Репортаж с выставки «СтройДорЭкспо — 2021» - iGrader.ru
Как замминистра к машиностроителям ходил

Как замминистра к машиностроителям ходил. Репортаж с выставки «СтройДорЭкспо — 2021»

Реинкарнация прошедшей в 2018 году выставки «Демострой» таки состоялась. Правда, возродилось мероприятие под другим названием и на новой площадке. Организованная ассоциацией «Росспецмаш» выставка получила в 2021 году наименование «СтройДорЭкспо» и переместилось из Подмосковья в Челябинскую область — на полигон «ДСТ-Урал». Участниками стали несколько десятков членов ассоциации, в кулуарах поговаривали, что для них это было бесплатно.

Задумка организаторов была, в общем-то, нужной и полезной (цитата): «Развитие российского машиностроения, текущих и будущих проектов, презентация передовых российских технологий, машин и оборудования, создание условий для дальнейшего развития деловых контактов и сотрудничества». Для этого, как и в 2018 году, пригласили министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Но тот прислал вместо себя своего заместителя Александра Морозова, которому машиностроители и показывали свои достижения.

Это всё моё, родное

По ходу движения замминистра остановился у квадроциклов и снегоходов, которые производят на заводе АО «Русская механика» в Рыбинске, и сходу спросил о стоимости. Услышав, что модели можно приобрести за 650 000 и 850 000 рублей и их покупают в 12 странах мира, Александр Николаевич улыбнулся и обратил взор на жёлтую металлическую деталь на стойке компании.

«Это серийный поворотный кулак, можете его пощупать по  весу, и это абсолютно такой же с  точки зрения функциональности и нагрузок, но изготовлен и спроектирован по другой технологии. На  самом деле мы сейчас занимаемся исследованиями, проектированием элементов рамы уже по такой технологии, элементов подвески, машина должна стать на 40–50% легче сегодняшней версии.

Это гравитационное литьё — посредством 3D-печати изготавливаем одноразовую форму. Сегодня это передовая технология. Аддитивная печать — это непосредственно литьё послойное в металле, но это следующая технология, пока мы используем гравитационное литьё», — пояснил представитель «Русской механики».

Пожелав успехов производителю, замминистра направился к соседям — АО «Варгашинский завод ППСО» из Курганской области, известное своей пожарной техникой. Гостю представили два полуприцепа с установками для распределения реагентов на взлетно-посадочные полосы аэропортов.

«Мы промониторили рынок и выяснили, что в аэропортах преимущественно работает импортная техника на шасси MAN, Volvo и т. д. И в  тёплое время года она простаивает, как памятник. Поэтому мы предлагаем прицепное решение. Образцы уже прошли опытную эксплуатацию в аэропорту Екатеринбурга», — пояснил генеральный директор АО «ВЗППСО» Владимир Казаков.

Замминистра оживился, но его больше интересовала пожарная машина на шасси «Урал Next». Тем более что глава завода заверил: техника не уступает европейским аналогам и уже сертифицирована. Только вот аэропорты «Пулково», «Шереметьево», «Внуково» не покупают отечественную разработку стоимостью 10 млн рублей. Им, видите ли, ближепожарная техника американской Rosenbauer. В  ответ г-н Морозов заверил, что его ведомство обратится в аэропорты, и пошёл дальше.

Послушав доклады от представителей «УралСпецТранс» и ЧМЗАП, замминистра остановился у полуприцепов производства FoxTank. Компания привезла на выставку 60-кубовый зерновоз, способный перевозить 29 тонн семечек или 27 тонн зерна. Конструкция представляет собой раму из высокопрочной стали S700MC, на которую крепят опрессованные борта из 09Г2С. Толщина настила пола составляет 2,5  мм, а бортов — 1,5 мм.

Установлены три гидравлических цилиндра производства Binotto для разгрузки на левую и на правую стороны. Осевую компоновку сделали по  схеме 3+1, причём две первые оси подъёмные.

Вторым экспонатом стал полуприцеп для перевозки двух 20-футовых контейнеров, одного 30-футового контейнера и одного 40-футового.

«Задняя площадка разборная, снаряжённая масса 5700 килограммов. До этого мы выпускали контейнеровозы с плоской площадкой, здесь мы сделали с гуськом, с подъёмом, для перевозки контейнеров hq. Также здесь установлен алюминиевый бампер, светодиодная техника Ermax, тормозная система Wabco, как и на зерновозе, инструментальный ящик, это всё производство Daken.

Кроме контейнеровозов, мы занимаемся изготовлением ещё и техники для перевозки жидко-наливных грузов: светлых, тёмных и  химических нефтепродуктов, а также пищевых продуктов. Здесь представлен 30-кубовый полуприцеп для перевозки светлых нефтепродуктов на  трёх осях производства BPW. Тут три отсека, разбитых по 10 кубов, стоит насос СВН 80 для ускорения слива до 540 литров в  минуту», — рассказал менеджер ООО «ФоксТанк Моторс» Александр Москвин.

Порадовался Александр Морозов и представленной продукции завода дорожной техники «Регион 45» из Кургана. Помимо уже зарекомендовавших себя КДМ на базе самосвалов, производитель привёз концепт модульной конструкции.

«Вне зависимости от шасси оборудование можно смонтировать, плюс регулировка объёма бункера осуществляется за счёт надставных бортов. Есть защитный тент для того, чтобы осадки не попадали на противогололёдные материалы. Присутствуют системы увлажнения в баке, они находятся внутри модульной конструкции, стоят системы асимметрии подсыпки и точной дозации.

То есть за дозировкой и распределением материала следит компьютер, который считывает скорость движения автомобиля и в зависимости от этого выравнивает необходимую норму противогололёдного материала. Во-первых, это экономия материала, во-вторых, машина не пересыпает и не недосыпает», — объяснил директор по корпоративному развитию ООО «Завод дорожной техники «Регион 45» Сергей Меньшиков.

Чтобы исключить забивание разбрасывателя материалом, конструкторы установили электровибраторы, которые растрясают налипшую на стенки бункера смесь.

Тем временем делегация добралась до представителей ПК «Бродвей» из Санкт-Петербурга, где замминистра познакомили с подметальным прицепом стоимостью 4 миллиона рублей. Александр Морозов уточнил, не вакуумно-подметальная ли эта техника, и, получив отрицательный ответ, поставил в  тупик коммерческого директора предприятия Вадима Секача вопросом о планах изготовления беспилотного аналога.

«Это же прицеп», — развёл руками Вадим Секач, но гость из Минпромторга не унимался: «Я имею в виду, чтобы сам по ГЛОНАСС ездил». Видимо, осознав, что спорить с Морозовым не стоит, Вадим Секач безысходно выдохнул: «Всё может быть». Обрадованный чиновник тут же попросил рассказать, как работает подметальная модель.

«Она устроена следующим образом: есть три щётки. Две сбоку и  одна сзади, она заметает мусор уже в тракт на элеватор. А основную работу выполняют две щётки, которые заметают всю грязь к центру. То есть нужно пройти с левой части полотна, затем с правой части полотна. Затем цилиндрическая щётка забрасывает на элеватор, где мусор скребками поднимается, и дальше ещё одним звеном уже в самосвал забрасывает 1 тонну 200 кг в минуту», — объяснил Вадим Секач.

Замминистра осмотрел прицеп и спросил, в какой помощи нуждается предприятие.

«В оформлении разрешительных документов по 719 постановлению. У нас компания небольшая, 20 человек всего. Чтобы заполнить огромное количество необходимых документов, нужны большие людские ресурсы. Я думаю, что мы не одни такие: если компания небольшая, если производство небольшое, если цикл не огромный, то проблемы, конечно, существуют», — осторожно ответил коммерческий директор ПК «Бродвей».

На лице г-на Морозова отразилась целая гамма эмоций, но проблему с  бюрократией он взял на карандаш и резко двинулся к технике завода «СпецАгрегат», представленной КДМ и фрезерно-роторным снегоочистителем. У последнего, кстати, по словам производителя, аналогов в России нет. Машина убирает 3,5 тонны снега в час, рабочий орган запитан от силового агрегата базового шасси.

Интересную разработку представил Уральский завод спецтехники. Низкорамный полуприцеп ППТ-9176-001НР4 мало того, что может перевозить 52,5 тонны груза, так он ещё и раздвигается до 21,3 м. Правда, при телескопировании допустимо перевозить не более 42 тонн.

«Этот полуприцеп предназначен для транспортировки контейнеров либо тяжеловесной крупногабаритной техники. Для заезда предусмотрены приставные трапы, но по заказу можем сделать гидравлические. Здесь немецкие подвеска и оси BPW, по желанию клиента можем поставить рессорно-балансирную либо китайскую пневматическую HJ, она ничем не уступает в качестве BPW, рекламаций у нас ещё не было», — рассказывает специалист по связям с общественностью ООО «УЗСТ» Олеся Кочетова.

Первую ось сделали подъёмной, а четвёртую — самоустанавливающейся. Сам полуприцеп выполнен из стали S700. Контейнерные замки сделали утопленными.

Далее делегацию заинтересовали снегоболотоходы, особенно приглянулся «малыш» под названием «Феникс» от курганского ООО «МобиДик». Представитель производителя сразу же объявил Александру Морозову, что продукт уже оценил его шеф Денис Мантуров.

«Амфибия может перемещать грузы и людей на короткие плечи, до 300 километров. Вездеход создан исключительно с базой российских узлов и агрегатов. Агрегатируется и собирается с нуля в  Кургане, вплоть до шин. Интересы различных ведомств подтверждены, на сегодняшний день являемся поставщиками МЧС России, нефтегазовых компаний. Снаряжённый вес 2300 кг, мы можем по дорогам общего пользования перемещаться, перевозить экипаж из 2 человек и до 4 человек в салоне. Плюс прицеп, который до тонны груза может перемещать, а также перевозить технологическое оборудование», — с  гордостью объяснили замминистра.

Двигатель взяли от LadaPriora, агрегатировали с автоматической коробкой передач. Стоимость в 3 миллиона рублей сопоставима с хорошим импортным квадроциклом.

Тем временем делегация и журналисты уже изрядно подустали. Осмотр экспозиций занял больше времени, чем на него было отведено по графику, но все послушно передвигались за успевавшим между просмотрами техники отвечать на  телефонные звонки замминистра промышленности. Казалось, у  него открылось второе дыхание, и вот он уже у хозяев презентационной площадки — завода «ДСТ-Урал».

«Вот, открыли новое направление благодаря поддержке Минпромторга. Представляем фронтальный и гусеничный погрузчики. Из отечественных заводов такой погрузчик никто не делает, грузоподъёмность 2 тонны. Смысл очень простой: учитывая, что семь месяцев в году либо грязь, либо снег, гусеница работает гораздо лучше по тяговым характеристикам. И грузовой момент лучше, потому что в тех же самых габаритах, в принципе, грузоподъёмность в отличие от колёсного практически удваивается», — поделился с г-ном Морозовым генеральный директор группы компаний «ДСТ-Урал» Евгений Горелый.

Темой для дискуссии стала внедрённая в технику система телематики, и в рассуждениях замминистра дошёл до того, что предложил делать ставку не на продажу самих машин, а, по сути, на их аренду. Приведя в пример каршеринг, он принялся развивать мысль до необходимости мер господдержки предприятием, которые будут устанавливать собственное программное обеспечение для телематики.

Тут, похоже, запас энергии закончился, и вместо следующего стенда Александр Морозов направился к  стоящему неподалёку фуд-траку, приняв его за очередной экспонат. Вся делегация устремилась за ним. Ошарашенный таким вниманием продавец кофе и закусок скромно объяснил, что он не представляет никакой из заводов, и понявший ошибку чиновник пошёл дальше.

На очереди был стенд ООО «Автодоркомплект» — дилера UMG СДМ, ИМЗ «Автокран», ВПК и ряда других производителей. Там замминистра заинтересовался шарнирно-сочлененным снегоболотоходом, созданным Заволжским заводом гусеничных тягачей. Основные особенности: грузоподъёмность в районе 4 тонн, межосевая и межзвеньевая блокировки, АКПП.

Чиновник озадачил продавцов техники вопросом о снижении углеродного следа, советом о необходимости отказаться от дизельных двигателей в пользу электрификации и водородного топлива и направился дальше.
Делегация бегло осмотрела автогрейдер СДМ-25 производства ООО «СпецДорМаш» с боковым отвалом для работы на откосах, путепрокладочным передним отвалом и снаряжённой массой свыше 23 тонн.

А вот на стенде Челябинского механического завода высокие гости задержались. Им демонстрировали новый 55-тонный автокран с вылетом стрелы на 42 метра на шасси «КамАЗ-6560». Среди «фишек» модели — дистанционное управление аутригерами и новая кабина.

«Мы сейчас 80 машин в «Роснефть» отправляем, в «Сургутнефтегаз» вот уже отбрендировали специально под их корпоративный стандарт. Это удивительная компания, они сильно отторговывают, но, если туда продал, поднимаются продажи по всему региону. Потому что потребитель знает, что «Сургутнефтегаз» плохую технику не купит. У нас в этом году продажи в целом идут удивительно хорошо. Наверное, на следующей неделе поставим ёлку — это новый год у нас по планам продаж»,  — ответил на вопросы про основных потребителей и спрос генеральный директор ОАО «ЧМЗ» Пётр Вагин.

Замминистра поздравил собеседника и направился к стенду, где стояла многоцелевая машина от Галичского автокранового завода. На шасси «КамАЗ-43118» установили бортовую платформу, КМУ грузоподъёмностью до  7  тонн, буровое оборудование и рабочую платформу для подъёма людей на высоту до 24 метров. Управлять стрелой можно дистанционно.

Практически такой же агрегат представил и Уральский завод спецтехники, только вместо бортовой платформы тут седельный тягач, а грузоподъёмность КМУ составляет 8 тонн. Кстати, в скором времени мы подробно расскажем, как построена работа на этом предприятии.

А тем временем делегация добралась до стенда ПАО «Курганмашзавод». Директор по развитию гражданской продукции Сергей Бочаров бодро доложил замминистра о выполнении указа президента и правительства, наращивании производства и показал пожарную машину на гусеничном ходу, попутно уточнив, что именно на это шасси Минпромторг им выделил 800 миллионов рублей.

Пока Александр Морозов восторгался результатами, заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов подметил, что представленная техника выглядит не новой, а просто свежекрашенной. Но представители Минпромторга внимательно слушали рассказ о том, как пожарная машина без водителя может выехать, найти с помощью тепловизора источник возгорания и самостоятельно потушить его.

А нет, не всё

Радужность презентаций нарушилась у полуприцепов производства ПКФ «Политранс». Специалист отдела продаж Игорь Кошелев во время рассказа о низкорамном трале грузоподъёмностью до 33 тонн с приставными алюминиевыми трапами, не ожидая подвоха, честно ответил Александру Морозову, что оси установлены китайские. Замминистра нахмурил брови и спросил: «А у нас разве нет осей?». Услышав, что российские не лучшего качества, он возмущённо обратился к заместителю директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Эдуарду Кийко:

«Я спрашиваю, чьи оси? Говорит, что китайские. Я спрашиваю: а что, в России осей не делают? Он говорит: нет».

Тот попытался объяснить, что речь идёт о поворотных осях, которые действительно ещё никто из производителей не освоил, но этот пункт есть в планах «БПВ-Ост».

Александр Николаевич выдохнул и вновь обратился к представителю «Политранса» с вопросом о стоимости и гарантии. Тот резво отвертел, что полуприцеп стоит в районе 3 700 000 рублей и на него идёт год гарантии.
«На пластиковый чайник в магазине год гарантии дают, а тут металлический полуприцеп», — возмутился высокий гость и тут же грозно спросил про настилы, мол, почему они деревянные и нет лебёдки. Уже явно не радостный Игорь Кошелев пояснил, что дерево использовали для облегчения снаряжённой массы, а отсутствие лебёдки — требование заказчика.

Возникли вопросы по локализации шарнирно-сочленённого самосвала «Тонар Т-35». Директор машиностроительного завода Денис Кривцов хоть и объявил, что продукт полностью соответствует 719 постановлению, но ещё предстоит локализовать мосты, гидравлику и трансмиссию. Александр Морозов здесь был более добр, но всё же спросил про сравнение с «камазовским» «Геркулесом».

«У них клиренс меньше, чем у нас. Самосвал «КамАЗа» больше ориентирован на использование в карьерах, а мы сделали для дорожно-строительной отрасли, чтобы можно было по грязи плавать. У них гибрид на электротяге — модное, но спорное решение, а у нас классическое исполнение, как у Volvo, Bell, Komatsu, Terex», — пояснил г-н Кривцов.

Замминистра посоветовал задействовать для локализации трансмиссии Уралвагонзавод, который как раз ищет заказы на производство компонентной базы для гражданского сектора. На что глава «Тонара» сказал, что вёл переговоры с Петербургским тракторным заводом, но получил отказ. Эдуард Кийко вновь получил наказ от начальника помочь в этом вопросе, а  собеседники продолжили обсуждать импортозамещение.

«Каждый третий прицеп, сделанный в России, — наш. Каждый пятый проданный — наш. Иностранцы на рынке ещё есть, но мы их здорово подвинули, по производству выросли на 15%», — доложил директор «Тонара».

Александр Морозов улыбнулся и напутствовал: «Не останавливайтесь, надо дальше их преследовать на европейских, азиатских и американских рынках».

Серьёзен был чиновник и разглядывая универсальную коммунальную машину от АО «Кургандормаш». Оказалось, что для её работы необходим небольшой двигатель, коих в отечественном производстве нет. Поэтому на заводе ставят японский Kubota V3800. Да и на мини-погрузчики «Термит» устанавливают немецкий Hatz с гидравликой Poclain. Эдуарду Кийко вновь недвусмысленно дали понять, что вопрос с  выпуском отечественных моторов нужно проработать.

Ещё больше в необходимости локализации двигателей г-н Морозов убедился во время осмотра мини-погрузчика с бортовым поворотом МКСМ 120W Fox на стенде ПАО «Курганмашзавод». Оказалось, что внутри стоит Hatz с воздушным охлаждением. Есть и другая модификация с мотором Kubota.

«Такого класса двигатель российская промышленность не выпускает. Раньше ЧТЗ двухцилиндровик делал, но его бросили выпускать, и  мы перестали выпускать мини-тракторы, которых 10 тысяч успели сделать. Исчез двигатель в России. Снова договорился с ними месяц назад, что они восстановят производство двигателя.

А по  немецкому двигателю договорились о  том, что на первом этапе мы локализовали всё, что на двигатель можно поставить российское — стартер, генератор, фильтры, кронштейны, маховик. Мы не меняем только топливную аппаратуру, потому что в России её не умеют делать. Оставили Bosch, чтобы не потерять функционал двигателя. Поршневую тоже пока оставляем, но через год попытаемся её уже превратить в  российскую сборку», — пояснил Сергей Бочаров.

Не всё гладко оказалось и с гидравликой. Во время знакомства с первым российским асфальтоукладчиком с электроподогревом плиты коммерческий директор ООО НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» Сергей Лужецкий пожаловался на  проблемы с поставками от Danfoss. Мол, 39 недель ждать, а как выпускать технику? В  ответ от  замминистра последовало очередное поручение своим подчинённым собрать рабочую группу и решить этот вопрос.

На стенде ООО НПП «Резонанс» чиновник очень удивился тому, что требование 719 постановления об использовании отечественной электроники не распространяется на рулевые колонки. Опять же поручил Эдуарду Кийко разобраться и направился дальше. На стенде ООО ТПГ «Вагнер» замминистра попытались удивить присадкой к маслам, продлевающим срок эксплуатации.

«Это стенд для тестирования смазочных материалов, здесь обойма от стандартного подшипника. Мы создаём трение, по красной шкале динамометра будем отслеживать нагрузку до заклинивания, а по амперметру видеть, насколько нагружается электродвигатель. Вначале просто масло, а потом нашу присадку применяем и смотрим разницу. Итак, начинаем, даём немного приработаться маслу Castrol и начинаем плавно нагружать.

Итак, по красной шкале буквально две единички, и происходит заклинивание. Амперметр подскочил до 5 ампер. То есть данный смазочный материал рассчитан на  нагрузку 2,5 единицы и при этом происходит вот такой износ, за считанные секунды.

А теперь тот же самый эксперимент, только добавляем нашу присадку, переворачиваем этот ролик и сдвигаем на соседнюю дорожку, чтобы уйти от наклёпа, который образовался. Итак, вот смотрите, сейчас я уже давлю 6 единиц по динамометру, вы видите, что амперметр практически не нагружается, то есть двигатель не чувствует нагрузку, которая только что была критической для него, и никакого заклинивания не происходит.

А теперь посмотрим, какие критические нагрузки может выдержать эта пара трения. Вот смотрите, 7-8-9-10 единиц, ну всё, я  в  пол давлю, всё, до конца, дальше давить невозможно. А амперметр, вы видите, до 2 единиц подрос и  всё. Вот сейчас мы экономим электроэнергию. Любой механизм, в  который попадёт эта жидкость, будет экономить электроэнергию, ресурс увеличен будет, и давайте посмотрим, какой износ произошёл на ролике от подшипника и сравним уже с тем износом, который у нас был. Вот такая разница, при нагрузке в 3-4 раза выше, износа практически нет», — провёл эксперимент генеральный директор ООО «ТПГ «ВАГНЕР» Денис Гительман.

Он объяснил, что в присадке применена микрокерамика, расщеплённая до размеров нанометра. Чиновник восхищался достижениями науки, пока взгляд его не упал на флаг Германии на упаковке и надпись «Made in Germany».

«Так чья разработка — наша или немецкая?» — уточнил Александр Морозов. В ответ г-н Гительман поспешил заверить, что хоть изобретение иностранное от WAGNER Spezialschmierstoffe, но продают под российским брендом Windigo.

Не добавило делегации оптимизма и посещение стенда ООО «Ланквитцер». Во время общения с  представителями компании замминистра выяснил, что краски производят в Германии. Правда, услышав про планы строительства завода в нашей стране, г-н Морозов улыбнулся и пожелал развития в этом плане.

Дойдя до представителей ООО «Гидронт», чиновник сразу задал вопрос в лоб: «Почему, когда мы разговаривали о гидравлике, все производители самоходных машин говорят, что у  нас проблема с гидравликой? Российской нормальной нет, все вспоминают «Пневмостроймашину», начинают её ругать, потом вспоминают белорусов и начинают тоже хаять?».

В ответ собеседник объяснил, что многие предприятия, которые ещё со времён СССР делают гидравлику, используют технологии и оборудование той же поры. А вот их компания сразу взяла курс на импортозамещение ещё до того, как это стало мейнстримом. И стали изготавливать управляющую аппаратуру, распределители и клапаны, аналогичные европейским. И добились успехов, так как их клапаны, к примеру, применяют производители спецтехники из Австрии, Италии и Чехии.

Александр Морозов одобрительно цокнул и спросил, как изменить имидж российской гидравлики в глазах потребителей.

«Одна из самых больших сложностей — это литьё. Серьёзная проблема, которую пока мы решить не смогли. Если брать уровень импортного литья, то он значительно выше, чем российского. При обработке отечественного литья и доведении его до ума стоимость изделия получается значительно выше, чем импортного. Вот это проблема»,  — обозначил представитель компании «Гидронт».

Он добавил, что даже станки приходится задействовать японские и американские. Российские не давали нужного результата. А  на  вопрос замминистра о помощи со стороны государства ответил, что компании приходится всё делать за  свой счёт: развивать производство, разрабатывать новые образцы, строить новые цеха.

«Вы же можете привлекать, например, льготные займы Фонда развития промышленности по развитию станочного парка под 1% годовых в рублях. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки мы можем финансировать до 80% затрат, включая подготовку», — заявил г-н Морозов и обратился к Эдуарду Кийко с требованием помочь работам по российской гидравлике.

А у соседей — ООО «Гидродрим», которые также сообщили замминистра о российском производстве компонентов гидросистем, тот решил с барского плеча сам организовать помощь в применении опытной разработки.

«Так, тот же «Кировец» далеко, а  «Ростсельмаш» вот стоит», — обратил он внимание разглядывавшего стенды совладельца компании Константина Бабкина.

И тут продолжил спрашивать, чем занимается «Гидродрим». Узнав, что те производят гидравлические блоки, Александр Морозов поинтересовался, считают ли они конкурентом «Пневмостроймашину».

«Пневмостроймашина» — это завод, который производит насосы гидромотора, это немного другое. А наша продукция нужна именно для управления гидравликой. У нас в России ни один завод это не делает. Смотрите, после насосов идёт распределительная функция: клапанная аппаратура, которая регулирует давление в  системе, распределители, которые направляют потоки в разные стороны, и в конце идёт рабочий орган, как правило, гидромотор, чтобы что-то крутилось, либо цилиндры, чтобы что-то перемещалось», — пояснил чиновнику представитель компании.

Делегация прошлась и по другим стендам производителей гидравлических компонентов. Везде Морозову говорили, что машиностроители не хотят брать российскую гидравлику. Даже шестерённые насосы. Мол, дальше разговоров дело не идёт. Наконец, на стенде «Пневмостроймашины» чиновник не выдержал и в сердцах спросил: «Все конструкторы самоходных машин при словах «российская гидравлика» падают в обморок. Почему? Понятно, что это может быть стереотип, который сложился в 2000-х годах. Что вы сейчас делаете, чтобы улучшить имидж российской гидравлики?».

Явно не ожидавшая такого поворота событий девушка выдала, что производят новые модели и поставляют гидроцилиндры для подъёма кузова на «КамАЗ». Затем под натиском вопросов замминистра она сдалась и призналась, что об этом надо разговаривать не с ней. Попрощавшись, делегация отправилась на импровизированный полигон, где всем желающим предложили попробовать себя в роли машинистов бульдозеров или фронтальных погрузчиков.

Среди мужчин желающих не нашлось, а вот девушки быстро заняли места в кабинах техники.

«ЧТЗ «Уралтрак» приветствует вас на этом мероприятии и готов предложить вашему вниманию бульдозер Б11Э, представленный в специфичном небесно-голубом цвете с применением электромеханической трансмиссии. Бульдозер предусматривает возможность эксплуатации в различных областях, в нефтегазовой, в мелиорации, в лесном хозяйстве. Применение электромеханической трансмиссии обеспечивает высокий КПД, исключение потерь мощности, экономия топлива, разворот на месте.

На бульдозере установлено джойстиковое и дистанционное управление. Работа машины возможна как с  оператором, так и без. Капот выполнен из высокопрочного пластика, шумоизоляция позволяет работать оператору в комфортных условиях.

Кабина и защитное устройство откидываются назад ручным подъёмником с фиксацией, а также открываются боковые стеклопакеты из пластика по принципу. Обеспечивается максимальный доступ к моторно-трансмиссионной установке бульдозера и другим системам», — вещал из динамиков голос ведущего.

Понаблюдав за работой ДСТ, замминистра пошёл награждать почётными грамотами и званиями заслуженного машиностроителя некоторых членов ассоциации «Росспецмаш». А после поделился с нами своим видением проблемы с российской гидравликой.

«Я немного сгущал краски, говоря о том, что у российской гидравлики очень плохой имидж. Как в том анекдоте, чем крыса отличается от хомячка? Имиджем, да. Конечно же, когда конструктор занимается изготовлением и  проектированием новой машины, у  него тоже существует стереотип, который пришёл из двухтысячных годов, о том, что гидравлика, которая производилась в России, является некачественной.

Но сегодня мы видели огромное количество новых проектов, новых компаний частных, которые проинвестировали за последние 10 лет собственные средства, и выпускают сегодня отличные компоненты гидравлических систем. Этот инвестиционный процесс идёт, я  задавал вопрос, когда же всё-таки изменится имидж. Надеюсь, что это будет скоро, в ближайшее время»,  — попытался сгладить впечатления от  услышанного от участников выставки Александр Морозов.

Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш»

Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш»
Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш»

Про ассоциацию

«Сейчас в ассоциацию входят 196 российских производителей специализированной техники. Половина из них — это производители дорожно-строительного оборудования. Они вступили в нашу ассоциацию в последние три года. Два-три года назад было взрывное расширение, сейчас мы в год принимаем 15 новых компаний, постепенно все подтягиваются в ассоциацию. Все видят поддержку от Минпромторга, внятную политику, с другой стороны, компании видят, что нужно взаимодействовать. Каждый за себя не всегда работает, надо иногда объединяться, проводить такие выставки, обмениваться опытом, смотреть друг на друга, себя показывать. Наша роль ассоциации всё больше воспринимается предприятиями, я рад, что мы полезны».

Про выбор потребителей

«Потребитель ведёт себя рационально, у меня, по большому счёту, к нему нет претензий. Другое дело, что выбор потребителя зависит не только от того, что делает российский производитель, но и от тех условий, в каких он работает. Я, как руководитель ассоциации, вижу своей задачей, улучшение условий, в которых работают наши предприятия и люди. Я считаю, что если условия будут такими же достойными, не хуже, чем у зарубежных коллег, то доля наших машиностроителей на российском рынке будет составлять не 100,
но 90%.

Экспорт значительно вырастет, наша техника будет продаваться в десятки, в сотни стран мира. Просто проблема в том, что наша техника иногда проигрывает сегодня — это не плохие условия, в которых работают наши машиностроители. Металл в России дороже, чем в Германии, электричество дороже, чем в Германии, чем в Китае, чем в Казахстане. Перевозки дороже, чем во многих странах, налоги выше, чем во многих странах.

Каким бы ты ни был героем, сколько бы пядей во лбу ни было, сколько у тебя рук бы ни было, ты не можешь в этих условиях, когда тебе всё дороже, делать такую же технику по той же цене, как зарубежные конкуренты. Поэтому для меня очевидно, если в неблагоприятных условиях наши машиностроители делают достойную технику, и она покупается сегодня, это значит, что наши машиностроители суперконкурентоспособные.

Если им дать нормальные условия, то они завоюют и наш рынок, и многие рынки в других странах. Постепенно улучшается политика Минпромторга, появляются меры поддержки, субсидии на доставку, какие-то налоговые льготы, субсидии на продажу техники. Конечно, пока ещё не хватает лоббистской мощи ассоциации, даже Минпромторга тоже, добиться снижения цен на металл, снижения налогов, снижения ключевой ставки Центробанка. Эта же задача не только для ассоциации, каждый гражданин России страдает от этого.

Мало рабочих мест, мало возможностей заработать, экономика растёт не так, как могла бы. Если мы дальше будем объяснять, что в России есть все условия для развития, то можно создать условия, нормальные для созидания. Если миллионы людей будут это знать и будут хотеть, то это случится рано или поздно. Поэтому шаг за шагом, выставка за выставкой мы будем показывать, что улучшились условия вот, пожалуйста, результат. Улучшились машины, подросли зарплаты, вот новые рабочие места, так или иначе убедим общество, что нужно менять, поворачивать курс правительства немного в другую сторону».


Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: