Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет - iGrader.ru
Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет Фото: commons.wikimedia.org/wiki/File:Gorky_Automobile_Plant._Main_entrance._09-2019_01.jpg?uselang=ru

Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет

Наступивший 2022 год отметится немалым количеством важных и интересных событий, и 90-летний юбилей Горьковского автомобильного завода — одно из таких.

Знаменитому ГАЗу принадлежит гордое звание первопроходца, ведь именно этот завод стал первым массовым производителем автомобилей в стране. Вплоть до Второй мировой он выпускал около 70% всех машин в Советском Союзе — и сейчас, в современной России, остаётся одним из лидеров, доминируя как минимум на рынке лёгкого коммерческого транспорта.

Завод ГАЗ, Нижний Новгород: история

Старт строительству автомобильного завода в окрестностях Нижнего Новгорода был дан, что называется, сверху: в апреле 1929 года Президиум ВСНХ СССР подписал соответствующее постановление. Первый камень в фундамент будущего автогиганта лёг чуть больше года спустя, а сама работа на предприятии, тогда носившем название «Нижегородский автомобильный завод имени Молотова», закипела в 1932-м.

Так, 29 января с заводского конвейера сошёл первый отечественный грузовик – модель «НАЗ-АА» (с 1933 года и далее – «ГАЗ-АА»), получивший в народе любовное прозвище «полуторка». Этим именем авто обязано своей грузоподъёмностью, составлявшей 1,5 тонны.

Машина плотно вошла в обиход и выпускалась в различных модификациях, среди которых были и пожарные, и санитарные автомобили, и самосвалы. «Полуторка» вставала на полугусеницы, ездила на газе и на угле, превращалась в автобус и, конечно, верой и правдой служила в годы войны. На базе модели серийно выпускались бронеавтомобили, штабные автобусы и даже боевые химические машины.

Военная история этого автомобиля плотно связана с Дорогой жизни. Именно «полуторки» доставляли в блокадный Ленинград пищу и топливо, а после — вывозили оттуда людей. В операции участвовало 3 тыс. грузовиков — и каждый 4-й не вернулся обратно, либо провалившись под лёд Ладожского озера, либо попав под вражеский обстрел или бомбёжку.

Неудивительно, что именно «ГАЗ-АА» считается для Горьковского автозавода легендой и символом. Эта модель установлена на постаменте у главной проходной и каждый день напоминает рабочим об истории и силе отечественного машиностроения.

Но, конечно, завод производил и другие машины. Перед началом Великой Отечественной войны в модельном ряду предприятия появился первый советский внедорожник – «ГАЗ-64», ставший ключевым транспортным средством для передвижения как руководящего армейского состава, так и пехоты. Модель позже переродилась в «ГАЗ-69» и стала практически легендарной. Получила ли эта машина особое прозвище? Конечно. Как и его последователи, первый внедорожник стал «козликом». В настоящее время увидеть армейского «козлика» можно только на военных фотографиях, в частных коллекциях или в виде масштабной модели.

Кстати, на 64-е шасси устанавливали и бронекорпуса: за период с апреля 1942 года по июнь 1943 года выпустили больше 3,9 тыс. единиц бронеавтомобилей БА-64.

В годы ВОВ Горьковский завод был полностью переориентирован на производство военной продукции — не только уже знакомых нам бронированных авто, но и самых настоящих танков (около 12 тыс.), а также самоходных артиллерийских установок (больше 9 тыс.) и даже боеприпасов (например, больше 11 млн мин и больше 12 млн артиллерийских снарядов).

Зная, каким стратегически важным объектом является ГАЗ, противники нещадно бомбардировали Горький. После полученных в июне 1943 года разрушений завод на некоторое время отказался от выпуска сложной техники (однако ни на день не прекратил производство танков Т-70). Над восстановлением корпусов и зданий работали 35 тыс. человек: им удалось закончить ремонт за 100 дней, причём работать для того результата пришлось по 18 часов в сутки.

За самоотверженный труд в военные годы предприятие получило ордена Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

Когда Вторая мировая осталась позади, производство вернулось к мирным началам. На конвейер отправились легковые и грузовые автомобили, позже служившие как в обычной жизни, так и на ключевых стройках страны — например, на Байконуре и БАМе.

Ну, а в 1994 году свет увидела машина, с которой ГАЗ плотнее всего ассоциируется в наше время — та самая «ГАЗель». Она активно влилась в отечественный рынок грузовых и пассажирских перевозок — и до сих пор остаётся одной из ключевых моделей производителя.

Читайте также: Когда рынок увидит «ГАЗель» на автомате?

Горьковский автомобильный завод: сегодня и сейчас

XXI век для Горьковского АЗ стал временем нового ренессанса. В 2005 году предприятие вошло в состав автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ» и с тех пор продолжает развиваться, ставя перед собой амбициозные цели и реализуя масштабные задачи.

Так, с момента основания завод выпустил около 19 млн автомобилей, сконструировав и создав больше 350 моделей разной техники, а также больше 5 тыс. наименований автокомпонентной продукции. В последнюю декаду производство активно модернизировали: обновляли площади, строили новые линии сварки и цеха штамповки, внедряли в работу современные системы, соответствующие международным стандартом. На сегодняшний день в работе предприятия участвуют не только люди, но и промышленные роботы (общим количеством около 600), а уровень автоматизации на ключевых производственных участках достигает 85%.

В 2020 году «ГАЗель City» получил звание лучшего автобуса на конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России», судьями в котором выступили представители профильных СМИ. В 2021 году агентство «Автостат Инфо» назвало «ГАЗ» маркой, представленной в отечественном парке LCV активнее всех.

При этом самой распространённой моделью соответствующего класса стала «ГАЗ-3302 ГАЗель», причём как в стране, так и в активе Горьковского автомобильного завода. По состоянию на октябрь 2021 года количество зарегистрированных в России машин этой модели превышает отметку в 850 тысяч штук.

Среди других массовых моделей Горьковского автомобильного завода на сегодняшний день значатся «ГАЗ-2705 ГАЗель» (почти 215 тыс. зарегистрированных единиц по тем же данным), «ГАЗ-3221 ГАЗель» (почти 200 тыс.), «ГАЗ ГАЗель Next» (180 тыс.) и «ГАЗ-2752 Соболь» (больше 97 тыс.).

За период с января по сентябрь 2021 года в РФ продали около 33 тыс. «ГАЗелей». Это на 18% превысило показатели аналогичного периода прошлого года.

Продукция завода нашла своё применение в России и за рубежом: согласно официальному пресс-релизу, автомобили от ГАЗ экспортируются ни много ни мало в 50 стран мира. Среди них, к примеру, Австралия, куда в 2021 году компания начала поставлять внедорожный грузовик «Садко NEXT», или экзотическая Никарагуа, до которой совсем недавно добрались адаптированные под тропический климат автобусы отечественного производителя.

В мае этого года 22 грузовых автомобиля «Садко» поучаствовали в перевозке египетских фараонов: специальное торжественное шествие перенесло саркофаги с останками 18 царей и 4 цариц из Каира в Фустат. А в ноябре в Болгарии начались продажи «ГАЗели NN» — легкового коммерческого автомобиля с двигателем, соответствующим европейскому экологическому стандарту Euro-6. На отечественном рынке эти машины появились ещё в конце лета.

Читать также: «ГАЗель NN»: тест-драйв цельнометаллического фургона

«ГАЗель NN» — пожалуй, главная горьковская новинка сезона. Эта модель, по словам производителя, должна стать родоначальницей новых типов коммерческого транспорта. В линейке новых «ГАЗелей» есть даже электромобиль, а на 2022 год Группа ГАЗ запланировала совместное с Германией производство этой же модели, но уже работающей на водородном топливе.

Это не первый «топливный» эксперимент Горьковского автозавода. На выставке Comtrans-2021, прошедшей в Москве в сентябре 2021 года, предприятие продемонстрировало сразу два городских водоробуса — способный перевозить сразу 85 пассажиров Citymax Hydrogen и рассчитанную на 22 человека «ГАЗель City». По словам разработчиков, на одной заправке такие автомобили способны преодолевать по 350 километров. Ещё раньше, в марте Группа ГАЗ объявила о начале серийного производства автобусов на сжиженном природном газе и даже поставила первую партию в Челябинск…

Другими словами, разработки и поиски — неотъемлемая часть сегодняшней работы Горьковского автомобильного завода. Это логично, ведь современный мир стремится к высочайшим вершинам сразу по нескольким направлениям, среди которых и автоматизация, и экологичность. Без серьёзной и вдумчивой работы не добиться успеха ни на одном поприще, а для неё нужны профессиональные сотрудники и хорошая база. В 2021 году ГАЗ создал как раз такую: в июле на базе МГТУ имени Баумана открыли укомплектованный лучшим оборудованием инжиниринговый центр для разработок в сфере коммерческого и пассажирского автомобилестроения.

Студенты «Бауманки» — не единственные, кто попадает в фокус внимания ГАЗа. Завод куёт свои кадры ещё со школьной скамьи, создавая в Нижнем Новгороде условия для развития заинтересованности в технике и машиностроении. Например, в городе функционирует детский технопарк «Кванториум ГАЗ», воспитанники которого весной выступили на чемпионате страны по робототехнике, а заодно — проводятся фестивали роботостроения и беспилотных транспортных средств.

Судя по всему, свой юбилей Горьковский автомобильный завод встречает в отличной форме, и не будет преувеличением сказать, что отечественный автопром ждёт от него новых свершений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: