Какие перспективы у цементобетонных дорог? - iGrader.ru
Рязвязка цементобетоных дорог

Какие перспективы у цементобетонных дорог?

Построить качественные и безопасные дороги, а также модернизировать магистральную инфраструктуру. Такую задачу поставил президент России в своём майском указе.

На эти цели в ближайшие 6 лет выделят 11 триллионов рублей. В том, что эти деньги освоят — сомнений нет.

Но получится ли привести региональные дороги в нормативное состояние, как это сделали с большинством федеральных трасс, 70% которых ещё лет пять назад находились в плачевном состоянии?

Правительство нашло замену асфальту

«Выход один — строить качественные и долговечные дороги. Если мы их будем строить, как сейчас, и через 4-5 лет возвращаться для приведения в нормативное состояние, то у нас не будет хватать средств», — заявил заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, д.т.н., профессор Виктор Ушаков.

Чтобы решить эту проблему комплексно, в МАДИ проработкой эффективной конструкции дорожных одежд. Обратились к опыту других стран, где дороги строят из цементобетона и они не требуют ремонта по 20-25 лет.

Во времена существования Советского Союза дороги тоже строили из цемента. И некоторые до сих пор находятся в хорошем состоянии без вмешательства дорожных служб.

Ваш покорный слуга лично убедился в этом, проехав по такой в некогда закрытый военный городок Кедровый под Красноярском.

Но в 1980-х годах власти решили перейти на покрытие из асфальтобетонной смеси, так как в то время это оказалось в 4 раза дешевле.

Соответственно, научные исследования в области цементобетона прекратили, перестали выпускать соответствующую технику.

А Европа и США продолжили развивать это направление, создали более совершенные марки бетона и гидравлические вяжущие основания и изменили технологии.

Строительство дороги
Фото: Росавтодор

И к этому наконец-то начали возвращаться и у нас. В апреле 2017 года вышло распоряжение Правительства, утверждающее план «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года».

В нём дано указание: «Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации при участии Государственной компании «Российские автомобильные дороги» необходимо провести работу по оценке целесообразности увеличения объёмов строительства автомобильных магистралей с использованием цементобетонного покрытия, в том числе с применением минеральных и химических добавок, препятствующих возникновению коррозии бетонов».

Доложить о результатах чиновники Минтранса, Минпромторга и Минстроя должны в декабре 2019 года. А в конце апреля в Министерстве транспорта РФ рассмотрели возможности расширения в стране строительства цементобетонных дорог.

«Но наши чиновники из госкомпаний, наверное, не читают те постановления Правительства, которые вышли ещё в 2016-17 годах, где чётко указана «дорожная карта» по наращиванию цементобетонных покрытий.

В 2018 году, согласно этой «дорожной карте», 10% дорог от всех строящихся должны быть из цементобетона, а к 2026 году — 50%. Это записано в постановлении Правительства», — напомнил Виктор Ушаков.

Речь идёт не обо всех дорогах, а только о строящихся. Но, к примеру, на возводимой сейчас федеральной трассе «Таврида» цементобетон не предусмотрен — там все закатывают в асфальт.

На оконченном в июне 6 этапе трассы М-11 протяжённостью 217 км тоже только асфальт. Такая же ситуация на построенных дорожных объектах в Саранске, Калининграде и Ростове-на-Дону.

Однако высокопрочные участки федеральных трасс уже есть в Забайкалье и там сейчас строят новые. Также цементобетонные дороги появятся в Новосибирской области в 2019 году.

Как строить?

Павел Кузнецов
Павел Кузнецов, генеральный директор «Завода «Дорожных машин»:
«Я считаю, начать нужно не с верхнего покрытия, а с основания дороги. Не так важно какое будет покрытие, асфальт или цемент. На мой взгляд, как человека, понимающего технологию строительства дорог и используемой техники, самые главные ошибки заключаются в подготовке основания».

Итак, начало положено. В теории, мы должны получить дороги из цементобетона, которые не нужно латать каждый год, и которые будут выдерживать значительные нагрузки.

Но встаёт вопрос: «А кто будет строить и как?». Производителей высоких марок бетона, допустим, найти можно. Но по каким технологиям?

Представители Ассоциации бетонных дорог на конференции «Строительство дорог и инфраструктурных проектов: техника, технологии, материалы» в июне этого года говорили, что современных ГОСТов нет.

Мол, дорогу не то что заказчик принять не сможет, её спроектировать без стандартов нельзя.

Во многих странах мира проект делают на два варианта: с асфальтобетонным покрытием и с цементобетонным. Какой будет оптимальным, тот и утверждают.

Но в Росавтодоре не сидели сложа руки. В мае этого года глава ведомства Роман Старовойт подписал разработанный в «УралГИПРОДОРНИИ» ОДМ 218.3.081-2016 «Методические рекомендации по подбору составов цементобетонов для дорожного строительства в различных климатических зонах и с учётом эксплуатационных условий работы дорожных покрытий».

Чуть раньше, осенью прошлого года, появился ОДМ 218.3.088-2017 «Рекомендации по срокам и технологии нарезки швов в затвердевшем цементобетоне».

А в 2014 году Федеральное дорожное агентство направило федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации ОДМ 218.3.037-2014 «Рекомендации по контролю прочности цементобетона покрытий и оснований автомобильных дорог по образцам». Да, это не ГОСТы, да, они носят рекомендательный характер. Но это уже шаг вперёд.

«Правительство у нас толкает вперёд очень важный подход — это проектирование с учётом жизненного цикла. Но у нас всё ещё используют сметный подход.

Считают именно стоимость материалов при строительстве. А вы попробуйте сделать дорогу из асфальтобетона, которая 25 лет проживёт? Таких примеров нет.

Есть варианты, когда на цементобетонном основании лежит верхний слой, который меняют раз в 5 лет.

Для того, чтобы асфальтобетон достиг по аналогичным прочностным характеристикам цементобетон, можно использовать в несколько раз превосходящие по стоимости битума пластичные материалы», — высказался коммерческий директор «LafargeHolcim Россия» Максим Гончаров.

А учитывая, что сейчас на дорогах с высокими нагрузками асфальтобетонное покрытие укладывают слоем в 30 сантиметров, цена оказывается сопоставимой с 26-сантиметровыи слоем цементобетона.

Официально

Между тем, в официальном сообщении Федерального дорожного агентства говорится: «по заданию Росавтодора в рамках работ по актуализации нормативной базы в области применения каменных материалов было разработано 20 новых ГОСТов, которые учитывают действующие международные стандарты.

Это позволило не только гармонизировать российские нормативы с зарубежными, но и значительно упростить проектирование и производство асфальтобетонов и цементобетонов.

В период до 2022 года Федеральному дорожному агентству предстоит разработать и утвердить ещё более 80 новых нормативно-технических документов, в рамках утверждённой приказом Минтранса РФ «Перспективной программы стандартизации в области дорожного хозяйства».

Укладка дорожного полотна
Фото: wirtgen-group

Чем строить?

Допустим, стандарты наконец разработают и утвердят. Возникнет другой вопрос: «Где технику взять?».

Последний отечественный укладчик цементобетона, созданный на предприятии, ныне носящим название «Брянский арсенал», закончил работу больше 40 лет назад.

И российские производители не горят желанием изобретать такие машины.

«Да, такой техники у нас нет. И я очень сомневаюсь, что мы, к примеру, возьмёмся за её производство. Машины для непрерывной укладки бетонных дорог — это высококлассное и высокоточное оборудование.

И если не будет госзаказа на 10 или 100 единиц в определённый период времени, то заниматься разработкой такой техники будет нерентабельно», — считает генеральный директор «Завода «Дорожных машин» Павел Кузнецов.

Получается, тем подрядчикам, кто решит перенять мировой опыт по строительству цементобетонных дорог, придётся изыскивать средства на приобретение дорогостоящего импортного оборудования.

«Для обеспечения этих объёмов строительства мы делаем упор на технологии укрепления грунта и цементобетонные дороги.

Но, к сожалению, объёмы поставок этих машин не очень велики, по сравнению с техникой для асфальтобетонных дорог», — сообщил руководитель региональных продаж ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» Юрий Жуков.

По мнению руководителя ЗАО «Коминвест-АКМТ» Александра Халецкого, Россия не перейдёт на дороги из цемента, так как в мире идёт снижение потребления нефти, а наши запасы углеводородов нужно куда-то пристроить.

И производство асфальтобетонных смесей — один из рынков сбыта для нефтяных компаний. Хотя это не единственная причина.

«Для нас более выгодно, чтобы строили асфальтобетонные дороги, потому что в нашу группу входит финская компания «Amomatic», которая производит АБЗ различного типа.

И на мой взгляд, мы продвинулись далеко, может быть, в некоторых разработках дальше именитых брендов.

Мы сделали несколько модульных заводов контейнерного типа, которые можно быстро собрать, разобрать и переместить в габаритном транспорте без специальных разрешений на перевозку.

В условиях России нужно, условно, каждые 150 км перемещать завод, поэтому наше решение снижает издержки», — говорит Александр Халецкий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
Асфальтоукладчик АСФ-Г-4-04: достойная альтернатива импорту
За последние несколько лет от дорожных организаций только и слышно, что приходится покупать дорогостоящие импортные асфальтоукладчики с...
07 октября 2021
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Показать ещё ↓
Строительство дороги
Строительство и обслуживание дорог
Инноваций в дорожном строительстве не досчитались Общая длина всех магистралей и направлений давно превысила отметку в миллион километров. А вот к опорной сети в Росавтодоре относят пока только 138 000 км. Ещё 57 000 км в 106 городских агломерациях...
23 ноября 2021
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: