Регионы просят кадры - iGrader.ru
Ремонт дорожного полотна

Регионы просят кадры

Во многих регионах России сложилась плачевная ситуация с квалифицированными кадрами в дорожной отрасли. Из-за постоянного недофинансирования опытные профессионалы уходили на работу в другие отрасли, например, нефтегазовую.

Часть специалистов уже на пенсии. Понятно, что обычных рабочих найти можно, и они заняты на ремонтах и содержании дорог. А вот тех же инженеров, проектировщиков, маркшейдеров и других узких специалистов остаётся всё меньше.

Спрос есть…

О резком дефиците инженеров-дорожников, квалифицированных сварщиков и операторов дорожно-строительной техники открыто говорят в Пермском крае, Кабардино-Балкарии, Приамурье, Крыму, Бурятии, Еврейской автономной области, Архангельской, Ростовской, Новгородской областях, на Кубани. Список регионов на самом деле больше.

«Слово «плачевная» я бы не использовал, всё же дороги строить и ремонтировать в Красноярском крае есть кому. Но ситуация непростая: отсутствие финансирования в должном объёме влияет на рынок, и если не всем на этом рынке хватает места и возможностей заработать, то, безусловно, люди начинают искать другие ниши.

Это естественный процесс и наш регион не стал исключением», — делится руководитель управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Андрей Журавлёв.

Ремонтные работы на дороге
Ремонтные работы на дороге

Но проблема низкой привлекательности профессий в дорожной отрасли возникла не только из-за провалов в финансировании.

Свои роли сыграли стереотипы молодёжи о «грязной» и неперспективной работе, специфика условий труда и отдыха, отсутствие комплексных программ по обеспечению социальной защиты сотрудников на многих предприятиях.

«Главная проблема на кадровом рынке — сильнейший дефицит высококвалифицированных специалистов, которые могут моделировать транспортные потоки и проектировать дороги на основе точных вычислений и прогнозов.

В частности, «недоукомплектован» рынок транспортных инженеров: сложно представить, но на всю огромную страну их пока около двухсот человек.

Одна из главных причин — комплексный подход к управлению транспортными потоками в России до сих пор в новинку. Отдельной специальности «Транспортный инженер» в российском образовании всё ещё нет», — говорит директор по развитию ООО «А+С Транспроект» Кристиан Бёттгер.

…Надо учить

Контрольные замеры на местности
Контрольные замеры на местности

К слову, проблема образования специалистов в России стоит достаточно остро. Технологии развиваются, а государственные образовательные программы — нет. Более того, количество бюджетных мест во многих вузах сокращается.

«В вузах Прикамья подготовка по специальности «Мосты и транспортные тоннели» уже не ведётся, отсутствует специальность «Организация дорожного движения», наблюдается нехватка специалистов по направлению «Автомобильные дороги и аэродромы», — бьёт тревогу модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Пермском крае Альберт Бургонутдинов.

«Для подготовки квалифицированных транспортных инженеров должны появляться профильные факультеты и кафедры в соответствующих вузах. При желании, новым специальностям обучаться можно — в основном в архитектурно-строительных университетах и университетах путей сообщения, на факультетах по эксплуатации транспорта, пассажирским перевозкам, транспортной логистике.

Именно там есть специальные академические версии программных продуктов для транспортного планирования и моделирования, например, популярное решение PTV Vision Traffic Suite. С помощью таких инструментов на мастер-классах, дополнительных курсах и обучают моделированию транспортных потоков», — рассказывает Кристиан Бёттгер.

И вроде бы на верхах понимают необходимость изменения ситуации с подготовкой кадров. Но, как говорил в одном из интервью бывший руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, «у Росавтодора нет необходимых полномочий, чтобы напрямую влиять на количество бюджетных мест в профильных вузах». Правда, к делу подключились региональные руководители дорожных организаций.

«Сегодня одни технологии стремительно сменяют другие, дорожная отрасль нуждается в современных грамотных специалистах. Есть возможность предоставить студенту проходить практику у нас, писать дипломный проект по нашим объектам, мы заинтересованы, так сказать вырастить работника под себя», —рассказывал на встрече с ректором Дальневосточного государственного аграрного университета начальник ГКУ «Амурупрадор» Александр Селин.

Замер основных параметров грунта
Замер основных параметров грунта

Да и в Министерстве транспорта России с оптимизмом говорят постоянных пополнениях в рядах дорожников.

«В феврале 2018 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что российская транспортная система образования включает в себя 17 вузов, в которых обучение ведут по 24 основным специальностям и направлениям, подготовку проходят порядка 300 000 студентов.

Общее число выпускников в 2017 году составило 55 000 человек. В 2017 году был создан Российский университет транспорта (РУТ), который должен стать центром подготовки кадров для всей отрасли, в первую очередь, в наиболее востребованных сегодня компетенциях.

На базе университета будет сформирован научно-образовательный технологический кластер «ОБРАЗЦОВО». Не сообщалось о том, что в отрасли испытывают нехватку учащихся, напротив, в прошлом году Максим Соколов подчёркивал, что Минтрансу РФ удаётся сохранять достаточные для отрасли объёмы контрольных цифр приёма студентов в транспортные вузы, то есть кадры для отрасли готовятся», — уверяет директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

Андрей Журавлёв также подтверждает, что в подрядные организации приходят молодые специалисты. Причём, относительно быстро, за несколько лет выходят на руководящие должности. Как говорится, было бы желание. Однако и он опасается, что из-за снижения вакантных мест в учебных заведениях могут возникнуть сложности.

«Ничего не останавливается одномоментно, тем более в такой масштабной отрасли. Людей не хватает, это факт. Не могу сказать, что дефицит будет расти, но в ближайшее перспективе я не вижу тенденции к его компенсации. К сожалению, у меня и в «КрайДЭО» под дверями люди не сидят. Сами бегаем, ищем. И, скорее всего, в будущем поострее будет борьба за кадры», — прогнозирует г-н Журавлёв.

Чтобы этого избежать, по его мнению, нужно добавить стабильности. Как минимум, в заказах и объёмах строительства. В крае в последние годы возвели несколько крупных объектов: мост через Ангару, четвёртый мост в Красноярске, магистраль на улице Волочаевской. Люди были загружены работой, финансирование шло. А следующий серьёзный объект, который планировали начать в 2019 году, перенесли, деньги не выделили.

«И что, я теперь должен на полтора года распустить специалистов и сотрудников подрядных организаций? Сказать, что им работы не осталось? Ну уйдут они, а где я их потом найду? Поэтому мне придётся подчинить им ряд других объектов», — рассуждает глава КрУДор.

Мнение

Борис Порватов, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Грифон»

Борис Порватов, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Грифон»

«Уже в этом и следующем году на ремонт дорог планируется выделение колоссальных денежных средств. Вопрос о том, чтобы данное финансирование не ушло как вода в песок, поднимается на самом высоком уровне.

Так, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации было поручено в период до 2024 года совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и представить для рассмотрения национальные проекты (программы), в том числе и по такому направлению, как безопасные и качественные автомобильные дороги.

При этом Правительству Российской Федерации при разработке национальных проектов по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог необходимо до 2024 года обеспечить, в том числе, достижение следующих целей и целевых показателей:

• доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяжённости до 85%;
• создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;
• внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, направленных на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;
• внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения;
• усиление ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, а также повышение требований к уровню их профессиональной подготовки.

По моему мнению, без необходимого профессионально подготовленного кадрового ресурса данные Указания Президента России выполнить будет просто невозможно.

Уверен, что это понимают и в правительстве. В связи с чем, если в ближайшее время не будут внесены кардинальные правки в политику государства относительно подготовки к решению кадрового вопроса в сфере дорожного строительства, то дороги в нашей стране проектировать, ремонтировать и строить, конечно, будут, но вот будет ли все это соответствовать запросам и указаниям руководства России — вопрос риторический.

Одним из путей решения проблемы нехватки кадров в дорожной отрасли называют экономическое стимулирование сотрудников предприятий в виде резкого повышения уровня оплаты труда. Данный подход даст только временный эффект, в связи с чем на долгосрочную перспективу он является тупиковым.

На мой взгляд, необходимо кардинально изменить подход к профессиональному обучению будущих сотрудников дорожного хозяйства: во-первых, предоставить им обязательный доступ к практике на предприятиях дорожного хозяйства уже на первых курсах учебного заведения, а во-вторых — создать условия для направления лучших студентов на практику в страны, которые занимают первые места по развитию проектирования и ремонта автомобильных дорог.

Это поможет перенять передовые технологии для последующего внедрения в отечественной практике; другого «ускорения» для развития принципиально новых кадров в дорожном хозяйстве я просто не вижу».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: