Внедрение АПВГК на дорогах РФ

Согласно плану национального проекта «Безопасные и качественные дороги», до конца 2024 года планируется организация более 750 автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК). Сеть из «весовых рамок» охватит подавляющее большинство федеральных региональных и межмуниципальных дорог. Все подъездные пути к крупным городам будут перекрыты.

АПВГК представляют собой комплекс, состоящий из стальной арки, на которой смонтированы датчики определения скорости, скатности, количества осей и межосевого расстояния, габаритов транспортного средства, фото- и видеокамеры, а также весов, встроенных непосредственно в дорожное полотно.
Таким образом, комплекс позволяет оформлять штрафы за нарушение весогабаритных параметров в удалённом режиме. Причём следует учитывать, что штраф оформляется на владельца грузовика, а  не на грузоотправителя, и  сразу в максимальном размере.

Внедрение АПВГК на дорогах РФ

В настоящее время владельцам приходит большое количество зачастую необоснованных штрафов за перегруз. Некоторые комплексы АПВГК имеют высокую погрешность, которая выходит за пределы допустимой для данного типа средства измерения. В документе «Порядок осуществления весового и габаритного контроля…» для АПВГК предусмотрена погрешность измерения для осей до ±11%, а для общего веса ТС до  ±5%.

Тем не менее даже при таких допусках системы имеют большой разброс измерений на одном и том же автомобиле. В нашей практике был случай, когда один и тот же автомобиль, двигаясь по трассе, на  одном АПВГК получил штраф 200 тысяч, а через час 350 тысяч. Причём он нигде не останавливался, не догружался.

Внедрение АПВГК на дорогах РФ

В связи с этим периодически появляется информация о закрытии в тех или иных регионах пунктов АПВГК в связи с нарушениями при установке и эксплуатации, а ранее назначенные штрафы отменяются.

Внедрение АПВГК на дорогах РФ

Тем не менее стратегическое направление задано, системы будут совершенствоваться и внедрятся дальше.
Уже сейчас водители находят способы «обхода» таких автоматических весов: кто-то ищет другие дороги, кто-то объезжает по полю. Недавно был свидетелем случая, когда водитель включил аварийку и на очень медленной скорости проехал под рамкой. Ходят слухи, что система не зафиксирует вес в таком случае.

Внедрение АПВГК на дорогах РФ

Какие ещё способы обмана можно было бы придумать? В народе популярны различные «глушилки», возможно, и здесь найдут какой-то временный способ. Так же заклеивают номера. По нашему мнению, всё это со временем закончится тем, что государство, собрав информацию о таких способах противодействия, примет ужесточающие меры административного наказания. И водитель, проезжая мимо очередной рамки, встретит доброго инспектора ГИБДД с протоколом.

Бороться с несправедливостью можно и нужно, коллективно оспаривая некорректную работу АПВГК. Но одновременно стоит понять и принять утверждение, что с перегрузами работать нельзя. Это убивает не только дороги, но и отрасль грузоперевозок. Те, кто пытается перевезти побольше и подешевле, ломают и без того низкие тарифы.

Внедрение АПВГК на дорогах РФ
Внедрение АПВГК на дорогах РФ
Внедрение АПВГК на дорогах РФ

Если вы решите возить грузы в  соответствии с нормой и быть спокойным, то я могу посоветовать вам несколько инструментов решения этой проблемы.

  1. Очень распространённым и  дешёвым методом является установка манометров в пневмомагистрали подвески. Нагрузку считают по давлению воздуха либо в тетрадке, либо в голове. Информация о «нулевой» и «полной» точках прибора должна быть заранее записана. Некоторые «продвинутые» манометры проградуированы в  килограммах. Но как с помощью такого прибора рассчитать нагрузку на ось в трёхосной тележке? Ведь у нас в РФ надо контролировать не только нагрузку на тележку, но и на ось. Способ в целом достоверный, пусть и с большой погрешностью и человеческим фактором. Здесь появляется только вопрос о надёжности самого манометра. Погрешность такого измерения ― 500-1000 кг.
  2. Самый надёжный и точный вариант ― автомобильные весы с возможностью поосного взвешивания. Погрешность от 0,5 до 2%, наличие сертификата о поверке и внесение в госреестр средств измерения ― вот главные преимущества весов. Они универсальны и подходят для любого автомобиля. Но в каждую машину весы не положишь, они тяжёлые, их одному не установить, а стоимость ― по 200-300 тысяч рублей.
  3. Программный расчёт в Truckloader. Честно говоря, этот способ я не изучал глубоко и не слышал отзывов. Предлагается расчётным путем получить точное распределение грузов разного типа по длине прицепа. Необходимо ввести достаточно большое количество исходных параметров для расчёта. По моему личному мнению, такая программа имеет право на существование там, где идёт постоянная перевозка однотипных грузов, есть время для обмеров и расчётов. Но смотрите, она даёт одинаковую нагрузку на оси тележки полприцепа. И невозможно учесть текущее состояние нагрузок в процессе перевозки или догрузки в другом месте.
  4. Ещё один хороший инструментальный метод ― штатные датчики нагрузки на ось, которые идут в комплекте с грузовиком. Тоже всё неплохо с этим вариантом. Погрешность составляет 100-500 кг на ось. Но этот способ, как и манометры, подходит только для пневмоподвески. Не на всех моделях он показывает нагрузку на каждую ось. Стоимость дополнительного оборудования системой «от производителя» ― под 100 тысяч рублей. Как калибровать? Нужно диагностическое ПО, ноутбук.
    На некоторых моделях тягачей панель приборов не показывает нагрузки с полуприцепа.
  5. Альтернативой штатным датчикам являются инновационные решения российских и зарубежных производителей ― бортовые системы взвешивания и контроля осевых нагрузок. Плюсом их является мобильность, они показывают информацию в  реальном времени, можно передавать данные на  сервер диспетчеру и владельцу парка.

    Системы достаточно точны ― от 0,5 до 5%. Стоимость с установкой составляет от 35 тысяч рублей, что в десятки раз меньше штрафа. Вам не придется искать весы и ожидать в очереди. Но пока есть один минус — подобные системы не являются средством измерения, так как в РФ на них ещё нет ГОСТа. Согласно дорожной карте проекта «Безопасные и качественные дороги», планируется выпуск технических регламентов в 2021 году.

    Также бортовые весы могут быть установлены в экскаваторы и погрузчики всех типов, что позволит уже грузоотправителю корректно загружать машины.

    Справедливости ради отметим, что метод оценки загрузки «на глазок» по просадке рессор, кузова и шин всё ещё остается неплохой альтернативой всем указанным способам, но страдает субъективностью и низкой точностью. В любом случае выбор за вами.

Текст: Руслан Галеев, генеральный директор ООО «ВЕСА Систем»

Статья опубликована в журнале Грейдер №3 2021

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.