Движение вверх: проезд по платным дорогам всё дорожает - iGrader.ru
Дорога, шоссе Изображение Schwoaze с сайта Pixabay

Движение вверх: проезд по платным дорогам всё дорожает

С 1 февраля 2022 года в России повышается плата, взимаемая государственной системой «Платон» с грузовиков весом свыше 12 тонн, а пару месяцев назад транспортное министерство страны заговорило о новой системе тарифов для проезда по платным дорогам — естественно, с увеличением стоимости.

И то, и другое сложно назвать радостной новостью, но и неожиданностью при этом не назовёшь.

Тариф «Платон»: плати за тонны государству

Ситуация с «Платоном» — государственной системой, предназначенной для взимания оплаты с грузовиков за наносимый экологии вред, — была неоднозначной с самого начала. Инструмент, внедрённый в 2015 году, вызвал масштабное неприятие, в первую очередь, у дальнобойщиков: масштабные забастовки в нескольких десятках городов сразу даже заставили властей «притормозить» — заморозить штрафы за неуплату обозначенного сбора. Однако впоследствии систему не просто приняли — она функционирует до сих пор (и каждый год нуждается в индексации).

Первоначально авторы инициативы установили для грузовиков тариф в 3,5 рубля за каждый пройденный километр, однако эта сумма практически сразу подверглась корректировке.

Для первого этапа введения «Платона» в обиход стоимость 1 км установили на уровне 1,53 рубля, чтобы с течением времени поднять её по заранее запланированному и согласованному с Правительством РФ графику. Так, на протяжении всего 2021 года тариф системы «Платон» составлял 2,34 рубля, но транспортное сообщество знало, что с наступлением нового года ситуация изменится.

Чтобы индексация «Платона» не стала неожиданностью, о ней предупреждают заранее. Минтранс России совместно с грузоперевозчиками разработал специальную «программу предсказуемости», которой руководствуется Росавтодвор. Ведомство за полгода до поднятия цен публикует предварительную информацию. Нынешний подъём цен анонсировали в июне, однако конкретные суммы не раскрывали. Фактическими расчётами занялись в начале января, и в результате плата поднялась на 20 копеек, составив в итоге 2,54 рубля за километр пробега.

Официально новую стоимость сообщает Федеральное дорожное агентство, обязанное сделать это в промежутке между 10-м и 20 января — сразу после того, как станет доступен индекс потребительских цен от Росстата.

Читайте также: «Платон» под замену. Опыт и мнения».

Проезд по платной трассе — а как платить?

Чаще всего коммерческие трассы или их участки ограничены контрольными пунктами с турникетами, шлагбаумами и платёжными терминалами.

Предоплата обычно применяется там, где платный участок имеет фиксированную протяжённость, а значит, фиксирована и сумма за проезд. Совершив оплату, водитель продолжает движение — и в конце платного участка уже не нуждается ни в каких дополнительных манипуляциях.

Постоплата как процесс выглядит немного энергозатратней: въезжая на платный участок, шофёр должен получить в терминале специальный талон, который в конце пути нужно будет предъявить оператору, чтобы тот рассчитал пройденное расстояние и обозначил требуемую сумму.

В обоих случаях оплату чаще всего можно совершить и наличными, и банковской картой — в том числе с помощью устройств, к которым она привязана (например, телефона). Для этого на контрольных пунктах функционируют разные терминалы, оснащённые соответствующими информационными табличками. Обычно эти таблички начинают «мелькать» на дороге заранее, ведь выбирать определённую полосу для того, чтобы попасть к нужному терминалу, нужно тоже заранее. 

За проезд по некоторым дорогам можно заплатить и сильно постфактум. Так, например, за поездку по Центральной кольцевой автомобильной дороге (Московская область) можно заплатить в течение 5 дней после её совершения, в том числе и с помощью мобильных приложений банков, официального сайта «Автодора», банкоматов и даже USSD-запроса.

Здесь также существует такое понятие, как «транспондер» — небольшое электронное устройство, позволяющее проезжать контрольные пункты по специально выделенным полосам без остановки и производить оплату в автоматическом, бесконтактном режиме. Использование транспондера не только экономит время, но и предлагает финансовую выгоду: для грузовых автомобилей на движение по платным дорогам при наличии этого гаджета зачастую действуют скидки.

Интересный факт: взимать плату за проезд по той или иной дороге можно лишь в случае, если у неё есть бесплатная альтернатива. Это правило появилось ещё до «рождения» первой коммерческой автомобильной дороги в России и соблюдается до сих пор.

Читайте также: «Заплати и лети: есть ли преимущества у платных дорог?».

Дорога
Фото: unsplash.com/@umityildirim

Тарифы за пользование платными дорогами

В настоящее время тарифы на передвижение по платным дорогам регулируются постановлением от 30 января 2016 года №47 и ежегодно проходят индексацию, масштабы которой зависят от уровня инфляции.

Тарификация при этом определяется рядом характеристик, главными из которых являются количество колёсных осей и общая высота. Существуют 4 основных категории автомобилей:

  • с 2 и более осями, высотой не больше 2 м,
  • с 2 и более осями, высотой от 2 м до 2,6 м,
  • с 2 осями, высотой свыше 2,6 м,
  • с 3 и более осями и высотой больше 2,6 м.

Расчёт самой суммы при этом осуществляется владельцем платной дороги (или платного участка дороги), поэтому на разных дорогах стоимость может быть разной. На некоторых трассах она варьируется и в зависимости от дней недели или даже времени суток, но выйти за установленные государством пределы не может.

Всего в России больше 1,5 тыс. км платных дорог. Управление федеральными платными автодорогами осуществляет государственная компания «Российские автомобильные дороги» (она же «Автодор»).

Стоимость движения по коммерческим трассам, порядок и принципы оплаты этого процесса — вопрос достаточно острый. Новые инициативы в этой области появляются регулярно. Одной из последних подобных инициатив стало предложение, выдвинутое Министерством транспорта Российской Федерации в октябре минувшего года.

Тогда Минтранс счёл подходящей идеей повышение тарифов до уровня установленных в Евросоюзе, и это значит, что водителям грузовых автомобилей пришлось бы платить намного больше. К примеру, для трёхосных грузовиков и автобусов максимальная стоимость проезда по государственным участкам дорог поднялась бы с 9,5 до 16,25 рубля за километр, по мостам — с 66,5 до 91,5 рубля за километр, а по концессионным — с 38,5 до 53 рублей за километр и с 269 до 370 рублей за километр соответственно.

К предложению Минтранса настороженно отнеслась не только общественность, но и власть. Представители Минэкономразвития заявили, что «драконовские» тарифы подтолкнут большинство водителей к прекращению использования платных дорог, а значит, сойдёт на нет сам смысл существования коммерческих трасс. Да и сравнивать Россию с Европой пока рановато.

Платные дороги и система «Платон»: куда идут эти деньги?

Финансы, полученные с помощью системы «Платон», государство направляет на ремонт существующей дорожной сети.

В настоящий момент участниками системы являются около 695 тыс. грузоперевозчиков и больше 1,5 млн грузовиков. Всего за время функционирования этой инициативы на заработанные ей деньги в России отремонтировали 3,3 тыс. километров дорог и больше 130 мостовых сооружений. По состоянию на ноябрь 2021 года в государственный бюджет от системы «Платон» поступило больше 166 млрд рублей (включая штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей).

Что до платных дорог, их существование необходимо для разгрузки транспортного потока, а деньги, взимаемые с водителей за проезд по платным магистралям, помогают владельцам содержать эти трассы в порядке. С адекватными ценами платные трассы действительно становятся для водителей хорошей возможностью сэкономить время и деньги (в том числе — на будущее обслуживание своего ТС), но если тарифы всё же поднимут, вопрос «Стоит ли игра свеч?» станет как никогда актуальным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: