ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.
Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ
Гидроудар — серьёзная угроза для любого двигателя. Обычно под этим физическим термином подразумевают скачок давления в любой замкнутой системе, заполненной жидкостью. Если же говорить о транспортных средствах, здесь гидравлический удар наступает в момент, когда в силовой агрегат попадает вода и буквально за пару секунд выводит транспортное средство из строя.
Чаще всего подобное происходит во время движения по глубоким лужам (в том числе во время проливных дождей) или при переезде через водоёмы, причём порой водителям кажется, что ничего не предвещает беды. Однако при неудачном стечении обстоятельств вода может через воздухозаборник попасть в двигатель даже при пересечении относительно небольшой лужи… Стоит только воде оказаться там, где её быть не должно, то есть в изначально изолированных от влаги цилиндрах или камерах сгорания, жди беды. Полностью заполнив пространство, вода — в отличие от воздуха или горючего — отказывается сжиматься, и в результате двигатель останавливается с характерным ударом, «тряхнуть» от которого может весь автомобиль.
Водитель, пассажиры или груз от такого не пострадают, а вот транспортное средство может оказаться под серьёзной угрозой: в такие моменты на все детали мотора приходится колоссальная нагрузка, и зачастую какие-то из них не выдерживают.
Последствия гидравлического удара двигателя могут быть самыми серьёзными, вплоть до полного прекращения работы без возможности восстановления. Конечно, далеко не всегда ситуация настолько фатальна, однако любое, даже незначительное повреждение двигателя означает, во-первых, необходимость ремонта и, во-вторых, невозможность использовать ТС, пока проблема не будет решена. И то и другое в итоге ведёт к потере времени, нервов и денег.
Вообще, повреждения, которые может получить сердце автомобиля, напрямую связаны со скоростью передвижения во время неудачной водной процедуры и тем количеством воды, которое попало в мотор. Если авто двигалось медленно или пребывало в неподвижности, а силовой агрегат трудился на холостом ходу или небольших оборотах, отделаться можно и лёгким испугом — в этом случае, скорее всего, двигатель просто заглохнет. А вот если скорость преодоления аквапрепятствий была велика, сопоставимым может стать и объём разрушений — вплоть до критической деформации или полной поломки важнейших деталей.
Среди возможных последствий гидроудара можно выделить:
Особенно опасным гидроудар считается для моторов, работающих на дизельном топливе. Степень сжатия и компрессии в дизельном двигателе изначально гораздо выше, нежели у его бензинового собрата, а значит, и удар по деталям окажется более сильным.
Читайте также: «Как запустить дизельный двигатель в мороз».
Гидроудар — явление, с которым сталкиваются не только автомобилисты. Но если для магистральных трубопроводов давно разработаны специальные системы защиты от гидроудара, то с транспортными средствами дела обстоят не так радужно. Единственное ТС, которое может похвастаться чем-то подобным, это танк: устройство, способное предотвратить попадание воды через воздухозабор при форсировании водных преград, в 2002 году запатентовала Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации.
Что же делать всем остальным? Очевидным решением выглядит рекомендация не заезжать в лужи и избегать всевозможных ручьёв и речек, даже если они кажутся безобидными. Но в отечественных условиях такие рекомендации не всегда выполнимы. С опасностью гидроудара можно столкнуться даже посреди мегаполиса — к примеру, когда ливнёвки на дорогах не выдерживают многодневных дождей, и от грязной воды страдают даже высокие автобусы и грузовые автомобили. Что и говорить о междугородных пассажирских и грузовых перевозках или о любом передвижении по колейной дороге, а иногда и по бездорожью?
Если «столкновения» с водной стихией не избежать, главное — пересекать её с равномерной скоростью на самой низкой передаче, поддерживая обороты двигателя на минимально возможном устойчивом уровне. Автомобиль должен ехать так, чтоб создаваемая им волна его не накрыла (а ускорение или замедление неминуемо приведут именно к этому).
Здесь, конечно, важно знать высоту, на которой расположены воздухозаборники конкретного автомобиля — и уметь сопоставлять её с глубиной лужи или водоёма, которые нужно переехать. Такое не всегда удаётся сделать на глаз, поэтому на незнакомой дороге глубину можно и нужно проверить заранее.
Если переезд через водный барьер прошёл гладко, можно смело двигаться дальше. Если же в успехе предприятия есть некоторые сомнения, можно устроить двигателю небольшую проверку. Например, чуть ослабить пробку на поддоне и посмотреть: что пойдёт первым — вода или масло. Так как вода тяжелее масла, при попадании внутрь именно она «проявится» первой. Некоторые специалисты также рекомендуют визуально проверить на наличие влаги сам воздушный фильтр и его корпус. Всё чисто, но сомнения ещё остаются? Для того чтобы вернуть себе полную и окончательную уверенность, можно выкрутить одну свечу. Если следов воды на ней нет, всё в порядке. Если же влага присутствует, нужно обязательно просушить колодцы и побрызгать WD-40 — аэрозольную смазку-вытеснитель воды.
Одним из способов барьерной защиты от гидравлического удара двигателя могут стать кожухи, прикрывающие жизненно важные узлы от подтекания влаги, либо полноценная защита картера, похожая на стальной (или пластиковый) лист на днище автомобиля. В таком случае именно высота этих спасительных элементов должна браться за основной критерий безопасности при преодолении того или иного водоёма. Правда, этот вариант подойдёт не каждому автомобилю, всё зависит от конкретной модели и расположения воздухозаборника…
Другой, более специфический вариант — установка шноркелей. Это впускные трубы для двигателя, которые поднимаются на уровень крыши транспортного средства, а порой даже выше. Само название происходит от немецкого Schnorchel, которое дословно переводится как «устройство для дыхания». Изобреталось оно, в первую очередь, для подлодок, однако в настоящий момент такими агрегатами часто наделяют военные автомобили и опять-таки танки. Но, впрочем, не только. Тракторы из линейки «Беларус» от Минского тракторного завода тоже обладают шноркелями. Устанавливают такие трубы и на любые другие автомобили — от грузовиков до «Газелей», но смысл это имеет лишь в том случае, если транспортному средству часто приходится преодолевать глубокие воды (или пустыни, поскольку, установив на шноркель специальную насадку, можно защититься и от песка).
Читайте также: «ТОП внедорожных грузовиков».
Ни в коем случае не стоит пытаться снова завести двигатель. Это вряд ли поможет, зато навредить сможет с большой вероятностью. Больше того, зажигание нужно немедленно выключить.
Первое, что нужно сделать, это вытащить транспортное средство на сухое место без запуска мотора: подтянув с помощью буксира или даже вытолкав своими силами, либо силами другого автомобиля. Машине потребуется несколько часов для того, чтобы отстояться, после чего можно приступать к осмотру, чтобы оценить повреждения.
Освободив двигатель от кожуха, внимательно проверьте мотор на наличие влаги. Следующим на очереди на проверку должен стать воздушный фильтр. Если он хотя бы немного влажный, нужно снять свечи зажигания (вода из отверстий для них — плохой знак), а на большинстве двигателей ещё и топливную рампу с форсунками, и попробовать вручную прокрутить коленвал. Если вам удалось совершить оборот, значит, шатунные механизмы в порядке, а вот стук или скрежет металла, а также серьёзные трудности при вращении будут означать, что, скорее всего, самостоятельно справиться с последствиями уже не получится.
Не лишним будет замерить компрессию, ведь последствием гидроудара часто становится деформация клапанов либо возникновение зазора между поршневыми кольцами и стенками цилиндра. Измерение этого параметра осуществляется с помощью специального прибора — компрессометра, и самое важное здесь — чтобы расхождение между самым большим и самым маленьким показанием не превышало 15%. В противном случае потребуется вмешательство специалиста.
Следующий шаг — проверка уровня масла. Если он заметно поднялся, а на щупе виднеются белые следы, скорее всего, вода попала внутрь двигателя и смешалась с маслом. В случаях, когда уровень поднялся более чем на пол-литра, рекомендуется ехать в сервис, причём не самостоятельно, а с помощью эвакуатора.
Для транспорта с дизельным двигателем эвакуация или буксир в автосервис и вовсе — первая и единственная рекомендация, поскольку самостоятельно удалить из такого мотора влагу на месте попросту невозможно. Больше того, даже после того, как её удалят в автосервисе, машине потребуется замена шатуна, поскольку он уже стал короче в результате гидроудара, и, если не принять меры, — в течение ближайшего времени последствия дадут о себе знать.
Самое главное, не оттягивать встречу со специалистами, иначе оставшаяся в сердце машины вода неизбежно приведёт к коррозии.
Что по ремонту? Его сложность и стоимость будут индивидуальными, в зависимости от полученных повреждений и изначальной конструкции двигателя, причём в худшем случае числа могут оказаться и шестизначными. Но на самом деле в случае с гидроударом двигателя даже самое благоприятное развитие событий обернётся существенными затратами.
Всё потому, что после гидроудара силовой агрегат нужно обязательно разобрать для того, чтобы провести диагностику всех основных узлов. Потребуется ли ремонт либо замена деталей (а может быть, и всего двигателя), станет ясно лишь после этой процедуры. Лучший из возможных сценариев заключается в том, что двигатель потребуется просушить, а после — заменить фильтр.
Впрочем, даже с таким сценарием никому из водителей или автовладельцев сталкиваться бы не хотелось. Поэтому аккуратное вождение и пересечение луж и водоёмов на небольших скоростях — лучшие друзья для профилактики гидроудара!
Читайте также: «Обзор автономных жидкостных подогревателей. Согреваемся с умом!».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: