СШ-75 «Таганрожец»: он не красавчик, чтобы все с ума сходили

В своё время в СССР техника буквально только зарождалась, были технические задания от вышестоящего начальства и сроки. Стива Джобса рядом не гуляло, а пшеница сама себя не косила, не убирала и вообще. Наш герой не порадует глаз изящными линиями, но тем не менее машина была полезной, и сейчас мы расскажем, почему. 

СШ-75 “Таганрожец”: он не красавчик, чтобы все с ума сходили

СШ-75 увидел свет в начале 1970-х, его разработали в Таганрогском головном конструкторском бюро. Идея создания самоходного шасси на базе зерноуборочного комбайна принадлежит удивительному советскому конструктору Ханаану Ильичу Изаксону.

Машины были призваны выполнять несколько функций, поэтому внешний вид и оставили на втором или третьем плане. Трактор начали выпускать на заводе того же города. Модель оборудовали агрегатами тракторов Т-40, МТЗ-80, ДТ-75М и Т-150. К слову, аббревиатура СШ расшифровывается как «самоходное шасси».

СШ-75 “Таганрожец”: он не красавчик, чтобы все с ума сходили

Суммарно завод выпустил 20 714 таких экземпляров. Само по себе самоходное шасси для того и задумывалось, чтобы таскать на себе самое разное навесное оборудование. Штука в хозяйстве была чрезвычайно полезная, поскольку трактор можно было ещё и гусеницами оборудовать.

СШ-75 “Таганрожец”: он не красавчик, чтобы все с ума сходили

Это шасси, по сути, просто рама с кабиной, в данном случае угловатой, колёсами, гидравликой и двигателем СДМ-14Б на 75 л. с. при 1700 об/мин. Делали из него и сельскохозяйственные самосвалы грузоподъёмностью в 4 т. СШ-75 мог иметь разное положение ДВС относительно ходовой, от этого зависело то, с каким навесным его использовали.

Как в целом понятно, при Г-образной схеме расположения двигателя к нему цепляли разное уборочное оборудование вроде жаток и пресс-подборщиков. При симметричном расположении получилась модификация для грузоперевозок. 

СШ-75 “Таганрожец”: он не красавчик, чтобы все с ума сходили

Только передних передач Сш-75 имел двенадцать и развивал 31,1 км/ч на последней. «Советский трудяга» выдавал тяговое усилие в 1600 кг на первых восьми передачах и 440 кг на двенадцатой. Машина могла иметь базу в 3795 мм с одним ведущим мостом и 3900 с двумя.

Колея по передним колёсам также разнилась в зависимости от схемы сборки, в Г-образном варианте она достигала 2412 мм, а при симметричной схеме — 1900. Снаряжённая масса самоходного шасси зависела от компоновки и количества ведущих постов, но в целом варьировалась от 3370 кг до 3645 кг. Вал отбора мощности являлся независимым с 1200 об/мин.

СШ-75 “Таганрожец”: он не красавчик, чтобы все с ума сходили

В заключение можно сказать, что несмотря на аляповатый внешний вид и несуразность, машина была верным другом для советских аграриев. В глобальном плане она не обладала большим потенциалом, в конце концов её использовали от силы два месяца в году при сборе урожая, но для простых людей это был и комбайн, и косилка, и грузовик. Надёжный и верный. К слову, некоторые из них до сих пор на ходу.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.