Свежий выпуск журнала «Грейдер» online
Узнать больше Свернуть
Развернуть

В первом номере 2021 года знакомимся с мини-КДМ на базе УАЗ "Фермер", разбираемся в целесообразности и нюансах замены ДВС одной модели на другую, узнаём состояние рынка грузовиков за 2020 год, рассказываем как прижились в дорожном хозяйстве мини-погрузчики и как показала себя техника на крупных инфраструктурных объектах СФО.

Подробнее Свернуть

Цена спецтехники после утильсбора: к чему идёт рынок?

Не всё гнило в датском королевстве. Простите, в России. Рынок дорожно-строительной и карьерной техники в 2020 году показал плюсовые значения. В принципе, если посмотреть динамику продаж дилеров, то в последние 4 года после жёсткого провала в 2015 году вследствие экономического кризиса 2013-го ситуация не просто стабилизировалась, а усердно тянется к значениям 2014 года.

За прошлый год объём рынка ДСТ и карьерной техники достиг 13 820 единиц, что на 0,3% выше аналогичного периода 2019-го. Такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Примечательно, что львиную долю продаж составляют импортные модели. И несмотря на то, что потребители выбирают именно иностранную продукцию, правительство упорно пытается ставить палки в колёса реализации отложенного спроса. А локальные производители не могут закрыть и трети спроса рынка. В связи с этим в АЕБ изменили прогноз на текущий год: рынок покажет отрицательные значения.

прогноз рынка ДСТ 2021

Вызывает опасения и ход реализации национальных проектов. Нет, не сразу, конечно. После повышения утилизационного сбора в первые год-два дорожные и строительные организации ещё будут справляться имеющимися автопарками. Всё же не зря обновляли подвижной состав.

А потом ситуация станет, мягко говоря, сложной. Гарантийные сроки закончатся, технику придётся латать своими силами, комплектующие вряд ли подешевеют. Подрядчики вынуждены будут закладывать в смету затраты на покупку и ремонт дорогостоящего оборудования. Или же жёстко экономить на материалах, чтобы уложиться в стоимость тендера.

Как вы понимаете, исход будет не радужным. И вот тут-то уже будет уместна фраза Шекспира: «Всё гнило в датском королевстве». Простите, в России.

Динамика рынка ДСТ 2012-2020

Кто в рост, а кто куда

Лидерами продаж в 2020 году стали гусеничные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики. В общей структуре они занимают 31% и 27%. Согласно документам АЕБ, в России приобрели 4 231 «гусянку» и 3 709 колёсных экскаватора с обратной лопатой.

Погрузчики с бортовым поворотом заняли 9% рынка. Спрос на них упал на 4,8% по сравнению с 2019 годом. Дилеры реализовали 1 240 машин. По 8% пришлось на гусеничные тракторы и колёсные погрузчики. Их продажи также сократились на 2,1% в обоих сегментах. Своих покупателей нашли 1 240 мини-погрузчиков и 1 093 тракторов с гусеничными движителями.

Объём автогрейдеров и колёсных экскаваторов составил по 5%. Причём, если продажи нивелировщиков неровностей выросли на 3,8%, достигнув 710 единиц, то «землеройки» на колёсах показали падение на 12,1% до 631 машины.

Доля катков составляет 4%. За 2020 год в стране купили 265 двухвальцовых виброкатков, 190 одновальцовых и 30 пневмоколёсных. 2% рынка ДСТ занимают асфальтоукладчики с ростом продаж на 49,1%, что, впрочем, в количественном выражении не особо поражает – 258 единиц.

Падение спроса отметили и в сегментах карьерных и сочленённых самосвалов – на 38,9% и 18%.

Что дальше?

Производители техники уже направили письма премьер-министру России Михаилу Мишустину. Причём помимо АЕБ это сделали и другие компании, включая российских производителей и потребителей. Ведь многие отечественные заводы не получают компенсацию за утильсбор от государства. Локализация хромает. Многим брендам попросту не выгодно строить те же заводы для изготовления в России двигателей в силу небольшого объёма рынка техники. А без отечественного мотора соответствовать 719 Постановлению практически невозможно.

Прогноз цен на спецтехнику после повышения утильсбора

Да, можно попробовать воткнуть, к примеру, в экскаватор Hitachi силовую установку ЯМЗ. Но это уже получится совершенно другая модель, на которую нужно проходить сертификацию, доводить её до ума, настраивая все остальные компоненты и т. д. А стоит ли овчинка выделки, если по итогу получится условный «ТВЭКС» (ныне UMG)? Это уже не конкуренция на рынке, а одна и та же машина под разными брендами. И потребителю не из чего будет выбирать.

Да и с инвестиционным климатом в России не всё гладко, поэтому переносить уже существующие в других странах двигателестроительные заводы никто просто так не будет. Соответственно, если в правительстве не одумаются, то введение повышенного утильсбора в период, когда рынок ДСТ идёт к восстановлению, ничем хорошим для российского потребителя не обернётся.

Текст: Артём Щетников

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.