Троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

Испытатель:
Водитель троллейбусного депо МП Красноярска «Городской транспорт» Владимир Крузе

Вопрос экологии, по крайней мере, в Красноярске стоит чрезвычайно остро. Недавно вышедший фильм Алексея Пивоварова, отреагировавшие на обращения городских активистов Сергей Шнуров и блоггеры, приезд главы Росприроднадзора, митинги — всё это подняло миллионный город в ТОП новостей в информационных агрегаторах.

Мы не будем охать и ахать на эту тему, а познакомим вас с техникой, использование коей вполне себе внесёт вклад если не улучшение, то хотя бы не в ухудшение экологической ситуации. Итак, знакомьтесь: троллейбус ВМЗ 5298-0000010-01 или попросту «Авангард».

Первые впечатления

Честно говоря, мы никогда не думали, что за всю историю журнала мы окажемся в троллейбусном депо. Дело в том, что основная масса «рогатого» электротранспорта в городе — ЗИУ-682, знакомые, наверное, каждому. Но технологии идут вперёд и вот на улицы выехал «Авангард» — гибрид электробуса и троллейбуса. В депо ему присвоили знаковый номер — 2020. Это, к слову, становится традицией. В прошлом году сюда поступил новый Тролза-5265.08 «Мегаполис», получивший номер 2019. Будем надеяться, что обновление парка будет происходить не по одной модели в год. Но что-то мы отвлеклись.

На территории нас встречает белоснежный «Авангард» производства вологодского предприятия «Транс-Альфа Электро». Для Красноярска это первый опыт эксплуатации продукции этого завода. Хотя в Москве и других регионах их начали использовать с 2008 года. И первое знакомство с машиной оставляет неизгладимые впечатления. По сравнению с имеющимися троллейбусами из СССР и даже относительно новыми АКСМ-321.

На 12-метровом кузове сразу выделяется большая площадь остекления. Причём возле накопительной площадке ст¸кла почти вровень с полом, что позволяет смотреть за происходящим на улице и маленьким детям.

Электронные маршрутоуказатели здесь норма и спереди, и сзади, и справа. Но они все в верхней части, поэтому на уровне глаз пассажиров ставят картонный трафарет. Кстати, когда троллейбус отправляется с маршрута в депо, на электронном табло появляется грустный смайлик.

Компрессор и блок управления электроникой разместили позади в запирающемся отсеке. Здесь же автоматическая система пожаротушения.

Заходим в салон. Троллейбус низкопольный, так что никаких ступенек. Здесь 26 антивандальных сидений, а общее число пассажиров заявлено на уровне 86. На поручнях 8 USB-портов для зарядки мобильных устройств и оборудование для бесконтактной оплаты проезда, установлен WiFi-роутер и табло для «бегущей строки». В центре под потолком двухсторонний цветной монитор, работающий в паре с автоинформатором. То есть, пассажирам не просто озвучивают какая будет следующая остановка, но и показывают. Можно, конечно, и мультики показывать, но не практично.

По салону рассредоточены 4 электрических отопителя, напротив каждой двери стоит камера видеонаблюдения, в задней части — аккумуляторный отсек.

Что ж, пора кататься. Идём в кабину. Место водителя больше напоминает пульт управления космического корабля из старых фантастических фильмов: посередине ЖК-дисплей, а по бокам многочисленные кнопки управления и индикаторы. Довершает картину ещё один экран, на котором отображены изображения с шести камер: 3 в салоне, одна на крыше, одна в роли видеорегистратора и ещё одна — в кабине. И только руль напоминает, что мы в троллейбусе.

Кресло на пневмоподушке с подогревом и рулевую колонку можно отрегулировать практически под водителя любой комплекции. Над головой висит тахограф, обязательное требование закона. А мы пытаемся разобраться с показаниями на дисплее бортового компьютера.

«Это спидометр, а это манометр, то есть давление в системе, захват воздуха. Двери открываю, компьютер автоматически ставит на «ручник», то есть блокирует колёса. Изменяющиеся цифры внизу — это напряжение на аккумуляторах, а рядом — потребляемый ток. А это — напряжение в контактной сети. Пока машина стоит — значение 0», — поясняет водитель троллейбусного депо муниципального предприятия Красноярска «Городской транспорт» Владимир Крузе. Он то и поможет нам познакомиться с этим чудом техники.

Об эксплуатации

К слову, в кабине установлены полноценный кондиционер и автономный отопитель. В любую погоду водителя не отвлекут пот или озноб.

Для движения нужно снять троллейбус с ручного тормоза, выбрать кнопкой слева от дисплея направление движения «вперёд» или «назад» и нажать педаль акселератора. По прямой вообще без проблем. Главное, помнить про габариты при маневрировании.

На наш вопрос об отличии от других моделей, Владимир восклицает: «Небо и земля».

«Он комфортнее в управлении, да и пассажирам удобно. Тут безопаснее, если во многих троллейбусах для остановки сначала включаются электротормоза, а потом воздушные, то здесь он сам выбирает режим с помощью EBS. Тормозит сначала воздухом и дотормаживает электрическими, а может и одновременно. Плавность заметно чувствуется», — рассказывает наш Испытатель.

Для него, как для водителя, проще управлять машиной с электроникой. Хотя признаётся, что если сломается ЗИУ, то его за час-два подлатают и он снова на линии. А в новых компьютеризированных выход из строя может затянуться. Всё ж опломбировано, самим лезть нельзя, да и навыков ещё нет.

«Его главное отличие — увеличенный автономный ход. У обычных до 1 километра, а этого в наших условиях рельефа с подъёмами и спусками — 20-30 километров. Штанги можно опустить автоматически, не выходя из кабины, нажатием одной кнопки», — говорит Владимир Крузе.

По возвращении к контактной сети штанги могут подняться сами. Но для этого нужно разместить на проводах специальное устройство, которое водители называют «домик». Так как «Авангард» в Красноярске пока в единственном экземпляре, то систему ещё не тестировали. Да и маршрутов ещё нет, где бы комбинировали проезд по контактной сети и без неё.

При автономном ходе компьютер оставляет в салоне только два работающих отопителя из четырёх. Электричество экономит.

Предусмотрен антиоткат. Для его активации нужно нажать на кнопку и тогда можно трогаться в горку.

«В троллейбусе мы только от сети зависим, а с автономных ходом — это тот же автобус. Никакого отличия. Разве что в автобусах не получится держать сразу две ноги на педалях газа и тормоза. А в троллейбусах расположение таково, что позволяет практически мгновенно среагировать и нажать», — поясняет Владимир.

Кстати, во время движения в салоне очень даже тихо. Только отопители шумят. И никаких тебе запахов топлива или горелого масла. В общем, едешь себе и наслаждаешься. Хоть за рулём, хоть в роли пассажира.


Технические характеристики ВМЗ 5298-0000010-01 «Авангард»

  • Пассажировместимость – 86 человек;
  • Снаряжённая масса – 13 140 кг;
  • Тяговый преобразователь – ИРБИ-АТ1-280У2;
  • Максимальная скорость – 80 км/ч;
  • Электродвигатель – ДТА-У1У, асинхронный мощностью 180 кВт;
  • Передняя ось – ZF RL75А;
  • Задняя ось – ZF AV-133
  • Освещение – светодиодное.

Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Выражаем благодарность департаменту транспорта администрации Красноярска и МП «Городской транспорт» за помощь в организации съёмок.

PromoGroup Media · (391) 237–15–37

Статья опубликована в журнале Грейдер №2 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

вездеход 23.03.2020

Этап развития гусеничного многоцелевого транспорта

Преимущества гусеничной техники над колёсной в условиях бездорожья и слабых грунтов, ...

автоуборка дорог 23.03.2020

Беспилотная уборка. Какие перспективы?

Тему автономных беспилотных грузовиков мы поднимаем на страницах журнала периодически. И, ...

Логотип компании John Deere 31.01.2020

John Deere предложил инновационные решения для ...

Речь идет о программах TimberMatic Maps для техники и TimberManager для офисного ...

13.01.2020

Нужен ли свой сервис? Мнение экспертов

Техника есть техника, и она не вечна. Детали и узлы изнашиваются, операторы допускают ...

Ремонт дороги 19.12.2019

Запущен новый инструмент для оценки дорог — ...

При помощи нового мобильного приложения «Госуслуги.Дороги» власти собираются не только ...

Кобот для проверки качества двигателя Cummins 10.12.2019

Cummins удвоит количество роботов на своих производствах

К началу 2020 года по всей производственной сети Cummins количество роботов вырастет ...