Легендарный ЗИЛ – 29060 (29061)

Своим появлениемЗИЛ-29060 обязан гонке освоения космоса, когда регулярные полёты советских астронавтов в разы подняли престиж страны в глазах мировой общественности.

В Союзе нуждались в специализированном поисково-эвакуационном комплексе для оперативного обнаружения и транспортировки на базу приземлявшихся звёздных пилотов, которым и стал уникальный по тем меркам «Синяя птица». В 70-е над этим проектом трудились конструкторы СКБ ЗИЛ.

В состав этого вооружения вошли 3 вездехода с колёсной формулой 6х6 ЗИЛ-4906 в грузовом и пассажирском исполнении, а также шнекороторная машина в модификации снегоболотоход — ЗИЛ-29060.

Техническая комплектация и характеристики

Полная масса: 2000 кг
Двигатель: ВАЗ
Максимальная скорость движения на дороге: 65 км/ч
Максимальная скорость движения на воде: 16 км/ч
Максимальная скорость движения на болоте: 20 км/ч
Максимальная скорость движения на снегу: 45 км/ч

Если говорить о технических особенностях снегоболотохода, то он сильно отличается от своих компаньонов не только внешне, но и «начинкой».

Во-первых, его габариты были менее впечатляющие: длина — 4900 мм, ширина — 2400 мм и высота — 2200 мм. А во-вторых, его движитель в отличие от колёсных собратьев был роторно-винтовым. Поэтому он как раз и размещался на борту одного из грузовых соплеменников.

Его услугами пользовались на территориях, где проходимость другой вездеходной техники сводилась к нулю. Благодаря своей маневренности ЗИЛ-29060, как «стальная амфибия», прекрасно себя чувствовал и на заснеженном покрове, и в болотной трясине, и на воде.

Выгрузка шнекохода ЗИЛ-29061
Фото: commons.wikimedia.org, автор: Алексей Китаев

Создатели продумали эргономику машины — для корпуса и движителей использовали алюминиевый сплав, а для кабины и бортов применили углепластик.

Тяговую мощь снегоболотоходу обеспечили два 77-сильных двигателя ВАЗ. И хотя внешне он отдалённо напоминает катер своеобразной архитектуры, ему удалось сталь легендарным изобретением, чья преемственность продолжается до сегодняшнего дня. 

Правда, популяция таких транспортных средств заметно помельчала. По слухам, на балансе Минобороны находится менее десятка единиц. Всего же таких машин выпустили лимитированной парией в 20 штук.

Из истории разработки

Инженерно-конструкторские изыскания в области создания технического квартета с повышенной проходимостью начались ещё в 1969 году. Буквально за три года «Синяя птица» в меньшем составе воплотилась из чертежей в металл.

Позднее отдельные товарищи успели пережить и вторичное перерождение. Тогда-то и появился третий вездеход на колёсах, в котором вместо ложемента под СА и крановой установки, установили кузов-салон для пассажиров.

Рисунок ЗИЛ-29061
Фото: Cardesign.ru

Кстати, снегоболотоход ЗИЛ-29061, именуемый согласно паспорту, шнекоход ПЭМ-3 планомерно выпускали с 1980 по 1991 год.

Он стал детищем главного конструктора В. А. Грачева, который инициировал замену колёсного и гусеничного движителя на роторно-шнековую систему: алюминиевый стержень с навитым на него спиральным ребром, внешне напоминающим винт мясорубки.

К сожалению, модифицированная «пэмка» самостоятельно не могла курсировать по асфальту, но зато проходимость машины была почти идеальной в труднодоступных районах.

Первые испытания ЗИЛ-29061

Боевое крещение со своей командойЗИЛ-2906 прошёл на заснеженных просторах Рыбинска в марте 1976-го. Тогда машина преодолела с 700-миллиметровой толщей снега косогоры и преграды в виде 24-градусных подъёмов и спусков.

Уже в апреле шнекоход презентовали экипажу космонавтов. Только в этот раз техника доказывала свою маневренность и жизнеспособность на скованном льдом озере.

ЗИЛ-2906 без проблем крошил ледяную толщу и прокладывал курс. Тогда и А. Леонов не остался безучастным к испытаниям, и сделал несколько кругов на борту легендарного вездехода.

С июня по июль этого же года ЗИЛ-2906 и его 490-е компаньоны осваивали южные земли на подмостках г. Кагана. Шнекоход в условиях знойного климата — когда температура достигала отметки в +50°С нарабатывал моточасы (230) рассекая солёные воды озера Дингызкуль.

А также пробивался сквозь 5-метровые прибрежные тростниковые заросли, зыбучие пески, 4-метровые барханы и солончаки.

Конечно, без огрехов не обошлось: машина, загруженная до зубов, то зарывалась носовой частью в воду при повороте, то наматывала тростник на опоры бортовой передачи.

В дальнейшем конструкторы доработали технику и в 1979 году своего предшественника сменил модифицированный шнекоход ЗИЛ-29061.

И хотя сегодня эти уникальные ЗИЛы находятся на балансе Вооруженных сил страны, они больше томятся в ангарах и выезжают лишь на учения.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

23.01.2020

40-тонный автокран-подъёмник «Челябинец» «Серия Плюс»

Всё чаще строительные организации стремятся к функциональности грузоподъёмных машин. ...

JAC N80 14.08.2019

Особенности JAC N80

JAC N80 относится к среднетоннажным автомобилям. Его полная масса составляет 7950 кг, а ...

SHEHWA SD7N 31.01.2019

Бульдозер SHEHWA SD7N

Бульдозер SHEHWA SD7N можно охарактеризовать как одну из популярных в строительной ...

ДЭК-1001 10.10.2018

Дизель-электрический гусеничный кран ДЭК-1001

Дизель-электрический ДЭК-1001 — кран на гусеничном ходу с грузоподъёмностью 100 тонн, ...

Полуприцеп Front 05.09.2018

Полуприцеп Front с отстёгивающимся периметральным гусаком

Модель Front с периметральным гусаком позволяет экономить длину автопоезда. И при ...

01.10.2017

Автогрейдеры John Deere: изменения к лучшему

Компания John Deere всегда прислушивается к мнениям своих заказчиков и на основании этого ...