Дорожная разметка

Испытания для дорожной разметки

Разметка — один из важнейших элементов безопасности на дороге. Она должна быть отчетливо видна в любое время суток и при самых неблагоприятных погодных условиях.

Именно линии на асфальте помогают водителям ориентироваться в потоке и соблюдать правила дорожного движения. Если их нет, падает скорость, увеличивается аварийность.

Как сделать разметку максимально заметной и долговечной — это вопрос, ответ на который постоянно ищут и производители материалов, и заказчики, и подрядчики.

Об исследованиях в этой области, которые активно идут в Красноярске, мы беседуем с директором независимой испытательной лаборатории «ГРАНД» Мариной Мальчиковой.

— Марина Александровна, расскажите о том, какую работу специалисты проделали в уходящем году и повлияет ли она как-то на состояние разметки в городе и крае?

Директор независимой испытательной лаборатории «ГРАНД» Марина Мальчикова
Директор независимой испытательной лаборатории «ГРАНД» Марина Мальчикова

— Деятельность этого года — продолжение большого комплекса исследований, которые мы проводим давно и по итогам которых делаем выводы, даём рекомендации, пересматриваем нормативы, выбираем оптимальные разметочные материалы.

Один из серьёзнейших этапов — это сравнительно-полевые испытания, которые третий год проводят под руководством краевого управления автомобильных дорог по Красноярскому краю с привлечением нашей независимой лаборатории.

Мы проверяем все материалы, которые используют разметчики на дорогах Сибирского Федерального округа.

— Что представляют собой эти испытания?

— Суть их в том, что на выбранном участке на покрытие наносят десятки тестовых линий, выполненных краской, термопластиком, холодным пластиком, спрей-пластиком.

Способы нанесения также разные: ручной и автоматизированный. Затем специалисты независимой испытательной лаборатории регулярно замеряют все значимые параметры. Нас интересуют коэффициент световозвращения, светоотражения, яркость разметки, общий износ.

Результаты, как правило, достаточно наглядно показывают, какие материалы стоит применять в наших сложных климатических условиях, а какие являются менее подходящими.

— Каковы основные сделанные вами выводы?

— Выводы, прежде всего, касаются общих свойств материалов. Популярнее всего на наших дорогах, конечно, краска. Её выбор, во-первых, объясняется дешевизной. Согласно ГОСТу, краска должна сохранять свои свойства в течение трёх месяцев.

По итогам наблюдений мы увидели, что краски всех исследуемых производителей этот срок выдерживают. Однако через три месяца все они, кто быстрее, кто медленнее с покрытия сходят.

Особенно это касается полосы наката — той части дороги, которая постоянно соприкасается с колёсами автомобилей.

В период сентябрьских дождей, когда транспорт выезжает с полей и просёлочных дорог, на покрытие попадает большое количество песка, земли и мелких камней. Эта смесь служит абразивом, и краска его не выдерживает.

— Какой же выход? Пластичные материалы?

— Да, конечно. Чтобы дорожная разметка держалась на покрытии круглый год, необходимо применение толстослойных материалов, которые обладают высокими износостойкими качествами.

Прежде всего, это уже зарекомендовавший себя термопластик. Он применяется на автомобильных дорогах достаточно давно, чтобы оценить его по достоинству. Основные плюсы: высокий коэффициентсцепления с асфальтобетонным покрытием, повышенная скорость отверждения, долговечность.

Помимо этого есть такой фактор, как наличие шумового эффекта при наезде на разметку, что повышает безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах. Термопластики очень хорошо показали себя на сравнительно-полевых испытаниях.

Однако промышленность не стоит на месте и в этом году нашей целью стал анализ свойств ещё более современных разметочных материалов, таких как холодные пластики.

— А в чём основные отличия холодных пластиков от термопластиков?

— Прежде всего, холодные пластики отличает стабильно высокий коэффициент яркости. После 6 месяцев регулярных наблюдений при сложных погодных условиях мы можем сказать, что коэффициент яркости холодных пластиков остался высоким, в полном соответствии с государственными стандартами.

Кроме того, на них не влияет температурный режим наших жарких летних месяцев: при нагревании асфальтобетонного покрытия до самых высоких температур, материал не плавится и не меняет геометрические параметры.

Помимо этого, видимость разметки в любое время суток остаётся высокой за счёт того, что этот материал обладает гидрофобными свойствами и устойчив к загрязнению.

— Давайте обратимся к объективной реальности, насколько часто можно в нашем городе встретить разметку, выполненную холодным пластиком?

— В Красноярске холодный пластик пока широко не применяют, есть буквально пара улиц, которые размечены им в порядке эксперимента, кроме того, холодным пластиком выполняют элементы фигурной разметки.

Повсеместно у нас используют краску и термопластик, причём краски значительно больше. Термопластик нанесён только на магистральных улицах с высокой интенсивностью движения.

Важный момент — исследования дают нам огромное количество информации по всем видам разметочных материалов и позволяют проверить их с максимальной нагрузкой на линию, ведь при обычном нанесении в большинстве случаев разметка продольная, а здесь она поперечная.

Тот факт, что испытания проводят в течение всего года, даёт возможность наблюдать поведение материала при различных погодных условиях.

Работы по проверке материалов на прочность продолжаются и в лаборатории. В этом сезоне пластики прошли проверку не только в полевых условиях, но и в камере ускоренного старения.

— Насколько знаю, эта камера — ваша собственная разработка?

— Да, это так. Мы разработали и сконструировали прибор, внутри которого материалы интенсивно облучают ультрафиолетом. Дело в том, что мы проводим эксперимент, в рамках которого за один цикл, длящийся двое суток, разметочные материалы испытывают смену всех времён года.

12 часов они находятся под ультрафиолетовыми лучами, затем на 12 часов помещаются в воду, ещё 12 часов заморозки до -30 ̊С и следующие 12 часов — период разморозки и высыхания. По сути это имитация наиболее разрушительных воздействий летом, осенью, зимой и весной.

После каждого этапа снимаются показания: как себя ведёт материал, и насколько изменились его качества. Есть материалы, которые в результате меняют цвет от белого к желтоватому, а это значит, что их координаты цветности выходят за пределы ГОСТа, есть те, которые начинают отслаиваться от асфальта, бывают другие показатели проблем с качеством.

В целом можно сказать, что холодные пластики показали себя более стойкими, они дольше термопластиков сохраняют коэффициент яркости.

Вся эта информация предоставляется заказчикам дорожных работ и является одним из факторов, влияющих на приятие решений о выборе тех или иных видов разметочных материалов.

Беседовала: Марина Шиликова. Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

дороги | разметка
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: