Павловский автозавод расширил линейку городских автобусов
Фото: gazgroup.ru

«Группа ГАЗ» опять под давлением: США сокращают лицензии

Последние несколько дней все говорят только об одном: США снова ужесточило санкции, наложенные на отечественную «Группу ГАЗ». На прошлой неделе стало известно, что срок действия лицензии, необходимой компании для работы с американскими контрагентами и поставщиками, сократится с 12 месяцев до 90 дней, и уже 27 апреля ГАЗ останется без возможности взаимодействовать со своими звёздно-полосатыми партнёрами.

Для российского гиганта, ключевой завод которого в нынешнем году отмечает 90-летний юбилей, подарком произошедшее явно не назовёшь. Несмотря на то, что последние 5 лет группе компаний удавалось не просто работать в условиях экономических санкций, но и демонстрировать хорошие результаты этой работы, новое изменение ставит ситуацию под вопрос.

Выдаст ли Минфин США новые лицензии ГАЗу после 27 апреля? Если да, то каким станет срок действия разрешительных документов? Если нет, что компания будет делать дальше? И, самое важное, в чём причина ужесточения санкций для «Группы ГАЗ»?

Олег Дерипаска, санкции США и «Группа ГАЗ»: история конфликта

О том, что «Группа ГАЗ» столкнулась с проблемами, впервые заговорили в 2018 году, когда 6 апреля владельца компании Олега Дерипаску вместе со всеми принадлежащими ему активами внесли в своеобразный чёрный список.

Американский Specially Designated Nationals List (или сокращённо SDN List), в котором и оказался отечественный бизнесмен, предполагает максимально жёсткие ограничения. Причём борьба в данном случае ведётся не только с самими фигурантами списка. За сотрудничество с теми, кто оказался в SDN, под санкции могут попасть и их партнёры, потому чаще всего даже хорошо отлаженные взаимоотношения дают серьёзные трещины, а то и вовсе идут ко дну.

В условиях повсеместной глобализации это означает только одно — полную изоляцию и, как следствие, скоропостижное банкротство. Чтобы не допустить печального исхода, господин Дерипаска в течение всего это напряжённого периода вёл переговоры с американской стороной и в начале 2019 года управление по контролю над иностранными активами (OFAC) минфина США сняло санкции с некоторых принадлежащих ему компаний.

Однако «Группа ГАЗ» до сих пор в группе риска. Весной 2019 года работники Горьковского автозавода даже приходили к посольству Соединённых Штатов в Москве. Целью их пикета был, как несложно догадаться, призыв к снятию санкций…

Строго говоря, наложенные США на «Группу ГАЗ» санкции формально до сих пор не вступили силу. OFAC периодически отодвигает крайний срок, чтобы дать время для завершения переговоров о полном выводе компании из-под ограничений. Для того чтобы подобное стало возможным, «Группе ГАЗ» выдвигали различные требования. К примеру, в июле 2020 года непременным условием для переноса дедлайна стало обязательство в течение 5 дней после завершения каждого квартала направлять минфину США свои финансовые отчёты, протоколы заседаний совета директоров и списки планируемых к созданию предприятий, а заодно ежемесячно подтверждать отсутствие полного контроля Дерипаски над жизнью компании.  

Читайте также: «Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет».

Что произошло с лицензиями «Группы ГАЗ» в 2022 году?

Инструментом, регламентирующим переносы дедлайнов, и стали генеральные лицензии, выдаваемые на определённое количество времени. 

Срок ранее выданных «Группе ГАЗ» лицензий истёк 26 января, но ещё до наступления этой даты на сайте американского министерства финансов появилась информация о том, что новые разрешительные документы будут действовать лишь до 27 апреля 2022 года.

Причины ужесточения санкций США против «Группы ГАЗ»

Несмотря на то, что формально санкции так и не были приняты, их потенциальная угроза постоянно висела над «Группой ГАЗ» самым настоящим дамокловым мечом.

Например, немецкий Daimler, заключивший с российской компанией соглашение о сотрудничестве в далёком 2010 году, 10 лет спустя всё-таки разорвал партнёрство. Другой давний партнёр, Volkswagen, продолжает работать с ГАЗом, но с постоянной оглядкой на возможные последствия, и сокращение сроков лицензий может поставить эти отношения под угрозу — равно как и многие другие.

А вот активы совместного предприятия холдинга «Русские машины» и американской Terex Дерипаске пришлось продать или отдать. Новым владельцем заводов «Тверской экскаватор», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Брянский арсенал», Заволжский завод гусеничных тягачей стал бывший партнёр и старый друг миллиардера — Дмитрий Стержнев. Под его контроль перешёл и автозавод «Урал» с Ярославским моторным заводом.

В ситуации, когда срок лицензий ограничен до, в общем-то, смехотворных 90 дней, за которыми следует полнейшая неизвестность, любое взаимодействие становится потенциально опасным. Кто захочет создавать бизнес-связи, которые в ближайшее время могут оказаться разрушенными? Или, даже больше, за которые в ближайшее время можно будет пострадать самому?

США, возможно, очень бы хотелось, чтобы ответом на этот вопрос стало: «Никто». Есть мнение, что создание постоянных проблем для отечественного машиностроителя — американский способ устранить главного конкурента для компании Ford, главного производителя LCV в США. Впрочем, последнее маловероятно, так как Ford довольно неплохо себя чувствует в совместном предприятии другого миллиардера — Вадима Шевцова.

Существует и другая точка зрения. Комментируя последние новости, агентство Reuters ссылается на пожелавшего остаться неизвестным собеседника, который утверждает: всё дело в напряжённых отношениях между Россией и Украиной. Именно боязнь вооружённого конфликта, точнее, нападения со стороны Российской Федерации и есть причина сокращения сроков выдаваемых ГАЗуе лицензий. Перекрывая кислород одному из системообразующих предприятий России, Вашингтон стремится повлиять на Кремль и переломить ситуацию в свою сторону.

Впрочем, какие бы теории ни существовали, скорее всего, за решением США стоит не одна причина, а целый комплекс, сущность которого заключается в поиске лучшей для себя позиции — и в экономике, и в машиностроении, и в геополитике сразу.

Чего ждать от будущего? Перспективы «Группы ГАЗ» в условиях ужесточения санкций

Если ужесточение санкций в отношении «Группы ГАЗ» действительно носит политический характер, вопрос перестаёт быть «личным делом» компании и американского министерства финансов. Больше того, он буквально переходит в категорию общероссийских проблем, поскольку от предприятий компании зависит не только экономика многих регионов, но и благополучие тысяч работающих там граждан.

Как сказал в прошлом году мэр Шелеховского муниципального района Иркутской области Максим Модин в беседе с местным отделением «Московского комсомольца», когда санкции накладывают на градообразующие предприятия, проблемы начинаются не у тех, с кем теоретически собирается бороться американский минфин, а у простых людей — у тех, кто трудится на этих предприятиях, и живёт на территориях, где они расположены.

Поэтому любые попытки надавить на ГАЗ (за последние 5 лет эта фраза в контексте санкций обрела второе значение) можно расценивать как попытки надавить и на Россию. А это уже зона ответственности Кремля. По сообщению издания «Коммерсантъ», пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в недавних беседах с госсекретарём США Энтони Блинкеном ни о каких ограничениях речи не шло, поэтому сейчас власти РФ надеются, что причиной ужесточения стали «процедурные моменты». Песков подчеркнул, что в настоящий момент активно ведутся переговоры между юристами «Группы ГАЗ» и американской стороной — и цель этих переговоров заключается в том, чтобы внести в ситуацию ясность и предотвратить окончательное и бесповоротное наступление санкций.

История показывает, что в сложной ситуации с первого упоминания о санкциях в 2018 году «Группа ГАЗ» оказывалась не раз и не два. А в заголовках СМИ, соответственно, не раз и не два мелькали сообщения о том, что очередные ограничения могут уничтожить компанию. И каждый раз «Группа ГАЗ» выживала. Хочется верить, что это удастся ей и теперь.

Читайте также: «ГАЗель NN»: тест-драйв цельнометаллического фургона».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ГАЗ | санкции | США
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: