Обычно итоги года подводят ближе к февралю следующего. Но мы решили немного сломать систему и попросили машиностроителей и дистрибьюторов поделиться своими наблюдениями и ощущениями ещё до окончания 2024 года. Итак, каким был этот год и что ожидать в следующем?
… но, к сожалению, не прошло, как в песне Софии Ротару. Экономические потрясения и геополитика наложили свои отпечатки на развитие рынков коммерческого транспорта и спецтехники.
«В этом году, как и в прошлом, на российский рынок коммерческого транспорта оказывали влияние ограничения, связанные с общеполитической ситуацией в мире, что привело к увеличению интереса потребителей к более доступным альтернативам ― автомобилям китайского производства.
Кроме того, в этом году можно отметить растущую потребность бизнеса в транспортных решениях для доставки на „последней миле”. Это поддерживает спрос на малотоннажные грузовые автомобили, такие как Foton, особенно в крупных городах.
C другой стороны, есть сильный сдерживающий фактор развития рынка ― рост ключевой ставки. Сейчас время, когда клиенты выбирают не только лучшее ценовое предложение, но и наиболее выгодное финансирование», ― перечисляет директор по продажам коммерческого транспорта Foton в АО «МБ РУС» Александр Паршутин.
Объём рынка новых грузовиков с января по октябрь 2024 года составил 108 080 единиц, что на 9% меньше уровня прошлого года.
Генеральный директор ООО «РУСТРАНСЧИНА» Александр Стрельников называет значимыми для отрасли санкции и ограничения в отношении России. Они привели к увеличению затрат на импорт и снижению доступности иностранных компонентов. Также эксперт отмечает снижение спроса на грузоперевозки в связи с экономическим спадом в стране и рост курса валют, увеличивший стоимость производства техники.
«Коммерческий транспорт ― это индикатор, отражающий уровень товарооборота в стране, платёжеспособности потребителей и соответствие кредитной политике ожиданиям представителей транспортного бизнеса. Дополнительно свой вклад в устоявшийся в РФ рынок грузовой автотехники внесли китайские автопроизводители, которые одномоментно заполонили рынок РФ, вызвав тем самым его перенасыщение», ― рассуждает начальник центра продаж автомобильной техники ОАО «РИАТ» Сергей Кравцов.
«2023 год показал рекордный рост спроса на самосвальную прицепную технику. Естественно, надеясь на лучшее, мы готовились к спаду. Однако ситуация в начале года превзошла наши ожидания ― рынок просто встал. Потребители ждали благоприятных изменений, но не особо дождались.
Что мы отметили в 2024 году: санкционные ограничения продолжают оказывать серьёзное влияние на рынок комплектующих, повышение ставок утилизационного сбора, повышение ключевой ставки сказываются на продажах. Тарифы на грузоперевозки не увеличились, а техника и лизинг дорожает. Добавляет эмоций острая нехватка водителей», ― добавляет начальник центра продаж прицепной техники ОАО «РИАТ» Ринат Гумиров.
Изменение финансово-кредитной политики ЦБ РФ стало ключевым фактором, влияющим на спрос телескопических и фронтальных погрузчиков, говорит директор департамента маркетинга ГК «Ростсельмаш» Александр Альперин. Ведь строительную и сельскохозяйственную технику приобретают в основном за счёт заёмных средств.
«По телескопическим погрузчикам за первое полугодие 2024 года наблюдается падение спроса на 29%, а по фронтальным ― всего на 12% за счёт всплеска активности в июне из-за информации о повышении утилизационного сбора. В среднем на рынке дорожно-строительной техники спрос уменьшился на 30%.
С учётом того, что это статистика за первое полугодие, а конъюнктура рынка претерпела значительные изменения во втором, думаю, положительных изменений ждать не стоит», ― прогнозирует г-н Альперин.
По данным ассоциации «Росспецмаш», снизилось число реализаций дорожно-строительной техники отечественных заводов. За 9 месяцев 2024 года дилеры поставили на 20% меньше катков, на 25% ― грейдеров, на 29% ― автокранов, на 45% ― экскаваторов и на 46% ― трубоукладчиков. При этом рост отмечен в сегментах экскаваторов-погрузчиков (99%), фронтальных погрузчиков (61%), мини-погрузчиков (26%), бульдозеров (25%) и «телескопов» (20%).
Тревожной ситуацию считают и лизинговые компании, где ощутимо снизилось число сделок. А предметом тех, что происходят, по большей части становится китайская спецтехника.
Что примечательно, на рост рынка в ближайшей перспективе не надеется почти никто из опрошенных экспертов. В качестве причин Александр Стрельников называет низкий спрос на грузоперевозки из-за экономического спада, высокие затраты на топливо и эксплуатацию, а также ограниченность доступности кредитов для покупки новых машин.
Директор по продажам коммерческого транспорта «АВТОДОМ Вешки» Али Дадуев уверен, что рынок LCV ожидает в лучшем случае стагнация, в худшем ― падение, так как на него влияет повышение утилизационного сбора, при условии низких ставок на перевозки.
«В 2025 году рынок спецтехники, по сравнению с 2024 годом, ожидает снижение объёмов продаж от 5 до 15% в зависимости от различных сегментов. Особенно выделяется один продукт — краны-трубоукладчики, здесь прогнозируется снижение на целых 70%, хотя это, скорее, исключение. В большинстве отраслей добычи полезных ископаемых наблюдается сокращение инвестиционной активности из-за уменьшения рентабельности и высоких ставок финансирования», ― размышляет исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов.
От падения рынок коммерческого транспорта удержат увеличение коэффициента утилизационного сбора с 1 января 2025 года и необходимость в освоении бюджетов, выделенных до конца 2024 года, считает Сергей Кравцов.
«В целом замедление рынка грузовых автомобилей вызвано общей экономической ситуацией и осторожностью со стороны бизнеса, который стремится минимизировать инвестиционные риски. Однако всё же интерес к ТС китайского производства повышается. Причина в том, что в условиях ограниченного бюджета предприниматели ищут альтернативные варианты для обновления автопарков, при этом, конечно же, желая сохранить прежний уровень надёжности и комфорта эксплуатируемых машин.
Мы ожидаем, что объём российского рынка малотоннажной техники по итогам этого года покажет рост в районе 10%, а рынок среднетоннажных автомобилей, скорее всего, сохранится на текущем уровне», ― даёт расклад Александр Паршутин.
По его мнению, импульс рынку в следующем году может придать, прежде всего, рост объёма грузоперевозок в сфере онлайн-ретейла. Это потребует увеличения машин в автопарках для доставки товаров на «последней миле». Если экономическая ситуация стабилизируется, продолжает представитель «МБ РУС», то, вероятно, повысится интерес к обновлению ТС. Кроме того, стимулировать рынок может расширение государственных программ поддержки. Однако сдерживающим фактором может стать возможное продолжение повышения ставки Центробанка.
С тем, что уменьшение кредитных и лизинговых ставок оживит рынок, согласен и генеральный директор ООО «СТ Нижегородец» Владимир Гойхман. Он считает, что это достижимо или при снижении ключевой ставки ЦБ, или при выделении субсидии для компенсации финансовых ставок.
«Безусловно, к концу 2024 года рынок LCV замедляется по сравнению с концом 2023 г. В 2023 году мы наблюдали достаточно серьёзный подъём после провального по всем известным причинам 2022 года, когда большинство игроков покинули рынок, а новые ещё не пришли. В 2024 году это замедление темпов роста абсолютно естественно.
Сейчас приобретать автомобиль в лизинг под 25-27%, а то и 30% слишком дорого. Если ставки вернутся в рамки, в которых мы жили несколько лет до конца 2023 года — 9-10%, это будет достаточно серьёзным стимулом для оживления рынка», ― уверен г-н Гойхман.
В настоящее время большинство собственников направляют все свободные средства на продление жизни существующего парка, а не на его обновление, делится видением ситуации Александр Альперин.
«Мы предполагаем, что ключевая ставка ЦБ РФ продолжит расти в 2025 году, следовательно, процентные ставки по кредиту и лизингу будут ещё больше.
Ещё ожидается дальнейшая индексация коэффициентов утилизационного сбора. В связи с этим продажи будут невысокие. Думаем, что рынок в целом расти не будет, но отдельные сегменты вполне могут показать рост, хотя он тоже не будет резким. В общем, высоких продаж не ожидаем», ― пессимистичен Ринат Гумиров.
Помимо перечисленного другими экспертами, Александр Стрельников думает, что благоприятствовать оживлению рынка будут восстановление экономики, рост промышленного производства, увеличение инвестиций в инфраструктуру и логистику, а также внедрение новых технологий, таких как электрические и гибридные грузовики, которые могут стимулировать спрос на более экологически чистые и экономичные транспортные средства.
«На рынок спецтехники могут положительно повлиять несколько факторов. Во-первых, это льготный лизинг с господдержкой, который предоставляется на отечественную спецтехнику, в том числе для „ЧЕТРА”. Во-вторых, появление новых крупных строительных проектов в стране. В-третьих, локализация и создание новых продуктов в Российской Федерации, включая производство строительной техники», ― делится мнением Владимир Антонов.
Одним из важных событий, которое всколыхнёт рынок и ужесточит конкуренцию, можно смело назвать вероятное открытие производств китайской техники в России. В сегменте легковых автомобилей такой пример уже есть ― выпуск кроссоверов и внедорожников Haval. Собственно, и на грузовом рынке модели из Поднебесной взялись собирать предприятия ПАО «КАМАЗ» и группы «Соллерс».
«Что касается локализованного производства LCV и грузовиков, то это перспектива ближайших нескольких месяцев. Автомобили под брендом Sollers производят на территории Российской Федерации с достаточно большой долей локализации. И выпускаемые машины уже являются российским продуктом. Более того, локализовано производство и компонентов, таких как двигатель, коробка передач.
Это уже не перспектива, а реальность. Недавно компания Sollers представила концепцию развития своей продуктовой линейки на ближайшие два года. В планах вывести на рынок около двух десятков моделей грузовых и пассажирских автомобилей, а также автобусов», ― объясняет Владимир Гойхман.
С учётом потребностей российского рынка и растущего интереса потребителей к грузовикам китайских брендов локализация производства в России выглядит вполне вероятной, говорит Александр Паршутин. По его мнению, это стало бы логичным шагом для оптимизации затрат и укрепления позиций на рынке.
Сергей Кравцов думает, что если не перестанут действовать экономические санкции, то локализованные производства техники из Поднебесной появятся не только в России, но и в странах СНГ. Он уверен, что китайская экспансия нацелена не только на РФ, а ещё и на ЕС, рынок которого в разы больше российского. Поэтому сборочные производства будут возводить в европейской части РФ, Белоруссии, Турции или Скандинавии, что зависит от стоимости логистического пути (Шёлковый путь, Суэцкий канал или Севморпуть).
Его коллега Ринат Гумиров добавляет, что китайские производители будут прилагать усилия к тому, чтобы локализовать производство в РФ, получать возврат уплаченного утиля и удерживать ценовое преимущество.
«В Российской Федерации каждый год появляются новые продукты, и ожидается, что этот темп будет ускоряться. Например, компания „ЧЕТРА” выпустила экскаваторы, начинает производить экскаваторы-погрузчики и фронтальные погрузчики, а также горно-шахтное оборудование. Однако отмечу, что ни один из иностранных игроков, таких как Caterpillar, Komatsu, Liebherr и Hitachi, не смог в должной мере локализовать производство дорожно-строительной техники в России так, чтобы эти машины считались произведёнными на территории страны.
Крупные китайские компании также должны будут принимать во внимание требования российского государства, которое стремится обеспечить технологический суверенитет. Тем не менее локализованные продукты могут появляться только в сотрудничестве с российскими производителями, которые знают, как использовать и применять компоненты, произведённые в России. Таким образом, можно ожидать появления локализованных производств, в том числе у компании „ЧЕТРА”», ― рассказывает Владимир Антонов.
Китайские производители уже имеют опыт локализации производства в других странах, напоминает Александр Стрельников. Россия имеет большую потребность в грузовиках и спецтехнике, и локализация производства может помочь удовлетворить этот спрос. Правительство России предоставляет различные льготы и поддержку для привлечения иностранных инвестиций в промышленность, включая автомобильную и спецтехнику, говорит руководитель компании «РУСТРАНСЧИНА».
«При дальнейшем росте утилизационного сбора ввоз техники из-за границы станет менее выгодным, чем размещение производств на территории страны. Когда этот Рубикон будет пройден, начнёт расти локализация.
Возможно, на первом этапе в Россию будут поставлять машкомплекты, чтобы отечественные предприятия их собирали под своим брендом, но сути это не меняет. Производства, даже если начнутся с отвёрточной сборки, постепенно будут локализованы в соответствии с требованиями специального инвестиционного контракта (СПИК)», ― уточняет Александр Альперин.
Валерий Кузьмин, управляющий партнёр ООО «ААА «Траксервис» (официальный дилер MAN, Sinotruk, Isuzu, Hyundai, Ambertruck и JAC)
«То, что мы видим в октябре в качестве рекордного показателя регистраций тяжёлых грузовиков за месяц в текущем году (по данным „Автостат Инфо”, 13 567 единиц техники полной массой свыше 16 тонн), абсолютно закономерно и, по сути, является результатом ажиотажных продаж сентября. Это итог досрочной реализации потребности клиентов, вызванный индексацией утильсбора с 1.10.2024 и дальнейшим повышением цен.
Наиболее существенную долю в этих цифрах регистраций дали именно эти „ажиотажные” машины, которые приобретались клиентами по принципу „завтра будет ещё дороже”, а не потому, что рынок вдруг пошёл вверх и у бизнеса выросли потребности.
Сейчас же наоборот мы наблюдаем резкое охлаждение спроса и падение трафика обращений минимум на 40%, это можно констатировать по всем каналам рекламы как по собственной аналитике, так и исходя из обратной связи, которую получаем от наших лизинговых партнёров.
Поэтому прогнозировать какой-то подъём рынка и дальнейший рост абсолютно беспочвенно, так как все реальные ковенанты рынка стали только жёстче и имеют потенциал на дальнейшее охлаждение. Помимо прогноза на 23% по ставке ЦБ в декабре, не будем забывать об изменениях в налоговой системе с 2025 года: о повышении налога на прибыль до 25%, введении НДС для УСН, планах по изменениям в системе контроля рынка грузоперевозок. Плюс дефицит водителей, рост зарплат и другие проинфляционные факторы.
Если говорить про конец этого года и продажи ноября-декабря, уверен, что мы увидим „падение” с вершины октября на цифры в диапазоне 6000-7000 единиц. Рынок тяжёлой техники (от 16 тонн) не выйдет в плюс год к году ― мы ожидаем 120 000 единиц в итоге с нисходящим трендом далее. Существенным фактором, который способен изменить это глобальное настроение на рынке, является снятие в перспективе ключевых санкционных ограничений, способных снизить инфляцию, снять перегрев и вернуть экономику на „нормальные рельсы”».
Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА»
«Одной из проблем является дефицит персонала в некоторых отраслях, где специализированную технику не приобретали из-за отсутствия возможности её загрузить: не хватало людей для выполнения работы.
Кроме того, наблюдается накопление старых китайских машин, завезённых в 2022–2023 годах, которые дистрибьюторы и дилеры не смогли распродать. Существует несколько причин, по которым эти автомобили так долго остаются на рынке. Потребители накопили критический опыт от использования китайских машин и теперь лучше понимают их качество и отношение китайских производителей к своей дилерской сети в России.
Также отмечу, что в стране не появилось крупных строительных проектов, которые могли бы значительно увеличить ёмкость рынка. Вдобавок произошло снижение рентабельности недропользователей и строительных компаний, что также сказывается на их инвестиционной активности. Ну и, конечно, повышение стоимости денег из-за увеличения ключевой ставки Центрального банка негативно сказалось на инвестициях со стороны потребителей, так как капиталовложения стали дороже».
Текст: Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: