COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
Ведущие компании-производители продемонстрируют новинки грузовиков
и грузовых LCV, автобусов большого и малого классов, специальной автотехники,
прицепов и полуприцепов, запчастей и комплектующих.
Реклама. ООО «АйТиИМФ Экспо», ИНН 7708326524
Erid: F7NfYUJCUneLuWRzkAQs
Совсем скоро исполнится 2 года со дня официального введения в России экологического стандарта «Евро-6».
Система экологических стандартов регламентирует существующие требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. К таким вредным веществам относятся токсичные газы, содержащие углерод, оксид азота и производные углеводородов, а также мелкие твёрдые частицы.
Причиной для принятия экологических стандартов стала необходимость защиты окружающей среды и стремление к улучшению экологической ситуации во всём мире. Такие обязательства приняли на себя ведущие мировые державы, в том числе и Россия.
Европейские стандарты на загрязнения, производимые автомобильным транспортом, относятся к правилам Европейской экономической комиссии ООН, обеспечивающим безопасность дорожного движения и защиту окружающей среды. Общее количество таких правил превышает сотню, и все они приняты в рамках мирового Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств.
Знаменитое Женевское соглашение было принято ещё в 1958 году, однако первый (или, если судить по названию, нулевой) экологический стандарт появился ровно тридцать лет спустя.
«Евро-0» регулировал содержание вредных веществ в выхлопных газах бензиновых двигателей и действовал на территории большинства стран Европы.
В 1992 году на смену ему пришёл «Евро-1», расширивший географию и включивший в зоны своего «покрытия» также США и Японию. Следующее изменение стандартов затронуло и регулируемые объекты: к ограничениям для бензиновых двигателей добавились ограничения и для дизельных.
«Евро-2» стал первым стандартом, к следованию которому присоединилась Россия. Наша страна приняла эти экологические обязательства в 2006 году, запретив автомобилям, не имеющим сертификата соответствия второму евростандарту, въезд на свою территорию.
В связи с мировой обеспокоенностью состоянием окружающей среды требования к автомобильным двигателям становились всё строже и строже, а значит, сменяли друг друга и принятые экологические стандарты. Их появление неминуемо влияло как на автомобилестроение, так и на топливное производство: чтобы машины соответствовали новым нормам, их оснащали сажевыми фильрами и новыми системами, а «устаревшее» топливо изымали из продажи.
Последний из существующих стандартов, «Евро-6», в Европе приняли в 2015 году. В нём нет никаких изменений относительно бензиновых двигателей, однако для дизельных моторов нормы ужесточились нормы в части выделения оксида азота: от 0,18 г/км в «Евро-5» до 0,8 г/км в новом стандарте.
Стандарт двигателя «Евро-6» подразумевает следующее содержание вредных веществ:
Для бензинового двигателя (г/км) | Для дизельного двигателя (г/км) | |
Оксид углерода | 1,00 | 0,500 |
Углеводород | 0,100 | – |
Летучие органические вещества | 0,068 | – |
Оксид азота | 0,060 | 0,080 |
HC+NOx | – | 0,170 |
Мелкие частицы твёрдых веществ | 0,005 | 0,005 |
Эксперты назвали принятие нового стандарта настоящим ударом по дизелю: чтобы нейтрализовать влияние на окружающую среду и уложиться в допустимые рамки, производители были вынуждены оснащать автомобили специальным оборудованием. Его разработка и установка предсказуемо оказались финансово- и энергозатратным процессом, что не могло не увеличить себестоимость и, как следствие, цену каждой автомашины.
Некоторые из применённых технологий к тому же показали себя как достаточно неудобные в плане обслуживания.
В нашей стране экологический стандарт «Евро-6» был законодательно принят в декабре 2019 года.
До этого в России импорт и производство автомобилей экологическим классом ниже, чем «Евро-5», запретили в 2014 году, а двумя годами позже попало под запрет и использование менее прогрессивного топлива. Тогда же появились ограничения для автомашин с низким экологическим классом на дорогах страны.
Впрочем, появление «Евро-6» нельзя рассматривать как приговор всем остальным. Минэнерго РФ отдельно подчеркнуло, что введение нового экологического класса не влечёт за собой никаких санкций по отношению к автомобилям, класс которых – «Евро-4» и «Евро-5», и не подразумевает дополнительного стимулирования для перехода к новым стандартам.
По информации аналитического агентства «Автостат», в 2020 году в стандарты «Евро-5» и «Евро-6» вписались лишь 3,5% парка автобусов, 8% легких коммерческих автомобилей, 22,6% легковых и 8% грузовых.
Что касается грузовиков, в начале 2021 года эксперты MAN посчитали их отдельно: 28% от общего числа грузовых автомобилей в России имеют двигатель стандарта «Евро-3», 26% ездят на «Евро-4», а третьим по популярности является «Евро-1» с показателем в 17%.
Другими словами, абсолютное большинство автомобилей страны характеризуется низким экологическим классом.
Если говорить об уже существующей технике, на настоящий момент принятым в нашей стране евростандартам соответствуют российские автомобили, выпускаемые с 2016 года, и иномарки от 2014 года выпуска.
При этом одной из самых главных проблем при переходе на экологические стандарты выше пятого является топливо. Учитывая географические размеры и экономические особенности нашей страны, многие автовладельцы лишены возможности пользоваться современным топливом. В то же время заливка низкокачественного топлива может привести к серьёзным неисправностям или даже полной остановке мотора прямо во время движения.
Использующиеся по новым стандартам системы SCR, FAP/DPF сложны в обслуживании и ремонте. Многие автолюбители решают эту проблему радикально, а именно отключают системы и даже сажевый фильтр. В отличие от стран Евросоюза такие манипуляции в России легальны и грозят разве что отказом в гарантийном обслуживании авто.
Реалии нашей страны таковы, что огромное количество техники используется в сложных, а то и экстремальных условиях, как дорожных, так и климатических, при этом трудятся автомобили, особенно коммерческие, на износ. Разрозненность населённых пунктов и большие расстояние между ними зачастую влекут за собой невозможность немедленного ремонта или снижение его качества, недоступность качественных запчастей и недостаток квалифицированных специалистов. Всё это существенно затрудняет поддержание автомобиля в надлежащем состоянии.
К тому же автомобили с высокими стандартами «Евро» современнее своих предшественников, а значит, дороже. И многие пользователи не желают переплачивать за нововведения, минусы которых настолько существенны.
При этом даже главный плюс евростандартов — стремление к экологичности — многими ощущается как эфемерный. Особенно если речь идёт об эксплуатации транспортных средств вдали от крупных городов: невысокая плотность населения и далёкий от европейского уровень жизни делает российского потребителя неготовым переплачивать за новые двигатели.
Вместе с тем соблюдение экологических стандартов, по сути, является соблюдением законодательства. Поэтому переход к использованию машин высочайших экологических классов будет вопросом времени.
Производители планируют потратить это время на разработки: ещё в прошлом году калужский завод Volvo выпустил свой первый тягач с двигателем «Евро-6», а «КАМАЗ» объявил о том, что выходит на завершающую стадию создания соответствующего ДВС. Такие работы требуют не только серьёзного конструкторского труда, но и большого количества испытаний, а заодно — необходимой сертификации, поэтому, скорее всего, их итогом станет определённый рост цен.
Переход к «Евро-6» некоторые производители рекомендуют рассматривать как шаг к научно-техническому прогрессу в автомобилестроении, ведь двигатель такого уровня способны создать только настоящие лидеры. За ростом стандартов скрывается не только снижение выбросов вредных веществ, но и комплексные улучшения в двигателях, выход на новую производительность, уменьшение топливного расхода и многое другое.
Учитывая все национальные особенности эксплуатации транспортных средств, для отечественного потребителя крайне важна адаптированность новых двигателей не только к экологическим запросам планеты, но и к реальным условиям конкретной страны. Поэтому мы надеемся на то, что российские производители вложат максимум сил в создание собственных экологичных двигателей, а мировые гиганты решат все упомянутые выше проблемы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: