Ой, морозь, морозь. Рынок холодильных установок для фургонов и полуприцепов

Продуктовые и аптечные ритейлеры даже в кризис остаются верными партнёрами и клиентами производителей изотермических фургонов и рефрижераторов. Ведь кушать и принимать лекарства люди не перестают. Рассмотрим рынок холодильных установок для фургонов и полуприцепов.

Холодильник рефрижератору — рознь

Все мы чуть ли не ежедневно видим на улицах развозные машины.
По большей части, это изотермические фургоны, которые используют на короткие расстояния. А вот торты, замороженные рыбу и мясо, овощи и фрукты, цветы, некоторые медикаменты и молочную продукцию серьёзные заказчики предпочитают отправлять в фургонах и полуприцепах, оснащённых холодильными установками (ХОУ). Особенно, когда дело касается дальних расстояний.

«Несмотря на всем знакомое понимание холодильника, конструктивно морозильные установки существенно различаются.

Фото: avtoholod24.ru

Принимать решение об использовании того или иного типа оборудования необходимо исходя из того, на какие расстояния и как часто нужно перевозить товары», — поясняет директор департамента коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр» Максим Шишко.

В интернете легко найти предложения для владельцев грузового транспорта с рефрижераторами с графиком 6/1 за 6500 рублей в день. Есть и более интересные варианты в плане финансов. Хотя, конечно, заработок будет зависеть и от типа транспортного средства. ХОУ ставят как на «каблучки» сегмента LCV (стоимость начинается от 80 000 рублей с монтажом), так и на огромные полуприцепы (стоимость может доходить до 1 300 000 рублей с монтажом). Или же можно начать с покупки бывшей в употреблении машины или полуприцепа с рефрижератором. Так сказать, набить руку.

Фото: gruzoviki.com

«Все транспортные холодильные установки на грузовых автомобилях можно условно разделить на классы по применяемости и приводу компрессора:

  • трейлерные — применяют на полуприцепах и крупных прицепах, как правило, автономные, то есть имеют собственный дизельный двигатель;
  • траковые — для грузовиков с кузовом длиной от 5,5 до 8,5 м и более. Тоже чаще всего автономные, с собственным дизельным двигателем. Основной монтаж — вверху кузова, над кабиной или за ней. Есть модели для монтажа под кузовом автомобиля;
  • приводные установки — не имеют собственного дизельного двигателя. Привод компрессора установки соединен с двигателем автомобиля с помощью специального адаптационного комплекта. Наиболее многочисленный класс оборудования, оптимальный для городских развозных грузовиков с объёмом кузова от 2 до 54 м3;
  • эвтектоидные установки — имеют аккумуляторы холода (плиты), которые обеспечивают автономное охлаждение для сохранности замороженных продуктов в течение цикла развоза по городу. Заряжаются плиты от внешней электросети, подключаются к источнику питания и охлаждаются до нужной температуры, как правило, ночью, когда автомобиль на стоянке, а днем отдают холод в грузовой отсек», — рассказывает сотрудник представительства THERMO KING Михаил Ватник.

Он также подчёркивает, что встречаются холодильные установки с электродвигателями для обеспечения работы на стоянке от внешней сети. А многие модели на рынке позволяют обеспечить разный температурный режим в 2-3-х отсеках кузова.

Что выбрать?

Итак, пора определиться с выбором. Производителей холодильных установок, на самом деле, в разы меньше числа предприятий, выпускающих шасси. Но вот номенклатура у них обширная — от мала до велика и по размерам, и по мощности, и по типу.

«Холодильные установки с прямым приводом — самые доступные по цене, их применяют при перевозке товара на короткие расстояния, в основном на городских развозных автомобилях. Поскольку большинство таких машин — относительно небольшой грузоподъёмности, вес установки вкупе с её бюджетной ценой имеют существенное значение. Для междугородных и международных перевозок непригодны, так как питаются от двигателя автомобиля и не работают во время остановок», — приводит пример региональный менеджер по продажам ООО «Скания-Русь» Евгений Иванов.

Фото:peugeot-avtoliga.ru

«Для фургонов малых и средних размеров используют технологию охлаждения эвтектическими плитами с антифризовым заполнителем. Она подойдёт тем, чей маршрут сопровождается частыми остановками с открытием дверей. Ночью плиты подключаются к электросети, охлаждаясь при этом до -30 °C. Во время поездки охлаждение фургона происходит благодаря передаче холода в грузовой отсек, сами плиты холод не вырабатывают», — добавляет Максим Шишко.

Правда, как говорит представитель Scania, эвтектическая установка не позволяет регулировать температуру, поэтому перевозить в оборудованном ей фургоне можно только уже замороженные продукты. При этом, работа плит не зависит от оборотов холостого хода двигателя автомобиля, что очень важно в условиях уличных заторов.

Для магистральных же перевозок, тем более, с большими партиями груза требуется автономная ХОУ. Она будет поддерживать температуру в отсеке даже во время стоянки на ночлег. Как правило, источником питания тут выступают дизель-генератор или аккумуляторная батарея.

«Что касается техники Scania c контролем температуры, то сейчас помимо тягачей в паре с полуприцепами-рефрижераторами, которые используют для магистральных перевозок, широко распространены развозные автомобили на шасси Scania, так называемого сегмента Distribution, застроенные фургонами-рефрижераторами для городской развозки. Их эксплуатируют как небольшие региональные перевозчики, так и крупные федеральные розничные сети. Такие модели, как правило, имеют холодильные установки с автономным приводом и их часто используют для доставки продуктов в магазины», — рассказывает Евгений Иванов.

Новые или б/у?

Итак, с видом ХОУ определились. Теперь можно подумать более предметно о транспортном средстве. Если вы владеете собственным грузовиком с изотермическим фургоном, то обзванивайте ближайшие компании по установке рефрижераторных установок, узнавайте наличие и стоимость вместе с работой. Примерную стоимость вложений мы озвучивали выше.

Но есть и другой вариант: рассмотреть покупку новой или б\у машины. Дилеры предлагают новые «ГАЗели Next» с холодильной установкой и фургоном на 2,7 м3 от 1 500 000 рублей. Рефрижератор на шасси нового JAC N120 с фургоном 3,8 м3 и грузоподъёмностью 7 тонн можно купить за 3 550 000 рублей, а на базе Hyundai HD65 c почти таким же фургоном, но способным везти не более 3 тонн — за 2 880 000 рублей. Примерно в такую же стоимость выйдет новый Hino 300 с «будкой» на 4 кубометра и грузоподъёмностью 3 325 кг. 5-тонник на шасси нового JAC N80 с фургоном 3,8 м3 обойдётся дешевле — 2 424 000 рублей.

Стоимость новых полуприцепов с холодильными установками начинается от 2 950 000 рублей. За эти деньги можно взять мультитемпературный PIN TDF-02 с объёмом кузова 86 м3 и грузоподъёмностью 33,3 т на испанском шасси LeciTrailer. Предложения вторичного рынка на самом деле больше бьют по бюджету, так как представлены рефрижераторы в основном именитыми Schmitz Cargobull и Krone. За версии 2016 года просят 3 650 000, а 2012-го — 1 650 000 рублей.

Нет, есть конечно же и модели 1994 года за 680 000 рублей, но в ремонт и обслуживание придётся вложить внушительную сумму.
В любом случае, перед покупкой бывшей в употреблении техники с холодильной установкой стоит её тщательно продиагностировать. Не факт, что прежний владелец эксплуатировал её по всем правилам.

«Зачастую водители не выключают холодильную установку при открывании кузова, так как ошибочно думают, что это сбережет в кузове холод. Некоторые устанавливают заведомо более низкую температуру, чем требуется, думая, что установка быстрее охладит груз, хотя это не так. Случается, используют режим «старт-стоп» при перевозке грузов, требующих проветривания. И это далеко не весь перечень ошибок», — предостерегает Евгений Иванов.

За рефрижератором нужно следить. Иначе есть риск привезти испорченный товар, соответственно, потерять не только деньги за заказ, но и еще и возмещать стоимость груза заказчику. Добавим сюда ремонт холодильной установки и упущенную выгоду от простоя.

«Современная холодильная установка — это сложная техника, обслуживание которой невозможно без авторизованного доступа к её электронному контроллеру. В процессе обслуживания используют специфические оригинальные запчасти, большинство из которых не имеют аналогов на рынке — как, например, на автомобильном.

Применяется пайка высокотемпературным припоем. Установка имеет собственную телематику. С учётом всего этого квалификация персонала официального дилера, который обслуживает такую технику, должна быть очень высокой. Поэтому предусмотрены программы регулярного и непрерывного ежегодного обучения сотрудников в учебном центре транспортной компании, а также удалённое персональное обучение и стажировки под контролем опытных механиков», — говорит представитель Scania.

Он также советует проводить не только обслуживание в регламентные сроки, но и не забывать про сезонное.

Подготовил Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №2 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

автокран ивановец

Эволюция автокранов «ИВАНОВЕЦ»: встречайте КС-25В и КС-25М

В этом году Ивановский машиностроительный завод «АВТОКРАН» (ИМЗ «АВТОКРАН») представил ...

23.03.2020

40-тонный автокран-подъёмник «Челябинец» «Серия Плюс»

Всё чаще строительные организации стремятся к функциональности грузоподъёмных машин. ...

23.01.2020
Бульдозер Shantui SD 16

Бульдозер Shantui SD 16. Технические характеристики и ...

Сегодня эту марку бульдозеров оснащают силовыми агрегатами Tier IIIb Cummins, Shangchai и ...

23.12.2019
JAC N80

Особенности JAC N80

JAC N80 относится к среднетоннажным автомобилям. Его полная масса составляет 7950 кг, а ...

14.08.2019
SHEHWA SD7N

Бульдозер SHEHWA SD7N

Бульдозер SHEHWA SD7N можно охарактеризовать как одну из популярных в строительной ...

31.01.2019
EarthForce S18

Мини-погрузчик Earthforce S18: мал, да удал

Мини-погрузчик Earthforce S18 оснащён четырёхцилиндровым японским двигателем Kubota / ...

12.10.2018