Стоит ли отключать SCR с AdBlue?
Фото: ru.wikipedia.org

Стоит ли отключать SCR с AdBlue?

В большей части современной дизельной техники для соответствия экологическим нормам машиностроители применяют систему SCR с жидкостным раствором деминерализованной воды и технически чистой мочевины. Как водится в России, нашлись умельцы, которые предлагают убрать из системы и сажевый фильтр, и применение AdBlue, и всё остальное, связанное с этим.

Изучаем матчасть

Интернет пестрит предложениями по отключению системы селективной каталитической нейтрализации. Чего только не обещают в результате, особенно экономию средств водителя. Но прежде чем поехать и отдать кучу денег за вмешательство в работу вашего транспортного средства, давайте коротко пробежимся по матчасти.

Итак, конструкторам поставили задачу — обеспечить для техники соответствие выхлопа экологическим нормам. То есть снизить выбросы оксидов азота (NOx) и углерода (CO). Уже для машин «Евро-4» пришлось изменять силовые агрегаты, внедряя впрыск CommonRail, турбонагнетатели и противосажевые фильтры (DPF), а также изменяя поршневую группу. Тогда же появилась система рециркуляции отработанных газов (EGR).

«Для её работы не требовались никакие реагенты. Главными недостатками этой системы были чувствительность к наличию серы в топливе и несколько худшая экономичность», — вспоминает менеджер отдела гарантии и технической поддержки ООО «Скания-Русь» (Scania) Максим Левинсон.

С появлением нормативов «Евро-5» массовое распространение получила избирательная каталитическая нейтрализация.

«На данный момент система SCR является оптимальным решением по преобразованию выхлопных газов, которую применяют все производители грузовых и легковых автомобилей, и не имеет аналогов, если говорить об автомобилях стандарта «Евро-5» и выше», — уверен коммерческий директор Renault Trucks Россия (АО (Н) «Вольво Восток») Александр Зоря.

Обязательным атрибутом корректной работы SCR является водный раствор мочевины AdBlue, вызвавший поначалу много скептических шуточек со стороны водителей. Даже по прошествии нескольких лет активного присутствия на рынке техники с применением реагента у многих обывателей до сих пор нет понимания, что это за жидкость.

Известны случаи, когда вместо неё в бак заливали органические удобрения, тем самым выводя всю систему из строя. Раствор мочевины служит для смешения с отработавшими газами в катализаторе, где под воздействием температуры оксиды азота превращаются в воду и азот. И из выхлопной трубы выходят безвредные пары.

Хотели как лучше

Безусловно, стремление снизить нагрузку на экологию похвально. Но, как говорил Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Три года назад, когда мы поднимали тему применения AdBlue, технический специалист в области диагностики двигателей Shell LubeVideoCheck ООО «Технологический сервис» Андрей Манчын рассказывал, что «в Сибири эксплуатация данной системы вообще невозможна с середины осени по середину весны».

AdBlue, так же, как и другие растворы мочевины, замерзают при температуре -11 градусов Цельсия, согласен Александр Зоря. Правда, он уточняет, что с раствором не происходит никаких изменений, кроме смены агрегатного состояния, и после разогрева тот переходит в жидкое состояние с сохранением своих прежних свойств.

«В конструкции системы обработки отработавших газов (СООГ) на основе технологии SCR предусмотрены мероприятия, позволяющие эксплуатировать систему в условиях отрицательных температур: обогреваемый от системы охлаждения двигателя бак для реагента AdBlue, подогреваемые шланги подачи и слива реагента, а также подогреваемый насосный модуль.

Управление подогревом компонентов происходит автоматически от блока управления двигателем или СООГ», — подчёркивает начальник конструкторско-исследовательского отдела стендовых испытаний и исследований двигателей НТЦ ПАО «КАМАЗ» Рамиль Гарипов.

Про подогрев как самого бака для AdBlue, так и заборника реагента и шлангов говорит и представитель Scania. В грузовиках этого бренда в программу управления системы понижения токсичности заложены параметры прогрева, поэтому г-н Левинсон уверяет, что даже в условиях особо низких температур система вполне работоспособна.

Отрадно, что машиностроители быстро отреагировали на реалии российского климата. Но вот с другой трудностью, сводящей на нет популяризацию SCR, им, скорее всего, не справиться. Речь идёт о контрафакте реагента.

«Основная проблема заключается в том, что визуально распознать подделку невозможно. Поэтому прежде всего необходимо ориентироваться на продукт, производимый по лицензии или сублицензии VDA и соответствующий требованиям ГОСТа Р ИСО 22241. В случае приобретения реагента AdBlue в канистрах необходимо внимательно проверять вышеуказанную информацию, которая должна обязательно указываться.

Необходимо также, как и в случае с топливом, стараться заправляться реагентом AdBlue на проверенных заправочных станциях известных крупных производителей топлива», — рекомендует Рамиль Гарипов.

И ладно бы, если контрафактный реагент попросту обогащал карманы тех, кто его производит. Фальшивый AdBlue забивает катализатор и фильтр, и через некоторое время владелец техники попадает на внеочередное ТО. Кроме того, в системе понижения токсичности современных автомобилей встроены датчики качества, поэтому на плохой жидкости или воде они работать просто не будут, говорит Максим Левинсон.

Добавим сюда затраты на сам дорогостоящий реагент, расход которого в среднем составляет 2 литра на 100 км, и переход двигателя в аварийный режим работы при отсутствии AdBlue или выходе из строя какого-либо из компонентов сложной системы SCR.

«Расход этой жидкости может составлять от 4 до 10% от общего расхода топлива, в зависимости от качества топлива, температуры окружающего воздуха и других факторов. Поэтому, кроме заправки дизельным топливом, необходимо пополнять и бак для AdBlue.

В случае отсутствия реагента или использования некачественной мочевины система SCR может дать сбой. В этом случае крутящий момент двигателя ограничивается на 40% для автомобилей «Евро-5». Ехать можно, но такая езда будет некомфортна и неэффективна», — предостерегает Александр Зоря.

Нередко к поломке всей системы приводит некачественное топливо. Соты катализатора плавятся из-за высоких температур, что ведёт к неверным показателям датчика NOx.

«При таких неисправностях система управления двигателем ограничивает крутящий момент до 60% от максимального с целью побудить эксплуатанта транспортного средства устранить неисправность и восстановить работоспособность системы», — поясняет представитель НТЦ ПАО «КАМАЗ».

Фото: ru.freepik.com

Быть или не быть?

Неудивительно, что владельцы новой техники стали искать способы обхода. По словам представителя Renault Trucks, водители пытаются отключить систему ввиду незнания особенностей эксплуатации или «мнимой» экономии.

Тем не менее несколько лет назад самым распространённым способом избавиться от необходимости заливать AdBlue была установка резистора, который имитировал замерзание реагента. Двигатель не терял мощности, зато подогреватель работал, словно в Антарктиде, хотя на улице могли быть и все +35 °С. Сейчас эта уловка почти не встречается, так как автоконструкторы усовершенствовали SCR.

Вместо этого, в основном китайские умельцы, разработали эмуляторы. С их помощью бортовой компьютер транспортного средства получает сигналы о стабильно работающей системе каталитической нейтрализации. Правда, сейчас от китайских поделок стали отказываться, переключившись на европейские.

«Отключение систем понижения токсичности, как в легковых, так и в грузовых автомобилях — это попытка владельцев или пользователей техники сэкономить, избегая расходов на хорошее топливо и реагенты, а также на обслуживание и ремонт систем понижения токсичности.

Грубо говоря, это аналогично покупке дешёвых пищевых продуктов из сомнительных ингредиентов — вред здоровью есть, но им пренебрегают, чтобы потратить меньше денег.

Разница в том, что в этом случае вред может быть нанесён одному человеку, а вот машины своими выбросами наносят экологический ущерб всей планете. Не зря производители современной техники, в том числе Scania, стремятся сделать автомобили более экологичными за счёт новейших инновационных разработок», — считает Максим Левинсон.

Наибольшей популярностью пользуется перепрограммирование ЭБУ, так называемый «чип-тюнинг». В большинстве случаев, если этим занимаются квалифицированные специалисты, машина будет спокойно работать без необходимости заливать AdBlue.

«Однако калибровка (прошивка) электронного блока управления (ЭБУ) двигателем будет отличаться от оригинальной, и действия для возврата к заводским калибровкам приведут к сложностям и дополнительным финансовым потерям.

Сложно судить о качестве таких изменённых калибровок, поэтому они могут привести к появлению неисправностей и даже выходу из строя двигателя. Кроме того, длительное бездействие системы нейтрализации приводит к необратимым изменениям и повреждению компонентов СООГ, и в случае необходимости восстановления работоспособности системы потребуется дорогостоящая замена всех неисправных компонентов.

В любом случае отключение системы SCR приводит к тому, что СООГ в течение достаточно короткого времени потеряет работоспособность и для её восстановления потребуется проведение дорогостоящих работ. Кроме того, с отключённой системой SCR автомобиль перестаёт соответствовать заявленным экологическим требованиям», — предупреждает Рамиль Гарипов.

О чём это говорит? Ну как минимум обязательный для владельцев грузового и пассажирского транспорта техосмотр официально уже не пройти. Придётся либо каждый раз вкладываться в приведение транспортного средства к положенным нормативам, перечёркивая экономию на реагенте, либо же искать обходные пути получения диагностической карты. Как говорит Александр Зоря, после «чип-тюнинга» возможны и отклонения в работе двигателя, что опять же влечёт лишние расходы.

Стоит ли отключать SCR с AdBlue?
Фото: ru.wikipedia.org

«Отключение систем понижения токсичности попадает под категорию изменения конструкции транспортного средства, а значит, под пункт 12.5. КоАП. ГОСТ 33670–2015, в который входит статья А.22.1: «Отсутствие и видимые повреждения элементов системы контроля и управления двигателем и системы снижения выбросов (электронный блок управления двигателем, кислородный датчик, каталитический нейтрализатор, система вентиляции картера двигателя, система рециркуляции отработавших газов, система улавливания паров топлива и другие) не допускаются».

В случае выявления таких изменений на водителя накладывается штраф: первый раз 500 рублей, повторно — 5000 рублей или лишение прав до 3 месяцев. При этом, если неисправность не устранена в течение 10 дней, учёт транспортного средства автоматически прекращается», — напоминает Максим Левинсон.

К слову, отключением SCR заняты не только российские водители. В 2020 году в Германии при проверке 13 000 седельных тягачей, занятых на перевозке грузов, выявили свыше 300 машин с отключённой фильтрацией выхлопа.

Как выяснилось, в большинстве случаев владельцы воспользовались легально продаваемыми каталитическими конвертерами. Причём при их применении техника легко проходила проверки на соответствие экологическим нормам


Подготовил: Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

adblue | Renault | scania | двигатель | КАМАЗ | топливо | экология
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: