Сочленённый советский болотоход БТ361А-01 «Тюмень»: вездеход, который смог - iGrader.ru

Сочленённый советский болотоход БТ361А-01 «Тюмень»: вездеход, который смог

Советский гусеничный болотоход БТ361А-01 «Тюмень» придумали в 1970-х годах. Тогда советская добывающая промышленность осваивала новые удалённые месторождения. Пешком туда особо не попадешь, и разного рода вездеходы были очень даже к месту. Дорог в глуши, разумеется, не было, но были болота.

БТ361А-01 «Тюмень» выглядит, как и вся подобная техника, брутально, стимпанково, как будто её собирали по кусочкам из всяких проходимых машин. Газовики и нефтяники тогда пользовались серийными вездеходами, которые частично удовлетворяли спрос на технику.

Тем не менее дикой «занозой» была доставка тяжёлых грузов по полному бездорожью. Тогда-то и дали задание инженерам сделать нечто сверхпроходимое, и это что-то назвали «Тюмень». Большие дяди из СССР захотели себе перспективный болотоход, который сможет тягаться с грузами 35-36 т, а умные дяди принялись за дело.

Название будущей машины пошло от города, где его начали делать. Занималось этим СКБ «Газстроймашина», а главным конструктором был О.К. Васильев.

Еще на заре проекта стало ясно, что традиционные компоновки не сгодятся под массу груза, которую хотят заказчики. Машину решили поставить на две отдельно стоящие гусеничные тележки, в целом конструкцию решили делать сочленённой. К слову, тогда распространённым делом такая компоновка не являлась. БТ361А-01 «Тюмень» — это первый сочленённый болотоход из Союза, который дошёл до испытаний.

Чтобы не делать лишней работы и в дальнейшем упростить производство, в конструкции решили применять уже имеющиеся и доступные агрегаты и узлы. Кабина явно намекает, что одним из главных «доноров» запчастей был трактор К-701. От него шёл ДВС, силовая установка и ещё некоторые куски трансмиссии, но тем не менее новая машина содержала немало уникальных деталей.

Моторный отсек располагался под кабиной в передней её части, экипаж болотохода — в кабине, грузовая платформа опиралась на переднюю и заднюю тележки. Две части вездехода имели несложное соединение между собой и были во многом похожи.

«Тюмень» имела под капотом двигатель ЯМЗ-240БМ, который выдавал 300 л. с. Рядом устанавливали коробку передач на 16-скоростей. При переключении поток мощности не прерывался.

«Ходовую» обеих тележек унифицировали. На корпусе каждой из них было по 4 опорных катка солидного диаметра. В качестве амортизаторов выступал резиновые пневмопокрышки. В передней части тележек располагались ведущие колёса, а в задней — направляющие. По задумке инженеров, вездеход был заточен под резинометаллические гусеницы. Благодаря широким гусеницам в 1200 мм нагрузка на опорную поверхность была минимально возможной.

Российские инженеры умели делать свою работу. По расчётам, если «Тюмень» загрузить 27 т груза при погруженных в грунт на 140 мм гусеницах, он выдавал удельное давление в 0,33 кг/кв. см. Вдумайтесь, человек оказывает на грунт удельное давление в 0,7 кг/кв. см.

Рулил сочленённый болотоход с помощью гидроцилиндров в середине, где две его части соединялись. Там же располагался вал передачи крутящего момента на задние колёса.

Кабина была от «Кировца», как мы уже сказали. Она разве что располагалась чуть выше моторного отсека, органы управления оставались такими же внешне, но внутренне их устройство пришлось немного переиначить.

Длина грузовой платформы равнялась 8 м при ширине в 3,5 м. Впереди смонтировали многоугольное ограждение и лебёдку. Она имела трос в 70-м и тяговое усилие до 196 кН.

Изначальный обычный “грузовик” впоследствии часто переделывали под разное оборудование или цистерны. Что касается общих габаритов «Тюмени», то они равнялись 15.56×3,74×3,76 м. Машина имела клиренс в 600 мм. Снаряжённая масса доходила до 46 т при допустимой массе груза в 36 т. Как говорят, на хорошей дороге «Тюмень» могла развивать до 15 км/ч.

Болотоход спроектировали всего за шесть месяцев, он прошёл все испытания и вышел в серию. Выпускать  «Тюмень» прекратили к середине 80-х годов, потому что она удовлетворила предназначенный ей спрос. Кстати, эти штуки ещё работают, и их иногда можно встретить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: