«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
«Да ладно, быть не может», — переглядывались мы с коллегами, завернув из прохода от метро к площади перед выставочным центром «Крокус Экспо». Масштабы территории, занятой в этом году экспонентами, приятно поражали. Нет, конечно, до уровня того же 2014 года мероприятие не дотянуло, тогда производители и дилеры выставляли своё оборудование и технику на площади более 130 000 м2. А тут аж три выставки, объединённых на одной площадке, едва дотянули до сотни тысяч квадратов.
Но по сравнению с прошлыми несколькими мероприятиями под эгидой СТТ, размах впечатлял. Организаторы и сами явно не ожидали такого. В предвыставочный день заезда у стоек регистрации и на сервисной зоне ажиотаж был сравним с очередями перед открытием в 14:00 вино-водочного магазинов летом 1985 года. Особо сложно было китайцам, пытавшимся переговариваться на ломаном русском.
В павильонах кипела работа: участники с подрядчиками возводили стенды, завозили технику и оборудование, электрики возились с подключениями к щиткам. Пока шли по залам, в голове невольно всплывали флэшбеки, когда за счёт связей с немецкой «Мессе Мюнхен» добрую часть 13 зала отдавали под представительства германских участников. В этом году похожие сценарии разворачивались в отношении турецких и китайских компаний.
Собственно, именно техника из так называемых дружественных стран и составляла костяк всех трёх выставок. С неё и начнём наш обзор.
Аккуратно осваиваясь на российском рынке в прошлом году, многие китайские бренды уже ведут себя нагловато, диктуя свои условия как дилерам, так и конечным потребителям. А уж те, кто давно имеет свои представительства, вообще чувствуют себя вольготно. Например, стенд Sany по праву заслужил звание самого громкого на уличной экспозиции.
Очень уж активного наняли конферансье, на пару с ди-джеем, включающим на всю катушку музыку. Естественно, общаться посетителям ближайших стендов приходилось, пытаясь перекричать эту какафонию. А что, могут себе позволить, ведь почти все дилеры ушедших европейских и американских брендов переметнулись под флаги Sany.
«Если в 2022 году мы были открыты ко всем абсолютно партнёрам и смотрели, как каждая компания себя проявит, то в этом году делаем упор уже на качество наших дилеров. Мы оставляем только самые сильные и качественные компании. Да, их количество уменьшилось, но мы делаем упор на качество обслуживания.
Мы сильно выросли именно как представительство в плане сервисной поддержки наших дилеров и снабжения запчастями. Склад компонентов вырос более чем в 50 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На данный момент в России три крупных хаба запчастей: в Чите, Новосибирске и Москве.
Мы пригласили ведущих специалистов по работе с запчастями из Mercedes-Benz, John Deere и из других топовых компаний, которые ушли с российского рынка. Команда по запчастям насчитывает свыше 30 человек, поэтому ежедневно мы отгружаем большое количество деталей. У нас полностью решена проблема с дефицитом основных расходников.
По сервису также наша команда сильно выросла, сейчас общее количество сервисных инженеров в компании 40. В первую очередь они оказывают техническую поддержку нашим дилерам, так как прямые продажи с конечными клиентами мы не ведём. У каждого дилера от 40 до 60 филиалов, поэтому наши клиенты обслуживаются абсолютно во всех точках Российской Федерации», — сообщил генеральный директор ООО «Сани» (Sany) Вячеслав Лядов.
Именно за счёт опытных дилеров продажи экскаваторов Sany в России в 2022 году составили 2100 единиц, что равно 20% рынка. В планах на этот год — выйти на уровень 30%.
Но за внешней успешностью скрываются и проблемы. Той же Sany пришлось находить варианты выгрузки своей техники в переполненных портах Дальнего Востока. А XCMG после февральских событий 2022 года перестраивать годами отработанные конструкции экскаваторов-погрузчиков.
«Мы никогда не завозили на российский рынок технику, которую не сможем обслужить в ближайшие 2-3 года. Все наши экскаваторы-погрузчики были оснащены двигателями Deutz, мостами и коробками Carraro. Нужно было перевести технику на китайские комплектующие. Сейчас у нас линейка техники готова, два первых образца уже привезли с двигателями Yuchai, коробками и мостами XCMG.
По крайней мере, мы в этой технике будем на 100% уверены, что мы сможем её не просто обслужить, а обеспечить расходниками, запчастями на долгие годы. Нам не придётся краснеть перед клиентами», — заявил коммерческий директор компании «Сюйгун Ру» (дистрибьютор XCMG) Вадим Нечипоренко.
Подвинуть лидирующую пока Çukurova намерены и в «Русбизнесавто». На выставке компания знакомила желающих с моделью под брендом ACE с разновеликими колёсами и телескопической рукоятью обратной лопаты. Говорят, на заводе в Индии машину специально адаптировали к российским условиям эксплуатации. А осенью мультибрендовый дилер привезёт машину с равновеликими колёсами и функцией «крабового» хода.
На наш вопрос об альтернативе популярной модели от ушедшего JCB заместитель генерального директора по продажам ДСТ ООО «Компания СИМ-авто» (бренд «Русбизнесавто») Николай Семерин ответил, что уже стоит задача сделать машину, не уступающую по техническим характеристикам и эксплуатационным свойствам.
«Конечно, надо будет дорабатывать, но сделаем машину, которая не будет уступать. Может, она будет даже в чём-то и лучше, потому что наши клиенты дают регулярную обратную связь, в том числе по JCB, что там хорошо было, что плохо и как они хотели бы видеть у себя. Мы к клиентам прислушиваемся, получаем обратную связь и дорабатываем машины на заводах», — пояснил представитель компании.
Кроме того, «Русбизнесавто» разрабатывает экскаваторы-погрузчики под собственным брендом Bull. На рынке уже представлены две модели с равновеликими и разновеликими колёсами. Помимо этого, компания предлагает гусеничный и колёсный мини-погрузчики грузоподъёмностью 700 кг и ещё одну модель на колёсном ходу со способностью поднимать 1 тонну.
Из новых игроков в сегменте строительной техники мы отметили полноприводный колёсный экскаватор Hengte HT215W полной массой 21,45 т. Полноповоротная машина с 1-кубометровым ковшом способна доставать грунт с глубины 6,4 м. В моторном отсеке установлен хорошо знакомый отечественным механикам Cummins 6BTA5.9-C170-II.
«Jinan Hengte Machinery Co., Ltd. уже 33 года производит колёсные экскаваторы массой от 6 до 22 тонн. Многие наши конкуренты копировали свою продукцию с нашей техники. Мы используем оригинальные комплектующие мировых производителей и сами производим многие детали, в том числе и для других заводов как OEM-поставщик. Например, мы изготавливаем гидромоторы для XCMG, Shantui и т. д.», — пояснил представитель завода Jinan Hengte Machinery Co., Ltd по имени Эмиль.
Официальным дистрибьютором техники Hengte в России выступила группа компаний «СпецАзия», представляющих такие бренды, как HZM и LonKing. По словам сервисного инженера Павла Пятова, качество агрегатов и узлов, а также металлических конструкций у экскаваторов Hengte на высоте. Поэтому модельный ряд колёсных землеройных машин займёт достойное место в портфеле брендов. Тем более, что у ГК «СпецАзия» уже есть опыт плодотворного сотрудничества с производителями техники из Поднебесной по тонкой настройке моделей для российских условий эксплуатации.
Вообще, в этом году дистрибьюторы заводов из Поднебесной начали предлагать технику, которую конструкторам потребовалось доработать. Дело в том, что в Китае нет ограничений по ширине машин, а в России этот показатель не должен превышать 2,5 м для перевозки по дорогам общего пользования. Точнее, габариты могут быть и больше, но тогда придётся нести бремя дополнительных затрат на получение спецразрешений.
На стенде Sany гостей знакомили с новинкой, сделанной специально для России, — габаритным 22,6-тонным экскаватором SY225CNLC, чья ширина не превышает 2 540 мм. Модель укомплектовали двигателем Isuzu-4HK1-XDIAG-02-C3, гидравликой Kawasaki, ходовым редуктором собственного производства. Заявленная глубина копания составляет 6,45 м, а высота — 9,47 м.
Ещё одна габаритная машина от Sany относится к сегменту дорожно-строительной техники.
Это асфальтоукладчик SSP90C-8 с электроподогревом плиты и возможностью укладки смеси на ширину до 9,2 м толщиной 50 см. В базовой комплектации новинка идёт с системой нивелирования Moba.
Компания «ТракРесурс-Регион» презентовала фронтальный погрузчик LonKing CDM853N. Над моделью сначала трудились российские инженеры, проектируя уменьшение ширины машины. А на китайском заводе в течение полугода переделывали баки, лестницы, крепления зеркал и прочие выпирающие раньше части. Модель получила оптимизированный ковш объёмом 3 кубометра, при этом в сравнении со многими 5-тонными конкурентами рабочий орган обладает большими глубиной и высотой.
Представили и габаритную новинку в сегменте экскаваторов. 20-тонную модель специально разработали для российских условий эксплуатации. Отличительной особенностью стал мотор — здесь решили ставить 6-цилиндровый Cummins, в отличие от большинства китайских конкурентов, применяющих 4-цилиндровые Weichai.
«Этот двигатель работает на оптимальных оборотах с низким расходом топлива, обеспечивает достаточный запас прочности и срок службы. То есть там не проворачивает коренные подшипники коленвала, не повышается нагрузка на поршневую группу и т. д. К тому же по запчастям он доступный. Кроме того, экскаватор оснащён гидронасосами повышенной производительности.
Поскольку машина габаритная и должна работать быстро, поставлен сдвоенный тандемный насос собственного производства LonKing по 280 литров каждый. Обычно у конкурентов это 230-234-240 литров в минуту, то есть производительность значительно выше, за счёт этого и скорость работы в целом больше», — пояснил специалист по дорожно-строительной технике ООО «Тракресурс-Регион» Виктор Алексеев.
Не смогли мы пройти и мимо электрического контейнерного погрузчика XCMG XCS4531E3. Мощность этого ричтрака заявлена на уровне 300 кВт, что позволяет работать с 45-тонными грузами на высоте до 15,1 м.
Другой новинкой, которая оказалась под пристальным вниманием дорожников, стал ресайклер XCMG XLZ2303K с функцией стабилизации грунта. Модель рассчитана на фрезерование полотна шириной 2,3 м на глубину до 4,3 м. Для ровного среза каждое колесо оснащено отдельным гидроприводом, а роторный барабан — сменными резцами.
Примечательно, что на выставке под разными брендами из Поднебесной встречались идентичные машины. Например, экскаваторы-погрузчики с равновеликими колёсами, одинаковыми двигателями, трансмиссиями, гидравликой, интерьером кабины и органами управлениями стояли на стендах техники Zauberg, Borus, «Трансмехсервис» и Weichai.
Немало было перед «Крокус Экспо» и мини-экскаваторов. Хотя наибольший интерес к этому виду техники проявляют больше частные пользователи и арендные компании. В первом квартале 2023 года, как следует из отчёта агентства ID-Marketing, в Россию ввезли 1 250 единиц. Однако востребованность мини-землероек может снизиться из-за уравнения утилизационного сбора со старшими собратьями. То есть в цену «малыша» дилеру придётся заложить ещё 828 000 рублей.
Немногочисленным отечественным предприятиям было чем похвастать. Петербургский тракторный завод привёз колёсный бульдозер «Кировец К-708БКУ». По сути, это хорошо знакомый фронтальный погрузчик К-708УДМ с шарнирно-сочленённой рамой, только вместо погрузочного ковша установлен передний отвал. Представители завода именовали его карьерным. Управление рабочим органом реализовано через электрогидравлический привод через кнопки на подлокотнике сиденья оператора.
В остальном конструкция не претерпела изменений — в задней части ЯМЗ-238НД6-3 с 235 л. с., гидромеханическая коробка передач с электропневматическим переключением передач в двух режимах: транспортном (до 40 км/ч) и рабочем (до 12 км/ч).
«Тонар» выставил шарнирно-сочленённый самосвал Т-45 (официальный индекс 7508). Это более тяжёлая версия представленного ранее Т-35. Машина получила увеличенный до 26 кубометров кузов, собственные мосты и раздатку, отечественную гидравлику от «Гидрофорс» и «Гидроруль», китайские мотор и АКПП.
Автозавод «Урал» выставил семейство бескапотников. У трёхосного самосвала 6370 с колёсной формулой 6х6 модернизировали старую кабину от Iveco и сделали задний блок шин двускатным. На такой шаг конструкторы пошли по просьбам клиентов, не желающих платить за дорогую вездеходную резину при односкатной ошиновке. Под кабиной разместили китайский мотор Weichai мощностью 420 л. с. и 16-ступенчатую КПП Fast Gear. Ожидаемое импортозамещение хотя бы мостов не состоялось, инженеры поставили HanDe.
Из других интересных экспонатов на стенде «Урала» выделим 9-кубовый автобетоносмеситель от Koluman на шасси С35510. Привод барабана автономный. А на базе модели С34520 презентовали КМУ Palfinger и КДМ от завода дорожной техники «Регион 45». Последнюю снабдили передним скоростным отвалом с полиуретановым ножом, который позволяет работать, не сдирая разметку. Особенностью надстройки стало применение оборудования для розлива жидких реагентов с системой точного дозирования.
На своём стенде сотрудники завода «Регион 45» знакомили гостей с обновлённым автогудронатором «Гефест 2.0». Инженеры довели степень локализации до 97%. Изменили и цвет цистерны, вместо металлика ёмкость стала чёрной. Это избавляет конечного потребителя от необходимости оттирать капли вяжущего раствора с блестящей поверхности.
«В первую очередь машина отличается тем, что мы принципиально заменили систему обогрева. Раньше использовали внешний котёл, сейчас его спрятали внутри цистерны, при этом повысив коэффициент полезного действия. Что это значит? Это увеличенная скорость разогрева и экономия дизельного топлива.
Во-вторых, мы доработали эту машину дополнительным агрегатным отсеком, где расположили самое популярное у дорожников оборудование: дизельную электростанцию и компрессорную установку для подключения ручного инструмента. Плюс в этом же отсеке располагается вспомогательное оборудование — дорожные конусы, ломики, лопаты и всё необходимое в работе.
Также на гудронатор установили систему автоматического управления работой автогудронатора третьего поколения, и теперь давать команды можно не только с сенсорного пульта из кабины, но и помощью планшета, который подключается к центру управления по Wi-Fi связи.
Это прежде всего удобство эксплуатации оборудования, можно подготавливать машину, заканчивать смену не только из кабины водителя, а также и вне её. Также это возможность выполнять любые технологические операции. Например, водитель едет за рулём, а оператор установки может управлять ею дистанционно снаружи», — объяснил директор по корпоративному развитию ООО «Завод дорожной техники «Регион 45» Сергей Меньшиков.
Импортозамещённый прототип универсальной вездеходной машины «Силант» показывали на стенде Чебоксарского завода силовых агрегатов. Как пояснил генеральный директор предприятия Александр Дмитриев, этот аналог Mercedes-Benz Unimog хоть и показывали ранее, но всё время дорабатывали. А после прошлогодних событий вообще изменили часть узлов и агрегатов, так что машину ещё предстоит испытывать, получать ОТТС и т. д.
«Стоит минский двигатель, который производят в Ногинске в России, стоят мосты газовские, коробка МАЗ, это белорусский производитель, наши братья. Всё, по сути, российское, то есть мы стараемся идти по пути технологической независимости от всего импортного.
Крупные потребители: промышленные площадки, торговые сети — они ориентируются исключительно на стоимость владения, которая складывается из цены самой техники, из стоимости технического обслуживания, ремонта, остаточной стоимости и других параметров.
Если посчитать стоимость владения дешёвых китайских брендов и дорогих премиальных брендов, «Силант» находится в лучшем положении. Потому что импортозамещение привело к тому, что стоимость обслуживания и запасных частей ниже, чем у дорогих брендов, но при этом ресурс основных узлов очень высокий, практически на уровне с премиальной техникой.
Поэтому, когда крупные потребители смотрят на продукт, как его эксплуатируют в интенсивном движении по 22 часа в сутки, они смотрят в первую очередь не на цену изделия, а на стоимость владения этим изделием, возможность обслужить эту машину, купить запасные части и так далее», — рассказывал Александр Дмитриев.
К сожалению, такой оптимизм прослеживался по отношению не ко всей российской технике.
«С техникой для строительства дорог у нас не всё так хорошо, как хотелось бы. Асфальтоукладчик выпускает только одно предприятие, но с объёмом 5-10 машин в год при заводских мощностях 50 машин. А рынок составляет 800. Поэтому мы кругом видим Volvo, либо Caterpillar, и китайцы ещё остались. Я думаю, асфальтоукладчик ГКМП очень сложно будет увидеть на дорогах.
Катки дорожные два завода всего в России выпускают, оба они в Рыбинске находятся. И то же самое, мы даже 50% рынка этими двумя заводами закрыть не можем, не говоря о качестве. Асфальтобетонные заводы тоже два предприятия в России делают, и опять вопрос соотношения цены и качества. И на фоне введения санкций все говорили о том, что это лучшее время сделать рывок вперёд для отечественных производителей.
А где они возьмут запчасти? Мы научились относительно неплохо производить технику с использованием большого количества импортных деталей. Гидравлика была европейская, осталось ещё немного итальянской, все перешли на Китай. Микроэлектроники у нас нет. Да, сейчас идут гигантские дотации на эту отрасль, чтобы что-то появилось своё, но для этого нужно время.
Вы можете пройти здесь по выставке, гидравлики очень много, но она вся турецкая и китайская. Если вы найдёте стенд отечественного производителя и спросите, из чего его гидравлика сделана, то окажется, что половина комплектующих — это либо Китай, либо та же самая европейская Binotto. То есть, с нуля гидравлику свою сделать мы не можем практически. Есть отдельные узлы, но это точечно», — заявил генеральный директор СРО «Спецавтопром» Денис Кудрявцев.
Завод дорожной техники «Регион 45» спроектировал КДМ на шасси самосвала Sany.
«Мы изготовили КДМ на базе китайского самосвала Sany с кузовом на 20 кубометров. Основной принцип завода — быстрое реагирование на запросы рынка. Мы очень оперативно отработали с заводом Sany всю документацию, изготовили машину, эффективную в эксплуатации на российских дорогах. Комплектация отличается от классической КДМ. В первую очередь это бункер для распределения сыпучих противогололёдных материалов.
Этот бункер идёт с антикоррозийным покрытием методом горячего цинкования. В отличие от обычной ёмкости, реагенты здесь не съедают металл. Плюс на этой машине стоит отвал комбинированного типа, он позволяет работать как в обычном патрульном режиме при городской снегоуборке, так и в режиме удаления шуги, наледи, он укомплектован выкидным металлическим ножом», — рассказал Сергей Меньшиков.
Он пояснил, что завод не просто изготовил дорожную машину в партнёрстве с китайским производителем, но уже получено ОТТС на КДМ Shacman и FAW. По большому счёту, проблем с застройкой китайских шасси у завода нет, ведь всё навесное оборудование спроектировано так, чтобы иметь возможность собирать технику, как конструктор, вне зависимости от производителя шасси.
«Техинком» в этом году предстал перед публикой в образе дистрибьютора южнокорейской Hangil Special Vehicle Co., Ltd. Компании сотрудничают уже несколько лет, но так масштабно отечественный дилер преподнёс партнёрство впервые. На стенде презентовали две машины. Для тросовой КМУ Hangil HGC 1235 с высотой подъёма стрелы до 23,5 м это был премьерный показ. На максимальном вылете в 20,7 м установка способна удерживать чуть больше тонны груза, на минимальном — все 12 тонн. КМУ смонтировали на базе КамАЗ-6520.
Второй кран-манипулятор HGC 976 превратили в установку «3 в 1». Помимо основной функции, оборудование может проводить работы по бурению и подъёму людей в «люльке».
На стенде ООО «РусМан» выставили южнокорейский автогидроподъёмник Horyong SKY450 SF грузоподъёмностью 400 кг и длиной стрелы 45 м. Надстройка выполнена из шведской стали SSAB Strenx с применением гидравлики от Sunfub и Danfoss, клапанами от японской Keiki Tokyo и РВД от Parlker. Установку смонтировали на внедорожное шасси КамАЗ-43118.
Не обошлось и без китайских надстроек. Подмосковное ООО «ПроСтройТех» выставило линейку автобетононасосов Zoomlion на шасси МАЗ 4х2, 6х4 и 8х4. Установки могут подавать раствор на высоту от 24 до 43 метров. Но наибольшей популярностью на стенде пользовалась модель K63X-7RZ, смонтированная на МЗКТ-750007-010 (10х4). Именно её признали «Автобетононасосом года» в прошедшем на выставке конкурсе «Инновации в строительной технике в России 2023».
Российские дилеры не устают находить новых партнёров по всему миру. Желание зарабатывать, компенсируя уход европейской и американской техники, при этом не становясь энным представителем китайских заводов, — достойно уважения. По такому пути, к примеру, пошла компания «НАК Машинери», став дистрибьютором индийского производителя Bull Machines PVT. LTD. Видимо, чтобы не путали технику с предлагаемой «Русбизнесавто», экскаваторы-погрузчики в России идут под торговой маркой Rigor.
Мы обратили внимание на модель HD100 грузоподъёмностью 3,1 т с разновеликими колёсами. Компания предлагает две вариации машины: с трансмиссиями Carraro Synchro-Shuttle или ZF Power Shift. В остальном характеристики не отличаются: полный привод, ковш обратной лопаты объёмом 0,27 м3 вгрызается на максимальную глубину 5,6 м, а горизонтальный вылет составляет 6,6 м, стандартный передний ковш вмещает 1,1 кубометр. Под капотом размещён 101-сильный Perkins 1104D-44TA, гидравлический насос создаёт давление в 230 бар.
Линейку техники под собственным брендом TMS представило и ООО «Трансмехсервис». Экскаваторы-погрузчики, бульдозеры и мини-погрузчики производят в Китае, правда, в компании уверяют, что совсем скоро перенесут сборку на территорию России. Мы же отметили, что внешний вид и характеристики машин идентичны некоторым машинам, поставляемым из Поднебесной под разными брендами.
Под новым для нас, но не для рынка, брендом Baumech новосибирская компания с одноимённым названием представляла модели мини-техники. Например, колёсный мини-погрузчик ML02 грузоподъёмностью до 400 кг и высотой подъёма стрелы до 2,1 м. Оснащён китайским одноцилиндровым бензиновым двигателем Zongshen на 14 л. с., гидромоторами на каждом из колёс, гидростатической трансмиссией и трёхконтурной гидросистемой. Сталь наша — российская. Машина может работать с гидромолотом, щёткой, планировочным отвалом.
Показывали на стенде и гусеничный мини-думпер GT1000, способный выполнять функции и мини-погрузчика. Номинальная грузоподъёмность заявлена на уровне тонны. Техническая начинка такая же, как у ML02, равно как и способность работать с различными «навесками». К слову, разработчики обещают дополнить список подключаемого оборудования ещё 50 видами в ближайшее время.
Встретили мы на выставке и аналоги экскаваторов Develon, ранее известной как Doosan. Дистрибьютором техники под брендом Dooxin выступило ООО «Евразийский деловой совет». Компания предлагает 11 моделей в разной весовой категории, причём по цене намного ниже корейских машин. Цветовая гамма и даже шрифт обозначения моделей скопированы полностью.
Еще больше репортажей читайте в нашем спецпроекте EXPO CTT 2023
Текст: Артём Щетников. Фото: Анастасия Иванова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: