Дорога, шоссе
Изображение Schwoaze с сайта Pixabay

Движение вверх: проезд по платным дорогам всё дорожает

С 1 февраля 2022 года в России повышается плата, взимаемая государственной системой «Платон» с грузовиков весом свыше 12 тонн, а пару месяцев назад транспортное министерство страны заговорило о новой системе тарифов для проезда по платным дорогам — естественно, с увеличением стоимости.

И то, и другое сложно назвать радостной новостью, но и неожиданностью при этом не назовёшь.

Тариф «Платон»: плати за тонны государству

Ситуация с «Платоном» — государственной системой, предназначенной для взимания оплаты с грузовиков за наносимый экологии вред, — была неоднозначной с самого начала. Инструмент, внедрённый в 2015 году, вызвал масштабное неприятие, в первую очередь, у дальнобойщиков: масштабные забастовки в нескольких десятках городов сразу даже заставили властей «притормозить» — заморозить штрафы за неуплату обозначенного сбора. Однако впоследствии систему не просто приняли — она функционирует до сих пор (и каждый год нуждается в индексации).

Первоначально авторы инициативы установили для грузовиков тариф в 3,5 рубля за каждый пройденный километр, однако эта сумма практически сразу подверглась корректировке.

Для первого этапа введения «Платона» в обиход стоимость 1 км установили на уровне 1,53 рубля, чтобы с течением времени поднять её по заранее запланированному и согласованному с Правительством РФ графику. Так, на протяжении всего 2021 года тариф системы «Платон» составлял 2,34 рубля, но транспортное сообщество знало, что с наступлением нового года ситуация изменится.

Чтобы индексация «Платона» не стала неожиданностью, о ней предупреждают заранее. Минтранс России совместно с грузоперевозчиками разработал специальную «программу предсказуемости», которой руководствуется Росавтодвор. Ведомство за полгода до поднятия цен публикует предварительную информацию. Нынешний подъём цен анонсировали в июне, однако конкретные суммы не раскрывали. Фактическими расчётами занялись в начале января, и в результате плата поднялась на 20 копеек, составив в итоге 2,54 рубля за километр пробега.

Официально новую стоимость сообщает Федеральное дорожное агентство, обязанное сделать это в промежутке между 10-м и 20 января — сразу после того, как станет доступен индекс потребительских цен от Росстата.

Читайте также: «Платон» под замену. Опыт и мнения».

Проезд по платной трассе — а как платить?

Чаще всего коммерческие трассы или их участки ограничены контрольными пунктами с турникетами, шлагбаумами и платёжными терминалами.

Предоплата обычно применяется там, где платный участок имеет фиксированную протяжённость, а значит, фиксирована и сумма за проезд. Совершив оплату, водитель продолжает движение — и в конце платного участка уже не нуждается ни в каких дополнительных манипуляциях.

Постоплата как процесс выглядит немного энергозатратней: въезжая на платный участок, шофёр должен получить в терминале специальный талон, который в конце пути нужно будет предъявить оператору, чтобы тот рассчитал пройденное расстояние и обозначил требуемую сумму.

В обоих случаях оплату чаще всего можно совершить и наличными, и банковской картой — в том числе с помощью устройств, к которым она привязана (например, телефона). Для этого на контрольных пунктах функционируют разные терминалы, оснащённые соответствующими информационными табличками. Обычно эти таблички начинают «мелькать» на дороге заранее, ведь выбирать определённую полосу для того, чтобы попасть к нужному терминалу, нужно тоже заранее. 

За проезд по некоторым дорогам можно заплатить и сильно постфактум. Так, например, за поездку по Центральной кольцевой автомобильной дороге (Московская область) можно заплатить в течение 5 дней после её совершения, в том числе и с помощью мобильных приложений банков, официального сайта «Автодора», банкоматов и даже USSD-запроса.

Здесь также существует такое понятие, как «транспондер» — небольшое электронное устройство, позволяющее проезжать контрольные пункты по специально выделенным полосам без остановки и производить оплату в автоматическом, бесконтактном режиме. Использование транспондера не только экономит время, но и предлагает финансовую выгоду: для грузовых автомобилей на движение по платным дорогам при наличии этого гаджета зачастую действуют скидки.

Интересный факт: взимать плату за проезд по той или иной дороге можно лишь в случае, если у неё есть бесплатная альтернатива. Это правило появилось ещё до «рождения» первой коммерческой автомобильной дороги в России и соблюдается до сих пор.

Читайте также: «Заплати и лети: есть ли преимущества у платных дорог?».

Дорога
Фото: unsplash.com/@umityildirim

Тарифы за пользование платными дорогами

В настоящее время тарифы на передвижение по платным дорогам регулируются постановлением от 30 января 2016 года №47 и ежегодно проходят индексацию, масштабы которой зависят от уровня инфляции.

Тарификация при этом определяется рядом характеристик, главными из которых являются количество колёсных осей и общая высота. Существуют 4 основных категории автомобилей:

  • с 2 и более осями, высотой не больше 2 м,
  • с 2 и более осями, высотой от 2 м до 2,6 м,
  • с 2 осями, высотой свыше 2,6 м,
  • с 3 и более осями и высотой больше 2,6 м.

Расчёт самой суммы при этом осуществляется владельцем платной дороги (или платного участка дороги), поэтому на разных дорогах стоимость может быть разной. На некоторых трассах она варьируется и в зависимости от дней недели или даже времени суток, но выйти за установленные государством пределы не может.

Всего в России больше 1,5 тыс. км платных дорог. Управление федеральными платными автодорогами осуществляет государственная компания «Российские автомобильные дороги» (она же «Автодор»).

Стоимость движения по коммерческим трассам, порядок и принципы оплаты этого процесса — вопрос достаточно острый. Новые инициативы в этой области появляются регулярно. Одной из последних подобных инициатив стало предложение, выдвинутое Министерством транспорта Российской Федерации в октябре минувшего года.

Тогда Минтранс счёл подходящей идеей повышение тарифов до уровня установленных в Евросоюзе, и это значит, что водителям грузовых автомобилей пришлось бы платить намного больше. К примеру, для трёхосных грузовиков и автобусов максимальная стоимость проезда по государственным участкам дорог поднялась бы с 9,5 до 16,25 рубля за километр, по мостам — с 66,5 до 91,5 рубля за километр, а по концессионным — с 38,5 до 53 рублей за километр и с 269 до 370 рублей за километр соответственно.

К предложению Минтранса настороженно отнеслась не только общественность, но и власть. Представители Минэкономразвития заявили, что «драконовские» тарифы подтолкнут большинство водителей к прекращению использования платных дорог, а значит, сойдёт на нет сам смысл существования коммерческих трасс. Да и сравнивать Россию с Европой пока рановато.

Платные дороги и система «Платон»: куда идут эти деньги?

Финансы, полученные с помощью системы «Платон», государство направляет на ремонт существующей дорожной сети.

В настоящий момент участниками системы являются около 695 тыс. грузоперевозчиков и больше 1,5 млн грузовиков. Всего за время функционирования этой инициативы на заработанные ей деньги в России отремонтировали 3,3 тыс. километров дорог и больше 130 мостовых сооружений. По состоянию на ноябрь 2021 года в государственный бюджет от системы «Платон» поступило больше 166 млрд рублей (включая штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей).

Что до платных дорог, их существование необходимо для разгрузки транспортного потока, а деньги, взимаемые с водителей за проезд по платным магистралям, помогают владельцам содержать эти трассы в порядке. С адекватными ценами платные трассы действительно становятся для водителей хорошей возможностью сэкономить время и деньги (в том числе — на будущее обслуживание своего ТС), но если тарифы всё же поднимут, вопрос «Стоит ли игра свеч?» станет как никогда актуальным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дороги | платная дорога | платон
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: