Вывоз ЖБО. Ассенизатор — в помощь!

Культ потребления обернулся для мирового сообщества глобальной проблемой утилизации отходов, в том числе и ЖБО. Для откачки отработанной жидкой субстанции промышленного и бытового значения созданы специализированные машины — ассенизаторы. Разбираемся, чем выделяются вакуумные агрегаты для вывоза ЖБО среди прочей коммунальной техники и к каким базовым шасси тяготеют «бодибилдеры».

Машина-ассенизатор и её особенности

Специфика предназначения ассенизаторной техники находит отражение не только в конструктивном исполнении, но и в оснащении. Для такого рода автомашин характерна интеграция базового шасси с цистерной, а также комплектация насосным и дополнительным оборудованием.

Львиная доля отечественных образцов снабжена насосами семейства КО в различной модификации российского производства: КО-503, КО-505, КО-510, КО-522. Однако и в них после модернизации доля наших комплектующих зачастую заметно мельчает. Также у компаний-доработчиков встречаются модели, оснащаемые итальянскими насосами типа PNR-122, PVT-200 и PVT-400. Естественно, принципиальной позиции со стороны «бодибилдеров» относительно рабочего снаряжения не существует, большинство из них готовы поставить насосное оборудование любой страны-изготовителя. Главное, чтобы тандем цистерны и насоса был органичным, а точнее, объём резервуара соответствовал параметрам мощности насосного агрегата.

Сами создатели машин-ассенизаторов отмечают, что немаловажной деталью считается и глубина, на которой авто способно вести откачку нечистот. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов и длину гофрированного шланга, а также возможность использования дополнительных всасывающих рукавов. Заключительным штрихом в списке важных элементов специализированной машины станет наличие предохранительного датчика уровня, благодаря которому водитель машины-ассенизатора своевременно получит сигнал о степени заполнения цистерны и предотвратит возникновение форс-мажорных ситуаций.

Инженерный след тянется за ассенизаторами ещё с советских времен, когда пионерами на передней линии утилизации нечистот стали грузовики ЗИС и ГАЗ. Последний, хотя и не стал монополистом сегмента, но до сего дня благодаря энтузиазму «бодибилдеров» сохраняет статус ассенизатора и эксплуатируется в жилых массивах.

ГАЗ-ассенизатор вышел за рамки классического образа — ГАЗ 53 — и трансформировался в современные вакуумные машины на базе шасси ГАЗ 3309 и ГАЗ NEXT. У них объём резервуара с формой круглого сечения для жидких отходов варьируется от 3,5 до 5 м3. При этом цистерны по желанию заказчика могут оснащаться гидравлическим подъёмным механизмом и технологически люком, а также выпускаться с дном с открыванием и без. Чаще всего цистерну к шасси крепят по «плавающему» типу (поясничное крепление) или же используют «технологичную» опору.

Для вакуумной машины разработчики предлагают солидную палитру насосного оборудования: установки семейства КО с производительностью от 210 м3/ч до 480 м3/ч, а также ряд итальянского оборудования марки PNR и PVT с показателями производительности от 740 до 2600 м3/ч. Максимальная рабочая глубина для отечественных вакуумных насосов предусматривает диапазон 4-5 м, для «итальянцев» —порядка 7 м. Мощность насосов также имеет свой порог: для российских этот показатель составит 9-22 кВт, а для «иностранцев» 19-2 кВт.

Вывоз ЖБО. Ассенизатор — в помощь!

Предлагаемые варианты вакуумных агрегатов представлены в не только разной «весовой» категории, но и в градации по времени откачки ЖБО. Так, для отечественных моделей КО интервал составляет 4,5-15 минут, а для итальянских не более 7-10 минут. Как правило, для откачки нечистот в комплекте идут 6-метровые напорно-всасывающие рукава, а вот датчики заполнения устанавливают зачастую опционально.

Что же касается базового шасси, то в зависимости от марки заказчик получает основу с колёсной формулой 4х2, под капотом которой дизельный двигатель ЯМЗ-5344-20 и механическая 5-ступенчатая КП А21R22-1700010.

В профессию КАМАЗ-ассенизатор вступилв лице спецмашины на базе трёхосного шасси с колёсной формулой 6х4 КамАЗ-53213. А сегодня на базе флагманских моделей шасси этого автогиганта интегрируют десятки вариаций ассенизаторов. Излюбленными не только у заводов, но и небольших частных компаний, занимающихся переоборудованием и переделкой, по-прежнему остаются КАМАЗ-65115/43118/53605.

Кстати, производители для КАМАЗ-65115 предлагают цистерны вместимостью от 6 до 15 м3, в то время как собрат КАМАЗ-43118 получил резервуары под отходы объёмом на 8,10 и 12 м3. Вариативность для модельного ряда с индексом 53605 составила 7-12 м3.

Пожалуй, это самое огромное семейство представителей для сбора и транспортировки ЖБО, где наряду с вакуумным насосным оборудованием КО, PNR и PVT типов используются и модели DL, LC. Согласно техническим характеристикам, у насоса DL потребляемая мощность составляет 9 кВт, а производительность достигает 310 м3/ч. При этом система охлаждения здесь устроена по принципу эжекции воздуха, так что он способен работать непрерывно, да еще и на глубине очистки в 5-6 м. Для насоса же LC характерна циркуляции охлаждающего реагента в рубашке охлаждения. Он потребляет 18 кВт и обладает производительностью в 720 м3/ч. 

Внёс свой вклад в коммунальную нишу и ЗиЛ-ассенизатор. В эпоху Советов эти машины массово использовали в секторе ЖКХ. Сейчас же встреча с ними в городах и сёлах скорее редкость, поскольку у единичных производителей в арсенале присутствуют шасси ЗиЛ-433362 и ЗиЛ-494560. И те, кто предлагает ассенизаторы ЗиЛ, оснащают их в основном отечественными насосами марки КО-520, чья производительность составляет 360 м3/ч, а время заполнения резервуара — 5 минут.

При этом сама цистерна имеет объём 5 м3, а предельная глубина, на которую можно погружать 6-метровый шланг, не превышает 4 м. Кстати, в отношении данных машин «бодибилдеры» не заморачиваются по поводу всяческих полезных опций, поэтому стандартно получить можно бензиновый агрегат с мотором на 134 л. с. с минимальным набором рабочих характеристик. 

Наряду с вереницей ассенизаторной техники на шасси российских брендов нередко встретишь на рынке и предложения от любителей экспериментов, которые водрузили цистерны для жидких отходов на рамы JAC, Hyundai, Volvo, Scania и MAN. Правда, оснащение необходимым насосным оборудованием всё также сводится к типовым предложениям производства России и Италии. Так что в пользу какого сделать выбор — вопрос сугубо личных предпочтений и, конечно же, цены.

Вывоз ЖБО. Ассенизатор — в помощь!

Продажа ассенизаторов: что по чём?

На торговых платформах стоимость машин-ассенизаторов коррелируется в зависимости от шасси и насосного оборудования. Играет роль и год выпуска, и период эксплуатации. Для новых агрегатов для откачки ЖБО на базе отечественных брендов цена стартует от 3 000 000 рублей, а на импортные аналоги ставка начинается с 3 800 000 рублей.

У ассенизаторов марки КАМАЗ ценовой коридор начинается с 5 000 000 рублей, а для Hyundai отсчёт приходится на сумму в 3 980 000 рублей. Очевидно, что спецтехника для транспортировки ЖБО с пробегом обойдется дешевле, например, достопочтенный ЗиЛ 1993 года выпуска выставлен всего за 460 000 рублей, а его «собрат» по цеху — Газ 3307 того же года — всего за 210 000 рублей. Так сказать, любой каприз за ваши деньги!

Кстати, вполне можно не мудрствовать лукаво и переоборудовать уже имеющийся грузовик. Умельцы в этой сфере предлагают превратить в ассенизатор дизельный ГАЗ всего за 170 000 рублей, но с увеличением объёма растёт и цена. Для грузовичка ЗиЛ такие метаморфозы обойдутся дороже — до 260 000 рублей, а для марки КАМАЗ такое перевоплощение находится в ценовом диапазоне от 290 000 рублей до 370 000 рублей. Переделать же «под ключ» Hyundai на 4 куба выльется в сумму 230 000 рублей.

Услуги ассенизатора. Сколько можно заработать

В среднем стоимость услуг по откачке септика или ям и резервуаров с нечистотами обходится от 800 ло 1000 рублей в час. Частные предприниматели на форумах говорят, что при полной загрузке, а это не менее 100 заказов в месяц, чистая прибыль за вычетом всех взносов и оплат в небольшом населённом пункте составит порядка 20 000 рублей. В мегаполисах цены на эти услуги выше в полтора-два раза, но и расходы выше.

Однако и там отдельные предприниматели умудряются в год заработать порядка 600 000 рублей. На размер заработка влияет и объём цистерны, поскольку чем выше этот параметр, тем больше вероятность единовременно получить сумму по более выгодному тарифу и грамотно выстроить транспортное плечо доставки ЖБО в места утилизации. В этом бизнесе, по мнению бывалых, хватает конкурентов, поэтому нарабатывать базу клиентов нужно каждый сезон.


Текст: Елена Пузевич

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.