камаз 54901 на СПГ

Глава «Ростеха» пообещал сенаторам импортозаместить всё в машиностроении

Локализовать двигатели для грузовиков «КАМАЗ» и других российских производителей меньше, чем за год. Такое неожиданное заявление прозвучало на 523 заседании Совета Федерации от генерального директора Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» Сергея Чемезова.

Локализация комплектующих: ставка на «оборонку»

Локализацию обещают провести за счёт поставленной ещё в 2016 году задачи по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

«Для многих организаций ОПК выход на новые гражданские рынки стал проверкой на адаптацию. В отличие от гособоронзаказа, где только заказчик один в лице Минобороны, рынку гражданской продукции присуща высокая неопределённость и отсутствие гарантий сбыта продукции.

Кроме того, необходимо заранее просчитывать изменчивые предпочтения потребителей, а также специфику рыночной ниши, которую предполагается занять. Организации «Ростеха» решают задачи по диверсификации с опережением поставленных сроков», — сообщил г-н Чемезов.

Мягко говоря, с трудом верится в то, что российские комплектующие появятся по мановению волшебной палочки. Даже глава совместного с китайским производителем моторов предприятия «КАМАЗ Вейчай» Денис Ануров в одном из своих интервью нашим коллегам говорил, что на 100-процентную локализацию потребуется не менее 7–8 лет.

Вот и руководитель «Ростеха» в своём выступлении перед сенаторами сделал оговорку, что после отказа европейских производителей поставлять комплектующие пришлось активно замещать эти позиции продукцией других поставщиков. В том числе и российских.

Заметьте, в том числе. То есть у нас до сих пор нет собственного производства по ряду позиций. И организовать их выпуск за полгода — задача нетривиальная.

«В 2023 году автомобили КАМАЗ семейства К5 будут собирать из наших российских компонентов. Грузовики обладают новыми двигателем, кабиной и оригинальной электронной архитектурой, которая позволяет реализовать концепцию «подключённый автомобиль».

Это значит, что водитель в режиме реального времени получает информацию от интеллектуальной системы «КАМАЗ». Она включает в себя данные о расходе топлива, качестве вождения и параметрах автомобиля», — доложил г-н Чемезов.

К сожалению, он не пояснил, как заводы «Ростеха» собрались локализовать двигатели (цитата) «мирового уровня» мощностью от 400 до 500 л. с. Мотор разрабатывали немецкие инженеры Liebherr на базе своей же модели D956.

Камаз 6292
Электробус 6292

Зато напомнил о разработке инновационного продукта — электробуса, хотя из российского в нём только кузов, стёкла, сиденья, пластиковые элементы и несколько деталей. Аккумуляторы поставляет Drive Electro, закупающая их у японской Toshiba, электрические портальные мосты брали у ZF, двухдиапазонный климат-контроль из Нидерландов, даже светооптика импортная. В сочленённой версии стоит электромотор от Voith Turbo.

В целом, по признанию заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» по закупкам Равиля Ибрагимова в интервью корпоративному изданию «Вести КАМАЗа», «на импорт приходится около 38% от общего объёма закупок.

На сегодня перечень импортной номенклатуры насчитывает около 10 тысяч позиций, начиная от хомутов и фитингов и заканчивая крупными изделиями, такими как коробки передач, двигатели для сборки силовых агрегатов, мосты, лонжероны…».

Какую-то часть, конечно, можно заменить отечественной продукцией, но далеко не всё. Как минимум по причине отсутствия у нас производств.

Много ли перспектив у импортозамещения?

«Уход с российского рынка западных компаний открывает для нас новые перспективы в первую очередь по поставкам современной и востребованной продукции гражданского назначения. Организации «Ростеха» уже выпускают продукты, которые ничем не уступают иностранным аналогам, и уверен, что в будущем их станет больше. Мы готовы бороться за отечественного потребителя и сможем заслужить признание и доверие», — заявил Сергей Чемезов.

В качестве примера он привёл медицинское оборудование, правда, не стал напоминать, что с некоторыми его единицами было достаточно проблем, приводящих даже к смертям. По словам экс-заместителя гендиректора холдинга «Швабе-Москва» Дмитрия Королёва, это происходило вследствие сборки из китайских комплектующих сомнительного качества.

Другой пример «импортозамещения», который привёл глава «Ростеха», — вертолёт Ми-171А3, который в прошлом году совершил первый полёт. По сути, это глубоко модернизированная версия Ми-8, разработанного в 1960-х годах.

Чемезов похвастался и разработкой самолётов МС 21 и ИЛ-114, но признал торможение серийного производства первого из-за зависимости от импортных комплектующих, а второго — из-за проблем с российским двигателем ТВС117-СТ.

Глава “Ростеха” Сергей Чемезов выступает перед сенаторами. Кадр из видео телеканала Совета Федерации “Вместе-РФ”

Рассказал в Совете Федерации Сергей Чемезов и о гражданской продукции ПАО «Курганмашзавод» АО НПО «Высокоточные комплексы»: экскаваторах, тракторах, гусеничных вездеходах и мини-погрузчиках. В последних, к слову, ставят немецкие двигатели Hatz.

«Такого класса двигатели российская промышленность не выпускает. ЧТЗ прекратил выпуск двухцилиндрового двигателя, и нам пришлось остановить производство мини-тракторов. А мы их 10 тысяч изготовить успели, пока не исчез отечественный двигатель. С немцами договорились по локализации. Венгерские стартеры, польские генераторы заменим на наши, все кронштейны и фильтры, и даже маховик тоже.

Но не меняем идеологию топливной аппаратуры, потому что в России её не умеют делать. Пусть Bosch стоит, чтобы не потерять функционал двигателя, и он работал. Поршневую оставим, а в остальном попытаемся превратить в российскую сборку», — рассказывал нам на выставке «СтройДорЭкспо» директор по развитию гражданской продукции ПАО «Курганмашзавод» Сергей Бочаров.

Правда, в планах предприятия локализацию должны были реализовать к 2023 году. С учётом появившихся санкций и нарушенных связей с европейскими коллегами проекту так и не суждено увидеть свет.

Мини-погрузчики МКСМ-1200 оснащают немецкими двигателями Hatz

На «Ковровском электромеханическом заводе», также входящем в «Ростех» и выпускающем мини-погрузчики ANT, поначалу ставили импортные моторы от John Deere и Perkins. Но чтобы быть конкурентоспособными по цене, начали комплектовать машины белорусскими силовыми агрегатами.

Читайте также: “Вперёд в прошлое или как прожить без импортного”.

Производство “Ростеха”. Но надо бы помочь

Естественно, Сергей Чемезов оставил пути для манёвра, если вдруг обещания всё импортозаместить вдруг не сбудутся. Он обозначил сенаторам проблемы, которые могут помешать освоению бюджетных денег. Ведь на поддержание что военного, что гражданского производства госкорпорация постоянно просит денег и получает многомиллиардные субсидии.

«Среди основных барьеров на пути развития производства можно выделить дефицит масштабных проектов гражданской продукции; нехватку рыночных компетенций по маркетингу, продажам, организации каналов сбыта, оценке рынков; дефицит собственных средств и закредитованность предприятий ОПК, а также высокие процентные ставки по привлечённым кредитам. С такими ставками создавать новый продукт просто нереально, потому что изначально это будет убыточно», — зачитывал с трибуны по подготовленной бумажке глава «Ростеха».

К слову, для решения именно этих проблем в 2017 году было создано НПО «Конверсия». Угадайте, кто её учредитель? Вот только по бухгалтерской отчётности ежегодно это предприятие показывает отрицательную прибыль.

А из всех тех действий, которыми компания гордилась в СМИ, были заключённые соглашения о сотрудничестве с несколькими регионами, где находятся заводы «Ростеха». Без каких-либо упомянутых конкретных результатов.

А теперь вернёмся к жалобам на финансовое состояние. Буквально в июне прошлого года г-н Чемезов доложил президенту страны, что «консолидированная выручка по результатам 2020 года составила 1,878 триллиона рублей, что на 6% выше, чем в 2019 году.

Консолидированная чистая прибыль «Ростеха» в прошлом году составила 111,2 миллиарда рублей при плановом значении 78,8 миллиарда рублей. Рентабельность по EBITDA — 15,1 % при плане 11,3%».

Возможно, за год что-то изменилось, и госкорпорация стала терять доходы, раз её руководитель говорит о нехватке средств. Отчёт за 2021 год мы, надеюсь, скоро увидим. А пока же Сергей Чемезов попросил Совет Федерации поддержать предложенные им шаги по развитию финансовых институтов.

В частности, речь идёт о предоставлении правительству права устанавливать ключевые показатели эффективности деятельности госбанков по финансированию гражданской деятельности организаций ОПК, разработке инструмента льготного кредитования оборотных средств предприятий ОПК и кредитования создания новых продуктов гражданского назначения.

Также Чемезов подчеркнул, что важно было бы наделить заказчиков правом заключения контрактов с организациями ОПК в части госзакупок в качестве единственного поставщика, а также обязать инициаторов закупок предоставлять авансы в размере не менее 50%.

Газовый двигатель КАМАЗ 950.10 (P6)
Газовый двигатель КАМАЗ 950.10 (P6)

Помимо этого, генеральный директор «Ростеха» предложил внести изменения в законодательство. Например, выровнять условия инвестиционной хозяйственной деятельности для предприятий ОПК вне особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОР).

Мол, заводы госкорпорации тоже хотят пользоваться всеми возможными льготными инструментами и мерами господдержки, так пусть Минпромторг станет администраторов виртуальной ОЭЗ, в которой будет участвовать компания из оборонного сектора при условии производства гражданской продукции.

А то, видите ли, китайская Haier зашла в ТОЭСР в Набережных Челнах, получила льготы. А вот «ростеховское» АО «ПО «Завод имени Серго», производящее такие же холодильники, находится вне особой экономической зоны и не получает никаких преференций.

Кстати, г-н Чемезов тоже не досказал всей картины. Дело в том, что китайские резиденты, хоть и получают налоговые льготы, но по договорённости держат цены на свою продукцию на 10–15% выше, чем у отечественных аналогов. К тому же они обеспечивают рабочими местами местных жителей с отчислениями в региональный бюджет.

Тем временем глава «Ростеха» продолжил рассказывать сенаторам про неконкурентоспособную цену конечного продукта.

«На уровне предприятий невозможно разделить накладные расходы между гражданской и военной продукциями. Необходимо подготовить изменения в законодательстве в части установления раздельного учёта затрат. Эти вопросы неоднократно поднимались в наших организациях при обсуждении отдельных проектов. Считаю целесообразным выработать системные меры, снимающие эти ограничения», — обратился к уже заскучавшим слушателям Сергей Чемезов.

Он также обозначил необходимость организовать на уровне правительства межведомственную группу, формирующую системные запросы на продукцию гражданского назначения с горизонтом планирования 5–10 лет. В её функционал также предложено внести оценку проектов госкорпораций и предприятий по устранению импортозависимости по базовым и критическим технологиям.

К сожалению, никаких конкретных шагов по импортозамещению ни сенаторы, ни зрители трансляции из Совета Федерации так и не услышали. Как за полгода разработать собственные технологии и создать или переориентировать существующие производства, тоже непонятно. Главное, дайте денег.

Читайте также: “Санкции 2022 года: чем угрожает России массовый отток зарубежных автопроизводителей?”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Liebherr | Weichai | Грузовик | двигатель | запчасти | импортозамещение | КАМАЗ | курганмашзавод | кэмз | Ростех | электробус
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: