• «АО «Романов» — российский производитель уникальных грузовых габаритных шасси БАЗ»
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    «АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.

    Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
    Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp

    Подробнее Свернуть
  • На пути к логотипу «Сделано в России». Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    На пути к логотипу «Сделано в России». Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Импортозамещение, локализация, «сделано в России» — вот, пожалуй, топ фраз, звучавших в стенах «Казань Экспо» за 3 дня проведения выставки-форума «Дорога 2022». В 2019 году, когда мероприятие проходило в Екатеринбурге, акцент явно был сделан на другом.

    Ведь, как отмечают сами машиностроители, покупать зарубежные компоненты было проще, чем выпускать отечественные, и развитие собственного производства многим пришлось активизировать, только когда грянул гром. Насколько успешно это получилось у российских компаний, посетители выставочного центра могли оценить лично.

    Вслед за чиновниками

    После первого, в некотором роде «разогревочного» дня «Дороги 2022» начались официальные визиты высокопоставленных лиц и осмотры экспозиций производителей. Так, ранним утром второго выставочного дня заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников провёл не включённый в программу, так сказать, репетиционный осмотр третьего павильона, где была сосредоточена большая часть техники.

    По своей сути, ответы компании на главные, волнующие г-на Ступникова и дорожников вопросы, были однотипны. Если резюмировать сразу, то после ухода зарубежных поставщиков многим предприятиям пришлось обратиться к «дружественным» Китаю или Беларуси. А те, кто давно занялся импортозамещением, сейчас имеют в активе технику, отмеченную логотипом «Сделано в России». О своих проблемах экспоненты говорили не очень охотно, отвечая, что все вопросы постепенно решаются, работа по модернизации и замене импортных запчастей идёт.

    Отметим некоторые компании, вызвавшие особый интерес визитёров. Например, г-н Ступников оценил новинку ООО «Гринком», указав, что никогда не работал с малогабаритной самоходной бордюроукладочной машиной МБМ-250 и видел такую только в Европе. Выяснив, что этот образец пока существует в единственном экземпляре, чиновники предложили отдать технику в опытную эксплуатацию.

    «Как правило, у нас в стране используют ручной труд для укладки бордюра. А благодаря этой машине повышается производительность, ручной труд практически исключается. Вы видите стрелу, лебёдку, управляемую с выносного пульта или по радиоканалу, для работы не нужно прилагать сильных физических усилий, в принципе, может справиться один человек. Грузоподъёмность вилочного подъёмника — 2 500 кг», — презентовал новинку генеральный директор компании «Гринком» Сергей Кучеренко.

    Кроме новой модели, компания продемонстрировала малогабаритную самоходную установку МСУ–1200 М для забивки стоек дорожного ограждения.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    «Если раньше мы использовали гидравлические элементы итальянского производства, то сейчас ставим или турецкие, или китайские. И двигатель на первой модели стоял американский, а сейчас — китайский. Практически решили вопрос с белорусскими поставщиками двигателей. В той нише, в которой мы работаем по дорожной технике, у нас были основные европейские конкуренты, после их ухода, конечно, стало проще», — отметил г-н Кучеренко.

    Во время обхода павильона г-н Ступников также заинтересовался стендом ООО МЗ «Тонар», где в очередной раз презентовали на выставке шарнирно-сочленённый самосвал «Тонар–7507» грузоподъёмностью 35 т. Вместимость кузова модели составляет 20/24 м3 (если загружать с горкой).

    Наклейка «Сделано в России» сбоку мощной машины показывает, что процент отечественных компонентов в технике должен быть довольно высоким. Представитель компании подтвердил, что самосвал локализован где-то на 80%. Остальные 20% в основном приходятся на китайские комплектующие, в частности сердце машины — двигатель Weichai.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Но производители заверили, что стремятся к максимальному уровню отечественной сборки. Попутно они выслушали предложение г-на Ступникова — поставлять оси другим российским компаниям. Поводом послужила ремарка координатора направления «Строительно-дорожное машиностроение» ассоциации «Росспецмаш» Ильи Березуцкого, что в «Тонаре» сами делают оси. Поэтому на них, в отличие от других производителей, никак не повлиял уход зарубежных поставщиков осевых агрегатов.

    Развёрнутый диалог состоялся у г-на Ступникова с директором по развитию ОАО «Челябинский механический завод» Денисом Саттаровым, рассказавшем о модельном ряде гусеничных кранов, выпускаемых на предприятии с 1957 года. Завод серийно изготавливает 8 моделей гусеничных кранов грузоподъёмностью 25-100 тонн.

    Более подробно директор по развитию остановился на гусеничном кране ДЭК-1001 грузоподъёмностью 100 тонн — самом мощном в линейке предприятия: «Ходовая часть, железо — всё наше, гусеницы — импортные, но из дружественных стран. Как производители тяжёлых кранов мы пока не очень известны, больше по грузоподъёмности до 80 тонн».

    После уточняющих вопросов экспонент всё же назвал родину гусениц — Китай. Это вызвало интерес заместителя руководителя «Росавтодора»: делают ли такие гусеницы в России.

    «Давайте скажем аккуратно, под нашу технику — нет. Здесь специфика какая: кран грузоподъёмностью 100 т, гусеница должна выдерживать давление. Мы же ещё ездим на нём, у крана 100 т на крюке, плюс сам 130 т — это 230 т полной массы при передвижении», — ответил представитель ЧМЗ.

    Один из сопровождающих чиновников внёс замечание, что передавать гусеницы для крановой техники в опытную эксплуатацию — «дорогое удовольствие», по всей вероятности, разговор об этом уже шёл.

    В планах у компании, как отметил экспонент, — возможное создание крана с ещё большей грузоподъёмностью до 130 т. Г-н Ступников в свою очередь поинтересовался, чем такой кран будет принципиально отличаться. В ответ услышал: «Только стрелой, поскольку ходовая и поворотная части у производителя идут с запасом».

    «В этом году мы презентуем новинку — автомобильный кран КС–55733 на трёхосном вездеходном шасси. Его грузоподъёмность — 33 т, длина стрелы — 31 м. Он полностью проходит требования весового контроля, может спокойно передвигаться по дорогам общего пользования, без штрафов», — рассказал руководитель направления маркетинга по продукту «Автокраны» Челябинского механического завода Андрей Малёв.

    Массу крана оптимизировали за счёт новых технологий производства нижней рамы и конструкции секций стрелы. От других «челябинцев» эта модель отличается увеличенной на 20% кабиной оператора и новым механизмом подъёма противовесов. Кстати, на автокран можно дополнительно установить противовесы массой 8 т для работы с более тяжёлыми грузами на дальних вылетах.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    «У нас всегда был большой процент комплектующих отечественного производства. Сейчас есть небольшие проблемы с шасси, которые закупали у «КАМАЗа» и «Урала», — отметил Андрей Малёв.

    Некоторые из экспонентов, которых посетил г-н Ступников, упоминали о том, какая поддержка пришлась бы кстати со стороны госучреждений. В частности, представители ООО «Колокшанский агрегатный завод» (КАЗ) презентовали на выставке асфальтосмесительные установки. Одна из них — КА–240 с максимальной производительностью 240 т/ч.

    «Предприятие изготовило и установило больше 200 АБЗ по стране. Комплектующими полностью обеспечены, есть запасы на складах. Понятно, что не всё отечественное, пневмоцилиндры пока не умеем выпускать сами. Если у нас будет льготное финансирование или кредит, расширимся.

    Ещё бы наладить ритмичность производства: пока летом проседаем, основные продажи у нас осенью-зимой. Хотелось бы от государства возможности госзаказов», — выступил с предложением специалист КАЗа.

    «Такой программы, по-моему, у Минпромторга нет», — огорчил производителя заместитель главы
    «Росавтодора».

    Стороны сошлись на том, что нарастить мощности КАЗу можно с помощью дешёвых кредитов. Г-н Ступников поинтересовался, есть ли у завода дополнительные площади. Производители заверили, что есть, пока не хватает только оборудования. Кроме того, представители компании затронули насущную проблему конкуренции: «Поджимают китайцы, сбыт нам тоже нужен».

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Шли проторенными путями

    О конкурентах из Поднебесной говорили и другие производители. ООО «Эконацпроект-АКМТ» совместно с АО «Коминвест-АКМТ» представили на выставке асфальтобетонный завод модульного типа производительностью 120 т/час, а также дорожно-уборочную технику G-20 на шасси «ГАЗон NEXT» и   оборудование для ремонта дорожного полотна — заливщик швов ЭД-235.

    В компании подчёркивали, что развитие отечественного производства должно стать приоритетным направлением, если российские машиностроители хотят догнать китайских.

    «Какой смысл нам поддерживать финансово Китай, когда он, для примера, производит только для внутреннего рынка в 10 раз больше экскаваторов, чем для российского рынка. Поэтому давать деньги российским компаниям, чтобы те покупали китайское — это нонсенс. Государство сейчас может позволить себе такой путь: 5 АБЗ оплатить, чтобы наши производители получили российские заводы, а 20 АБЗ купить китайских.

    Примерная пропорция: 1/5 — наших, 4/5 — китайских, но чтобы все 5/5 были китайскими — это неприемлемо», — пояснил позицию руководитель направления продаж АБЗ «Эконацпроект-АКМТ» Дмитрий Чекрыжов.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Кроме того, он отметил, что уход зарубежных компаний с российского рынка был весьма болезненным, однако подтолкнул предприятия к ускоренному развитию производства, которое долго стояло в стороне. По мнению спикера, импортозамещение не может быть быстрым.

    «С западными компаниями отношения формировались почти 30 лет, с начала 1990-х, поэтому их уход был неожиданным и болезненным для многих. Мы с 1990 года стали закрывать свои предприятия, ориентируясь на западные технологии.

    Может быть, это было и правильно, тем самым сюда приносили прорывные технологии, не проходя десятки лет проектирования и испытаний. Своё требовало не только денег, но и труда. Можно было сделать проще, мы так и делали», — резюмирует г-н Чекрыжов.

    Проще взять готовое, чем придумывать своё — в этом как будто видится характерная черта, присущая отечественной промышленности. По крайней мере, эту особенность отметили и другие производители. В частности, представитель ООО «НПФ Бастион», которое презентовало на «Дороге 2022» заливщик швов с косвенной системой разогрева, разматыватель ленты, необходимый для обустройства кромки, и 10-кубовый кохер для литого асфальтобетона.

    «Производить — это утопия, тяжело, ответственно. Проще купить-продать, а не брать на себя производственные риски, но современные условия диктуют нам что технологический суверенитет должен быть достигнут в полном объёме. Требуются конструкторский отдел, опытные модели, модернизация производственных процессов, российские комплектующие и т. д.

    Получается, что надо в безвыходное положение поставить человека, чтобы он начал что-то делать, но наш завод существует с 1998 года и мы привыкли решать такие задачи», — привёл яркое сравнение начальник отдела маркетинга ООО «НПФ Бастион» Руслан Нурмагомедов.

    Он также объяснил, почему европейский производитель по некоторым видам техники находится у дорожников в приоритете: «Покупатель не готов платить за российский продукт цену, как за аналогичный иностранный продукт. По его мнению, российский продукт должен стоить в два раза дешевле и быть таким же надёжным и технологичным.

    Из-за этого клише приходится экономить на всем. По многим продуктам мы обходим иностранных производителей, но не можем поставить такую же цену. Чтобы выйти из этого порочного круга непонимания, мы развиваем опции для техники и оборудования, расширяем общую линейку продукции, сохраняя базовые модели.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Многие обслуживают свою иностранную технику сомнительными комплектующими, главное, чтобы шильдик был красивый. Доходит до того, при локализации производства на территории России, все финансирование и комплектующие будут российскими, но бренд останется иностранным. И за его использование производитель будет платить роялти заграницу. Но уровень осознанности покупателей и производителей растёт, так что всё идёт своим чередом.

    Сейчас многое разрабатывают с нуля. Если, к примеру, в Польше заводу уже 80 лет, то мы должны были ещё вчера придумать аналогичную технику, но кому это надо, если за такую же цену технику и оборудование российского производства не реализовать».

    Спикер отметил, что компания испытывает сложности с поставкой двух типов комплектующих: гидравлических насосов и редукторов, которые производят в Италии, а ведь, чтобы техника получила знак «Сделано в России», все узлы должны быть собственного производства: «Ты не можешь сварить раму и поставить туда итальянскую гидравлику».

    Ахиллесова пята — гидравлика

    Вернёмся к обходу экспозиций под руководством Олега Ступникова. Первый раз тема гидравлики прозвучала в обсуждении, когда заместитель главы Росавтодора подошёл к стенду «Меркатор Холдинг». Компания представила на выставке новинку — облегчённый фронтальный манипулятор для мойки шумозащитных экранов.

    Между представителем «Меркатора» и г-ном Ступниковым состоялся весьма показательный разговор:

    «— Как обстоят дела с комплектующими? По железу есть проблемы?
    — По железу проблем никаких нет.
    — По электронике?
    — И по электронике даже нет. Пока возим, плюс у нас в Калуге «Пандора» есть, ребята делают освещение, сигнализацию — с электроникой у них всё в порядке.
    — А в чём же тогда проблема?
    — С гидравликой совсем беда».

    После знакомства с ещё несколькими производителями и их ответов о нехватке гидравлических агрегатов руководитель делегации не выдержал: «Везде одна и та же проблема с гидравликой! У нас вообще есть мощности?».

    «Вот какая получилась ситуация в стране. Все отказывались от гидравлики российской, говорили: «У вас дорого, мы лучше купим по такой же цене, но импортное». Теперь импорта нет, пошли все на российские заводы, а они загружены, мощностей не хватает. Качество раньше уступало, потому что не было объёма наработанного. Если сейчас появится тенденция, что будут идти к российским производителям, то можно всё исправить, потому что компетенции есть», — ответил Илья Березуцкий.

    Многие экспоненты отметили, что производителей хорошей гидравлики в стране до сих пор мало, поэтому импортозамещение комплектующих этого плана пока хромает. В частности, Марат Гарипов, специалист по продажам ООО «Мирэкл», дилера ООО «Завод «Дорожных машин» в Татарстане, рассказал, что ранее производители использовали украинскую гидравлику. Пока запас комплектующих не закончился, завод активно ищет новых поставщиков.

    При этом с другими компонентами проблем нет: «Завод дорожных машин максимально локализован внутри страны. Наша техника получила российский паспорт, отметку «Сделано в России», поэтому она завезена по льготной ставке».

    На стенде представили грунтовый дорожный каток DM-617 для уплотнения грунтов различной степени связности, щебня и гравия. Это модель была создана в 2018 году, по сравнению с предыдущими версиями, в ней модернизировали кабину оператора: «Например, раньше кондиционеры в базе не шли, сейчас идут. Для оператора это существенный момент, потому что работать без кондиционера в жаркую погоду на дорогах тяжело».

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Г-н Гарипов подчеркнул, что, несмотря на уход многих зарубежных производителей, уровень конкуренции не особенно снизился: «Чувствуем давление со стороны китайцев. Они же поставляют дорожно-строительную технику широкого ряда: и фронтальные погрузчики, и катки, и краны, и грейдеры. У них много заводов, и по ценам порой получается дешевле, чем у отечественных производителей».

    Специалисты ООО «Грюнвальд» (Grunwald) уже успешно начали применять гидроцилиндры и осевые агрегаты турецкого, китайского и иранского производства, правда, пока только в более бюджетной линейке Neman.

    «Полностью локализованных производителей полуприцепов в мире не существует, потому что все используют компоненты и детали, которые производятся на аутсорсинге или поставляются другими компаниями.

    Как будет развиваться ситуация в отношении иностранных поставщиков компонентов — сейчас предсказать трудно, но у нас есть проработанный план «Б», который предусматривает разные варианты развития ситуации.

    Мы постоянно ищем новых партнеров, в том числе отечественных производителей в секторах, где это возможно. Мы уже добились импортозамещения в металле и полностью перешли на российского производителя «Северсталь».

    В целом наша стратегия позволяет не снижать темпов производства и не допустить потерь, независимо от развития ситуации», — пояснил руководитель отдела маркетинга компании Михаил Багин.

    Заметно, что производители оценивают ситуацию на рынке положительно и строят планы по развитию в определённых сегментах рынка, освободившихся после ухода зарубежных конкурентов, в частности в сегменте тентованных полуприцепов.

    Кстати, Grunwald — одна из тех компаний, которая презентовала новинку, самосвальный прицеп с центрально расположенными осями. Полезный объём самосвального кузова составляет 16 м3. В нём можно перевозить любые нерудные материалы, к примеру, для дорожно-строительных работ. Полная техническая масса модели достигает 28 т, а снаряжённая масса — 6 500 кг. Боковые борта выполнены из стали толщиной 5 мм, при этом толщина основания кузова равна 8 мм.

    «Это первая модель Grunwald в сегменте прицепов, которая была разработана специально для российских перевозчиков. За плечами у нас был успешный опыт разработки прицепов для рынка Скандинавии, куда мы осуществляли поставки в прошлые годы, кроме этого, мы располагаем огромным опытом в создании самосвальной техники для российского рынка.

    Новая модель уже получила положительный отклик в среде перевозчиков, в том числе среди посетителей выставки.

    Кроме неё, мы представили флагманскую модель строительного самосвального полуприцепа с кузовом объёмом 34 м3 и показали шторный полуприцеп и танк-контейнеровоз», — рассказал г-н Багин.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Если перефразировать пословицу, в любой бочке дёгтя должна быть своя ложка мёда. Так, к примеру, АО КТЦ «Металлоконструкция» не испытывает никаких проблем с гидравликой, потому что давно занимается собственным производством гидравлических машин. На выставку компания привезла сваебойную гидравлическую самоходную установку на гусеничном ходу для монтажа барьерного ограждения. И хотя модель производят с 2020 года, в конструкцию уже внесли изменения.

    «Импортозамещение идёт полным ходом, представленный образец оснащён немецким двигателем и шведским гидромолотом. А новые экземпляры мы сейчас комплектуем белорусскими двигателями и российскими гидромолотами. В целом около 80% всех комплектующих производим сами: хромированные штоки, цепи, шаботы», — объяснил начальник отдела продаж АО КТЦ «Металлоконструкция» Евгений Дементьев.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Производители готовы делиться своим опытом в выпуске гидравлики. Говоря о конкурентах, г-н Дементьев подчеркнул, что «зарубежные производители подобного оборудования не ушли с рынка, однако стали неконкурентоспособными, потому что их техника подорожала до двух раз и сильно увеличился срок поставки».

    Те, кто остался, с другого берега

    «Пока мы можем привезти — мы возим». Пожалуй, эту фразу руководителя отдела продаж ООО «Эмбика» Александра Веселова, можно сделать девизом всех дистрибьюторов. Компания поставляет в Россию технику польского завода Hydrog ZMB.

    После февраля этого года зарубежный производитель принял решение остаться на российском рынке. Поэтому посетители «Казань Экспо» могли увидеть на стенде отсыпщик — укладчик обочин Hydrog DG 3000 и самоходный укладчик литого асфальта Hydrog RAL 7500 шириной укладки до 7,5 м.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Конечно же, главная проблема для тех, кто продолжает работать с зарубежными поставщиками, — изменение логистических цепочек. Коснулась она и дистрибьюторов Hydrog. Однако удорожания техники не произошло.

    «На момент проведения выставки курс евро к рублю благоволит в том плане, что даже какие-то нюансы экономические, поднятие стоимости, абсолютно нивелировались за счёт курса. И техника стоит дешевле, чем в прошлом году. Мы продаём её согласно курсу, без накруток», — поделился г-н Веселов.

    Об уходе иностранных производителей он говорил с грустью, поскольку этим, по его словам, компании создали определённые проблемы для дорожников. Однако это хороший толчок для отечественных машиностроителей, которым, по мнению спикера, пользуются не все: «В первую очередь должен развиваться наш рынок.

    Со стороны государства оказывается значительная поддержка производителям. Жаль, что не все ей пользуются. Ребята думают, что к ним придут в любом случае, так как все уйдут — они останутся. Но это эгоизм».

    Представитель «Эмбики» не отрицает, что, возможно, в будущем компания начнёт поставлять российскую технику, поскольку попытки найти замену уже были: «Мы пытались найти более бюджетные аналоги, но они не оправдывают себя технически».

    Ещё одна компания, которая продолжила обеспечивать отечественный рынок импортным оборудованием, — ООО «Компания Би Эй Ви».

    «Мы продаём лабораторное оборудование и ДСТ, начиная от виброплит и заканчивая асфальтоукладчиками, от американских, итальянских и китайских производителей. Например, одна из компаний, чьим дистрибьютором мы выступаем, — это американская компания Crafco. Она производит продукты для консервации дорожного покрытия: герметики, мастики, смеси для ямочного ремонта», — рассказал руководитель направления «Дорожно-строительные работы» Алексей Климанов.

    Многие компании сейчас переориентируются с европейских производителей на китайских. Эта тенденция коснулась и «Би Эй Ви»: «В связи с изменениями на рынке мы решили показать на выставке китайские аналоги техники, которые уже используем сами. К примеру, заливщик швов AnyCan TG-500Y для работы с герметиками горячего применения и станок для разделки трещин».

    Г-н Климанов отметил, что «Би Эй Ви» не только поставляет иностранную технику, но и оказывает различные услуги: санацию трещин, ремонт швов, устройство шумовых полос методом фрезерования. Так, в 2022 году специалисты компании установили 300 км шумовых полос в Белгородской области.

    NFLG — официальный представитель Fujian South Highway Machinery Co., Ltd., китайского производителя дорожно-строительного оборудования, с уходом иностранных конкурентов чувствует себя ещё более уверенно на российском рынке.

    «Ниша однозначно стала свободнее с уходом европейских производителей. В премиальном сегменте оборудования мы остались единственными на этом рынке. Если в России NFLG раньше продавали не так много тех же дробильно-сортировочных комплексов, то сейчас заказы идут постоянно», — заявил коммерческий директор NFLG Денис Яворский.

    Фото предоставлено компанией NFLG

    Поскольку это китайский производитель, поставка продукции продолжилась без изменений в логистических цепочках, более того, NFLG ждёт локализация производства.

    «Благодаря администрации Республики Татарстан нам выделили территорию под строительство фабрики NFLG. Перед компанией стоят задачи по наращиванию производственных мощностей и локализации производства АБЗ на территории России. На данный момент начато строительство первых цехов. Через 2–3 года первая очередь должна быть запущена, а за 5–6 лет мы начнём производство полного цикла», — сообщил г-н Яворский.

    Спектр того, что компания вскоре будет производить в России, и того, что специалисты презентовали на выставке, довольно обширный: асфальтобетонные заводы, бетонные заводы, грунтосмесительные установки и дробильно-сортировочные комплексы, самоходные и стационарные.

    Получается, что отечественным производителям АБЗ и другого оборудования придётся потесниться и постараться нагнать китайских конкурентов, ведь господдержка, как минимум на уровне региона, гостеприимно собравшего машиностроителей на «Дорогу 2022», уже выделена промышленникам из Поднебесной.

    Другая компания, локализовавшая производство в России — EriсhHahn. Её официальный представитель в России ООО «ТА Групп» — один из тех участников выставки, который приложил немало усилий, чтобы разместить массивную технику внутри павильона, не ограничившись одними макетами.

    Экспоненты презентовали битумную автоматическую установку разгрузки железнодорожных цистерн EriсhHahn ARU. Мощность битумной установки позволяет разгружать железнодорожную цистерну за рекордные сроки: летом за 7–17 часов, зимой 10–24 часа, при этом, уровень разгрузки битума из цистерны составляет свыше 99,9% от заполнения.

    «У оборудования EriсhHahn идёт процесс диверсификации комплектующих электрики и КИПиА на российских производителей», — прокомментировал зам. генерального директора по развитию ООО «ТА Групп» Рустам Зейналов.

    И снова к отечественным производителям

    «Дорога 2022» была действительно масштабной, кроме трёх павильонов внутри выставочного центра, посетители могли также посетить уличную экспозицию. Один из производителей, презентовавший технику под открытым небом, — ООО ПКФ «Политранс». В этом году компания выставляла на всеобщее обозрение полуприцеп-тяжеловоз 94183-010 грузоподъёмностью до 37 т.

    «Эта модель разработана специально для дорожников. Полуприцеп оснащён трапами двойного сложения с гидравлическим приводом. В разложенном состоянии они образуют угол въезда 8°. В ряду низкорамных полуприцепов «Политранс» с таким типом трапов есть модели с гидравлическим приводом раздвижения как внутрь, так и наружу на 200 мм.

    Таким образом, на трал может заезжать своим ходом любая дорожно-строительная техника, как колёсная, так и гусеничная: грейдер, каток, асфальтоукладчик, дорожная фреза. Длина площадки и грузоподъёмность с лихвой покрывают возможность провоза техники парой», — рассказал специалист отдела продаж «Политранс» Максим Глазырин.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Модель получила отметку «Сделано в России», правда, без импортных составляющих не обошлось.

    «Сама рама полуприцепа выполнена из российской стали, подвеска — собственного производства, оси и пневматические системы — наших китайских партнёров. Уход западных компаний — поставщиков осевых агрегатов не сильно сказался на текущей деятельности предприятия.

    Мы уже 6 лет устанавливаем на все типы полуприцепов подвески китайского производства, и они себя прекрасно зарекомендовали. Кто был больше связан с европейскими производителями, по тем же подвескам, думаю, более болезненно ощутил уход европейцев с рынка», — подчеркнул спикер.

    Представитель «Политранса» отметил, что внутренний рынок стабильно нуждается в полуприцепах: так, завод загружен заказами на полгода вперёд. Дело только за российскими производителями комплектующих:

    «Объём выпуска отечественных осей в стране пока небольшой, и опорные устройства в основном поставляют из Турции. Конечно, нужно, чтобы большая часть комплектующих была российского производства, но пока мы к этому не пришли», — резюмировал г-н Глазырин.

    К слову, о закупке китайских компонентов говорили многие производители. Так делает и, к примеру, ООО «ЗДТ «Регион 45». На выставке производители представили комбинированную уборочную машину КДМ Р-45.20 на базе самосвала КамАЗ и автогудронатор масляный «Гефест» с косвенной системой подогрева, установленный на шасси КамАЗ 65115.

    «Что касается первой машины, она несколько модернизирована к этому году — поставлен обновлённый скоростной отвал, прошедший серию тестов у дорожных предприятий в реальных условиях. Автогудронатор же несколько лет назад прошел серийную обкатку.

    В этой нише мы заместили итальянских производителей, которые были вынуждены уйти с рынка. Если в прошлом году у нас были реализованы 6–7 единиц, в этом отгружены уже 10–11, т. е. потребность растёт», — пояснил директор по развитию ООО «ЗДТ «Регион 45» Илья Коростелёв.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    По его словам, итальянские производители пробуют зайти на российский рынок через Беларусь. Правда, цена на импортную технику в таком случае увеличивается до 40%. Несомненно, это новые возможности для отечественных компаний расширить своё присутствие на рынке ДСТ.

    «Наш завод из импортного использует только пневматику, произведённую в Китае. Металл и насосы — российские. Электронику мы производим сами и разрабатываем под неё ПО. Поэтому санкционное давление нас не коснулось», — сообщил г-н Коростелёв.

    Успешно справились с последствиями санкций и в ООО «ДСТ-Урал».

    «Перестраивали несколько месяцев логистические цепочки, что-то из деталей поменяли с европейского на китайское. Используем все способы для оснащения, которые возможны: и параллельный импорт, и закупку у дружественных государств, и переход на другие комплектующие. Кроме того, ведём программу импортозамещения.

    У нас много электронных компонентов было замещено, поэтому не были особенно шокированы, когда ситуация на рынке изменилась», — улыбнулся маркетолог предприятия Платон Генин.

    Завод представил на «Дороге 2022» колёсный погрузчик П430 грузоподъёмностью 3,5 т, тот самый, что привозили на «СТТ Expo». Модель разработана для перевозки грузов, устройства насыпей, погрузочно-разгрузочных и других типов работ. Мощность техники составляет 136 л. с., объём ковша — 1,9 м3. Погрузчик разгоняется до 25 км/ч.

    Кроме того, посетители выставки могли ознакомиться с ещё двумя машинами «ДСТ-Урал»: гусеничным погрузчиком ПГ20 и бульдозером для дорожного строительства Д12ДС.

    «Для нас рынок изменился только в лучшую сторону, потому что ушли крупные игроки: Liebherr, Komatsu, Caterpillar. Остаётся только Китай, но у нас свой рынок, у них — свой», — не скрывал г-н Генин.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Положительные стороны в отказе зарубежных производителей работать с российским рынком видят и в ООО «Северо-Кавказский завод металлоконструкций» (СКЗМК). Это подметил учредитель группы компаний «СКЗМК», «Белая линия», ЗСК «Кубань» Вилорик Борисов:

    «Внутренний рынок однозначно стал более открытым, когда ушли зарубежные производители. Это новые возможности для отечественных компаний. Мы же — околодорожники, промышленники, а что касается промышленности, то она стала получать колоссальную государственную поддержку в последнее время.

    Хотя рынок остался известным, мы переформатировались. То есть если раньше планировали смотреть на Европу, то сейчас все усилия направлены на реализацию на внутреннем рынке, а также рынках стран СНГ и  Ирана».

    Группа компаний презентовала на выставке обширный список своей продукции: элементы обустройства дорог общего пользования, металлоконструкции, дорожные знаки, шумовые экраны, опоры освещения, лакокрасочные изделия для дорожной разметки: термопластик, холодный пластик, краску и др. По словам представителя «СКЗМК», сейчас производители полностью не зависят от европейских поставщиков.

    С этим согласен и представитель ООО «ПО «Трак Плэнет» , по его мнению, сейчас идёт большая работа по импортозамещению ранее использующихся европейских компонентов. Компания представляет в Татарстане продукцию группы «Кудесник» и на выставку привезла автокран КС-55729-5К-31 «Камышин» на шасси КамАЗ 43118-50 и тросовый кран-манипулятор КМА 150-5 «Галичанин» с сертифицированной поворотной рабочей платформой и буровым оборудованием.

    «Рынок ведет себя хаотично. Есть привязанность к политическим и государственным решениям», — говорит представитель ООО «ПО «Трак Плэнет».

    Коммерческий директор ООО «Предприятие «ПИК» Александр Тигулев поддерживает мнение большинства специалистов отрасли о том, что лучше развивать своё производство: «Мы расцениваем уход зарубежных производителей только положительно, потому что сейчас наше государство увеличивает финансирование для инфраструктурных проектов в дорожной отрасли».

    На «Дороге 2022» сотрудники компании провели переговоры с рядом проектных организаций и предприятий, занимающихся строительством и эксплуатацией автомобильных дорог, а также являющихся участниками государственной программы «Безопасные и качественные дороги», продемонстрировали производимые металлоконструкции для обустройства дорог, в частности барьерные, пешеходные, фронтальные и тросовые ограждения, шумозащитные экраны, опоры освещения и надземные пешеходные переходы.

    Г-н Тигулев считает, что китайские производители не могут составить конкуренцию отечественным в этом сегменте рынка: «У производителей из Китая продукция существенно дороже. Кроме того, они вынуждены покупать металл для производства дорожных ограждений в России. У нас же давнишние отношения с металлургическими комбинатами».

    По словам представителя «Предприятия «ПИК», рынок, хоть и изменился, по сути своей остался прежним, поэтому производителям необходимо продолжать стабильно наращивать мощности: «Потребитель, как и всегда, ждёт от нас хорошего качества, приемлемой цены и быстрой доставки продукции».

    Директор по региональному развитию АО «Точинвест» Виталий Раздёрин выразил свое мнение по отношению к происходящей обстановке:

    «Введение антироссийских санкций практически не повлияло на деятельность нашего предприятия и не спровоцировало проблем, связанных с дефицитом сырья, материалов и комплектующих.

    В основном продукцию производим из сырья, выпуск которого локализован внутри страны. Исключение составляют комплектующие тросовых ограждений (талрепы, натяжители, соединители), которые закупаем у иностранных партнёров, и световозвращающая пленка, производимая компанией «3М». На данный момент найдены альтернативные поставщики указанных комплектующих.

    Немного сложнее дела обстоят с запчастями для производственного оборудования итальянских, испанских, корейских и австрийских компаний. Системы управления полностью построены на комплектующих таких производителей, как Siemens, Shneider, ABB, SEW, Omron, Mitsubishi и др. Аналоги данного оборудования найти сложно, и в случае выхода из строя компонентов систем управления могут возникнуть большие проблемы с импортозамещением».

    Г-н Раздёрин обращает внимание. что многие металлические объекты рядом с зоной дорожного полотна — их производства. Если говорить конкретнее, «Точинвест» занимается изготовлением металлических конструкций для дорожной отрасли. Среди ключевых партнёров — «Северсталь», Новолипецкий металлокомбинат, «Евраз». В планах производителя выход на рынки Ирана и Монголии.

    «Точинвест» не только представил свой стенд, но и посодействовал одному из мероприятий на форуме «Дорога 2022». Речь идёт об обустройстве дороги и установке дорожные ограждения на подъезде к международному аэропорту «Казань».

    «Установили два вида конструкций: односторонние — более 9 км ограждений, двусторонние — около 4,5 км», — отметил представитель «Точинвеста». Подъезд к аэропорту — не единственный объект, торжественно запущенный в эксплуатацию на «Дороге 2022».

    В программу входило открытие объектов дорожного хозяйства в Республиках Адыгея и Хакасия, Пермском крае, Ленинградской, Свердловской, Владимирской и Самарской областях.

    Кстати, за качеством дорог можно следить с помощью продукции «Росдортех», например, измерительным комплексом КП-514 РДТ (RDT-line).

    «Все системы измерительные, которые в нём используются, внесены в реестр средств измерения. Комплекс позволяет определить множество параметров, например, пройденный путь, географические координаты, геометрические параметры, высотные отметки, дефекты дорожного покрытия, сцепление, прочность, интенсивность дорожного движения и многие другие параметры, нужные для проведения диагностики и паспортизации дорог.

    Ведётся панорамная видеосъёмка автодороги», — показал коммерческий директор АО «СНПЦ РДТ» (РОСДОРТЕХ) Михаил Сенаторов.

    Эта компания — одна из тех, кто честно говорит о том, что потеря иностранных партнёров стала довольно ощутимой для производства.

    «Уход компаний повлиял сильно, у нас было много комплектующих иностранного производства, но импортозамещение постепенно идёт. Наши поставщики активизировались и внедряют новое оборудование. Кроме того, есть китайские партнёры, мы переходим на их камеры, лазеры, датчики», — сказал г-н Сенаторов.

    Он считает, что потребуется как минимум полгода для того, чтобы наладить собственное производство недостающих комплектующих и стать независимыми от зарубежных поставщиков. Однако их технологиям можно поучиться.

    Так, «Росдортех» представил на выставке недавнее изобретение — довольно компактный прибор для определения продольной ровности «Профилометр РДТ-125». По словам г-на Сенаторова, это оборудование компания сделала, изучив опыт австралийских инженеров.

    Как прошла выставка-форум «Дорога 2022»

    Прогнозы на дорожку

    В большинстве своём машиностроители смотрят на ситуацию на рынке с  надеждой, что со временем доверие дорожников будет завоёвано полностью. Тем рано или поздно придётся пересесть на российскую технику, которая, в свою очередь, не должна ударить в грязь лицом.

    Наверстать путь европейских производителей, которые давно и успешно развивали свои технологии, несомненно, сложно, но без этого никак. Дорог в нашей большой стране не сосчитать, и техники, которая, как известно, нужна была ещё вчера, должно хватать везде.

    Теперь остаётся только ждать, что на следующей «Дороге» фраза «Куплено в Китае» будет звучать гораздо реже, чем «Сделано в России».


    Текст и фото: Дарья Ципотан

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    DM | Grunwald | Hydrog | NFLG | АБЗ | автокран | Гринком | дорожно-строительная техника | ДСТ-Урал | импортозамещение | каз | Коминвест-АКМТ | кран | Политранс | Росавтодор | росдортех | Росспецмаш | самосвал | скзмк | Тонар | ЧМЗ
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: