• ODIN Group – официальный дистрибьютор грузовой техники SANY в России
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
    Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.

    Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
    Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ

    Подробнее Свернуть
  • троллейбус ПКТС-6281.00

    Обзор троллейбуса ПКТС-6281.00 «Адмирал»

    За последние 50 лет в тех городах страны, где во времена СССР успели проложить контактные сети для троллейбусов, по большей части перевозкой пассажиров занимались «ЗиУ-682». Эту модель выпускал завод имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области.

    После развала Союза предприятие сохранилось, но, перейдя под контроль коммерсантов, сменило название на «Тролза» и снизило объёмы производства. А с учётом того, что в 1990-х и 2000-х годах муниципалитеты не особо тратили бюджеты на обновление подвижного состава троллейбусных депо, то «ЗиУ-682», уже выработав свой ресурс, продолжали возить пассажиров. Недаром за всю историю с конвейера вышло свыше 42 тысяч единиц.

    Вместо предисловия

    троллейбус ПКТС-6281.00

    С колёсным электротранспортом в регионах России вообще творилось нечто странное. Стремления развивать это направление практически не было, в некоторых городах, например, в Архангельске, Тюмени, Благовещенске, Перми или Астрахани, троллейбусы с улиц убрали совсем. По данным Росстата, в 2020 году в России функционировали около 8 тысяч «рогатых». Модернизация инфраструктуры требует сотен миллионов рублей, что уж говорить о создании новой. А ведь темпы строительства в стране огромные, и новым микрорайонам вовсе не помешало бы троллейбусное движение. Глядишь, и экология бы меньше страдала.

    И тем не менее, несмотря на общую печальную картину, общественный электротранспорт всё же жив. Власти Краснодара, Самары, Красноярска, Санкт-Петербурга, Уфы и ряда других городов не только сохраняют существующие сети, но ещё и вкладываются в обновление парков. К сожалению, не такими объёмами, как хотелось бы, но уже что-то.

    Правда, выбор на рынке троллейбусов невелик. Производителей осталось — по пальцам пересчитать. Лидерами можно назвать вологодскую «Транс-Альфу» (о тест-драйве его модели ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард» можно прочитать здесь), да «ПК Транспортные системы», объединившую сразу три завода. А вот запущенный с помпой проект по созданию троллейбусов Alkor в Краснодаре оказался просто капитальным ремонтом «ЗиУ-682» с заменой кузова, да ещё и без получения ОТТС. КАМАЗ наладить серийный выпуск «рогатых» электробусов обещал только в этом году.

    Есть ещё Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, но, по сути, это сборочное производства моделей от Минского автозавода. Впрочем, десятки машин под названием «Горожанин» уже работают в городах страны. Хотя эксперты говорят, что производство этого вида транспорта в России пока экономически нецелесообразно из-за того, что объём закупок находится где-то на уровне 150–200 единиц в год.

    В основном из-за стоимости одного вагона в 20–30 миллионов рублей. А чтобы снизить цену, производители должны увеличить объёмы выпускаемой продукции. Но этого не произойдёт, пока не вырастет число заказов. Вот такой вот замкнутый круг.

    Троллейбус ПКТС-6281.00

    Благо правительство начало выделять регионам субсидии на обновление пассажирского транспорта. Так что надежда у троллейбусостроителей на лучшие времена есть. Ну а мы сегодня знакомимся с моделью ПКТС-6281.00, получившей название «Адмирал», сделанной в цехах почившей «Тролзы», ныне принадлежащих ООО «ПК Транспортные системы».

    Первые впечатления

    Нам довелось увидеть первые троллейбусы ещё в момент их подготовки к эксплуатации после перегона тралами из Энгельса в Красноярск. Специально прибывшие специалисты завода-изготовителя проводили так называемые пусконаладочные работы. На фоне изрядно потрёпанных «ЗиУ-682» новые «Адмиралы» выглядели, конечно, футуристично. Сверкающие композитные панели обшивки, огромные стёкла, светодиодная оптика, линзы видеокамер и электронные маршрутоуказатели придают вагону вид этакого вежливого джентльмена. Особенно это видно в темноте, когда загорается подсветка и на «мордашке» троллейбуса появляется яркая улыбка.

    Ещё одно отличие от старых «ЗиУ» — обтекаемая форма. В вариации «Адмирала» 6281.01 с автономным запасом хода до 20 км батареи размещены наверху, где и токоприёмники. В нашем случае 10 свинцовых батарей ёмкостью 85 А∙ч спрятаны в заднем свесе. И если снять весь стеклопластик, то остов будет очень знаком тем, кто видел «Тролза-5265.02» «Мегаполис» образца 2017 года. За наращивание на старом «скелете» нового дизайна отвечала Нижегородская фабрика композитов. На её же мощностях изготовили из композитов и алюминия детали для интерьера.

    троллейбус ПКТС-6281.00

    Тяговый электромотор ДТА-3У1 на 170 кВт Псковского электромашиностроительного завода размещён в задней левой части кузова. В заднем отсеке с улицы можно обслуживать только компрессор, регулятор давления, системы пожаротушения и влагоотделитель. В запираемой снаружи нише в левой передней части доступ к гидроусилителю руля.

    При выборе портальных мостов конструкторы не стали мудрить и взяли уже проверенное решение — AV 133 от ZF.

    троллейбус ПКТС-6281.00

    Отдельного описания заслуживает салон. Внутри 33 сидячих места. Номинальная заявленная вместимость — 96 человек, но при желании вместятся и все 100. На поручнях — USB-разъёмы для подзарядки гаджетов. Под потолком над окнами размещены видеомониторы. Изображение на них подаётся из диспетчерской через интернет. Приём сигнала обеспечивает wi-fi-роутер с SIM-картой. Он же обеспечивает связь между банком и валидаторами бесконтактной оплаты. Кстати, в кабине у водителя установлен аппарат, на который приходят все оповещения о транзакциях.

    троллейбус ПКТС-6281.00

    Возле накопительной площадки под сиденьями, в передней и задней частях салона стоят отопители производства НПФ «Этна» из Саратова. Естественно, все три не в состоянии противостоять проникающему через открывающиеся двери морозу, поэтому в помощь предусмотрен климат-контроль с поддержанием заданной температуры. Помимо этого, на сиденье кондуктора возле средней двери установлен индивидуальный подогрев электротеном.

    На накопительной площадке размещены три откидных сиденья. А вот конструкция поручней в задней части немного озадачила — боковые сиденья на подиуме, под которым и спрятан электромотор, получились огороженными. Не любой пассажир сможет легко взобраться и выбраться. Явно это место облюбуют подростки.

    На дверях предусмотрены кнопки ручного открывания. По словам руководителя группы пусконаладки дирекции по качеству ООО «ПК Транспортные системы» Антона Позднякова, это удобно в зимнее время, когда троллейбус подъезжает к остановке и водитель не распахивает все двери, чтобы не выстужать салон, а пассажир сам нажатием открывает нужную. Но сработает эта функция только с разрешения водителя.

    троллейбус ПКТС-6281.00

    Пока мы перемещаемся в кабину, отмечаем, что в передней части салона под лобовым стеклом есть закрытый отсек, визуально не бросающийся в глаза. Оказывается, туда поместили бак ёмкостью 20 литров для омывающей жидкости. Не особо удобное решение, зато за раз налил и надолго.

    Об эксплуатации

    Входим в кабину и… очень хотелось написать, что удивляемся, но есть ощущение дежавю. Рабочее место водителя чем-то напоминает кабины современных тягачей с планшетами вместо панели приборов. Здесь и сиденье на пневмоподушке с эффектом памяти, а также с подлокотниками. Положение кресла можно отрегулировать наклону и продольному перемещению. Под ногами две педали — газ и тормоз.

    Для приведения машины в рабочее состояние недостаточно просто повернуть ключ зажигания. Предварительно нужно включить подачу питания с аккумуляторов.

    троллейбус ПКТС-6281.00

    Перед водителем вместо приборной панели — 2 монитора. Причём сенсорных, то есть именно на них он управляет климат-контролем, выбирает информацию для маршрутоуказателей. Тут же он видит изображение с 9 камер в салоне и снаружи. К слову, разработкой программного обеспечения занимались специалисты отечественной компании.

    Слева под рукой «пенёк», включающий стояночный тормоз. За ним — панель активации системы пожаротушения, их тут несколько — в отсеке с двигателем, на крыше и в салоне. Всё же напряжение в электросети 600 В, а это не шутки. Рядом — кнопка SOS системы «Эра-ГЛОНАСС». Из дополнительных систем безопасности по правую руку на панели расположены кнопки отключения аккумуляторов и аварийного завершения подачи тока.

    троллейбус ПКТС-6281.00

    В джентльменском наборе предустановлен автоинформатор названий остановок, но инженеры сохранили возможность «ручного» объявления водителем по громкой связи.

    Управление трансмиссией расположили на панели штангоуловителей слева от рулевой колонки — тут всё просто: R — назад, N — нейтралка и D — вперед. Рядом — джойстик электропривода зеркал заднего вида.

    «Установлен компрессор с пневмобаллонами и ресиверами и при подъезде к остановке, чтобы маломобильный человек или мама с коляской свободно могли попасть внутрь, троллейбус можно наклонить на правую сторону, а потом выровнять одним нажатием кнопки», — говорит Антон Поздняков.

    Присутствует и ставшее обязательным для современных троллейбусов устройство подъёма-опускания штанг. То есть когда нужно объехать, допустим, место ДТП или обесточенный участок, то водителю можно не выходить из кабины и не тянуть за канаты, а нажать на кнопку, штанги сложатся, и он может ехать дальше автономным ходом. Правда, чтобы восстановить питание от контактной сети таким же путём, инфраструктуру требуется оснастить так называемыми «домиками», которые будут ловить башмаки токоприёмника и притягивать их к контактному проводу. Только вот стоимость их довольно велика — один обойдётся в 90 тысяч рублей, и не в каждом регионе депутаты захотят выделять из бюджета такие суммы.

    Тут бы в замену контактной сети хотя бы вложиться, чтобы «Адмирал» смог ехать с заявленными 70 км/ч. А то по ветхим проводам передвигаться быстрее 40 км/ч порой просто опасно.

    Обзор, кстати, у водителя отличный, ничем не уступает магистральным тягачам «европейской семёрки». Огромное лобовое стекло с подогревом плюс информация с камер по периметру — при движении даже в узких местах и при поворотах «слепых зон» практически нет. Зеркала заднего вида также с электронитями, так что не страшны ни мороз, ни туман, ни резкий перепад температур — включил обогрев, и видимость ничего не затрудняет.

    троллейбус ПКТС-6281.00

    Кстати, насчёт автономного хода. Конкретно в этом экземпляре, согласно ОТТС, заложена возможность двигаться без контактной сети на расстояние до двух километров. Мы не стали испытывать реальный пробег без подзарядки в силу того, что только что приехавшие «Адмиралы» были не заряжены и их ещё готовили к эксплуатации. Но вот подключившись к контактной сети, по территории депо покатались. Подвеска честно порадовала. Неровности отрабатывает на ура, машина в целом двигается мягко.

    Конечно же, новые троллейбусы в плане обслуживания весьма отличаются от привычных «ЗиУ», так что с помощью кувалды и какой-то матери неисправность устранить не выйдет.

    «С каждым вагоном идёт руководство по эксплуатации, информация о ТО. Но в любом случае будет гарантийная бригада, которая в случае чего придёт на помощь», — улыбается Антон Поздняков.

    Вердикт

    Разработчик троллейбуса «ПК Транспортные системы», конечно, во всех своих пресс-релизах и интервью постоянно говорит, что это уникальная разработка. Но мы не будем слепо транслировать данные слова, благо есть с чем сравнить, и историю предприятия из Энгельса знаем. Да, интересные решения присутствуют, но говорить об их уникальности было бы нечестно с нашей стороны.

    Тем не менее неоспоримый факт, что электротранспорт намного экологичнее и дешевле в стоимости владения, нежели разрабатываемые водородные аналоги. Учитывая существующие контактные сети в городах, троллейбусы ещё и выигрывают в экономии у электробусов, для которых нужны отдельные зарядные станции и время на подзарядку. А уж какие модели и каких производителей будут выбирать муниципалитеты — дело исключительно их совести.

    Технические характеристики ПКТС-6281.00

    колёсная формула — 4х2;
    максимальная скорость — 70 км/ч;
    запас  автономного хода — до 2 км;
    вместимость салона — 96 человек, 33 сиденья;
    электромотор — ДТА 170 кВт;
    аккумуляторы — А512, свинцовые, ёмкость 85 А∙ч;
    тормозная система — пневматическая, дисковая, с EBS, ABS;
    шины — 275/70 R22.5.


    Выражаем благодарность департаменту транспорта администрации Красноярска и МП «Городской транспорт» за помощь в организации съёмок.
    Текст: Артём Щетников
    Фото: Евгений Ошкин

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    аккумулятор | ПК «Транспортные системы» | троллейбус | электропривод
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: