Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет
Фото: commons.wikimedia.org/wiki/File:Gorky_Automobile_Plant._Main_entrance._09-2019_01.jpg?uselang=ru

Без десяти 100: заводу ГАЗ исполняется 90 лет

Наступивший 2022 год отметится немалым количеством важных и интересных событий, и 90-летний юбилей Горьковского автомобильного завода — одно из таких.

Знаменитому ГАЗу принадлежит гордое звание первопроходца, ведь именно этот завод стал первым массовым производителем автомобилей в стране. Вплоть до Второй мировой он выпускал около 70% всех машин в Советском Союзе — и сейчас, в современной России, остаётся одним из лидеров, доминируя как минимум на рынке лёгкого коммерческого транспорта.

Завод ГАЗ, Нижний Новгород: история

Старт строительству автомобильного завода в окрестностях Нижнего Новгорода был дан, что называется, сверху: в апреле 1929 года Президиум ВСНХ СССР подписал соответствующее постановление. Первый камень в фундамент будущего автогиганта лёг чуть больше года спустя, а сама работа на предприятии, тогда носившем название «Нижегородский автомобильный завод имени Молотова», закипела в 1932-м.

Так, 29 января с заводского конвейера сошёл первый отечественный грузовик – модель «НАЗ-АА» (с 1933 года и далее – «ГАЗ-АА»), получивший в народе любовное прозвище «полуторка». Этим именем авто обязано своей грузоподъёмностью, составлявшей 1,5 тонны.

Машина плотно вошла в обиход и выпускалась в различных модификациях, среди которых были и пожарные, и санитарные автомобили, и самосвалы. «Полуторка» вставала на полугусеницы, ездила на газе и на угле, превращалась в автобус и, конечно, верой и правдой служила в годы войны. На базе модели серийно выпускались бронеавтомобили, штабные автобусы и даже боевые химические машины.

Военная история этого автомобиля плотно связана с Дорогой жизни. Именно «полуторки» доставляли в блокадный Ленинград пищу и топливо, а после — вывозили оттуда людей. В операции участвовало 3 тыс. грузовиков — и каждый 4-й не вернулся обратно, либо провалившись под лёд Ладожского озера, либо попав под вражеский обстрел или бомбёжку.

Неудивительно, что именно «ГАЗ-АА» считается для Горьковского автозавода легендой и символом. Эта модель установлена на постаменте у главной проходной и каждый день напоминает рабочим об истории и силе отечественного машиностроения.

Но, конечно, завод производил и другие машины. Перед началом Великой Отечественной войны в модельном ряду предприятия появился первый советский внедорожник – «ГАЗ-64», ставший ключевым транспортным средством для передвижения как руководящего армейского состава, так и пехоты. Модель позже переродилась в «ГАЗ-69» и стала практически легендарной. Получила ли эта машина особое прозвище? Конечно. Как и его последователи, первый внедорожник стал «козликом». В настоящее время увидеть армейского «козлика» можно только на военных фотографиях, в частных коллекциях или в виде масштабной модели.

Кстати, на 64-е шасси устанавливали и бронекорпуса: за период с апреля 1942 года по июнь 1943 года выпустили больше 3,9 тыс. единиц бронеавтомобилей БА-64.

В годы ВОВ Горьковский завод был полностью переориентирован на производство военной продукции — не только уже знакомых нам бронированных авто, но и самых настоящих танков (около 12 тыс.), а также самоходных артиллерийских установок (больше 9 тыс.) и даже боеприпасов (например, больше 11 млн мин и больше 12 млн артиллерийских снарядов).

Зная, каким стратегически важным объектом является ГАЗ, противники нещадно бомбардировали Горький. После полученных в июне 1943 года разрушений завод на некоторое время отказался от выпуска сложной техники (однако ни на день не прекратил производство танков Т-70). Над восстановлением корпусов и зданий работали 35 тыс. человек: им удалось закончить ремонт за 100 дней, причём работать для того результата пришлось по 18 часов в сутки.

За самоотверженный труд в военные годы предприятие получило ордена Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

Когда Вторая мировая осталась позади, производство вернулось к мирным началам. На конвейер отправились легковые и грузовые автомобили, позже служившие как в обычной жизни, так и на ключевых стройках страны — например, на Байконуре и БАМе.

Ну, а в 1994 году свет увидела машина, с которой ГАЗ плотнее всего ассоциируется в наше время — та самая «ГАЗель». Она активно влилась в отечественный рынок грузовых и пассажирских перевозок — и до сих пор остаётся одной из ключевых моделей производителя.

Читайте также: Когда рынок увидит “ГАЗель” на автомате?

Горьковский автомобильный завод: сегодня и сейчас

XXI век для Горьковского АЗ стал временем нового ренессанса. В 2005 году предприятие вошло в состав автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ» и с тех пор продолжает развиваться, ставя перед собой амбициозные цели и реализуя масштабные задачи.

Так, с момента основания завод выпустил около 19 млн автомобилей, сконструировав и создав больше 350 моделей разной техники, а также больше 5 тыс. наименований автокомпонентной продукции. В последнюю декаду производство активно модернизировали: обновляли площади, строили новые линии сварки и цеха штамповки, внедряли в работу современные системы, соответствующие международным стандартом. На сегодняшний день в работе предприятия участвуют не только люди, но и промышленные роботы (общим количеством около 600), а уровень автоматизации на ключевых производственных участках достигает 85%.

В 2020 году «ГАЗель City» получил звание лучшего автобуса на конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России», судьями в котором выступили представители профильных СМИ. В 2021 году агентство «Автостат Инфо» назвало «ГАЗ» маркой, представленной в отечественном парке LCV активнее всех.

При этом самой распространённой моделью соответствующего класса стала «ГАЗ-3302 ГАЗель», причём как в стране, так и в активе Горьковского автомобильного завода. По состоянию на октябрь 2021 года количество зарегистрированных в России машин этой модели превышает отметку в 850 тысяч штук.

Среди других массовых моделей Горьковского автомобильного завода на сегодняшний день значатся «ГАЗ-2705 ГАЗель» (почти 215 тыс. зарегистрированных единиц по тем же данным), «ГАЗ-3221 ГАЗель» (почти 200 тыс.), «ГАЗ ГАЗель Next» (180 тыс.) и «ГАЗ-2752 Соболь» (больше 97 тыс.).

За период с января по сентябрь 2021 года в РФ продали около 33 тыс. «ГАЗелей». Это на 18% превысило показатели аналогичного периода прошлого года.

Продукция завода нашла своё применение в России и за рубежом: согласно официальному пресс-релизу, автомобили от ГАЗ экспортируются ни много ни мало в 50 стран мира. Среди них, к примеру, Австралия, куда в 2021 году компания начала поставлять внедорожный грузовик «Садко NEXT», или экзотическая Никарагуа, до которой совсем недавно добрались адаптированные под тропический климат автобусы отечественного производителя.

В мае этого года 22 грузовых автомобиля «Садко» поучаствовали в перевозке египетских фараонов: специальное торжественное шествие перенесло саркофаги с останками 18 царей и 4 цариц из Каира в Фустат. А в ноябре в Болгарии начались продажи «ГАЗели NN» — легкового коммерческого автомобиля с двигателем, соответствующим европейскому экологическому стандарту Euro-6. На отечественном рынке эти машины появились ещё в конце лета.

Читать также: «ГАЗель NN»: тест-драйв цельнометаллического фургона

«ГАЗель NN» — пожалуй, главная горьковская новинка сезона. Эта модель, по словам производителя, должна стать родоначальницей новых типов коммерческого транспорта. В линейке новых «ГАЗелей» есть даже электромобиль, а на 2022 год Группа ГАЗ запланировала совместное с Германией производство этой же модели, но уже работающей на водородном топливе.

Это не первый «топливный» эксперимент Горьковского автозавода. На выставке Comtrans-2021, прошедшей в Москве в сентябре 2021 года, предприятие продемонстрировало сразу два городских водоробуса — способный перевозить сразу 85 пассажиров Citymax Hydrogen и рассчитанную на 22 человека «ГАЗель City». По словам разработчиков, на одной заправке такие автомобили способны преодолевать по 350 километров. Ещё раньше, в марте Группа ГАЗ объявила о начале серийного производства автобусов на сжиженном природном газе и даже поставила первую партию в Челябинск…

Другими словами, разработки и поиски — неотъемлемая часть сегодняшней работы Горьковского автомобильного завода. Это логично, ведь современный мир стремится к высочайшим вершинам сразу по нескольким направлениям, среди которых и автоматизация, и экологичность. Без серьёзной и вдумчивой работы не добиться успеха ни на одном поприще, а для неё нужны профессиональные сотрудники и хорошая база. В 2021 году ГАЗ создал как раз такую: в июле на базе МГТУ имени Баумана открыли укомплектованный лучшим оборудованием инжиниринговый центр для разработок в сфере коммерческого и пассажирского автомобилестроения.

Студенты «Бауманки» — не единственные, кто попадает в фокус внимания ГАЗа. Завод куёт свои кадры ещё со школьной скамьи, создавая в Нижнем Новгороде условия для развития заинтересованности в технике и машиностроении. Например, в городе функционирует детский технопарк «Кванториум ГАЗ», воспитанники которого весной выступили на чемпионате страны по робототехнике, а заодно — проводятся фестивали роботостроения и беспилотных транспортных средств.

Судя по всему, свой юбилей Горьковский автомобильный завод встречает в отличной форме, и не будет преувеличением сказать, что отечественный автопром ждёт от него новых свершений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ГАЗ | газель | история
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: