Электрический КАМАЗ: новинки и не только - iGrader.ru
Электрический КАМАЗ: новинки и не только Фото: пресс-служба «Камаз»

Электрический КАМАЗ: новинки и не только

В следующем году «КАМАЗ» пообещал представить публике новое поколение своих электрических автобусов, а в этом — вдвое увеличил производство модели 6282, полным ходом тестируемой в разных регионах России.

Разбираемся в том, откуда взялись электобусы и что «КАМАЗ» планирует с ними делать.

История появления электрического автобуса

Принято считать, что самый первый электрический автобус увидел свет в 1900 году. Его продемонстрировали широкой публике в Париже во время Всемирной выставке, посвящённой началу нового столетия.

В эту эпоху именно электроавтомобили считались самым современным и одновременно самым перспективным видом транспорта, поэтому нет ничего удивительного в том, что идею автобуса на электрическом двигателе взяла на вооружение вся Европа. Уже в 1907 году в британском Лондоне открыли целый маршрут с регулярным движением электроавтобусов.

А вот в России ситуация развивалась иначе. Первооткрывателем здесь стал Ипполит Романов, в 1901 году продемонстрировавший петербургским чиновникам электрический омнибус для перевозки 15 человек. Но, к сожалению, ни государственной, ни частной поддержки новая техника не получила, и потому проект на какое-то время оказался забытым…

Читайте также: Общественный извозчик. Пассажирский транспорт 1899-1941 гг. (часть 1).

Дальнейшие годы оказались печальными для электробусов во всём мире. После кратковременного бума они уступили место автомобилям с бензиновым двигателям: стремительно развиваясь, те с каждым годом становились всё доступнее и вскоре догнали и перегнали своих электрических собратьев по таким показателям, как популярность и эффективность.

В середине ХХ века экологичность, которой характеризуются электрические виды транспорта, ещё не была важным фактором при выборе автомобиля. Понимание необходимости внимательно относиться к окружающей среде и заботиться о сохранении нашей планеты пришло к человечеству чуть позже…

И всё это время, несмотря ни на что, конструкторы не оставляли идеи создать электроавтобус, который станет легендой!

В 1970 году появился электробус компании MAN, через два года заработавший себе отличную репутацию во время работы на Олимпийских играх в Мюнхене, где занимался транспортировкой спортсменов. Продолжали создавать свои версии электрических автобусов другие производители из самых разных стран мира.

Но получать настоящую популярность и делать ощутимый вклад в мировой автобусный рынок электроавтобусы начали только во второй декаде ХХI века.

Читайте также: Электробус на карте мира. География распространения электротранспорта с 2017 по 2019 гг.

Так, в 2017 году во всём мире насчитывалось около 3 миллионов городских автобусов, причём 385 тысяч из них были электрическими. Через год количество электробусов на планете составило уже 425 тысяч, и бо́льшая часть (421 тысяча, если точнее) пришлась на Китай.

За Азией потянулась Европа: ещё в 2015 году здесь насчитывалось ровно лишь 115 электрических автобусов, но уже через четыре года этот показатель перевалил за полторы тысячи и составил 1687 единиц.

По прогнозам консалтинговой компании Bloomberg New Energy Finance, к 2030 году электроавтобусы могут занять уже 70% европейского рынка. Другая консалтинговая компания, Chatrou — CME Solutions,  заявила, что только за три квартала 2020 года в Западной Европе зарегистрировали более 1047 электробусов полной массой свыше 8 тонн и ещё 792 запланировали к продаже.

При этом наибольшее внимание к электробусам демонстрируют Великобритания, Германия, Нидерланды, Польша, Франция и Российская Федерация: совокупно на 6 государств приходится больше половины от всех продаж в регионе.

По количеству электробусов первое место среди городов Европы занимает Москва. Ещё в 2018 году российская столица выпустила на линию свой юбилейный сотый электробус. Примерно тот же период в Москве запустили первый маршрут электробусов КАМАЗ: модель 6282 начала курсировать в сентябре, и можно сказать, что с этого момента началась история электробусов КАМАЗ такими, какими мы их знаем сейчас.

Свои первые электрические автобусы «КАМАЗ» представил ещё в 2015 году, но они очень отличаются от современных.

В настоящий момент в линейке автомобилей, выпускаемых Камским автомобильным заводом, присутствуют два электробуса: стандартный и особой вместимости.

Электробус "Камаз"
Фото: пресс-служба «Камаз»

Электробусы КАМАЗ сегодня

Как уже было сказано, первый электрический автобус КАМАЗ-8282 был выпущен на маршрут в сентябре 2018 года в Москве.

Для завода эта модель стала одной из приоритетных, и три года спустя модель электробусов продолжает оставаться в строю: совсем недавно её протестировал президент Республики Татарстан, проехавшийся на КАМАЗе-6282 по Набережным Челнам.

Тестовая модель электробуса КАМАЗ функционировала и в Казани: там, по данным «Метроэлектротранса», за 3 месяца эксплуатации электрическому автобусу удалось перевезти больше 38 тысяч человек, преодолев в общей сложности около 14,5 тысяч километров и получив свыше 1000 положительных отзывов от пассажиров. Что интересно, оставлять отзывы пассажиры могли сразу во время поездки: соответствующий QR-код и номер телефона для связи были размещены прямо в салоне.

Собранный с использованием литий-титанатных аккумуляторных батарей, электробус заряжается за 10-20 минут, причём, по словам производителей, способен это делать в любую погоду от -40 до +40 °С. Зарядки хватает на 70 километров хода, а максимальная скорость, которую может развивать КАМАЗ-6282, составляет 75 км/ч.

От привычных автобусов электробус КАМАЗ отличается не только наличием батарей и необходимостью время от времени подзаряжаться, будто современный смартфон. Его салон тоже «оцифрован» по максимуму: здесь есть и Wi-Fi, и разъёмы для зарядки мобильных устройств, и электронные системы информирования с маршрутоуказателями и табло, а также видеокамеры и системы навигации в городе.

Соответствует современным стандартам и доступность электробуса для маломобильной категории граждан. КАМАЗ-6282 относится к низкопольным автобусам, то есть в него удобно заходить даже с тростями, сумками или детской коляской, равно как и заезжать на кресле-коляске. Для стоящих пассажиров предусмотрены дополнительные опоры.

Электробус КАМАЗ-6282 рассчитан на максимальную заполняемость в 85 пассажиров, при этом количество мест для сидения в нём может варьироваться от 33 до 35.

Большей вместительностью при сохранении всех электронных «удобств» обладает новый сочленённый электробус КАМАЗ — модель 6292.

Этот «гармошечный» электробус разработали в начале 2021 года и уже в августе отправили на тестирование в Москву.

Увеличенная до 18,7 метров длина позволяет КАМАЗу-6292 вместить 135 пассажиров, причём 48 из них смогут ехать сидя, а 4 места предназначены для маломобильных граждан.

Кроме вместимости, электробусы КАМАЗ отличаются друг от друга по типу используемых батарей: в сочленённой версии задействованы литий-никель-марганец-кобальтовые. Они помогут новой модели дольше держать ход — до 90 км этот электробус сможет пройти без зарядки.

Серийное производство модели 6292 планируют запустить в 2022 году. Однако это не значит, что КАМАЗ-6282 будет уходить в тень. Для городской среды востребованы и более вместительные, и более манёвренные версии электробусов.

Производство стандартной версии электрического автобуса КАМАЗ вышло на новую степень, когда к нему приступил Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод, находящийся в Москве. В июне завод выпустил первую партию, которая практически сразу вышла на один из столичных маршрутов. Ранее электробусы КАМАЗ производили только на Нефтекамском заводе в Башкортостане. Итогом совместной работы двух заводов станет увеличение количества курсирующих по улицам Москвы электробусов на 350 единиц. Общее количество электробусов в столице таким образом составит 750.

Электробус "Камаз"
Фото: kamaz.ru

За электробусом будущее?

По подсчётам «Метроэлектротранса», по сравнению с троллейбусом электробус экономит больше 57 тысяч рублей в месяц, а за 12-летнюю эксплуатацию способен сэкономить более 8 миллионов.

Замена одного дизельного автобуса на один электрический, по словам представителей ПАО «КАМАЗ», уменьшает выбросы углекислого газа на более чем 60 тонн в год. Уже за 2021 год с помощью активного вывода электробусов на маршруты можно сократить количество выбросов на 60,2 тысячи тонн, а в 2022 году довести этот показатель до 87,5 тысяч.

Но это в будущем, а в настоящем инженеры «КАМАЗ» проектируют новый, 9-метровый электроавтобус, пока покоривший Казань электробус КАМАЗ-6282 отправляется на пробы в Белгородскую область. В Казани он оставляет после себя немало работы по дальнейшей электрификации транспортной сети, и это не пустые слова, ведь развитие необходимой инфраструктуры требует отдельного внимания. Недостаточно просто закупить электробусы: для того чтобы «всё заработало», нужно ещё и установить зарядные станции, а кроме того, обучить водителей. Впрочем, при должной поддержке от государства всё это решаемо.

Переход к эксплуатации в регионах важен для «КАМАЗа», ведь несмотря на то, что продукция завода занимает около 80% отечественного рынка электрических автобусов, основным потребителем всё ещё остаётся Москва.

Ситуация имеет все шансы измениться.

Так, в сентябре руководство ПАО «КАМАЗ» и глава Республики Башкортостан Радий Хабиров решили, что ещё один электрический автобус от «КАМАЗа» поедет на тестовую эксплуатацию в Уфу.

Проявляют интерес к продукции завода и представители других регионов, однако, скорее всего, идея электрического общественного транспорта окажется жизнеспособной не везде. Во всяком случае, до тех пор, пока нижним температурным пределом его функционирования будет оставаться -40 °С, ведь в той же Сибири бывает и холоднее.

На прошедшем недавно форуме «Общественный транспорт-2021» директор по пассажирскому транспорту компании «КАМАЗ» анонсировал появление в 2022 году электробуса нового поколения.

Новый электробус КАМАЗ будет представлять всё тот же класс больших низкопольных автобусов, предназначенных для города, однако увеличит запас хода до 100 километров.

Уже сделан и следующий шаг — анонсирован и даже продемонстрирован публике первый водородный автобус. «КАМАЗ» представил его в сентябре 2021 года на выставке Comtrans.

Опытный образец весит около 19 тонн и может вмещать до 80 пассажиров, а главным его преимуществом по сравнению с электрическими автобусами является «долгоиграющий» заряд. Одной зарядки водородному автобусу хватит на 250 километров — это почти в три раза больше!

Испытания новой модели продлятся до 2023 года, а серийное производство планируется осуществлять в Сокольниках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: