Longread_adv
Правительство продолжает закручивать гайки в отношении импортных производителей спецтехники. Резко выросшие для россиян в цене из-за нестабильного курса валют европейские машины скоро могут стать ещё недоступнее. Министерство промышленности и торговли РФ завершило обсуждение проекта постановления о повышении утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы к ним.
Естественно, документ прошёл антикоррупционную проверку и получил одобрение со стороны общественности. Насчёт последнего, правда, есть сомнения. В пользу повышения утильсбора могли высказаться разве что российские производители, да сами чиновники.
Ну просто включим логику: вы – владелец компании, которой нужно приобретать экскаваторы, бульдозеры, грейдеры, самосвалы, комбайны и прочие виды машин. И понимаете, что качественная техника уменьшит время простоев на ремонты и будет работать 24/7. Но как любой бизнесмен, переплачивать просто так вы смысла не видите. А вам говорят: мы тут повысим утильсбор в 2 раза, так что готовьтесь платить за технику дороже. Вы будете рады?
ДСТ
Нет, конечно же, давайте оперировать фактами. Рассмотрим проект нормативного документа. К слову, в последний раз в России поднимали утильсбор на спецтехнику в 2018 году. Для новых автогрейдеров с двигателями мощностью до 100 л. с. коэффициент расчёта размера утилизационного сбора (КУС) будет равен 7, а для ввозимых к нам из других стран моделей старше 3 лет – уже 42. При базовой ставке в 172 500 рублей утильсбор составит 1 207 500 рублей для новых и 7 245 000 рублей для подержанных машин.
В стоимость новых более мощных грейдеров с силовой установкой до 140 л. с. заложат утильсбор в размере 1 242 000 рублей. К цене ввозимых из других стран на вторичный рынок в возрасте от 3 лет добавят 7 452 000 рублей.
Коэффициент утильсбора для новых грейдеров мощностью от 140 до 200 л. с. заявлен на уровне 12,8, а для подержанных – 76,8. Для самых мощных с моторами от 200 л. с. этот показатель равен 23,2 и 139,2 соответственно.
А между тем, когда мы предлагали вам выбрать лучший автогрейдер, наши партнёры из агентства ID-Marketing рассказывали, что иностранные модели пользуются у нас большим спросом. Целых 17 заводов постоянно везут сюда свою продукцию.
По бульдозерам примерно такая же картина, но с другими цифрами. Итак, новые машины с двигателями до 100 л. с. получат коэффициент 7, до 200 л. с. – 16, до 300 л. с. – 24, до 400 л. с. – 33 и свыше 400 л. с. – 37,5. Для этих же моделей старше 3 лет установят коэффициенты – 42 для машин с ДВС до 100 л. с., 96 – до 200 л. с., 144 – до 300 л. с., 198 – до 400 л. с. и 225 – свыше 400 л. с. Что мы имеем? Например, популярная модель Shantui SD16 обладает мотором на 178 л. с., что вносит в стоимость новой машины 2 760 000 рублей, а в цену трёхлетней – 16 560 000 рублей.
Изменения коснулись и дорожных катков. Коэффициенты для новых машин с ДВС мощностью до 40 л. с. установят в размере 3,2, до 80 л. с. – 6 и свыше 80 л. с. – 8. Для б/у катков с силовыми установками до 40 л. с. коэффициент равен 19,2, до 80 л. с. – 36 и свыше 80 л. с. – 48. К слову, в этом сегменте импортная продукция превалирует над отечественной.
Собственно, как и среди экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, где коэффициент на новые модели с моторами до 65 л. с. тоже установят на уровне 4, а на трёхлетние и старше – 24. На новые «землеройки» до 160 л. с. – 11,6 и их подержанные версии – 69,6. Новые машины с ДВС до 250 л. с. получат коэффициент 16,2, а б/у – 97,2. И на самые мощные – свыше 250 л. с. – установят КУС 18,6 на новые и 111,6 на подержанные.
Повышение утильсбора коснётся и других видов дорожно-строительной техники.
Сельскохозяйственная и лесная техника
На новые колёсные тракторы с мощностью силовой установки не менее 5,6 л. с. и менее 31 л. с. коэффициент остался прежним – 0,4. Но с учётом возросшей базовой ставки ввоз импортных моделей автоматически станет дороже. А на технику старше трёх лет КУС подняли до 2,4.
Увеличат и коэффициент по остальным модификациям тракторов с более мощными моторами от 1,2 до 23,2. Ладно, допустим, МТЗ попытается увеличить мощности в Татарстане, но слабо верится. Основную массу тракторов везут из Беларуси, и чуть меньше приходится на импорт разных моделей из других стран.
С гусеничными тракторами ситуация ещё хуже. Мало того, что спрос на них в последние 6 лет стабильно снижается, так ещё и стоить они будут дороже. На новые модели с двигателями до 101 л. с. коэффициент станет равен 7, до 201 л. с. – 16, а ещё мощнее – 24. На «гусянки» в возрасте от 3 лет установят коэффициенты 42, 96 и 144 соответственно.
Намного дороже станет ввозить в Россию комбайны. Новым зерноуборочникам сделают коэффициенты от 5,8 за модели с моторами от 161 л. с. до 24,3 за модели мощнее 401 л. с. Импортные силосоуборочные машины тоже станут финансов недоступными многим аграриям.
Коммерческий транспорт
«Вангуем» и снижение доли продаж грузовых шасси и полуприцепов. Базовую ставку на них увеличат до 187 500 рублей. Но если сегмент грузовиков затронет только это изменение, то полуприцепы с допустимой массой свыше 10 тонн получат коэффициент 3,2 на новые модели, а на машины старше трёх лет – 39,6.
В пояснительной записке Минпромторг напоминает, что утилизационный сбор служит для «обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колёсных транспортных средств». Правда, какая связь между утилизацией в названии оброка и экологией – в пояснительной записке не указано.
Кому это нужно?
А теперь давайте вдумаемся. По оценке Торгово-промышленной палаты России, отечественные производители дорожно-строительной техники закрывают не более 15% от спроса. Хотя в пояснительной записке Минпромторга сказано, что российские заводы загружены на 50%. Там же говорится, что предприятия оборонно-промышленного комплекса собираются начать выпуск тракторов, бульдозеров, землеройной техники, дробильно-сортировочных комплексов. Но все же понимают, что по некоторым видам техники у российских производителей попросту нет возможности быстро спроектировать модели «с нуля» и наладить массовый выпуск.
Так в чьих интересах действует Минпромторг РФ? Мы подозреваем (но это не точно), что тут не обошлось без вмешательства Торгово-промышленной палаты, с коей министерство очень тесно сотрудничает. А конкретнее, председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константина Бабкина. Он же – президент ассоциации «Росспецмаш», в которую входят отечественные производители техники. На протяжении последних лет г-н Бабкин лоббирует заградительные меры для иностранных конкурентов.
К слову, в заявлении ассоциации от 25 января 2021 года недвусмысленно сказано, что рост ставок утильсбора приведёт к дополнительному финансированию программ господдержки потребителей спецтехники. Мол, бюджет получит больше денег, которые можно будет направить на льготный лизинг. Только вот в том же заявлении говорится, что российские заводы столкнулись в 2020 году с нехваткой импортных компонентов, а также с увеличением их стоимости. А так как пока ещё ни одна российская модель техники не обходится без иностранных комплектующих, то явно вырастет и конечная стоимость.
В итоге, на рынке может сложиться ситуация, когда потребитель будет платить за российскую технику почти столько же, сколько ещё год назад стоила импортная. Но и многие машины с ярлыком «Сделано в России» клиент может ждать по несколько месяцев, пока заводы смогут удовлетворить спрос.
Если с автокранами «Галичанин», «Клинцы», «Ивановец», бульдозерами «ЧЕТРА» или «ЧТЗ», комбайнами «Ростсельмаш» и тракторами «Кировец» проблем с наличием у дилеров пока нет, то тех же телескопических погрузчиков, дорожных катков, экскаваторов-погрузчиков или фронтальных погрузчиков на потребности рынка не хватит.
Поэтому здесь видится совсем другая перспектива – большинство потребителей, голосуя рублём, попросту будут чинить старые машины, пока могут, и покупать б/у оборудование внутри России.
Мнения
Повышение ставок утильсбора и коэффициентов вовсе не приведёт к помощи производителей техники, считает депутат Государственной Думы Сергей Миронов. Он говорит, что в прошлом году за счёт утильсбора в бюджет планировали собрать больше 400 миллиардов, ставку подняли на 110%, при этом поддержка автопрома составила 45,5 млрд рублей.
В этом году ставку предлагают увеличить «всего» на четверть, однако господдержка отрасли не вырастет, а упадёт в 2,5 раза – до 17,5 миллиардов рублей! Выходит, государство всё больше забирает за счёт утилизационного «налога» и всё меньше отдает обратно. Подобная арифметика провоцирует рост цен на автомобили – ничем не обоснованный и не компенсированный, уверен парламентарий.
В Hitachi Construction Machinery Eurasia прогнозируют рост цен на дорожно-строительную технику в пределах 15-20% из-за повышения утилизационного сбора. Как следствие, это вызовет падение рынка спецтехники, а также будет способствовать увеличению себестоимости проектов, в том числе национальных, в которых применяются эти машины.
«На сегодняшний день доля рынка техники нероссийского изготовления (импортированные машины и выпущенные в РФ на производстве, не отвечающем критериям локализации), которая подлежит обложению утильсбором без возможности его компенсации за счёт госсубсидий, составляет, по нашим оценкам, от 80 до 90%.
Таким образом, рост цен на спецтехнику неизбежен, а идея увеличения ставки утилизационного сбора в условиях пандемии, вызванной короновирусной инфекцией, и отсутствия экономического роста вряд ли может являться обоснованной», – делится руководитель группы по планированию и управлению продажами Hitachi Construction Machinery Eurasia Максим Быковский.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, объём продаж дорожно-строительной техники за 3 квартала 2020 года уже снизился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. И повышение ставок и коэффициентов утильсбора никак не поспособствует росту рынка.
«Например, утильсбор на экскаваторы-погрузчики, который сейчас составляет 690 000 рублей, может увеличиться до 2,001 млн рублей. Очевидно, что это существенный рост. Какое-то время спрос можно будет закрывать импортированной до повышения техникой, но, когда склады опустеют, велика вероятность стагнации рынка. В дальнейшем потребители адаптируются к новым ценам, как это случалось в прошлые годы, однако сложно сказать, как быстро это произойдёт, поскольку до 2021-го мы не сталкивались с таким существенным ростом ставок.
Повышение утильсбора негативно скажется и на конкуренции на рынке спецтехники: качество и надёжность продукции российских производителей оставляет желать лучшего, но в некоторых случаях клиенты будут вынуждены покупать отечественные машины из-за разницы в цене, вопреки своим желаниям выбирая не лучшую технику для бизнеса», — считает региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Пётр Плаунов.
p. s.
От редакции: мы ни в коем случае не выступаем ни на чьей стороне в вопросе производства техники. «Грейдер» – за здоровую конкуренцию, а выбор всегда за потребителем, которых мы, кстати, просим высказать своё мнение по поводу увеличения утильсбора в комментариях
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: