Свежий выпуск журнала «Грейдер» online
Узнать больше Свернуть
Развернуть

В первом номере 2021 года знакомимся с мини-КДМ на базе УАЗ "Фермер", разбираемся в целесообразности и нюансах замены ДВС одной модели на другую, узнаём состояние рынка грузовиков за 2020 год, рассказываем как прижились в дорожном хозяйстве мини-погрузчики и как показала себя техника на крупных инфраструктурных объектах СФО.

Подробнее Свернуть

Сочленённый советский болотоход БТ361А-01 «Тюмень»: вездеход, который смог

Советский гусеничный болотоход БТ361А-01 «Тюмень» придумали в 1970-х годах. Тогда советская добывающая промышленность осваивала новые удалённые месторождения. Пешком туда особо не попадешь, и разного рода вездеходы были очень даже к месту. Дорог в глуши, разумеется, не было, но были болота.

БТ361А-01 «Тюмень» выглядит, как и вся подобная техника, брутально, стимпанково, как будто её собирали по кусочкам из всяких проходимых машин. Газовики и нефтяники тогда пользовались серийными вездеходами, которые частично удовлетворяли спрос на технику.


бт361а 01 - 103
бт361а 01 тюмень , российский болотоход,  бт361а 01 ,
бт361а 01 тюмень,  
болотоход тюмень бт361а 01,        гусеничный болотоход

Тем не менее дикой «занозой» была доставка тяжёлых грузов по полному бездорожью. Тогда-то и дали задание инженерам сделать нечто сверхпроходимое, и это что-то назвали «Тюмень». Большие дяди из СССР захотели себе перспективный болотоход, который сможет тягаться с грузами 35-36 т, а умные дяди принялись за дело.

Название будущей машины пошло от города, где его начали делать. Занималось этим СКБ «Газстроймашина», а главным конструктором был О.К. Васильев.

Еще на заре проекта стало ясно, что традиционные компоновки не сгодятся под массу груза, которую хотят заказчики. Машину решили поставить на две отдельно стоящие гусеничные тележки, в целом конструкцию решили делать сочленённой. К слову, тогда распространённым делом такая компоновка не являлась. БТ361А-01 «Тюмень» — это первый сочленённый болотоход из Союза, который дошёл до испытаний.


бт361а 01 - 103
бт361а 01 тюмень , российский болотоход,  бт361а 01 ,
бт361а 01 тюмень,  
болотоход тюмень бт361а 01,        гусеничный болотоход

Чтобы не делать лишней работы и в дальнейшем упростить производство, в конструкции решили применять уже имеющиеся и доступные агрегаты и узлы. Кабина явно намекает, что одним из главных «доноров» запчастей был трактор К-701. От него шёл ДВС, силовая установка и ещё некоторые куски трансмиссии, но тем не менее новая машина содержала немало уникальных деталей.


бт361а 01 - 103
бт361а 01 тюмень , российский болотоход,  бт361а 01 ,
бт361а 01 тюмень,  
болотоход тюмень бт361а 01,        гусеничный болотоход

Моторный отсек располагался под кабиной в передней её части, экипаж болотохода — в кабине, грузовая платформа опиралась на переднюю и заднюю тележки. Две части вездехода имели несложное соединение между собой и были во многом похожи.

«Тюмень» имела под капотом двигатель ЯМЗ-240БМ, который выдавал 300 л. с. Рядом устанавливали коробку передач на 16-скоростей. При переключении поток мощности не прерывался.

«Ходовую» обеих тележек унифицировали. На корпусе каждой из них было по 4 опорных катка солидного диаметра. В качестве амортизаторов выступал резиновые пневмопокрышки. В передней части тележек располагались ведущие колёса, а в задней — направляющие. По задумке инженеров, вездеход был заточен под резинометаллические гусеницы. Благодаря широким гусеницам в 1200 мм нагрузка на опорную поверхность была минимально возможной.

Российские инженеры умели делать свою работу. По расчётам, если «Тюмень» загрузить 27 т груза при погруженных в грунт на 140 мм гусеницах, он выдавал удельное давление в 0,33 кг/кв. см. Вдумайтесь, человек оказывает на грунт удельное давление в 0,7 кг/кв. см.

Рулил сочленённый болотоход с помощью гидроцилиндров в середине, где две его части соединялись. Там же располагался вал передачи крутящего момента на задние колёса.

Кабина была от «Кировца», как мы уже сказали. Она разве что располагалась чуть выше моторного отсека, органы управления оставались такими же внешне, но внутренне их устройство пришлось немного переиначить.

Длина грузовой платформы равнялась 8 м при ширине в 3,5 м. Впереди смонтировали многоугольное ограждение и лебёдку. Она имела трос в 70-м и тяговое усилие до 196 кН.

Изначальный обычный “грузовик” впоследствии часто переделывали под разное оборудование или цистерны. Что касается общих габаритов «Тюмени», то они равнялись 15.56×3,74×3,76 м. Машина имела клиренс в 600 мм. Снаряжённая масса доходила до 46 т при допустимой массе груза в 36 т. Как говорят, на хорошей дороге «Тюмень» могла развивать до 15 км/ч.

Болотоход спроектировали всего за шесть месяцев, он прошёл все испытания и вышел в серию. Выпускать  «Тюмень» прекратили к середине 80-х годов, потому что она удовлетворила предназначенный ей спрос. Кстати, эти штуки ещё работают, и их иногда можно встретить.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.