Многие владельцы техники, особенно импортной, сейчас думают о дальнейшем содержании автопарков. В свете сложившейся ситуации возникают проблемы с дефицитом комплектующих, проведением планового ТО и т. д. За виртуальным круглым столом с экспертами рынка разбираемся, как быть потребителям.
— С учётом того, что многие оригинальные запчасти поступали в Россию из других стран, какие выходы при ремонте техники стоит рассмотреть её владельцам в текущей ситуации?
Алексей Прусаков, начальник отдела розничных продаж ООО «ОМГ-Сервис» (дочернее предприятие Автомобильного завода «УРАЛ»)
«Сейчас активно ведётся работа по возможному применению и поставке комплектующих от альтернативных производителей. Не секрет, что в своей деятельности Автомобильный завод «УРАЛ» развивает ещё одно направление — это продажа оригинальных запчастей. Уже сейчас широкий ассортимент доступен в интернет-магазине shop.uralaz.ru.
К тому же предприятие реализует собственный инвестиционный проект по импортозамещению. На АЗ «УРАЛ» началась поэтапная подготовка к серийному выпуску мостов современной конструкции для автомобилей грузоподъёмностью 9–16 тонн и строительно-дорожной техники. В настоящее время современные мосты для тяжёлых грузовых автомобилей «Урал» закупаются в Китае. После реализации проекта предприятие сможет выпускать эту продукцию не только для собственных нужд, но и для других российских производителей грузовиков».
Ирина Малкова, директор по продаже запасных частей и комплектующих ООО «ЧЕТРА»
«Вариантов три:
• поиск аналоговых запасных частей китайских производителей;
• поиск аналоговых запасных частей российских производителей или из стран ЕАЭС;
• работа умельцев на многих предприятиях, которые по образцам сделают деталь.
Наверняка будет всплеск развития сервисных подразделений в компаниях, потребляющих технику, и вокруг них».
Сергей Чирков, совладелец и коммерческий директор ЗАО «Тюменский машиностроительный завод», председатель ассоциации экспортёров Тюменской области
«Наступает непростое время для владельцев техники. Возникающий дефицит оригинальных автозапчастей на внутреннем рынке временный. На смену оригинальным запчастям придут неоригинальные, произведённые, как правило, в Китае.
Главные проблемы рынка запчастей — это поиск новых партнёров по поставкам и сложность выстраивания новых логистических цепочек, ведь импортная продукция идёт в основном в контейнерах, а глобальные контейнерные компании отказываются везти грузы в Россию из-за возможных репутационных рисков.
В таких условиях поставки запчастей на наш рынок будут осуществляться обходными путями, например, через Турцию, ОАЭ, Китай. Это однозначно приведёт к росту цен на запчасти более чем на 30–40%, а также к росту рынка контрафакта и «серого» импорта.
Скорее всего, владельцы техники в период её обслуживания вынуждены будут брать то, что подешевле, и то, что быстрее будет доставлено. Думаю, особого выбора не будет. Как говорится: бери то, что дают.
Сейчас сложно из-за постоянно меняющейся ситуации что-либо оценивать и прогнозировать, но то, что проблемы с потоком поставок будут, — это однозначно».
Андрей Русаков, генеральный директор ООО «СК-Обь» (официальный дилер SANY)
«Мы являемся официальным дилером техники SANY, и, как большинство компаний, занимающихся китайскими брендами, чувствуем себя более чем уверенно. SANY продолжает поставлять в нашу страну по 150–200 единиц техники ежемесячно. И поскольку компания имеет несколько различных логистических путей из Китая в Россию, на данный момент рост стоимости техники удаётся нивелировать.
Кроме того, у нашего поставщика есть хорошие стоки не только самих машин, но и запасных частей. Объёмы контрактов компании SANY по всему миру настолько обширны, что возросшие потребности российского рынка наши партнёры могут закрыть без особых сложностей. При этом производитель прикладывает максимум усилий, чтобы за счёт более эффективной логистики сдержать рост цен».
Наталья Машковцева, директор по развитию ООО «Компания «Глобальные ресурсы»
«Во-первых, нужно понимать, что практически никто из владельцев техники не осуществлял закупки запчастей напрямую у заграничного производителя. Поэтому решение данного вопроса в первую очередь лежит на крупных оптовых компаниях, которые располагают необходимыми связями, ресурсами и опытом для оперативной организации поставок из альтернативных каналов.
Но я бы говорила не только о владельцах, но и о производителях этой самой техники внутри России, которые в настоящий момент, как мы видим, столкнулись с необходимостью замещения приобретаемых ранее в Европе, Японии, США деталей для комплектации производимой техники.
Российские же предприятия в краткосрочной и среднесрочной перспективе оказались не готовы дать ответ на резко образовавшийся дефицит на рынке комплектующих.
Есть несколько путей решения этого вопроса, чтобы не допустить срыва производственных программ и планов, например, поставками из КНР.
Андрей Толстыкин, заместитель директора по продажам гражданской продукции ПАО «Курганмашзавод»
«По нашей оценке, конечные потребители, использующие нашу технику, не должны ощутить на себе дефицит запасных частей».
Илья Молчанов, генеральный директор «АвтоСпецЦентр Котляковка»
«Нарушение логистических цепочек поставки в первую очередь сказалось на ограничении доступности запчастей и их стоимости. Ускорение роста отпускных цен добавило падение курса рубля и ажиотажный спрос. И если курс за последнюю неделю ещё как-то скорректировался до прежнего уровня, то возобновить логистические процессы так быстро не получится.
Какое-то время на центральных складах дистрибьюторов ещё будут оставаться запчасти, которые уже распределяются среди дилеров непосредственно для ремонта клиентских машин на СТО, но и этот запас в ближайшие недели закончится.
В первую очередь пострадают владельцы транспорта, находящегося на гарантии, так как прохождение ТО в этот период безусловно должно осуществляться с использованием оригинальных запчастей. Вариантов для таких автовладельцев немного.
При отсутствии расходников на складе дилера они могут самостоятельно купить у другого поставщика оригинальные запчасти, либо намерено проводить ТО с использованием неоригинальных запчастей, но в таком случае при возникновении поломки вероятность отказа в гарантии увеличивается в разы, либо ждать, когда дилер получит необходимые расходники и заплатить за ТО в 2–3 раза дороже обычного. Тем, кто не готов к таким финансовым нагрузкам, стоит задуматься как минимум о переходе на более экономичные модели транспорта.
Что касается постгарантийного обслуживания, тут у владельца автотранспорта развязаны руки, всё зависит от их финансовых возможностей. Выбирать официальный дилерский центр или ремонтировать автотранспорт в «гаражах», использовать оригинальные запчасти, аналоги или контрафакт. На фоне этого популярным направлением становится вторичное использование запчастей после их восстановления. Компании, освоившие эту нишу, почувствовали значительный рост спроса на свои услуги».
Валентин Данилов, региональный директор ООО «Интерлизинг» по СФО
«Владельцам техники останется только использовать неоригинальные запчасти. Другого выхода из сложившейся ситуации я не вижу».
Денис Кузнецов, заместитель руководителя отдела запасных частей ООО «ФАВ-Восточная Европа» (FAW)
«Глобального дефицита запасных частей для китайской техники не возникнет. Ожидается продолжение их поставок из КНР, однако могут быть небольшие задержки, связанные с ограничениями из-за пандемии COVID-19.
Владельцам техники европейских брендов стоит присмотреться к неоригинальным запасным частям. Чаще всего они производятся в Китае, Турции и иногда в России».
— Про импортозамещение и локализацию разговоры идут уже почти 10 лет. Некоторые российские предприятия освоили выпуск комплектующих-аналогов для импортной ДСТ (опорные катки, гусеницы и т. д.). Сейчас машиностроителей поставили перед фактом отсутствия той же микроэлектроники и ряда других важных компонентов. Ожидать ли прорыва в этом отношении, или без импортных комплектующих и оборудования не обойтись?
Андрей Толстыкин, ПАО «Курганмашзавод»
«Для ПАО «Курганмашзавод» сложившаяся в мировой экономике ситуация выглядит не столь трагично, как, возможно, для других производителей техники или импортёров. В какой-то степени компания является даже выгодоприобретателем происходящих событий. С точки зрения присутствия на рынке ДСТ компания выпускает популярные мини-погрузчики с бортовым поворотом под брендом «МКСМ».
Доля импортных комплектующих, используемых при производстве этих погрузчиков, составляет менее 20%, а главный импортируемый узел — это немецкий дизельный двигатель. По состоянию на конец первого квартала немецкие партнёры подтвердили все свои обязательства по выполнению графика поставок, санкционные меры этих двигателей пока не коснулись.
Учитывая, что ситуация развивается достаточно быстро, с целью диверсификации возможных рисков компания уже начала проработку вопроса с белорусскими моторостроителями о замене двигателя. Остальные импортные комплектующие не являются критичными для сборки, в случае возникновения каких-либо проблем их замена на комплектующие российского производства будет выполнена достаточно быстро».
Илья Молчанов, «АвтоСпецЦентр Котляковка»
«В стране отсутствует полноценная база для организации производства полного цикла микроэлектроники. Какие-то аналоги производят на отечественных предприятиях с использованием комплектующих и сырья, приобретённых на международном рынке, опять же, на импортном оборудовании.
В текущих реалиях потребуются фантастический размер инвестиций для локализации и не менее большие затраты на последующее содержание предприятия в ограниченном рынке сбыта. Выход из ситуации — это поиск альтернативных поставщиков на азиатских рынках».
Денис Куваев, директор по маркетингу ООО «ЧЕТРА»
«ЧЕТРА» постоянно работает над расширением списка потенциальных поставщиков-производителей комплектующих и оборудования: каждый покупной узел, устанавливаемый на технику ЧЕТРА, в обязательном порядке должен иметь и по многим позициям уже имеет по 2–3 альтернативы.
Например, для управления трансмиссией и навесным оборудованием на технике ЧЕТРА, помимо зарубежного, используется контроллер российского производства с собственным программным обеспечением».
Андрей Русаков, ООО «СК-Обь»
«Мы считаем, что быстрой переориентации не произойдёт, и на решение этих вопросов понадобится значительное время. Именно поэтому на фоне текущей ситуации мы ожидаем роста продаж техники брендов, не попавших в санкционные списки.
Для нас сейчас открываются большие возможности по расширению своей доли в рамках дилерских территорий. И мы рады, что производитель точно так же оценивает эту ситуацию и готов прилагать максимум усилий для наращивания своего присутствия на российском рынке».
Ирина Малкова, ООО «ЧЕТРА»
«ООО «ЧЕТРА» совместно с Чебоксарским агрегатным заводом уже 20 лет развивает номенклатуру элементов гусеничных ходовых систем для импортной техники бульдозеров, экскаваторов, трубоукладчиков. Мы производим широкую линейку изделий, только узлов около 1000 модификаций для техники весом от 15 до 70 тонн.
У нас также есть небольшое количество импортных комплектующих, сейчас мы активно прорабатываем логистику поставок. Но 80% наименований продукции производятся из российских материалов и комплектующих, а наше предприятие имеет полный технологический цикл».
Сергей Чирков, ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
«Верно, шли только разговоры, ни о каком масштабном импортозамещении говорить не приходится. Хотя с 2014 года был взят курс на импортозамещение, который был направлен на развитие, модернизацию существующего производства и локализацию в России.
А что в итоге произошло за эти годы? В отсутствие реальной помощи, а я говорю прежде всего о финансовых, налоговых и других преференциях, перед производителями в отрасли машиностроения, особенно перед предприятиями малого и среднего бизнеса, встал выбор: закрыть производство и продать его под застройку или закупать сырьё, комплектующие, готовую продукцию из-за рубежа, тем самым снижая производственные затраты (сокращая численность штата работников, квалифицированного персонала, налоги, выплаты и другие платежи), ведь эти затраты занимают значительную долю в себестоимости выпускаемой продукции.
Рынок сырья за рубежом достаточно стабилен, закупочные цены корректируются только из-за курса доллара по отношению к рублю. При таких условиях, закупая сырьё или готовую продукцию, можно конкурировать с тем же Китаем на своём внутреннем рынке.
Тем самым за последние годы в разы увеличилось число компаний, которые позиционируют себя настоящими отечественными производителями-изготовителями, хотя фактически при этом они не имеют производственных мощностей, штата инженеров, специального оборудования и т. д. Все эти обстоятельства и породили только мнимое импортозамещение. Как мы видим, такое импортозамещение не помогло справиться с текущими вызовами и трудностями, пример тому — отечественные автомобильные концерны.
Если говорить о развитии производства, то без реального государственного протекционизма, например, как в Китае, на мой взгляд, нам не добиться никакого прорыва. Развитие и модернизация производства невозможны без государственной поддержки, а имеющаяся поддержка в виде кредитов с высокими ставками не позволяет говорить о лояльности и в принципе о каком-либо развитии. Кредиты должны быть «дешёвые», как за рубежом, ставка не более 3–5%, срок возврата не менее 8 лет. И такие условия должны быть не только для крупного бизнеса, но и для малого, среднего, для всех, кто занимается производством в сфере машиностроения.
Кроме того, необходимо стабилизировать рынок по металлопрокату. Этот вопрос до сих пор остаётся открытым. Снижения стоимости металла, как я вижу, не предвидится. А за последние один-два года такое беспрецедентное повышение цен на металл никак не укладывается в логику экономического развития производственных предприятий-заводов, использующих в создании продукции до 90% металла. При таких условиях создание конкурентной отечественной продукции становится невозможным.
Для любого производителя, особенно узкоспециализированного, важен гарантированный сбыт продукции. В отрасли машиностроения государство должно обеспечить этот сбыт, например, через госкорпорации, автомобильные предприятия. Только тогда, несмотря на экономические трудности и санкции, предприятия машиностроения смогут избежать анабиозного состояния.
Если мы действительно хотим ни от кого не зависеть, в том числе от всевозможных санкций, то нет времени для принятия долгих решений, надо действовать быстро. Только тогда мы сможем в ближайшие годы наладить собственное производство важных автокомпонентов, даже с учётом возможного технологического отставания. Таких примеров множество, взять тот же Китай, Индию, Иран.
Но, к сожалению, в ближайшее время без импортных комплектующих и оборудования нам всё равно не обойтись. Если мы полностью откажемся от этого, будет технологическое отставание, и мы откатимся на 20–30 лет назад. Опять же всё зависит от степени зависимости конкретного предприятия от импорта комплектующих.
Причины, по которым нам не обойтись без импорта, связаны, прежде всего, с отсутствием развития собственного машиностроительного комплекса и, как следствие, с отсутствием современных технологий, поскольку курс был выбран, как я уже говорил, на приобретение готовой продукции и технологичных автокомпонентов из заграницы.
Многие ошибочно полагают, что всё можно заменить китайской продукцией, однако далеко не всё производится в Китае, например, сложное технологическое оборудование выпускают только европейские страны и США. Вы не задавались вопросом, почему мы не можем создать нормальный современный легковой автомобиль?
Вопрос в технологиях. Самыми современными передовыми технологиями западные страны не будут делиться с Китаем и Россией как со стратегическими противниками, это вопрос глобальной конкуренции и национальной безопасности, если хотите».
Наталья Машковцева, ООО «Компания «Глобальные ресурсы»
«Производство многих типов запчастей требует современных высокотехнологичных производств, создание которых сопряжено со значительными долгосрочными вложениями, и не сможет быстро перекрыть потребности внутреннего рынка. Если Россия пойдёт по китайскому пути копирования технологий и последующего создания собственной продукции, то возможно «импортозамещение» 50-70% технологий в течение ближайших 5–10 лет.
Однако вряд ли в короткий срок мы сможем преодолеть наше отставание в области, например, микроэлектроники. К тому же стоимость современных технологий постоянно растёт, и на сегодняшний день в мире уже нет ни одного государства, которое полностью обеспечивает себя всей необходимой продукцией.
В данном вопросе в первую очередь необходимо ориентироваться на конечного потребителя, который будет «голосовать рублём» за лучшее по соотношению «цена/качество» предложение. Здесь мы можем привести конкретный пример из нашей отрасли — запчасти для автокранов.
В России существует несколько производителей опорно-поворотных устройств для самой популярной категории автокранов грузоподъёмностью 25 т, однако наша компания уже много лет импортирует ОПУ, произведённые на современном предприятии в КНР, которые, несмотря на разницу в цене с отечественным продуктом, пользуются значительным и неизменным спросом ввиду большей надёжности и лучших эксплуатационных характеристик.
Использование импортных комплектующих не нужно рассматривать как недостаток при производстве конечного продукта. Часто именно применение подобных комплектующих повышает конкурентоспособность конечного продукта, однако мало просто импортировать в страну партию товара и установить его на технику.
Нужно быть уверенным в долгосрочных отношениях с поставщиком и в возможности осуществлять последующее гарантийное и постгарантийное обслуживание техники».
Валентин Данилов, ООО «Интерлизинг»
«Скорее всего, в ближайшее время нишу импортных комплектующих и оборудования займут наши партнёры из КНР.
В длительной перспективе возможен прорыв в производстве отечественных комплектующих и оборудования, но на это потребуется не один год, а техника нужна уже сейчас».
— Курс доллара резко вырос за последнее время. Подорожали и сама техника, и комплектующие. Как это отразилось на тех, кто ранее заключил сервисные контракты с дилерами?
Ирина Малкова, ООО «ЧЕТРА»
«ООО «ЧЕТРА» — российское предприятие, и мы не спекулируем на фоне трудностей отечественного рынка. Все свои контракты мы исполняем по ценам, по которым они были заключены. Но в марте мы были вынуждены повысить цены на новые заказы».
Сергей Чирков, ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
«На мой взгляд, надо обратиться к редакции того или иного контракта: какие были предусмотрены условия в той или иной ситуации. Все понимают, какая ситуация сложилась за последний месяц. По опыту отмечу, что если при конкретных условиях обстоятельства делают невозможным надлежащее исполнение обязательств по контракту, то прежние условия контракта пересматриваются. Ведь никто не хочет терять деньги из-за скачка курса доллара. Поэтому это вопрос партнёрских взаимоотношений».
Андрей Русаков, ООО «СК-Обь»
«С рядом ключевых клиентов, у которых имеются большие парки профильной техники, мы планируем работу стратегически. При заключении контрактов на год вперёд мы исходили из среднестатистической потребности клиентов в каждой модели, поэтому успели сформировать определённый запас расходных материалов и комплектующих, чтобы не подводить партнёров и стабильно выполнять свои обязательства по поддержке техники.
Сейчас ведём активную работу по поиску альтернативных вариантов логистики по проблемным позициям, чтобы клиент не почувствовал сбоев в нашей работе».
Денис Кузнецов, FAW
«Что касается комплектующих, то FAW ведёт взаиморасчёты с заводом в юанях и рублях. После резкого скачка курс юаня постепенно снижается. Компания планирует планомерно повышать стоимость запасных частей без резких спекулятивных скачков».
Денис Куваев, ООО «ЧЕТРА»
«К сожалению, полностью нивелировать рост затрат производства техники ЧЕТРА, связанный с поставками покупных комплектующих, ценообразование на которые привязано к курсу валют, в текущих условиях невозможно».
Илья Молчанов, «АвтоСпецЦентр Котляковка»
«Дилеры пересмотрели экономику сервисных контрактов, заключённых с клиентом до событий, вызвавших резкое удорожание комплектующих и запчастей. В итоге таким клиентам было сделано предложение подписать договор на новых условиях. Многие отнеслись к ситуации с пониманием и согласились».
— Взять новую технику в лизинг стало сложнее. Лизингодатели ужесточили условия. Каковы в связи с этим ваши прогнозы на ближайшую перспективу?
Андрей Гладков, генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ»
«Ужесточения со стороны Лизинговой компании «КАМАЗ» нет. Мы внесли изменения в продуктовую линейку: аннулировали те продукты, которые сегодня стали неактуальны, вывели новые. Это новый продукт «Базовый» и продукт по реализации техники на вторичном рынке, он без участия лизинга, поэтому его мы реализуем совместно с материнской компанией.
Изменение условий лизингодателей связано с увеличением ключевой ставки. Лизинговые компании вынуждены соответствовать изменившимся реалиям. Наш действующий продукт «Базовый» работает с авансом от 20%, срок лизинга мы оставили прежним — до 5 лет. Так же, как и раньше, продолжаем быстро рассматривать заявки и одобрять сделки в течение одного дня после получения всего пакета документов».
Денис Куваев, ООО «ЧЕТРА»
«Если не будет господдержки этого сектора, то, разумеется, доля контрактов с использованием инструментов лизинга может значительно снизиться по сравнению с предыдущими периодами».
Сергей Чирков, ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
«Ужесточение условий коснулось всё-таки больше процентной ставки из-за курса доллара по отношению к рублю. При нынешних высоких ставках, конечно, не выгодно приобретать оборудование и технику в лизинг. Только если обратиться в отраслевой орган исполнительной власти региона о компенсации взноса по договору лизинга.
Такие региональные меры поддержки уже показали свою эффективность. Надеюсь, когда ситуация с курсом валют стабилизируется, будет проще. Но в ближайшее время при возможном росте инфляции 20% лучше прогнозы оптимистические не строить».
Андрей Русаков, ООО «СК-Обь»
«Рост ключевой ставки ЦБ естественным образом привёл к росту ставки по финансированию техники со стороны лизинговых компаний. Финансовый сектор одним из первых реагирует на малейшие изменения конъюнктуры рынка, как следствие, происходит изменение тарифов и ставок раз в одну-две недели. В итоге лизинг стал существенно дороже, и многие покупатели взяли паузу в принятии решения о покупке.
На первый план неожиданно выходят лизинговые компании «второго эшелона», которые раньше были в тени внимания большого бизнеса. Наши партнёры в лизинге тоже понимают, что в текущей ситуации ты «или быстрый, или мёртвый».
Однако мы надеемся, что эта ситуация носит временный характер, и в ближайшее время можно ожидать если не возвращения на прежний уровень, то как минимум значительного снижения».
Илья Молчанов, «АвтоСпецЦентр Котляковка»
«Рост ставок по лизинговым сделкам существенно сократил количество обращений от клиентов, планирующих приобрести автотехнику: не каждая компания готова взять на себя кредитные обязательства в среднем под 25% годовых. Крупные игроки рынка ищут решения и разрабатывают новые дополнительные опции, но ожидать в ближайшее время позитивных изменений по данному вопросу не приходится».
Валентин Данилов, ООО «Интерлизинг»
«Могу сказать, что «Интерлизинг» не вводил никаких дополнительно ужесточающих условий для своих клиентов в текущем году. Изменилась стоимость лизинговых услуг, что затронуло всю финансовую отрасль. Эта ситуация на рынке лизинга полностью зависит от финансирующих банков и ключевой ставки, которая устанавливается Банком России.
При снижении ключевой ставки будут дешеветь кредиты в банках, а соответственно, и стоимость лизингового финансирования также будет снижаться».
— Вырастет ли рынок контрафактных комплектующих и «серого» импорта? И чем это грозит официальным дилерам и потребителям?
Денис Куваев, ООО «ЧЕТРА»
«Если не изменится политика официальных импортёров, то, очевидно, доля неоригинальных запасных частей вырастет».
Алексей Прусаков, ООО «ОМГ-Сервис»
«Рост рынка восстановленных и контрафактных запасных частей однозначно будет, в первую очередь из-за определённого дефицита оригинальных запасных частей и их доступности. Официальным дилерам это грозит определённой потерей доли рынка, снижением собственной доходности и продаж, а для конечных потребителей в первую очередь встанет вопрос приобретения оригинальных и качественных запасных частей».
Сергей Чирков, ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
«Как я уже отмечал, однозначно вырастет. Потребителю с низкой покупательской способностью надо будет то, что подешевле, поэтому контрафакт и «серый» импорт будут присутствовать. Ввоз продукции будет происходить через дружественные страны в обход санкций. Всё будет осложняться логистикой и сроками поставки.
Как будет выстроена работа у дилеров с поставщиками запчастей, сложно сейчас говорить. На мой взгляд, если при обслуживании техники будут использоваться неоригинальные запчасти, есть риск того, что гарантийные обращения со стороны потребителей возрастут.
Другие риски будут связаны с нарушением сроков поставок запчастей. У простого потребителя не будет особого выбора, он вынужден будет соглашаться и со сроками поставок, и с теми комплектующими, которые ему предложат».
Наталья Машковцева, ООО «Компания «Глобальные ресурсы»
«На наш взгляд, корректнее будет говорить не о контрафактных запчастях (подделках низкого качества, имитирующих оригинальные запчасти), а о так называемых аналогах, спрос на которые, безусловно, будет только расти. Здесь можно провести параллель с рынком запчастей легкового транспорта, где зачастую после окончания гарантии владельцы для обслуживания и ремонта повсеместно используют «аналоги» от известных брендов.
Перед нами сейчас стоит задача расширения номенклатуры официально ввозимой продукции, востребованной рынком. Наша позиция в данном вопросе такова: поставка не должна нарушать законодательство Российской Федерации и страны-импортёра.
Например, мы прорабатываем процедуру поставки в Россию оригинальных КПП и КОМ ZF с одного из азиатских рынков, а также прочих импортных запчастей, востребованных рынком, возможность заместить которые в краткосрочной перспективе (3–6 месяцев) отечественными аналогами отсутствует».
Ирина Малкова, ООО «ЧЕТРА»
«К сожалению, нужно прогнозировать рост этой тёмной стороны рынка. На рынке неоригинальных запасных частей необходимо, чтобы потребитель различал «аналоговые» запасные части и «фальсифицированные».
Аналоговые запасные части, выпускаемые под маркой альтернативного производителя, по которым предоставляется открытая информация по наименованию исполнителя, имеют собственную буквенно-цифровую кодировку узлов и деталей, и в этом случае потребитель принимает решение, имея открытую информацию.
Фальсифицированные запасные части по названию производителя, буквенно-цифровой кодировке имитируют оригинальные запчасти, т. е. вводят потребителя в заблуждение о месте производства, качестве товара.
Поэтому потребителям необходимо повышать эффективность системы закупок и приёмки продукции. Всё зависит от поставленных целей организации, введённых регламентах и обучении сотрудников. Мы со своей стороны развиваем систему поддержки на своих сайтах. В этом году планируем запустить возможность проверки подлинности запасных частей к технике ЧЕТРА на сайте chetra.ru».
Андрей Русаков, ООО «СК-Обь»
«В этом плане мы полностью защищены. Наш поставщик работает в штатном режиме, поэтому никаких сложностей с поставкой конечным клиентам оригинальных запчастей нет».
Илья Молчанов, «АвтоСпецЦентр Котляковка»
«Рынок контрафактных запчастей отреагировал на изменения вполне предсказуемо и активно занимает освободившуюся нишу, образовавшуюся на фоне прекращения поставок под действиями санкций. Дилер в состоянии распознать подделку в отличие от клиента.
Если дилер недобросовестный, то в итоге пострадает конечный потребитель, т. к. использование контрафакта сомнительного качества может стать причиной серьёзных поломок, приводящих к дорогостоящему ремонту».
Денис Кузнецов, FAW
«Рынок неоригинальных запасных частей, безусловно, вырастет: как только поставщики почувствуют, что ниша освобождается, они попытаются её занять. При этом такие комплектующие не всегда стоит считать контрафактными. В Китае существует большое количество заводов, которые производят запасные части разного качества.
Несмотря на то, что всегда есть риск получить некачественный заменитель, для потребителя важна возможность выбора. Именно она является результатом конкуренции между разными производителями, самостоятельно импортирующими запчасти».
— Если вспомнить историю, то после событий 2014 года на российский рынок хлынула техника из Китая. Стоит ли ожидать повторения, и как это повлияет на наших машиностроителей?
Сергей Чирков, ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
«Внутренний рынок автокомпонентов очень большой, часть этого рынка уже освобождена, ввоз техники из Китая и других стран, в том числе развивающихся, будет только увеличиваться.
Без должного внимания к отрасли машиностроения со стороны правительства, предприятия продолжат курс по приобретению готовых автозапчастей и ряда важных автокомпонентов у Китая, а это приведёт к ещё более плачевному состоянию оставшегося производства.
Так как у производственных предприятий при таких фактически неравных конкурентных условиях с тем же Китаем стимула и средств что-либо создавать и производить не будет. Я не призываю отказываться от закупок важных автокомпонентов, я говорю лишь о том, что надо уделять гораздо больше внимания отечественному производству, всячески его поддерживать и предоставлять реальные преференции для его развития.
Я всё-таки надеюсь, что в нынешних условиях взор Правительства РФ будет обращён на реальный сектор экономики отрасли машиностроения, на настоящих отечественных производителей, которые, как и мы, не зависят от импорта комплектующих и сырья, кто в состоянии самостоятельно производить продукцию полного цикла и закрывать потребности рынка в автокомпонентах».
Валентин Данилов, ООО «Интерлизинг»
«Техника из КНР уже занимает довольно значительную часть рынка России. В ближайшее время её доля ещё возрастёт. Также могу сказать, что качество самой техники из КНР, а также её сервис у нас в России значительно улучшились по сравнению с тем же 2014 годом».
Андрей Русаков, ООО «СК-Обь»
«Повторения 2014 года ожидать стоит. Этот процесс начался задолго до текущих событий. Китайские производители наращивают объёмы производства, качество техники, используют передовые технологии. Поэтому их доля ежегодно растёт. Пока европейские, американские и японские производители будут отсутствовать на рынке, свободные ниши будут занимать китайские и российские компании».
Илья Молчанов, «АвтоСпецЦентр Котляковка»
«Текущая ситуация существенно отличается от того, с чем автодилеры столкнулись в 2014 году. В нынешних реалиях, помимо падения курса рубля, мы столкнулись фактически с полной изоляцией от ряда крупных автоимпортёров.
Поэтому увеличение доли китайской автотехники на рынке России — это очевидная неизбежность. Замена европейских комплектующих на продукты китайских производителей — это работа текущего дня в отечественном машиностроении».
Денис Куваев, ООО «ЧЕТРА»
«В тех сегментах рынка, где нет отечественных производителей и весь спрос ранее удовлетворялся импортом из недружественных стран, такое развитие событий очень вероятно. Ведь китайские производители способны предложить очень широкий модельный ряд, что при условии проведения адекватной ценовой политики и вложений в развитие сервиса и снабжение запчастями способно серьёзно нарастить их присутствие на российском рынке».
— Каковы ваши прогнозы по поводу покупательской способности и спроса на технику?
Денис Куваев, ООО «ЧЕТРА»
«Мы ожидаем снижение продаж в целом по рынку, в первую очередь за счёт импортируемой в Россию техники, ведь многие зарубежные игроки уже приостановили поставки продукции.
На покупательскую способность будет сильно влиять наличие либо отсутствие мер поддержки правительства».
Андрей Русаков, ООО «СК-Обь»
«Сейчас бизнес только пытается понять, как работать в текущих реалиях. Многие участники рынка заняли выжидательную позицию. И это вполне понятно. Но чем быстрее мы все вернёмся к нормальной жизни, тем быстрее всё войдёт в привычное русло.
Вспомните первые месяцы пандемии, когда стоял запрет на ведение деятельности. Люди в ужасе сидели по домам, и никто не понимал, как выживать в новых реалиях. Но потом пришла ясность, что надо всё равно продолжать работать. И это была правильная тактика.
На восстановление покупательской способности сейчас влияют три фактора: наличие объёмов работ, стабилизация валютных курсов и работа в плотной связке с лизинговыми компаниями. Нужно держать руку на пульсе финансового рынка и знать потребности клиентов, в этом случае ответ не заставит себя ждать».
Алексей Прусаков, ООО «ОМГ-Сервис»
«На данный момент не видно тенденций снижения активности в нефтегазовой отрасли, а значит, техника и запасные части будут востребованы на рынке. Многие крупные компании ведут активную перестройку к нынешним реалиям рынка и ситуации в стране в целом».
Сергей Чирков, ЗАО «Тюменский машиностроительный завод»
«Опять же сложно что-либо прогнозировать в текущих реалиях. Но очевидно, что из-за девальвации рубля, роста инфляции покупательская способность населения будет снижаться.
Ошибочно полагать, что уход с рынка зарубежных автомобильных компаний приведёт к спросу продукции отечественного автопрома.
Думаю, этого не случится, так как в силу вышеизложенных негативных факторов в экономике будет дефицит комплектующих для производства, и цены на отечественные автомобили будут только расти. Более того, отсутствие конкуренции, возникшей вследствие обеднения рынка, всегда приводит к росту цен. Техника будет на рынке, но не все смогут себе её позволить».
Наталья Машковцева, ООО «Компания «Глобальные ресурсы»
«Надо реально смотреть на вещи и отдавать себе отчёт, что сегодня сложилась очень непростая ситуация, на которую влияет слишком много факторов и разнонаправленных процессов. Но выиграет завтра тот, кто сегодняшнюю ситуацию воспримет как возможность.
Судя по тем проектам, в которые в той или иной роли вовлечена наша компания, все утверждённые и государством, и крупными предприятиями инвестиционные планы ритмично претворяются в жизнь. И здесь главное в сложившихся непростых условиях не забуксовать, а соответствовать заданному ритму».
Валентин Данилов, ООО «Интерлизинг»
«Покупательская способность, естественно, снизилась в связи с ожиданием бизнеса дальнейшего развития ситуации, в том числе и на финансовом рынке. Кроме того, при отсутствии на рынке техники в достаточном количестве, сейчас стоимость зачастую значительно отличается от стоимости в начале года.
Многие ищут новые возможности для развития своего бизнеса или хотя бы его сохранения в текущем состоянии. Однако при условии стабилизации политической ситуации в мире и снижения ставок по кредитам и лизингу до февральских значений спрос восстановится».
Андрей Толстыкин, ПАО «Курганмашзавод»
«Рынок мини-погрузчиков и другой ДСТ, конечно же, просядет в текущем году процентов на 15–20, но уже в следующем мы ожидаем начало его плавного восстановления.
Доля погрузчиков в общем объёме выручки ПАО «Курганмашзавод» очень мала, ощутимых негативных последствий для компании мы не ожидаем. По факту восстановления рынка ожидается смещение занимаемых производителями долей российского рынка в сторону российских и китайских производителей».
Илья Молчанов, «АвтоСпецЦентр Котляковка»
«Повышенный спрос, возникший в конце февраля и сохранявшийся на протяжении марта, является атипичным для рынка коммерческой техники. Предполагаю, что на таком уровне он продержится незначительное время, так как факторы, вызвавшие ажиотаж, исчерпываются. Дефицит транспорта существенно сократил объём предложения на рынке, образовав временный равновесный баланс со спросом на неё».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: