Состояние дорог Красноярска в зимний период
Фото: Евгений Ошкин

Коммунальная техника. Зима подкралась незаметно

Каждую зиму и водители, и пешеходы вспоминают недобрым словом коммунальные службы, которые оказываются не готовы к «внезапно» выпавшему в декабре снегу.

В социальных сетях то и дело появляются сообщения, что уборочной техники нигде не видно.

Хотя до этого во время инспекций руководители специализированных АТП гордо рапортовали, что все машины готовы к уборке, противогололёдные смеси есть в нужном количестве, а где-то вообще заявляют о применении инновационных материалов и решений.

Но, на деле, кроме, пожалуй, Москвы и Питера, рядовой снегопад вызывает транспортный коллапс.

Так что же мешает организациям, ответственным за содержание дорог, приступать к делу во время снегопада или сразу после него?

Ведь даже одна единица современной техники ни позволяет комплексно подходить к уборке: сдвигать снег отвалом, убирать остатки щёткой и посыпать дорожное покрытие реагентом.

«К сожалению, очень часто снегоуборочную технику подбирают по принципу наибольшей дешевизны, а не наибольшей эффективности. По этой же причине парки, зачастую состоят из устаревшей как морально, так и физически техники. В результате страдает качество уборки.

Отсюда вытекает и вторая причина — для парков техники ГБУ типична ситуация, когда из 10 тракторов «Белорус» 4 находятся в ремонте, ещё 4 отремонтировать не представляется возможным, они служат в качестве доноров, нормально работать могут только два.

Возможно, стоит закупать 2-3 единицы более современной и качественной техники», — уверен руководитель управления развития регионов АО «Коминвест-АКМТ» Максим Кораблин.

Снегоуборочная техника на улицах города
Фото: Евгений Ошкин

«Заводы-производители были бы рады наращивать мощности и делать больше единиц коммунальной дорожной техники. Однако основная часть финансирования подобных служб осуществляется за счёт государства, а именно региональных и муниципальных бюджетов.

Что у нас с региональными бюджетами, думаю, никому не нужно объяснять. Зачастую коммунальные службы вынуждены покупать менее качественную технику, которая быстрее ломается и устаревает, потому что денег хватает только на такую технику.

Им важно отчитаться вышестоящему начальству не о качестве, а о количестве закупленной техники, потому что они покупают эту технику не на свои, а на казенные деньги.

«Никто не отменял» и коррупционную составляющую при подобного рода закупках. Поэтому для решения проблемы со снегом и вообще благоустройства дорог необходимо более мощное финансирование со стороны государства и заинтересованность на местах в покупке качественной техники», — добавляет зам. коммерческого директора по маркетингу и PR ОАО «ТОМЕЗ» Дмитрий Жарков.

Но не только в устаревших парках дело. Как мы уже неоднократно писали, текущего финансирования в регионах на содержание дорог не хватает.

Вот и приходится дорожным организациям решать дилемму: обработать сразу несколько километров полностью или добраться до реально сложных участков трассы, где и убрать снег и посыпать лёд.

«Учитывая, что совокупное количество региональных автомобильных дорог на территории Красноярского края составляет порядка 14 000 километров, на одну машину приходится до 100 километров автомобильных дорог.

Произвести обработку дорожного покрытия в один миг невозможно, поэтому для того, чтобы снять напряжение и минимизировать возможность создания заторовых ситуаций, выбраны определённые форматы очерёдности обработки и уборки дорог.

Поскольку в машине запас песко-соляной смеси ограничен, а производственная база находится далеко, дорожники, пройдя по своему маршруту, прежде всего, должны обработать те места, которые являются наиболее опасными. Это крутые повороты, подъёмы и спуски. И уже после этого, обрабатываются все остальные участки», — утверждает заместитель руководителя по содержанию автодорог КГКУ «КрУДор» Евгений Михалёв.

Мнение эксперта: Вред или польза?

Основатель системы сертификации «ЕАС Аудит» Всеволод Погодин
Основатель системы сертификации «ЕАС Аудит» Всеволод Погодин

«Противогололёдные составы не подлежат обязательной сертификации, и некоторые фирмы используют сомнительные по качеству химические смеси под видом реагентов. Их качество часто вызывает вопросы у населения по поводу экологической безопасности для людей, животных и окружающей среды.

Действительно, химические противогололёдные реагенты, используемые для очистки городских улиц, часто отрицательно воздействуют на окружающую природу. Зимой смесь разъедает обувь и лапы животных, у машин появляется коррозия. Весной начинаются «пыльные бури», вызывающие аллергию у людей.

Поэтому к нам в компанию периодически обращаются добросовестные производители противогололёдных реагентов с просьбой сделать добровольную сертификацию продукции.

Квалифицированные специалисты центра проводят детальные аналитические испытания. В протоколе испытаний фиксируют различные показатели: химический состав, физико-математические характеристики, реально ли улучшается сцепляемость. Обычно лаборатория проверяет смесь в течение 5-7 рабочих дней.

По результатам испытаний выдаём добровольный сертификат соответствия ГОСТ Р, протокол сертификационных испытаний, добровольный экологический сертификат. Также мы рекомендуем провести экспертное заключение (ЭЗ), которое оформляется на основании СанПин. Такое заключение подтверждает гигиеническую безопасность продукции, что она не опасна для человека. ЭЗ оформляет лаборатория при Роспотребнадзоре.

Добровольная сертификация повышает имидж товара, продавец сможет документально подтвердить качество и безопасность реагентов. Что касается материалов, то хороший эффект дают антиобледенители с кальцием, они не содержат сильных токсинов.

А также естественные материалы, такие как гранитная крошка.По поводу зарубежного опыта: все северные страны, за исключением России, полностью отказались от экологически вредных реагентов.

Так, в Норвегии под асфальтным покрытием прокладывают тепловые коммуникации, в северной Японии тротуары подогревают электричеством. В Финляндии и Норвегии улицы посыпают гранитной крошкой, которую по весне убирают. Во времена СССР применение реагентов также было сведено к минимуму: основную работу выполняли дворники».

Песок и соль уходят в прошлое?

На привычную в России смесь песка и соли ругаются и пешеходы и водители. Мол, соль хоть и хорошо разъедает снег и лёд, но и портит автомобили. Коррозия на них проявляется быстро в тех регионах, где её активно используют.

Хотя есть и противоположные мнения. Но противники песка и соли находятся в городах, а на междугородних трассах к этим материалам негативно относятся в основном водители легковых авто — в лобовые стёкла прилетают мелкие камешки, содержащиеся в смеси.

«Рассолы подрядные организации краевого Управления автомобильных дорог применяют, но очень мало, поскольку техники для неё немного. Плюс стоит учитывать изменение температуры.

При резком её понижении распределение «рассола» может привести к сплошному гололёду. Поэтому в наших природно-климатических условиях мы предпочитаем применять чистую соль или соль, смешанную с песком.

Не стоит забывать, что стоимость реагентов (кальций хлор, натрий хлор) в 10-15 раз выше чистой соли, а наш бюджет всегда дефицитен.

Почему отказываются от применения песко-соляной смеси в пользу различных противогололёдных материалов? В городской среде песок и прочие фракционные материалы забивают ливневую канализацию, и весной это грозит большими проблемами.

Плюс портят дорожную инфраструктуру и стирают разметку. На краевой же сети автодорог этого бояться не стоит. А обработав поверхность фракционным материалом, даже в случае снегопада, можно обеспечить проезд ещё на несколько часов», — объясняет Евгений Михалёв.

К химическим реагентам тоже много нареканий. В основном, из-за вредного воздействия на соприкасающиеся с ними обувь и шины, а также на организмы людей и животных в целом. Но опять же, речь идёт о густонаселённых городах.

«Мы следим за тенденциями, но в настоящее время по-настоящему эффективной замены песко-соляной смеси на сибирских просторах нет. Наша страна очень большая, и климатические различия в ней колоссальные. Есть регионы, где снег выпадает лишь на несколько дней в году, а в других — лежит 10 месяцев из 12.

Говорить о достоинствах и недостатках противогололёдных материалов нужно относительно конкретных климатических зон. Да, в Швеции и Норвегии не используют песок. Вместо него посыпают гранитной крошкой, которая не делает снег чёрным и не так сильно пылит весной.

Но давайте посмотрим на размеры Швеции и России. Есть ли у нас ресурсы, чтобы засыпать гранитом такую территорию? Не потребуется ли нам для этого сравнять с землёй уральские горы? Это, конечно, шутка, но мы, готовы адаптировать наше оборудование и под гранитную крошку», — считает начальник службы продаж ОАО «КОРМЗ» Павел Цегельников.

Уборка проезжей части спецтехникой
Фото: Евгений Ошкин

«В Финляндии и Швеции дороги содержатся, примерно, так же как и у нас, методика уборки дорог аналогична, но климат у нас все же разный. В Красноярском крае утром может быть плюсовая температура, а к обеду уже серьёзный минус и наоборот.

А в этих странах климат умеренный: ударил мороз — продержался несколько дней и пошло постепенное повышение температуры. Скачков как у нас нет. Нашим дорожникам сложнее даже при выборе материала», — констатирует Евгений Михалёв.

В ряде регионов пробовали взять на вооружение опыт других стран. Даже в Москве начинали посыпать улицы гранитной крошкой, но вскоре от идеи отказались.

«Большинство отечественных моделей распределяющего оборудования не могут работать с твёрдым реагентом, так как не обеспечивают требуемую точность и расход. Дело в том, что они рассчитаны на работу с песком или песко-соляной смесью. Тосненский механический завод (входит в АО «Коминвест-АКМТ») в 2016 году разработал распределитель «Урсус».

Машина оснащена автоматической системой распределения твёрдых реагентов. Он может распределять реагент с точностью дозировки от 5 г/м2. Система управления «Урсуса» позволяет настраивать ширину распространения реагента, например, песко-соляной смеси, в диапазоне от 2 до 12 метров.

При этом оборудование оснащено интеллектуальной системой управления, «Урсус» сам определяет количество реагента в зависимости от скорости движения автомобиля, а на остановках (например, на светофоре) автоматически отключает определение. Оператору необходимо только задать требуемую концентрацию с пульта, размещённого в кабине. Трапецевидный бункер вмещает до 11 м3 противогололёдной смеси», — рассказывает Максим Кораблин.

Поэтому пока наши дороги худо-бедно, но будут посыпать песком с солью. Хотя эксперименты с новыми для России технологиями не заканчиваются.

«В скором будущем некоторые автомобильные дороги у нас будут содержаться так, как, например, в Финляндии. А там значительная часть дорог находится в так называемом уплотнённом снеговом покрове. Это не в чистом виде лёд, он насечён специальным образом, чтобы быть шершавым, таким образом происходит сцепление колёса с дорогой», — обещает Евгений Михалёв.

Коммунальная уборочная техника
Фото: Евгений Ошкин

«Гораздо важнее культура, которую, действительно, нужно если не перенимать, то уж точно воспитывать. В той же Финляндии, например, на улицах, на углах домов, устанавливают таблички, которые информируют водителей о том, когда будет произведена очистка улицы.

В случае, если предупреждение не подействовало, мешающий автомобиль будет оперативно эвакуирован, а водителю придёт штраф. А в Норвегии к уборке снега активно привлекают волонтёров, среди которых и юристы, и бизнесмены и другие уважаемые профессии. Плата за уборку снега — это горячий обед и ужин в передвижной столовой, а то и вовсе памятный значок, но желающие всегда есть», — подчёркивает представитель ОАО «КОРМЗ».

А как у них?

Руководитель управления развития регионов АО «Коминвест-АКМТ» Максим Кораблин
Руководитель управления развития регионов АО «Коминвест-АКМТ» Максим Кораблин

«Использовать зарубежный опыт в нашей стране реально, но это тема для отдельной дискуссии со множеством субъективных мнений.

В Канаде, насколько нам известно, те же проблемы: очень много дорог и небольшие бюджеты. Уборка снега происходит примерно так же, как у нас: снег собирают в валы, потом грузят с помощью шнекоротора в грузовики, далее снег утилизируют на плавильных станциях.

Причём в случае особо сильных снегопадов (для Канады это не редкость, например, в Монреале выпадает до 82 дюймов(!) снега в год) власти предоставляют бесплатную внеуличную парковку всем автомобилистам, чтобы коммунальные службы могли как можно быстрее расчистить улицы.

Тем не менее, Москва и Петербург по климату не очень похожи на Канаду или, например, северную Норвегию — там обычно стоит стабильно морозная зима, температура часто переваливает за -22 градуса. Применять соль в таких условиях не очень эффективно.

Поэтому там стараются убирать снег, делая при этом поверхность максимально шероховатой для увеличения сцепления. Для этого используется фрикционный материал (в основном, гранитную крошку). Такие решения скорее подойдут для наших северных регионов.

В Финляндии, как и у нас, применяют солевой раствор при небольшом минусе, при сильных морозах, когда в соли особого смысла нет, применяют гранитную крошку. Главный секрет успешной борьбы со снегом и гололёдом — большое количество техники, которое появляется в нужном месте в нужное время.

Оперативность уборки возможна за счёт того, что за состоянием дорог круглосуточно следят с помощью разветвлённой системы веб-камер, получая информацию в режиме онлайн.

Кроме того, в Финляндии развит частный сектор в пригородах, и очень многие горожане владеют собственным навесным оборудованием, вроде снежных отвалов, и даже небольшими уборочными тракторами, такими, как Wille. Это также помогает коммунальщикам содержать дороги чистыми».

В помощь дорожникам

Одной из последних разработок инженеров АО «Коминвест-АКМТ» стала система «Мультитрак». Навесное оборудование подключают к гидравлической системе. А в кузов гидрофицированного самосвала КАМАЗ-65115 устанавливают распределяющее оборудование (будь то пескораспределитель или распределитель жидких реагентов).

Оно оснащено специальными складными стойками, для его установки самосвал просто заезжает под него задним ходом, и распределитель оказывается в кузове. Оператору остается только закрепить его с помощью штатного крепежа. Без установки оборудования в кузов автомобиль можно эксплуатировать как обычный самосвал.

Кроме того, компания первой в России начала выпуск шнекового снегоочистителя ША-2200, выполненного по схеме моноблока: шнекороторная «голова», совмещенная с отдельным силовым модулем — двигателем, который осуществляет привод оборудования.

При такой компоновке 100% мощности силовой установки расходуется на работу оборудования. ША-2200 может устанавливаться не только на комбинированные дорожные машины, но и на фронтальный погрузчик. Шнекоротор позволяет очищать от снега полосу шириной до 2,6 метров при глубине снега 130 см.

Облегчить работу дорожным службам призваны и новые разработки инженеров ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод»: боковой отвал для грейдера с возможностью очистки снега за ограждениями, дополнительное крыло на переднем тракторном отвале для очистки снега между столбов ограждений, средний отвал на грейдере с дополнительной задвижкой для очистки остановок общественного транспорта и перекрестков без оставления снежного бруствера, а также скоростной поворотный отвал на универсальной дорожной машине (ДМК).

Мнение эксперта

Заместитель руководителя по содержанию автодорог КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Евгений Михалёв
Заместитель руководителя по содержанию автодорог КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» Евгений Михалёв

«При обильном снегопаде всё зависит от температуры воздуха, от того, какой у нас снег — мокрый, который прилипает к дорожному покрытию и быстро прикатывается автомобилями, или сухой, который сдувает порывами ветра.

Немаловажный фактор — интенсивность движения и скоростной режим. Чем автомобилей больше, тем выше вероятность того, что образуется накат. Многое зависит и от участков автодороги: если это открытая и продуваемая местность, то проблем со снежным накатом там обычно не бывает, а вот в лесной зоне, в населённых пунктах ситуация другая.

Резкое понижение температуры после обильных снегопадов приводит к тому, что снег начинает замерзать и образуется гололёд на дорогах. Планируя свою жизнь, дорожники всегда опираются на прогнозы синоптиков. Патрульная очистка дорог проводится регулярно. Можно даже сказать, что службы работают без перерывов».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Коминвест-АКМТ | КОРМЗ | крудор | реагент | уборочная техника
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: