• COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
    Ведущие компании-производители продемонстрируют новинки грузовиков
    и грузовых LCV, автобусов большого и малого классов, специальной автотехники,
    прицепов и полуприцепов, запчастей и комплектующих.

    Реклама. ООО «АйТиИМФ Экспо», ИНН 7708326524
    Erid: F7NfYUJCUneLuWRzkAQs

    Подробнее Свернуть
  • Троллейбус Авангард

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Вопрос экологии, по крайней мере, в Красноярске стоит чрезвычайно остро.

    Испытатель: 
Водитель троллейбусного депо МП Красноярска «Городской транспорт»  Владимир Крузе
    Испытатель:
    Водитель троллейбусного депо МП Красноярска «Городской транспорт» Владимир Крузе

    Недавно вышедший фильм Алексея Пивоварова, отреагировавшие на обращения городских активистов Сергей Шнуров и блоггеры, приезд главы Росприроднадзора, митинги — всё это подняло миллионный город в ТОП новостей в информационных агрегаторах.

    Мы не будем охать и ахать на эту тему, а познакомим вас с техникой, использование коей вполне себе внесёт вклад если не улучшение, то хотя бы не в ухудшение экологической ситуации.

    Итак, знакомьтесь: троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 или попросту «Авангард».

    Первые впечатления

    Честно говоря, мы никогда не думали, что за всю историю журнала мы окажемся в троллейбусном депо. Дело в том, что основная масса «рогатого» электротранспорта в городе — ЗИУ-682, знакомые, наверное, каждому.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Но технологии идут вперёд и вот на улицы выехал «Авангард» — гибрид электробуса и троллейбуса. В депо ему присвоили знаковый номер — 2020. Это, к слову, становится традицией. В прошлом году сюда поступил новый Тролза-5265.08 «Мегаполис», получивший номер 2019. Будем надеяться, что обновление парка будет происходить не по одной модели в год. Но что-то мы отвлеклись.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    На территории нас встречает белоснежный «Авангард» производства вологодского предприятия «Транс-Альфа Электро». Для Красноярска это первый опыт эксплуатации продукции этого завода.

    Хотя в Москве и других регионах их начали использовать с 2008 года. И первое знакомство с машиной оставляет неизгладимые впечатления. По сравнению с имеющимися троллейбусами из СССР и даже относительно новыми АКСМ-321.

    На 12-метровом кузове сразу выделяется большая площадь остекления. Причём возле накопительной площадке стёкла почти вровень с полом, что позволяет смотреть за происходящим на улице и маленьким детям.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Электронные маршрутоуказатели здесь норма и спереди, и сзади, и справа. Но они все в верхней части, поэтому на уровне глаз пассажиров ставят картонный трафарет. Кстати, когда троллейбус отправляется с маршрута в депо, на электронном табло появляется грустный смайлик.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Компрессор и блок управления электроникой разместили позади в запирающемся отсеке. Здесь же автоматическая система пожаротушения.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Заходим в салон. Троллейбус низкопольный, так что никаких ступенек. Здесь 26 антивандальных сидений, а общее число пассажиров заявлено на уровне 86.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    На поручнях 8 USB-портов для зарядки мобильных устройств и оборудование для бесконтактной оплаты проезда, установлен WiFi-роутер и табло для «бегущей строки».

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    В центре под потолком двухсторонний цветной монитор, работающий в паре с автоинформатором. То есть, пассажирам не просто озвучивают какая будет следующая остановка, но и показывают. Можно, конечно, и мультики показывать, но не практично.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    По салону рассредоточены 4 электрических отопителя, напротив каждой двери стоит камера видеонаблюдения, в задней части — аккумуляторный отсек.

    Испытатель: 
Водитель троллейбусного депо МП Красноярска «Городской транспорт»  Владимир Крузе

    Что ж, пора кататься. Идём в кабину. Место водителя больше напоминает пульт управления космического корабля из старых фантастических фильмов: посередине ЖК-дисплей, а по бокам многочисленные кнопки управления и индикаторы.

    Довершает картину ещё один экран, на котором отображены изображения с шести камер: 3 в салоне, одна на крыше, одна в роли видеорегистратора и ещё одна — в кабине. И только руль напоминает, что мы в троллейбусе.

    Кресло на пневмоподушке с подогревом и рулевую колонку можно отрегулировать практически под водителя любой комплекции. Над головой висит тахограф, обязательное требование закона.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    А мы пытаемся разобраться с показаниями на дисплее бортового компьютера.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    «Это спидометр, а это манометр, то есть давление в системе, захват воздуха. Двери открываю, компьютер автоматически ставит на «ручник», то есть блокирует колёса. Изменяющиеся цифры внизу — это напряжение на аккумуляторах, а рядом — потребляемый ток. А это — напряжение в контактной сети. Пока машина стоит — значение 0», — поясняет водитель троллейбусного депо муниципального предприятия Красноярска «Городской транспорт» Владимир Крузе.

    Он то и поможет нам познакомиться с этим чудом техники.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Об эксплуатации

    К слову, в кабине установлены полноценный кондиционер и автономный отопитель. В любую погоду водителя не отвлекут пот или озноб.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Для движения нужно снять троллейбус с ручного тормоза, выбрать кнопкой слева от дисплея направление движения «вперёд» или «назад» и нажать педаль акселератора. По прямой вообще без проблем. Главное, помнить про габариты при маневрировании.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    На наш вопрос об отличии от других моделей, Владимир восклицает: «Небо и земля».

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    «Он комфортнее в управлении, да и пассажирам удобно. Тут безопаснее, если во многих троллейбусах для остановки сначала включаются электротормоза, а потом воздушные, то здесь он сам выбирает режим с помощью EBS. Тормозит сначала воздухом и дотормаживает электрическими, а может и одновременно. Плавность заметно чувствуется», — рассказывает наш Испытатель.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Для него, как для водителя, проще управлять машиной с электроникой. Хотя признаётся, что если сломается ЗИУ, то его за час-два подлатают и он снова на линии. А в новых компьютеризированных выход из строя может затянуться. Всё ж опломбировано, самим лезть нельзя, да и навыков ещё нет.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    «Его главное отличие — увеличенный автономный ход. У обычных до 1 километра, а этого в наших условиях рельефа с подъёмами и спусками — 20-30 километров. Штанги можно опустить автоматически, не выходя из кабины, нажатием одной кнопки», — говорит Владимир Крузе.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    По возвращении к контактной сети штанги могут подняться сами. Но для этого нужно разместить на проводах специальное устройство, которое водители называют «домик».

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Так как «Авангард» в Красноярске пока в единственном экземпляре, то систему ещё не тестировали. Да и маршрутов ещё нет, где бы комбинировали проезд по контактной сети и без неё.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    При автономном ходе компьютер оставляет в салоне только два работающих отопителя из четырёх. Электричество экономит.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    Предусмотрен антиоткат. Для его активации нужно нажать на кнопку и тогда можно трогаться в горку.

    Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    «В троллейбусе мы только от сети зависим, а с автономных ходом — это тот же автобус. Никакого отличия. Разве что в автобусах не получится держать сразу две ноги на педалях газа и тормоза. А в троллейбусах расположение таково, что позволяет практически мгновенно среагировать и нажать», — поясняет Владимир.

    Кстати, во время движения в салоне очень даже тихо. Только отопители шумят. И никаких тебе запахов топлива или горелого масла. В общем, едешь себе и наслаждаешься. Хоть за рулём, хоть в роли пассажира.


    Технические характеристики ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

    • Пассажировместимость – 86 человек;
    • Снаряжённая масса – 13 140 кг;
    • Тяговый преобразователь – ИРБИ-АТ1-280У2;
    • Максимальная скорость – 80 км/ч;
    • Электродвигатель – ДТА-У1У, асинхронный мощностью 180 кВт;
    • Передняя ось – ZF RL75А;
    • Задняя ось – ZF AV-133
    • Освещение – светодиодное.

    Текст: Артём Щетников
    Фото: Евгений Ошкин

    Выражаем благодарность департаменту транспорта администрации Красноярска и МП «Городской транспорт» за помощь в организации съёмок.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Авангард | ВМЗ 5298-0000010-01 | гибрид | Транс-Альфа Электро | троллейбус
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Телеграм-канал iGrader Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: