходимость создания для них нормативно-правовой базы.
«Как никто другой, я считаю, что наша индустрия готова для внедрения автономных машин. Мы должны быть пионерами, — уверен г-н Комов. — В Европе они уже работают, и это не опытные образцы или концепты, а серийные модели. Запрос на них крайне велик: когда были продемонстрированы первые намётки так называемой техники будущего, машин завтрашнего дня, потребители заявили, что не хотят ждать завтра и нуждаются в такой спецтехнике уже сейчас. Это очень актуальная тема, особенно для горнодобывающей промышленности, где можно обеспечить высокий уровень безопасности, изолировав место использования машины, и где машина годами движется по одинаковой траектории. Так что время автономных машин наступит — и наступит скоро».
Что до «зелёной» повестки, в её реализации необходимы стимулы от государства. Так, по данным АЕБ, наиболее активно продажи машин на альтернативных источниках энергии идут в тех странах, где правительство предлагает субсидии на их покупку.
В целом же, по мнению Комова, в 2022 году старые проблемы, среди которых логистические перебои и дефицит компонентов и полупроводников, продолжат быть актуальными. Поэтому если показатели 2022 года окажутся на том же уровне, который продемонстрировал 2021-й, этот результат можно будет считать хорошим.
По большому счёту, предпосылок для падения показателей в конкретных отраслях нет — если только на рынок повлияют какие-то внутренние или внешние «сюрпризы».
«Одна только геополитическая повестка может помножить наш рынок на ноль, — выражает опасения Андрей Комов. — Потенциал для роста у российского рынка огромный: удвоиться и пойти дальше, но для того, чтобы реализовать этот потенциал, нам нужна спокойная геополитическая обстановка, отсутствие новых ограничительных мер и, конечно, адекватный диалог с регуляторами, направленный на устранение существующих перекосов».
Читайте также: «Каким был рынок грузового транспорта и LCV в 2021 году?»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: