«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Уважающие себя и своих клиентов производители автокранов, КМУ и АГП в обязательном порядке оснащают стрелы своей продукции системами безопасности. В первую очередь руководствуются нормативно-правовыми актами, которыми регулируется эта отрасль на территории государств или государственных объединений (СНГ, Евросоюз и пр.), где эксплуатируют производимое оборудование.
Отечественные требования описаны в ТР ТС 010/2011 – «Техническом регламенте Таможенного союза» «О безопасности машин и оборудования», а требования Евросоюза в нормах EN. Подробнее об этом расскажет руководитель по сервису «ПАЛФИНГЕР СНГ» Михаил Архипов.
Согласно требованиям закона, некоторые приборы безопасности обязательно устанавливают на автокраны, КМУ и АГП. Но некоторые появляются на подъёмной технике только по желанию заказчика.
Так, автокраны необходимо оснащать указателем угла подъёма стрелы. Кроме того, для этого вида техники, равно как и для кранов-манипуляторов общего назначения и автогидроподъёмников в СНГ, обязательным элементом безопасности является клапан (гидравлический замок) удержания груза, не позволяющий стреле резко упасть, а сильно замедляющий опускание в случае перегруза, или разрыва гидравлического шланга.
Для АГП также прописано требование установки системы контроля положения опор, обеспечивающей контроль положения (транспортное или рабочее), а также блокировку любых операций с опорами при положении стрелы, не соответствующей транспортному положению. Обязателен и контроль веса в люльке (ОПГ — ограничитель предельного груза в рабочей корзине), то есть система взвешивания.
Для автогидроподъёмников со стрелой выше 12 метров требуется установка системы управления из рабочей корзины, а для АГП выше 21 метра обязателен анемометр (измеритель скорости ветра).
Опциональные системы, устанавливаемые по желанию заказчика либо эксплуатирующей организации на все виды грузоподъёмного оборудования:
Уровень опасности при эксплуатации подъёмной техники определяют в зависимости от типа используемых датчиков. Электрогидравлические системы учитывают превышение давления в полостях гидроцилиндров либо достижение физических границ. При наличии электромеханических датчиков идёт определение достижения каких-либо положений. И индуктивные распознают приближение рабочих органов к контрольным точкам.
При наличии электронной системы безопасности производитель предусматривает комплексное взаимодействие датчиков.
Применяемые решения могут быть самыми разными в зависимости от отраслевых требований.
Ограничитель предельного груза для АГП полностью блокирует все рабочие операции — отключает питание с главного электромагнитного клапана, открывающего доступ гидравлического масла к исполнительным органам (гидроцилиндрам) оборудования.
Ограничитель грузового момента (OSK) блокирует все операции, приводящие к увеличению грузового момента – подъём груза, выдвижение телескопа и пр., в то же время обратные функции сохраняют возможность исполнения — втягивание телескопа, поворот колонны.
Анемометры, датчики приближения к ЛЭП и другие системы, как правило, просто сигнальные, но возможны совершенно различные решения.
Все системы безопасности разрабатывают как сами производители грузоподъёмного оборудования, так и независимые компании, специализирующиеся на таких видах систем.
К примеру, Palfinger имеет собственную систему безопасности Paltronic различных версий. Из продуктов независимых отечественных разработчиков можно отметить «Мир», ИТЦ «КРОС», «Яуза-10», «Резонанс» и др.
Не секрет, что самоуверенные крановщики пытаются обойти ограничения. Оператор или настройщик приборов безопасности, имеющий соответствующий объём знаний, может отключить системы безопасности. Производители могут только способствовать контролю за вмешательством в работу систем безопасности пломбировкой ключевых элементов — электрошкафов, главных клапанов и пр. Но все понимают, что эта защита — «от честных людей». Даже самые продвинутые системы контроля можно отключить или обмануть. В качестве дополнительной защиты может использоваться телеметрический контроль параметров работающей техники (fleet-management). Но это доступно, как правило, только крупным компаниям-эксплуатантам.
История знает случаи, когда оператор чувствует по собственному опыту, что установка выдержит взятый вес на короткое время, но система безопасности не даёт завершить операцию. Я бы не советовал рисковать, так как прочностные характеристики грузоподъёмного оборудования (ГПО) не доступны операторам. Также необходимо учитывать «усталость металла» конструкций ГПО. Если удалось поднять груз больше номинального, то это не значит, что получится это сделать в следующий раз без трагической развязки. Лучшим решением будет «довериться» приборам безопасности ГПО. Это позволит сохранить (продлить) ресурс ГПО.
Системы безопасности, установленные на импортных установках от тех, что ставят на российские принципиально ничем не отличаются. Отличия в производителях, элементной базе и законодательных требованиях, по которым спроектировано оборудование.
Как правило, зарубежные (особенно европейские) разработчики используют сложные компьютеризированные комплексы, которые не всегда корректно работают в зонах экстремальных погодных условий (температура ниже -25 ⁰С, повышенная влажность, солевой туман и пр.), и в результате в целом более капризны и создают больше поводов для обращения в сервисные центры.
Возможность замены систем безопасности существует. Порядок ввода в эксплуатацию ГПО после замены системы безопасности описывается в профильных нормативных документах РФ. Заказчик может установить любую систему — вопрос только в стоимости оборудования, установки, наладки и настройки.
В журнале материал опубликован под названием «Раз, два, три, стрела – замри»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: