Как сэкономить на объекте без потери качества?

Как снизить затраты на дорожное строительство?

С учётом удорожания материалов и логистики для подрядных организаций всё актуальнее становится поиск решений для снижения издержек. Иначе по заключённым контрактам на ремонт или строительство дорог можно выйти в ноль, если не оказаться в минусе. На научно-практическом семинаре «Шёлковый путь», прошедшем в декабре 2024 года в Казани, эти вопросы красной нитью тянулись во многих докладах об обмене опытом.

Дороги из серы

Одним из вариантов удешевления сметы эксперты называют применение серы. По большому счёту, этот химический элемент ― побочный продукт нефтегазовой промышленности, которого в России много, а стоит он в пределах нескольких тысяч рублей за тонну. Для сравнения, цена битума в дорожный сезон 40 000 рублей за тонну, цемента ― чуть больше 10 000 рублей.

К сожалению, против сероасфальтобетона сложилось предубеждение из-за санитарно-гигиенических процессов производства и укладки. А между тем у этого химического элемента большой потенциал. Например, у бетона из серного вяжущего и минеральных заполнителей прочность при сжатии достигает 80 Мпа, при этом у него отличные водонепроницаемость и гидрофобность.

Соответственно, материал прекрасно подходит для изготовления водоотводных лотков или дорожных плит. Однако серобетон нельзя применять в несущих конструкциях, несмотря на его высокие физико-механические свойства.

«Сера обладает очень высокой проникающей способностью, а карбонатный щебень ― это пористое тело, которое может быть заполнено расплавом, и при кристаллизации серы образуется конгломерат классом прочности В40-В45. Этого достаточно для обеспечения высоких эксплуатационных свойств бетона.

Кроме того, что материал может включать в себя вяжущее и смесь заполнителей, к нему можно добавлять различные дисперсные добавки, обеспечивающие большие свойства. Например, резиновую крошку для увеличения прочностных показателей при изгибе. Она же способствует удобоукладываемости», ― рассказал директор Института транспортных сооружений Казанского государственного архитектурно-строительного университета Алексей Фомин.

Правда, серобетон обладает и рядом недостатков, например высокой ползучестью и разложением при высокой температуре. Также он склонен к усадке, впрочем, с этим можно бороться с помощью модификаторов.

Свои исследования серобетона проводили и в «Газпром ВНИИГАЗ». По данным специалистов, в сравнении со стандартным бетоном, у этого материала в 5 раз выше морозостойкость, а набор прочности ― выше в 110 раз.

В 2017 году появились предварительные национальные стандарты, регламентирующие технические условия видов сероасфальтобетонной смеси. Но в ГОСТы их так и не перевели. Тем не менее учёные продолжают исследования и уже выделили три основных технологии производства АБС с серобитумным вяжущим. На выходе получается более прочный материал, стойкий к пластическому колееобразованию. По параметрам получается симбиоз свойств асфальто- и цементобетонов.

«Мы укладывали опытно-промышленные участки сероасфальтобетоном и выявили одну особенность: когда сера поступает в битум, то на этапе производства смеси [она, ― прим. ред.] играет роль пластификатора. И при уплотнении можно применять более лёгкие катки и делать меньшее количество проходов, чтобы достигнуть тех же показателей, как при стандартной технологии.

А в первые 15 суток после укладки в результате выкристаллизации серы из битума структура смеси усиливается. И движение на участке можно открывать сразу, прочности будет достаточно, со временем смесь будет её просто ещё больше набирать», ― поделился опытом Алексей Фомин.

Сдерживающими факторами распространения технологии применения серного бетона, по словам г-на Фомина, являются отсутствие специфического оборудования и выделение неприятно пахнущего газа. При работе со смесью её нельзя перегревать выше 140 °С, иначе никаких противогазов не напасёшься.

Уменьшить количество токсичных веществ можно несколькими способами, но самым эффективным является введение нейтрализаторов эмиссии. В этом случае содержание сероводорода будет безвредно для организма, но сам запах, к сожалению, останется. Правда, это немного удорожает производство сероасфальтобетона, но всё равно выходит дешевле технологии производства традиционных АБС.

В Институте транспортных сооружений разработали органические полисульфиды на основе серы для добавления в битумное вяжущее. Они позволяют увеличить теплостойкость и снизить пенетрацию. Уплотнение смеси можно проводить при температурах от 50 до 150 °С, показатели физико-механических свойств даже выше, чем у традиционного битума.

Снижаем себестоимость

Себестоимость асфальтобетона с каждым годом становится выше, поэтому руководители компаний ищут способы увеличения маржинальности. Сметчики рассчитывают затраты на основании рецептов, которые разрабатывают в лабораториях. А там борются за качество и соответствие ГОСТам, при этом, естественно, не принимая во внимание стоимость и возможности асфальтобетонного завода.

Если не учесть способности производства, то в самый сезон возникают непредвиденные расходы. Например, чрезмерно возрастает нагрузка на агрегаты АБЗ, и сита приходится часто менять.

«Нужно проводить работу по подбору качественного состава и обращать внимание на вес. Я не говорю, что надо недокладывать, надо проектировать так, чтобы было меньшее количество самого дорогого. То есть снижать объёмные плотности асфальта, что повлияет на количество рейсов грузовиков к месту укладки.

Также нужно сравнивать составы смесей по прямым затратам, по объёмному весу и легкоуплотняемости. Не всё, что дешевле по прямым затратам на смесительной установке, окажется выгодным на месте производства работ», ― рекомендовал начальник центральной лаборатории АО «Татавтодор» Ильшат Фазлеев.

В качестве примера он привёл подбор смеси А16Вн со щебнем с разных карьеров, но с одинаковой стоимостью исходных материалов. Самым дорогим по себестоимости оказался асфальтобетон с пустотностью 4%, на его изготовление ушло больше битума, чем при показателе в 4,4%. При плотности АБС в 2,48 вместо 2,58 снижаются затраты на логистику в пересчёте на обустройство одного квадратного метра дороги. При кажущихся 5-10% экономии за сезон набегает приличная сумма.

Другой способ снизить расходы на строительство или капитальный ремонт дороги ― применение в качестве оснований укатываемых бетонов. При грамотном расчёте рецептуры выходит максимальная несущая способность при минимальном расходе вяжущего. Подрядчик получает бетон с низкой себестоимостью и возможность укладки недорогой отечественной ДСТ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

АБЗ | битум | дорожники
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: