Двигатели Euro 6: новый стандарт - iGrader.ru
Двигатель Photo by Chad Kirchoff on Unsplash

Двигатели Euro 6: новый стандарт

двигатель евро 6 28 октября 2021

Совсем скоро исполнится 2 года со дня официального введения в России экологического стандарта «Евро-6».

Что такое экологические стандарты двигателей?

Система экологических стандартов регламентирует существующие требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. К таким вредным веществам относятся токсичные газы, содержащие углерод, оксид азота и производные углеводородов, а также мелкие твёрдые частицы.

Причиной для принятия экологических стандартов стала необходимость защиты окружающей среды и стремление к улучшению экологической ситуации во всём мире. Такие обязательства приняли на себя ведущие мировые державы, в том числе и Россия.

Европейские стандарты на загрязнения, производимые автомобильным транспортом, относятся к правилам Европейской экономической комиссии ООН, обеспечивающим безопасность дорожного движения и защиту окружающей среды. Общее количество таких правил превышает сотню, и все они приняты в рамках мирового Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств.

Когда появились стандарты двигателей «Евро»?

Знаменитое Женевское соглашение было принято ещё в 1958 году, однако первый (или, если судить по названию, нулевой) экологический стандарт появился ровно тридцать лет спустя.

«Евро-0» регулировал содержание вредных веществ в выхлопных газах бензиновых двигателей и действовал на территории большинства стран Европы.

В 1992 году на смену ему пришёл «Евро-1», расширивший географию и включивший в зоны своего «покрытия» также США и Японию. Следующее изменение стандартов затронуло и регулируемые объекты: к ограничениям для бензиновых двигателей добавились ограничения и для дизельных.

«Евро-2» стал первым стандартом, к следованию которому присоединилась Россия. Наша страна приняла эти экологические обязательства в 2006 году, запретив автомобилям, не имеющим сертификата соответствия второму евростандарту, въезд на свою территорию.

В связи с мировой обеспокоенностью состоянием окружающей среды требования к автомобильным двигателям становились всё строже и строже, а значит, сменяли друг друга и принятые экологические стандарты. Их появление неминуемо влияло как на автомобилестроение, так и на топливное производство: чтобы машины соответствовали новым нормам, их оснащали сажевыми фильрами и новыми системами, а «устаревшее» топливо изымали из продажи.

Последний из существующих стандартов, «Евро-6», в Европе приняли в 2015 году. В нём нет никаких изменений относительно бензиновых двигателей, однако для дизельных моторов нормы ужесточились нормы в части выделения оксида азота: от 0,18 г/км в «Евро-5» до 0,8 г/км в новом стандарте.

Двигатель «Евро-6» в цифрах

Стандарт двигателя «Евро-6» подразумевает следующее содержание вредных веществ:

 Для бензинового двигателя (г/км)Для дизельного двигателя (г/км)
Оксид углерода1,000,500
Углеводород0,100
Летучие органические вещества0,068
Оксид азота0,0600,080
HC+NOx0,170
Мелкие частицы твёрдых веществ0,0050,005

Что изменил «Евро-6»?

Эксперты назвали принятие нового стандарта настоящим ударом по дизелю: чтобы нейтрализовать влияние на окружающую среду и уложиться в допустимые рамки, производители были вынуждены оснащать автомобили специальным оборудованием. Его разработка и установка предсказуемо оказались финансово- и энергозатратным процессом, что не могло не увеличить себестоимость и, как следствие, цену каждой автомашины.

Некоторые из применённых технологий к тому же показали себя как достаточно неудобные в плане обслуживания.

Двигатель Euro 6 в России: история, цифры, прогнозы

В нашей стране экологический стандарт «Евро-6» был законодательно принят в декабре 2019 года.

До этого в России импорт и производство автомобилей экологическим классом ниже, чем «Евро-5», запретили в 2014 году, а двумя годами позже попало под запрет и использование менее прогрессивного топлива. Тогда же появились ограничения для автомашин с низким экологическим классом на дорогах страны.

Впрочем, появление «Евро-6» нельзя рассматривать как приговор всем остальным. Минэнерго РФ отдельно подчеркнуло, что введение нового экологического класса не влечёт за собой никаких санкций по отношению к автомобилям, класс которых – «Евро-4» и «Евро-5», и не подразумевает дополнительного стимулирования для перехода к новым стандартам.

Немного статистики

По информации аналитического агентства «Автостат», в 2020 году в стандарты «Евро-5» и «Евро-6» вписались лишь 3,5% парка автобусов, 8% легких коммерческих автомобилей, 22,6% легковых и 8% грузовых.

Что касается грузовиков, в начале 2021 года эксперты MAN посчитали их отдельно: 28% от общего числа грузовых автомобилей в России имеют двигатель стандарта «Евро-3», 26% ездят на «Евро-4», а третьим по популярности является «Евро-1» с показателем в 17%.

Другими словами, абсолютное большинство автомобилей страны характеризуется низким экологическим классом.  

Почему в России так мало автомобилей с двигателями «Евро-6»?

Если говорить об уже существующей технике, на настоящий момент принятым в нашей стране евростандартам соответствуют российские автомобили, выпускаемые с 2016 года, и иномарки от 2014 года выпуска.

При этом одной из самых главных проблем при переходе на экологические стандарты выше пятого является топливо. Учитывая географические размеры и экономические особенности нашей страны, многие автовладельцы лишены возможности пользоваться современным топливом. В то же время заливка низкокачественного топлива может привести к серьёзным неисправностям или даже полной остановке мотора прямо во время движения.

Использующиеся по новым стандартам системы SCR, FAP/DPF сложны в обслуживании и ремонте. Многие автолюбители решают эту проблему радикально, а именно отключают системы и даже сажевый фильтр. В отличие от стран Евросоюза такие манипуляции в России легальны и грозят разве что отказом в гарантийном обслуживании авто.

Реалии нашей страны таковы, что огромное количество техники используется в сложных, а то и экстремальных условиях, как дорожных, так и климатических, при этом трудятся автомобили, особенно коммерческие, на износ. Разрозненность населённых пунктов и большие расстояние между ними зачастую влекут за собой невозможность немедленного ремонта или снижение его качества, недоступность качественных запчастей и недостаток квалифицированных специалистов. Всё это существенно затрудняет поддержание автомобиля в надлежащем состоянии.

К тому же автомобили с высокими стандартами «Евро» современнее своих предшественников, а значит, дороже. И многие пользователи не желают переплачивать за нововведения, минусы которых настолько существенны.

При этом даже главный плюс евростандартов — стремление к экологичности — многими ощущается как эфемерный. Особенно если речь идёт об эксплуатации транспортных средств вдали от крупных городов: невысокая плотность населения и далёкий от европейского уровень жизни делает российского потребителя неготовым переплачивать за новые двигатели.

Каковы дальнейшие перспективы «Евро-6»?

Вместе с тем соблюдение экологических стандартов, по сути, является соблюдением законодательства. Поэтому переход к использованию машин высочайших экологических классов будет вопросом времени.

Производители планируют потратить это время на разработки: ещё в прошлом году калужский завод Volvo выпустил свой первый тягач с двигателем «Евро-6», а «КАМАЗ» объявил о том, что выходит на завершающую стадию создания соответствующего ДВС. Такие работы требуют не только серьёзного конструкторского труда, но и большого количества испытаний, а заодно — необходимой сертификации, поэтому, скорее всего, их итогом станет определённый рост цен.

Переход к «Евро-6» некоторые производители рекомендуют рассматривать как шаг к научно-техническому прогрессу в автомобилестроении, ведь двигатель такого уровня способны создать только настоящие лидеры. За ростом стандартов скрывается не только снижение выбросов вредных веществ, но и комплексные улучшения в двигателях, выход на новую производительность, уменьшение топливного расхода и многое другое.

Учитывая все национальные особенности эксплуатации транспортных средств, для отечественного потребителя крайне важна адаптированность новых двигателей не только к экологическим запросам планеты, но и к реальным условиям конкретной страны. Поэтому мы надеемся на то, что российские производители вложат максимум сил в создание собственных экологичных двигателей, а мировые гиганты решат все упомянутые выше проблемы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: