Репортаж с автозавода «Урал»: новая жизнь в 80 лет

В стране Советов все понимали — нужно инвестировать в прогресс и техническое вооружение. И не только прямыми денежными вливаниями, но и материалами, опытом, обучением кадров и т. д. Ярким примером служит завод Автомобильного московского общества (АМО), который ведёт свою историю с 1916 года. Потом случилась революция, затем властям было немного не до развития промышленности из-за гражданской войны.

А вот с 1926 года предприятие начало развиваться ударными темпами. К началу Великой Отечественной это был завод, оснащённый современным на тот момент оборудованием, где выпускали отличную технику гражданского и военного назначения. В ноябре 1941 года московский завод эвакуировали, рассредоточив производство по нескольким городам. Одним из них стал Миасс. Так зародился Миасский автомоторный завод, впоследствии ставший впоследствии автомобильным.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

Грузовики «Урал» уже во времена СССР славились своей неубиваемостью и проходимостью. Ещё бы, на нужды Минобороны отправляли не абы что, так что конструкторы постоянно совершенствовали технику. После перестройки для многих промышленных предприятий наступили тяжёлые времена. Но никто из российских автозаводов не смог сдвинуть «Урал» с пьедестала лидера снабжения как военной, так и нефтегазовой отраслей.

Да и руководство предприятия не опускало руки. Несмотря на спад спроса на грузовики, на заводе переориентировались на требования рынка и освоили выпуск непрофильной продукции. После непростых 1990-х на производстве создали эталонные участки сборки, сократив затраты и ускорив производительность.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

Современный «Урал»

К 80-летию основания, которое, к слову, будут отмечать 30 ноября, мы приехали в гости на автозавод «Урал». Проезжая по главной магистрали Миасса, сразу понимаешь, что это город машиностроителей. Даже проспект носит гордое название Автозаводцев. Дорога упирается в проходную завода, соединённую с 12-этажным зданием административного корпуса. Под крышей «бегущей строкой» идут объявления о приёме на работу специалистов.

Добираемся до главного конвейера на автобусе. Иначе на огромной территории легко заблудиться. Заходим в производственный цех, и первое, что бросается в глаза — чистота. Внутри довольно шумно, так что нам выдают наушники, в которых и будет звучать голос экскурсовода.

Мы проходим по помещению площадью в 120 000 м2, где расположены 24 поста. На конвейере не  особенно многолюдно, хотя всего на предприятии трудятся свыше 5  тысяч специалистов. Периодически проезжают готовые шасси, но на них, как и на нашу делегацию журналистов и партнёров АЗ  «Урал», рабочие почти не обращают внимания. Тут все сосредоточены на своём деле.

Идёт сборка рам, мостов, кабин и надстроек. Далее вырисовываются черты уже готового шасси, осталось поставить двигатель, коробку передач, провести электроразводку, подключить, чтобы всё взаимодействовало. После сборки автомобиль внимательно осматривают, устраивают тестирование по дорогам, после чего загоняют в бокс для ещё одного осмотра.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

За год завод выпускает свыше 8 000 шасси, на этот год запланировано собрать не менее 8 700 единиц. Всего в номенклатуре предприятия более 300 модификаций серий «Урал Next», «Урал-М», 6370, 9535 и знаменитые 4320. Кстати, капотные кабины для последних планируют убрать с серийного производства в следующем году, оставив выпуск только по спецзаказу.

Ставку делают на бескапотные шасси. Наши постоянные читатели уже знакомы с перспективным направлением завода «Урал» по публикациям с выставок «КомТранс-2019» и bauma-СТТ-2021.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

Поддай газку: газомотороная техника “Урал”

Особое внимание — развитию газомоторного направления. Серийное производство машин, работающих на сжатом и сжиженном метане, стартовало ещё в 2016 году. Пока доступны 8 базовых моделей, на которых «бодибилдеры» монтируют 35 вариантов разных надстроек.

«Я в первый раз на автозаводе «УРАЛ» и приятно удивлён и  масштабами, и планами, и  существующей продукцией, которую мы сегодня увидели. В том числе и газовые машины. Мы рассчитываем на то, что линейка техники «Урал» будет расширяться и в первую очередь на газомоторном топливе, как, например, на природном газе, так и на машинном твёрдом газе. Я думаю, что надёжность машин «Урал» с  каждым годом будет повышаться, наше взаимодействие с  компанией уже длится достаточно долго.

Мы стимулируем друг друга, чтобы техника была надёжной, экономичной и экологичной. Надеюсь, что мы движемся в правильном направлении. По большому счёту те пожелания, которые у нас возникают по результатам эксплуатации газомоторной техники «Урал», производитель всегда учитывает, в том числе это сервисное обслуживание, подготовка персонала. Я рассчитываю на то, что наше сотрудничество с компанией «Урал» будет дальше продолжено, и спасибо за то, что она развивает рынок газомоторного топлива, производит различные виды техники, в том числе немаловажные для нефтегазового комплекса.

Эта техника у нас работает на трассах, помогает и добывать, и транспортировать природный газ», — поделился заместитель начальника управления департамента, курирующего вопросы перевода транспортных компаний на природный газ и вопрос о развитии газомоторного топлива ПАО «Газпром» Александр Михайлов.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

«Газпром» действительно один из ключевых потребителей техники «Урал». Только в одном дочернем предприятии компании, обслуживающем 4 области, с 2018 года эксплуатируют 38 единиц газомоторных автокранов, самосвалов, вахтовых автобусов. Как рассказал представитель уральского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Павел Добролюбов, эксплуатируют машины в тяжёлых условиях. И  только один самосвал Урал-63701 наездил уже свыше 80  тысяч километров. Средняя наработка автокранов на газомоторных шасси — 450 моточасов, а пробег у другой техники — 23 тысячи километров.

«Машины отработали летом на  комплексе по ремонту газопровода, нарекания к данной технике отсутствуют», — резюмировал г-н Добролюбов.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

Перспективы развития автозавода

На заводе уже приступили к выпуску бескапотных шасси с колёсной формулой 6х4. Пока это машины полной массой 27 и 35 тонн, но  в  планах — освоить производство 41-тонника. Наряду с  дизельными грузовиками будут и метановые. Как рассказал начальник отдела маркетинга и коммуникаций Торгового дома АЗ «УРАЛ» Андрей Сабенин, на шасси будут устанавливать уже не только китайские Yuchai с  отечественными ЯМЗ-536, но и абсолютно новую разработку — 537 серию ярославского моторного завода. Это двигатели увеличенного объёма, в которых устранены «детские болячки».

Пока же завод представил только опытный образец нового бескапотника на КПГ. Он проходит испытания, в начале следующего года на него планируют получить ОТТС и затем запустить в серийное производство.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

«Для техники, имеющей большой среднесуточный пробег и большую наработку в моточасах, предпочтительнее СПГ. Это седельные тягачи и технологический транспорт при условии доступности инфраструктуры СПГ. Для техники, имеющей небольшие пробеги либо периодическое использование, конечно, более целесообразно использование компримированного газа. Хотя по своим продажам видим, что всё-таки разделение происходит по доступности инфраструктуры. Там, где есть точки СПГ, там, соответственно, технику берут на СПГ», — дал совет по выбору газомоторных машин Андрей Сабенин.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

Работают на предприятии и по другим направлениям. «Объединённая машиностроительная группа», в которую с 2019 года входит автозавод «УРАЛ», выделяет на его развитие серьёзные инвестиции. В прошлом году их объём составил 1,1 млрд рублей, в этом — уже 2,6 млрд. А на ближайшие 5 лет запланирована программа на 20 млрд рублей.

Всё это позволяет оснастить завод современным оборудованием и  развивать НИОКР. Например, сейчас конструкторы ведут работы по созданию собственных мостов грузоподъёмностью от 7,5 до 16 тонн.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет
АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

«Опытный образец внедорожного моста будет выпущен уже в октябре и пойдёт на испытания. Дорожный мост мы планируем в  первом квартале следующего года и готовы с 2024 года полностью выпускать всё семейство мостов как ведущих, так и не ведущих на предприятии.

Также мы в проект сразу заложили разработку барабанно-ступичной группы, которую будем поставлять на все прицепные заводы. Сейчас они пользуются китайской продукцией. Кроме того, в  проекте предусмотрена модификация и максимальная унификация с автомобильным мостом для строительно-дорожной техники, также входящей в один из бизнесов «Объединённой машиностроительной группы».

Это грейдеры и  погрузчики, выпускаемые в Твери и в Челябинске. Будем модернизировать наше литейное производство, у  нас есть хорошие автоматизированные линии литья по чугуну. Но надо автоматизировать и розлив стали, и последующую обработку, и, конечно, мехобработку и термообработку металлических деталей, плюс кузнечный передел, который на автозаводе отсутствует.

У нас есть партнёр в Челябинске — кузнечно-прессовый завод, куда тоже направим часть инвестиций для производства более качественных поковок», — поделился с нами планами генеральный директор АО «АЗ Урал» Павел Яковлев.

АЗ «Урал»: новая жизнь в 80 лет

Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

газомоторная техника | Грузовик | урал
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: