• ООО «ИНТЕРЛАЙН»
    Узнать больше Свернуть
    Развернуть

    Новосибирская компания ООО «ИнтерЛайн Групп» является поставщиком строительной техники и производственного оборудования из Китайской Народной Республики. На сегодняшний день поставки техники из КНР достигли объема более 200 единиц в год, заметную долю которой, составляют самосвалы, фронтальные погрузчики и автокраны.

    Подробнее Свернуть
  • В поисках комплектующих

    В поисках комплектующих для спецтехники: эксперты отвечают на вопросы

    Прошло полгода после февральских событий. Рынок машиностроения испытал серьёзный шок, но больше всех неприятности коснулись владельцев техники. Её нужно обслуживать, приобретать комплектующие. Запасы оригинальных расходников и других запасных частей у дилеров не безграничны. Параллельный импорт не стал панацеей, аналоги спасают не во всех случаях. Сегодня за нашим виртуальных круглым столом с экспертами мы разбираемся в вопросах обслуживания техники в текущих условиях.

    — Как обслуживать отечественную и иностранную технику, в которой изначально применяли комплектующие зарубежного производства, а сейчас официальных поставок нет?

    Александр Дмитриев, генеральный директор ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов» (ЧЗСА)
    Александр Дмитриев, генеральный директор ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов» (ЧЗСА)

    Александр Дмитриев, генеральный директор ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов» (ЧЗСА)

    «Если говорить о регламентном техническом обслуживании, то, как правило, сложностей не возникает, т. к. практически в каждом случае можно свободно подобрать аналоги расходных материалов. Куда сложнее с ремонтом, где требуется замена оригинальных деталей.

    В этом случае, на наш взгляд, самое простое и быстрое решение при поломке в моменте – это поставка запасных частей через каналы так называемого «параллельного импорта». Однако о сохранении гарантийных обязательств уже речи быть не может. Поэтому потребители, владеющие большим парком техники и системно планирующие обслуживание, не могут быть уверены в надёжности данного способа поставок запасных частей.

    В этом случае единственный путь это размещать разработку и изготовление полных аналогов на локальном рынке. Так, например, ООО «ЧЗСА» уже приступило к освоению опытных партий элементов ходовых систем к бульдозерам японских производителей. Мы уверены, что с учётом ёмкости рынка и степени износа техники спрос на производимые нами ОЕМ-компоненты будет только расти в долгосрочной перспективе».

    Акжан Исаев, директор по продажам ООО «Майнтек Машинери»
    Акжан Исаев, директор по продажам ООО «Майнтек Машинери»

    Акжан Исаев, директор по продажам ООО «Майнтек Машинери»

    «Текущая ситуация, конечно, подталкивает нашу компанию к поиску аналоговых деталей, но пока мы говорим только о незначительной группе запчастей, попавших под санкционные ограничения, так как доступ к эффективным решениям позволяет исключить какой-либо критический дефицит, по крайне мере на ближайшие несколько лет.

    Более того, мы продолжаем официально поставлять комплектующие на рынок. Конечно, разрывы логистических цепочек сильно повлияли на доступность и сроки поставки запчастей, но всё же говорить об остановке поставок пока преждевременно».

    Артём Иванов, начальник технического отдела ОАО «КОРМЗ»
    Артём Иванов, начальник технического отдела ОАО «КОРМЗ»

    Артём Иванов, начальник технического отдела ОАО «КОРМЗ»

    «Всегда есть замена. Я не сталкивался ещё с ситуациями, когда не было бы аналогов комплектующих. Да, бывает, когда детали не полностью взаимозаменяемые, когда невозможно обойтись без изменений в конструктиве смежных узлов. Иногда, приходится проводить доработки, чтобы применить альтернативную запчасть, например, расточку под размеры, разноску отверстий.

    Если это уникальная вещь, которую разрабатывал конкретный поставщик, то тут нужно или изменять узел, или изготавливать альтернативную деталь у стороннего поставщика по образцу. При хороших объёмах таких деталей заводы с радостью берутся за заказ, потому что на этом можно хорошо зарабатывать».

    Игорь Рощупкин, заместитель генерального директора по сервису ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

    Игорь Рощупкин, заместитель генерального директора по сервису ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

    «Даже до отмены официальных поставок на рынке существовали полноценные аналоги альтернативных производителей на ряд запасных частей. Они не были сертифицированы производителем автомобилей, но активно использовались владельцами машин в постгарантийный период. Но, безусловно, это не касалось технически сложных комплектующих, таких как коробка передач, ведущий мост, электронные блоки управления и т. д. В текущих условиях выход закона о «параллельном импорте» позволит обеспечить на рынке РФ те комплектующие, аналоги на которые у нас отсутствуют».

    Петер Иллиг, руководитель отдела сбыта и маркетинга NAF Neunkirchener Achsenfabrik
    Петер Иллиг, руководитель отдела сбыта и маркетинга NAF Neunkirchener Achsenfabrik

    Петер Иллиг, руководитель отдела сбыта и маркетинга NAF Neunkirchener Achsenfabrik

    «Сейчас, в условиях отсутствия оригинальных запчастей, особенно важно соблюдать сроки технического обслуживания, рекомендованные производителем, контролировать уровень масла, использовать правильные смазочные материалы, что позволит продлить срок службы машин без поломок.

    К сожалению, в настоящий момент компания NAF, как поставщик мостов для рабочих машин, сильно страдает из-за санкций против России и Беларуси. Мосты являются важными компонентами техники, а санкции распространяются не только на сами машины, но и на комплектующие к ним.

    В связи с этим мы понимаем стремление производителей техники искать выход из сложившейся ситуации, когда поставка оригинальных комплектующих и запчастей стала невозможной, а машины должны работать. Такое положение дел ещё раз показывает, насколько важна сервисная поддержка на местах. Многие производители машин запрещают своим поставщикам продавать запчасти напрямую конечным потребителям. Всё это приводит к отказу потребителей от западной техники».

    Сергей Бибнев, руководитель отдела активных продаж ООО «БигМашин» (Big Machine)
    Сергей Бибнев, руководитель отдела активных продаж ООО «БигМашин» (Big Machine)

    Сергей Бибнев, руководитель отдела активных продаж ООО «БигМашин» (Big Machine)

    «На рынке в настоящее время очень много аналогов шин от различных производителей, с различными характеристиками, не уступающих шинам с первичной комплектации, в большей степени производства Китая. Но и в них нужно разбираться и понимать, что среди китайских брендов есть шины премиум-качества и «бюджетные» линейки.

    Например, мы уже более 5 лет являемся официальными дилерами премиального китайского бренда Sailun на территории России. В линейке данного бренда есть и строительные, и магистральные, и даже карьерные шины».

    Андрей Лупандин, генеральный директор ООО «ТехАспект»
    Андрей Лупандин, генеральный директор ООО «ТехАспект»

    Андрей Лупандин, генеральный директор ООО «ТехАспект»

    «В случае если в процессе обслуживания техники пришлось столкнуться с ситуацией, в которой не представляется возможным решить проблему путём официальных поставок оригинальных запчастей, стоит обратить своё внимание на альтернативные поставки, коих существует немалое количество.

    К примеру, альтернативные поставки через территории «дружественных» к России стран либо, как вариант, замена оригинальных запасных частей на качественные запчасти-аналоги, произведённые на территории КНР, поставками которых мы активно занимаемся».

    Наталья Машковцева, директор по развитию ООО «Компания «Глобальные ресурсы»
    Наталья Машковцева, директор по развитию ООО «Компания «Глобальные ресурсы»

    Наталья Машковцева, директор по развитию ООО «Компания «Глобальные ресурсы»

    «Проблема замены импортных комплектующих на выпущенной ранее отечественной спецтехнике весьма насущна и актуальна в текущей ситуации и носит масштабный характер. С ней столкнулось уже большинство пользователей спецтехники и решает её каждый, кто как может. Часто ими используются разные эрзац решения, несущие риск аварий. На мой взгляд, решать её эту проблему надо системно и главную роль в её решении должны сыграть именно изготовители отечественной спецтехники. Именно они должны после проведения обязательных конструкторских работ и технического аудита предложить рынку акцептованные со своей стороны варианты и решения, которые позволят быстро и максимально эффективно на ранее выпущенной спецтехнике заменить импортные, вышедшие из строя, комплектующие запчастями, произведёнными на российских заводах. Считаю правильным, запустить программу государственной поддержки производителей, активно действующих в этом направлении».

    — Производители импортной техники и несколько российских заводов предлагают восстанавливать комплектующие. Какие детали можно восстановить, а какие не стоит?

    Сергей Бибнев, Big Machine

    «Восстановление грузовых автошин — процесс, требующий строгого соблюдения технологии. Важно, что для восстановления требуется каркас шины в идеальном состоянии. К сожалению, качество дорог и использование техники в условиях перегруза на территории России крайне редко позволяет сохранить каркас в таком состоянии.

    Поэтому восстановленная шина несёт в себе много рисков, а самое главное — это вопрос безопасности! Несомненно, процесс восстановления автошин благоприятно сказывается на экологии, но, в свою очередь, несёт за собой риски, связанные с безопасностью. Своим клиентам мы рекомендуем экономить на шинах другим способом, который не провоцирует рисков, а именно проводить выездные инспекции автопарков.

    Наши менеджеры несколько раз в год приезжают в парк клиентов, проверяют каждую шину на наличие дефектов, трещинок, измеряют давление, а затем через специальную программу выдают механику или руководителю компании заключение с рекомендациями. По нашим расчётам, при своевременных инспекциях в год на шинах для одного грузового автомобиля можно экономить от 40 тысяч рублей и более».

    Андрей Лупандин, «ТехАспект»

    «Практика восстановления комплектующих к импортной технике существует давно, а именно с начала завоза импортной техники на российский рынок. Из года в год спектр действий, связанных с восстановлением импортных комплектующих, расширялся и достиг определённого уровня.

    Перечислить по позициям, что подлежит качественному восстановлению в российских реалиях, просто физически невозможно, но можно обозначить общую тенденцию по данному вопросу: чем сложнее механизм или узел спецтехники и чем более дорогостоящее и технически оснащённое оборудование для восстановления этих узлов и механизмов, тем меньше шансы качественного восстановления комплектующих».

    Игорь Рощупкин, ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

    «Теоретически восстановить можно любую деталь. Но есть несколько моментов, которые обязательно необходимо учитывать.

    1. Наличие у завода необходимой технологии, которая обеспечит необходимый ресурс, достаточный для определённого периода времени эксплуатации восстановленной детали. Либо вообще существует ли такая технология, способная восстановить материалы, из которых изготовлена деталь.
    2. Если говорить о восстановлении деталей, используемых в системах автомобиля и влияющих на безопасность движения, то после восстановления необходимы испытания автомобиля в составе, гарантирующие данную безопасность. Если испытания это не подтверждают, то восстановление не имеет смысла.
    3. Организовывая восстановление детали, завод в любом случае будет учитывать экономическую выгоду от процесса восстановления. Если предприятию не обеспечить поток дефектных комплектующих для восстановления, то инвестиции в оборудование и технологии восстановления могут быть выше, чем доходы от реализации восстановленных
      изделий».

    Акжан Исаев, «Майнтек Машинери»

    «По сути, услуги по восстановлению узлов и агрегатов давно локализованы как официальными дистрибьютерами импортной техники, так и сторонними цехами. Стратегия развития компетентного дилера предусматривает локализацию таких услуг на все комплектующие, которые, по логике производителя оборудования, подлежат восстановлению в течение всего цикла эксплуатации техники. По этой причине наша компания в первую очередь фокусировала свои усилия на открытии собственного цеха по восстановлению компонентов в России.

    Конечно, перечень позиций, подлежащий восстановлению согласно политике завода-изготовителя, ограничен, прежде всего, по причине критического влияния на рабочие параметры, надёжность и безопасность восстановленных деталей.

    Например, такие детали, как поверхности пар трения золотниковых гидрораспределителей, регуляторов управления и плунжерных пар гидромоторов и гидронасосов, различные клапаны гидросистемы, в которых необходимо обеспечить требуемую точность изготовления; или такие детали, как опорно-поворотные подшипники, которые при высоких нагрузках должны обеспечивать необходимую надёжность и безопасность; или электронные блоки и системы управления разработанные на импортной элементной базе, невозможно локально восстановить с показателями близкими к заводскими. И это далеко не полный список».

    Петер Иллиг, NAF Neunkirchener Achsenfabrik

    «В приводных компонентах основная нагрузка приходится на шестерни и подшипники. Наш многолетний опыт показывает, что со временем в мостах изнашиваются дифференциалы и планетарные передачи, т. е. узлы, которые отвечают за обороты и тягу. Эти компоненты специально разработаны специалистами компании NAF и производятся по нашим чертежам.

    Их замена на неоригинальные запчасти достаточно проблематична и может помочь только на короткое время. Ремонт узла в данном случае заключается в полной замене деталей. Т. е. узел можно восстановить, но заменив старые детали на такие же оригинальные».

    Александр Дмитриев, ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов»

    «Понятно, что острый дефицит оригинальных запасных частей и комплектующих подталкивает на нестандартные решения, лишь бы обеспечить работоспособность техники хоть на какой-то период. Однако, на наш взгляд, дёшево и качественно восстановить такие ответственные узлы, как мост, трансмиссия или двигатель, просто невозможно.

    Ведь этот вопрос неразрывно связан с проектированием запасных частей, изготовлением технологической оснастки и прочее. В конечном итоге стоимость компонентов будет очень высокой с неизвестным результатом по сроку эксплуатации, особенно в условиях интенсивной нагрузки. В любом случае к каждому конкретному вопросу по восстановлению деталей нужно подходить индивидуально, в зависимости от сложности ремонта и доступности технологии».

    Наталья Машковцева, ООО «Компания «Глобальные ресурсы»

    «Прежде, чем выносить подобные предложения на публику, необходимо оценить те последствия, к которым может привести реализация подобных предложений. Восстановленные запасные части комплектующие, конечно же, уступают в качестве новым и оригинальным, а порой это может иметь критическое значение. Это провоцирует возникновение рисков возникновения серьезных аварий или поломок, может привести к разрушению объектов окружающей среды и, что самое страшное, к человеческим жертвам. А делить запасные части на пригодные к восстановлению или не пригодные – всегда будет оставаться чисто субъективным вопросом, так как никаких стандартов в данном отношении не существует. К тому же, одно дело, если восстановительные мероприятия происходят на предприятии-изготовителе какой-либо детали или техники, и совсем другое, если этом занимаются кустарно люди, не имеющие достаточного уровня компетенций. Но серьезным производителям техники обычно некогда решать подобные мелкие проблемы, поэтому и занимаются ими люди, которые порой просто хотят заработать на этом, не неся никакой ответственности за свою деятельность. В данной связи, мое мнение весьма однозначно и заключается в том, что восстанавливать запасные части и комплектующие все же не стоит».

    Артём Иванов, «КОРМЗ»

    «Здесь основная проблема — золотая середина в соотношении «цена-качество». Восстановить можно практически любую деталь, вопрос в целесообразности. Процесс восстановления требует соответствующей технологии и трудоёмкости применения определённых материалов. Чем деталь сложнее и чем больше износ, тем сложнее привести её в состояние «реман».

    До расчёта однозначно вам никто не скажет, что стоит восстанавливать, а что нет. Более того, есть классификатор комплектующих, делящий их по степени важности в узле и по риску выхода из строя. Например, вы решили восстановить детали подвески или рулевого механизма.

    Мы за такое берёмся очень неохотно, анализируем степень риска, потому что грузовик ездит по дорогам общего пользования, и в случае возникновения нештатной ситуации и поломки восстановленной детали могут отказать тормоза, машина может выехать на встречную полосу, перевернуться и т. д. Если конструкторский отдел после анализа даёт добро, то мы восстанавливаем. А так всё индивидуально и требует расчётов».

    — На что обращать внимание при поиске запчастей-аналогов? И вообще, какие элементы можно заменять неоригинальными деталями, а какие не стоит?

    Акжан Исаев, «Майнтек Машинери»

    «Все прекрасно понимают, что производители техники не изготавливают весь перечень комплектующих на своих мощностях, и на рынке существуют так называемые OEM-компании — производители компонентов, используемых в изделии другого бренда. В первую очередь покупатели обращают своё внимание именно на такие компании.

    Однако не многих удовлетворяют сроки их производства, так как поставки OEM-компании в основном ориентированы именно на конвейер, а не на вторичный рынок. Более того, сегодня большинство из них находятся под влиянием санкционной политики в отношении РФ, что практически не позволяет всерьёз рассматривать их как эффективное альтернативное решение.

    В сухом остатке мы имеем доступ к локальным или аналоговым запчастям, но качество и ходимость в разы хуже оригинала и/или OEM, что повлияет в итоге на КТГ оборудования в процессе эксплуатации.

    Если для строительного класса техники локальных и аналоговых производителей запчастей можно рассмотреть как решение, то с горным классом машин всё намного сложнее, поэтому, прежде всего, нужно ориентироваться на оригинальные детали, а уровень их доступности на рынке в перспективе смогут обеспечить только сильные и эффективные дилеры».

    Игорь Рощупкин, ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

    «Как правило, производитель запасной части — аналога сам информирует рынок о том, что это аналог определённой детали к конкретной модели автомобиля. Кроме того, многие производители автомобилей при размещении заказа на запасную часть сами предлагают достойную альтернативу-аналог. В итоге покупатель в случае отсутствия оригинальной запчасти может принять решение о покупке аналога, имеющегося в наличии.

    Часто в случае одновременного наличия «оригинала» и аналога они имеют разную цену, и покупателю предоставляется выбор на его усмотрение. В любом случае, настоятельно не рекомендуется использовать аналог запасной части, если она устанавливается в системы автомобиля, влияющие на безопасность движения, без одобрения производителя транспортного средства».

    Петер Иллиг, NAF Neunkirchener Achsenfabrik

    «Важно учитывать, что при использовании неоригинальных запчастей прекращается гарантия производителя. Обязательно применять оригинальные тормоза и детали тормозной системы. Использование неоригинальных запчастей или сортов масла может повлиять на работу и срок службы машин, для тормозов это особенно критично».

    Александр Дмитриев, ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов»

    «Мы, как один из ведущих производителей ОЕМ-комплектующих, понимаем, что для производства качественных комплектующих необходимо обладать достаточными компетенциями в этой области. Это опыт производства аналогичных запасных частей, наличие собственной конструкторско-технологической базы, техническая оснащённость и наличие действующей системы контроля качества выпускаемой продукции на предприятии».

    Андрей Лупандин, «ТехАспект»

    «Первое, на что стоит обращать своё внимание при поиске запасных частей-аналогов, — это репутация производителя этих запчастей и их поставщиков в России. Например, в Китае существует условно 4 уровня качества производства комплектующих:

    • качество, близкое к оригинальному;
    • качественный аналог;
    • средний уровень качества;
    • некачественные запчасти «гаражного производства».

    Производители некачественных запчастей-аналогов долго не задерживаются на рынке, так как отзывы потенциальных клиентов так или иначе распространяются быстро и широко. Другими словами, в сфере торговли запчастей для спецтехники происходят все те же самые процессы, что и в других группах товаров.

    Что касается дилеммы выбора между аналоговыми и оригинальными запчастями, всё зависит от вашей платёжеспособности, ожиданий в вопросе сроков поставки. Если вышеописанные условия позволяют приобретать оригинальные запасные части, стоит всеми возможными способами акцентировать своё внимание на этом.

    В случае если денежных средств не хватает или завышенные сроки поставки оригинальных запчастей не устраивают, то сперва стоит попробовать способ замены наиболее простых по конструкции запасных частей, например, элементов ходовой части, режущего инструмента, фильтров, элементов кузова и т. д.».

    Артём Иванов, «КОРМЗ»

    «При поиске аналогов целесообразно обращаться на тематические интернет-форумы. Как правило, люди, применяющие замены, дают обратную связь, что подошло, а что нет, что и как себя показало. Если речь идёт о серийной запчасти, то для неё найдётся несколько альтернатив, полностью взаимозаменяемых.

    Но надо учитывать, что современная техника умеет считывать код детали, и бортовой компьютер может не принять неоригинальную запчасть. В этом случае либо ставят «обманку», либо ищут оригинал. Если программно этот момент не отслеживается, то выбор детали остаётся на усмотрение пользователя. Как правило, неоригиналами можно заменить практически всё. Вопрос качества только возникает. Вообще, понятия «оригинал» и «аналог» — растяжимые.

    Есть производитель, а есть упаковщик, собирающий всю машину под своим брендом. И одна и та же запчасть может быть по разной стоимости, но с одинаковым качеством. Те же производители грузовиков не производят сами масла, свечи, фильтры и т. д., но продают созданные другими поставщиками в своих упаковках. Это оригинал, который стоит на 10–30% дороже, чем у настоящего производителя.

    При этом, в поисках детали того самого OEM-поставщика, можно нарваться на ширпотреб. Пример: мы два года назад купили на завод установку плазменной резки Hyperterm и работали на оригинальных расходниках. Кто их на самом деле производит, я не знаю. Пока мы покупали оригинал, всё было хорошо.

    Потом решили попробовать расходники от китайского поставщика. Визуально — один в один выглядят, сами по себе детали несложной конструкции. Но поставили и запороли технику. Пришлось останавливать на месяц. Так что будьте внимательны».

    Сергей Бибнев, Big Machine

    «Для начала нужно определиться с брендом, и это самый важный этап. Появляется много новых неизвестных торговых марок, и если вы раньше не сталкивались с таким вопросом, то определиться будет не просто. Помочь в этой ситуации могут специалисты компаний, много лет работающих напрямую с известными производителями, в том числе и китайскими.

    Как правило, дилеры не только продают шины, но и следят за ними на протяжении всего срока жизни. Благодаря этому они знают продукт, реальные пробеги в различных условиях эксплуатации, благодаря чему могут точно посчитать стоимость 1 километра пробега и дать дополнительные гарантии.

    Следующий этап в подборе шин — это правильный выбор модели шин, так как существует множество классификаций по применяемости шины: это вид дорожного покрытия, тип транспортного средства, то, в какое время года и с какой нагрузкой будет эксплуатироваться шина. В этом помогут высококвалифицированные специалисты, за плечами у которых многолетний опыт, полученный на практике».

    Наталья Машковцева, ООО «Компания «Глобальные ресурсы»

    «Ни для кого не секрет, что аналоги оригинальных запчастей не редко стоят значительно дешевле, особенно если рассматривать ещё и сегмент б/у запчастей, как альтернативы новым и оригинальным. Но известно так же, что подобные аналоги часто обладают, например, меньшим ресурсом. Главным критерием при поиске запчастей-аналогов, на мой взгляд, должна быть цена риска. Должностное лицо, принимающее решение о замене оригинала аналогом, должно оценивать вероятность аварии и осознавать уровень своей ответственности в случае аварийного выхода из строя отремонтированной техники по причине низкого качества или низкого ресурса запчастей-аналогов. Мне невозможно представить такую сумму экономии, которая была бы соизмерима с риском человеческих жертв в результате аварии по причине замены ответственного оригинального узла низкокачественным аналогом».

    — Реально ли приобрести импортные комплектующие «параллельным» импортом? И какова ситуация с гарантией в этом случае?

    Игорь Рощупкин, ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

    «На текущий момент запчасти, поставляемые в РФ благодаря разрешению на «параллельный» импорт, только начали поступать. Их уже можно приобрести на рынке РФ. Но с учётом сложности логистических цепочек, а также мер производителей данных запасных частей, которые стремятся не допустить параллельного импорта, они не дают возможности поставщику выдать гарантию своим покупателям. Возможно, какие-то решения в ближайшее время будут найдены, но пока предоставление гарантии проблематично».

    Петер Иллиг, NAF Neunkirchener Achsenfabrik

    «При использовании неоригинальных запчастей прекращается гарантия производителя. Чем более специфические детали, тем сложнее найти для них аналоги. Что касается мостов NAF, многие компоненты производятся по нашим чертежам сертифицированными поставщиками. Копирование таких специфических деталей никогда не сможет быть точным, т. к. данные по материалам, размерам и допускам недоступны. За каждым компонентом мостов NAF стоит особый подход, который гарантирует функциональность и долгий срок службы этих деталей».

    Сергей Бибнев, Big Machine

    «В текущее время небольшое количество таких шин ввозят на наш рынок, но, как правило, неофициально, и поставки очень нестабильны, поэтому гарантию от завода получить практически невозможно. Так что вопрос по гарантии ложится на плечи компании, которая непосредственно продаёт такую шину, и всё уже будет зависеть от её добросовестности».

    Андрей Лупандин, «ТехАспект»

    «Как известно, «параллельным» импортом называется ввоз товаров без разрешения их правообладателей и официальных дилеров. Существует масса способов осуществить подобного рода ввоз комплектующих, но при этом стоит учитывать, что ситуация с гарантией значительно усугубляется, поскольку заводы-производители не дают никаких гарантий на данные товары».

    Артём Иванов, «КОРМЗ»

    «Приобрести с помощью «параллельного» импорта реально. Другое дело, что есть определённые ограничения. Если сегодня можно что-то завезти через дружественные страны, то не факт, что это получится завтра. Ситуация постоянно меняется, и дать какую-то чёткую стратегию ввоза нереально.

    Конечно, никаких гарантий уже никто не даст. С кого спрашивать? С продавца в России? Вряд ли он отправит её обратно. С посредника? С завода-изготовителя? Тот официально эту деталь в нашу страну не отправлял и никаких гарантий не давал. Надо смотреть на договор поставки и на прописанные условия».

    Акжан Исаев, «Майнтек Машинери»

    «Мы живём в условиях рыночной экономики, и говорить, что «параллельный» импорт не работает, совсем не верно. В то же время нужно понимать, что российский рынок сильно ограничен источниками для параллельного импорта, ёмкость рынка не позволяет перекрыть существующую потребность за счёт, условно, таких стран, как Турция, Казахстан и ОАЭ, так как кратный прирост сбыта в этих странах явно будет выявлен заводами-поставщиками.

    Учитывая это, можно сделать вывод, что нас ожидает так называемый «рынок продавца», когда спрос будет превышать предложение, а «параллельный» импорт сможет покрыть не более 30% спроса.

    Что касается гарантии, тут вся ответственность переходит на покупателя и компетенцию его поставщика. Получить товар «параллельным» импортом с покрытой гарантией от завода практически невозможно. В то же время не стоит забывать о высоких рисках получить копию или так называемый reman (восстановленную деталь) под видом нового товара».

    Наталья Машковцева, ООО «Компания «Глобальные ресурсы»

    «Ответ на этот вопрос я бы разделила на два.

    Первую часть ответа на вопрос посвящу пользователям спецтехники импортного производства. Используя схемы параллельного импорта, под заказ, в небольших объёмах, «через три границы» можно и сейчас привезти в Россию любые комплектующие, но в этих случаях условия предоставления гарантий, наряду с ценами и сроками будут предметом договорённости заказчика и импортёра в каждом случае отдельно.

    Вторая же часть будет касаться ситуации, когда крупному промышленному предприятию для обеспечения бесперебойности сборки производимой техники необходимы материалы, узлы или агрегаты взамен европейских или американских. Эта ситуация сложнее, т. к. главным условием для производителей является предсказуемость условий поставки: сроки, цены, наличие запчастей на рынке, уровень сервиса. Как раз этого, как мы видим сейчас, схема параллельного импорта обеспечить не может.

    Решений может быть два: или начать всё делать самим или найти замену, например, в Китае. Кое-что освоить самостоятельно легко. Что-то сложно, дорого и сопряжено, по сути, с открытием целого нового цеха в рамках имеющегося уже производства, но можно, например, редукторы для грузовых лебёдок или зубчатые венцы для ОПУ. А что-то просто невозможно произвести самостоятельно силами машиностроительного предприятия, например, аналог высокопрочной стали S700/S960. Имея за плечами четырнадцатилетний опыт работы на рынке поставок из Китая, наша компания может помочь решить задачу любой сложности с предсказуемыми срока, ценами и гарантией производителя. Как показывает практика, это решение лучше параллельного импорта и может рассматриваться наряду с импортозамещением».

    — Ряд отечественных заводов освоили производство деталей, подходящих для импортной техники, например, гусеницы, опорные катки, фильтры и т. д. Насколько конструкторы готовы и заинтересованы в освоении выпуска и других аналогов зарубежных деталей?

    Андрей Лупандин, «ТехАспект»

    «Если говорить о заинтересованности наших российских конструкторов в освоении выпуска различного рода аналогов зарубежных деталей, то это имеет место. В первую очередь из-за высокой рентабельности производства этой продукции. Но существует ряд трудностей, связанных с выпуском таких деталей.

    Наиболее значимые из них — это высокая стоимость оборудования для выпуска этих запчастей-аналогов и высокий уровень технологичности этих деталей. Также не стоит забывать тот факт, что, к сожалению, имеет место фактор низкого уровня кадрового потенциала, задействованного при производстве вышеуказанных аналогов зарубежных запасных частей».

    Игорь Рощупкин, ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

    «Ситуация с отказом ряда зарубежных производителей поставлять свои комплектующие в Россию стала своеобразным уроком для многих автопроизводителей в РФ. Те, кто не имел собственных производств или хоть какой-то локализации комплектующих в России, были вынуждены частично или полностью остановить производство автомобилей.

    В силу данных причин заинтересованность в освоении самостоятельного выпуска деталей очень высока. Но препятствием для этого служит необходимость немалых инвестиций и времени для организации производства и освоение технологии».

    Петер Иллиг, NAF Neunkirchener Achsenfabrik

    «Российская промышленность может снова начать производить многие компоненты, которые долгие годы поставлялись иностранными партнёрами. К сожалению, в России были утрачены технологии и сокращены производственные мощности, на их восстановление потребуются годы.

    Чем сложнее комплектующие, тем больше усилий и времени необходимо для налаживания их производства. В настоящий момент лучшим выходом из ситуации было бы налаживание иностранными компаниями производства компонентов в России.

    К сожалению, пока в России отсутствуют материалы для производства и предпосылки для открытия заводов. Вся мировая экономика в последние годы болезненно ощутила, что у глобализации есть и негативная сторона, делающая предприятия более зависимыми».

    Артём Иванов, «КОРМЗ»

    «Начнём с того, что конструкторы вообще не заинтересованы в освоении выпуска аналогов импортных деталей. В этом есть интерес у производств, которые хотят на нём зарабатывать. Если коммерческий отдел завода видит рынок сбыта, то тогда он спускает задачу конструкторам по части разработки. А готовы они или нет, зависит от мотивации и компетенций».

    Акжан Исаев, «Майнтек Машинери»

    «Всё зависит от доступных технологий на локальном рынке. Технически сложные детали из электрической, гидравлической и IT-групп в мире производят буквально в нескольких странах, а на развитие таких технологий требуются десятилетия.

    И, если принимать во внимание текущие разрывы глобальных цепочек, можно сказать, что сейчас это практически невозможно, так как элементарно даже лицензирование софта для производства сейчас недоступно на нашем рынке, не говоря уже о необходимости использования в производстве оборудования, изготавливаемого на основе импортной компонентной базы.

    Ещё один фактор — это ограниченность рынка сбыта таких изделий территорией РФ. Как правило, доступ на внешние рынки таким изделиям ограничивают патентные права заводов-изготовителей. А вкладывать средства в копирование образца, разработку технологии его производства и само производство при ограниченном объёме сбыта не всегда может оказаться рентабельным для производителя».

    — Не раз мы слышали от потребителей китайской техники (не будем называть бренды) рассказы о закупке деталей по каталогу, но по факту они не подходили по посадочным отверстиям или размерам. По какой причине, по-вашему, такое могло происходить?

    Акжан Исаев, «Майнтек Машинери»

    «Эта проблема известна, можно сказать, что это слабая сторона китайских производителей. Мало сконструировать надёжное оборудование, важно организовать систему и структуру послепродажной поддержки, как технико-товарную, так и документальную, на что требуется долгое время. Линейка продукции китайских производителей за последние десять лет расширилась в разы, тем не менее существовавшие проблемы послепродажной поддержки фактически остались на том же уровне».

    Александр Дмитриев, ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов»

    «Многие китайские производители техники и оборудования регулярно меняют поставщиков комплектующих в связи с растущими объёмами производства и в погоне за себестоимостью. При этом технической сопроводительной документации отводится второстепенное значение. Отсюда и проблемы с установкой поставленных запасных частей.

    В связи с этим, единственно разумным решением в долгосрочной перспективе является переход на российских производителей надёжной техники с высоким уровнем локализации компонентов в России. Так, например, наш завод в составе вилочных погрузчиков «СИЛАНТ» уже давно реализует программу по замещению импортных комплектующих на отечественные, не уступающие по уровню надёжности мировым брендам.

    В планах предприятия уже в ближайший год полностью заместить все ответственные узлы и обеспечить технологическую независимость от всего импортного. Повышенный интерес к «импортозамещённым» погрузчикам проявляют не только госзаказчики, но и ведущие торговые сети и крупнейшие промышленные предприятия страны. В планах предприятия выйти на объём производства более 1 тыс. вилочных погрузчиков в ближайшие 5 лет».

    Андрей Лупандин, «ТехАспект»

    «Владельцы китайской техники часто сталкиваются с проблемой подбора запасных частей на свою технику. Действительно, заказанные запасные части могу не подходить по посадочным местам, размерам и другим параметрам. Связано это в первую очередь с китайской спецификой производства техники и её комплектующих.

    В Китае ежегодно открываются и закрываются заводы по производству комплектующих для спецтехники, меняются их владельцы, происходят процессы ребрендинга и так далее, такие случаи исчисляются сотнями. Кроме того, заводы-производители зачастую являются сборочными цехами и сами закупают эти комплектующие.

    Сами по себе заводы тоже отличаются по уровню и классифицируются, начиная от «гаражного» уровня и заканчивая крупнейшими и высокотехнологичными заводами на территории всей Азии. Как следствие, существует прямая зависимость между тем, на заводе какого уровня была приобретена техника, и её дальнейшей ремонтопригодностью.

    Для минимизации ошибок в подборе запчастей для китайской спецтехники стоит обращаться с этим вопросом к настоящим компаниям, которые давно существуют на этом рынке и уже не первый год доказывают свою компетентность в данном вопросе».

    Игорь Рощупкин, ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

    «Основная причина данного явления, на мой взгляд, — быстрое развитие (совершенствование) потребительских свойств автомобилей, которое требует рынок, и желание удовлетворить спрос покупателей. При этом у производителя отсутствует грамотная система управления конструкторской документацией (КД), что не позволяет транслировать изменение КД в эксплуатационную документацию и каталоги запасных частей. Отсутствие достоверной информации у сервисного центра не позволяет ему правильно заказать нужную запасную часть».

    Артём Иванов, «КОРМЗ»

    «Этот момент действительно присутствует. А причина в том, что китайцы очень быстро развиваются и также быстро вносят изменения в конструкцию. То есть та техника, которую они выпускают сегодня, через 2-3 месяца уже неактуальна. Завод уже успел что-то усовершенствовать, изменить и при этом не архивировать свои данные. Они не заморачиваются на счёт документирования изменений в разработках.

    По-хорошему, они должны на технику, которую выпускали в определённый период, иметь на складах те детали, которые к ней подходят. Но для этого нужна классификация комплектующих и присвоение уникальных каталожных номеров. То есть после внесения изменений в конструкцию производитель должен дать новой запчасти другой номер. Я думаю, они к этому придут неизбежно».

    Петер Иллиг, NAF Neunkirchener Achsenfabrik

    «Китайские копии запчастей часто делаются со старых, бывших в употреблении деталей. В связи с этим у китайских производителей нет точных размеров и данных, включая допуски. Также китайские копи-фабрики не имеют необходимого оборудования для производства сложных деталей».

    Наталья Машковцева, ООО «Компания «Глобальные ресурсы»

    «Действительно данная ситуация может иногда происходить. Это связано с тем, что каждый производитель постоянно занимается усовершенствованием своей техники. Постоянно ищет новые конструкторские и технологические решения для улучшения качества и снижения себестоимости своей продукции. И потом внедряет данные решения. Это процесс идет непрерывно. Но создание каталог запчастей обычно идёт после того, как модель техники стала серийной. Поэтому иногда на новых образцах техники могут не совпадать каталожные обозначения запчастей и реально установленные запчасти.

    Поэтому при заказе запчастей всегда важно указывать максимально подробную информацию по машине (год выпуска, заводской номер машины и т. д.).  Если есть сомнения в правильности подбора запчастей. То лучше дополнить заявку фотографиями требуемой запчасти и фото мест установки на машину. В таком случае менеджер сможет подобрать запасные части наиболее качественно и риск ошибки будет минимальным».

    — С тем, что в России отрасль станкостроения находится в упадке, спорить вряд ли кто будет. И львиную долю производимой в нашей стране продукции, в том числе и комплектующих, изготавливают на импортном оборудовании. Но ведь и оно подвержено износу. Каковы ваши прогнозы на этот счёт?

    Артём Иванов, «КОРМЗ»

    «Действительно, парк оборудования на заводах в основном состоит из импортных комплектующих. С выходом их из строя будут либо приобретать оригинальные или альтернативные детали, либо изготавливать самостоятельно.

    Станкостроение — это одна из отраслей промышленности, и если сегодня мы говорим про её возрождение в том или ином виде, то это затрагивает в том числе и изготовление станков. И здесь очень важна поддержка со стороны государства в виде программ, субсидий и т. д.».

    Андрей Лупандин, «ТехАспект»

    «В вопросе изнашивания импортного оборудования, завезённого на территорию РФ с целью дальнейшего изготовления запасных комплектующих для спецтехники, прогноз выглядит следующим образом.

    В конечном итоге данная ситуация отразится на удорожании запасных частей, изготовленных на таком оборудовании, так как запчасти для самого оборудования придётся ввозить тем же «параллельным» импортом или другими подобными способами, что значительно повышает общую стоимость логистики и, как следствие, общую стоимость самого оборудования».

    Петер Иллиг, NAF Neunkirchener Achsenfabrik

    «Есть опасность, что со временем детали будут всё больше изнашиваться. Если оборудование не будет ремонтироваться и обновляться, будет падать качество производимой на этом оборудовании продукции. Будет снижаться конкурентоспособность российских товаров.

    Использование российской продукции за рубежом станет ещё менее вероятным, производство будет ограничено отечественным рынком. Замена импортного оборудования российским представляется малоэффективным: здесь также отсутствуют ноу-хау».

    Акжан Исаев, «Майнтек Машинери»

    «Мы должны понимать, что сильнее всего пострадают наиболее модернизованные производства, те, кто на базе глобальной кооперации работал в технологически новом времени. Тут даже не стоит ждать износа оборудования: нехватка составных деталей практически сведёт к остановке выпуска продукции.

    Но если мы с вами говорим о производстве технологически несложных комплектующих и деталей, думаю, критических прогнозов не стоит ожидать, скорее наоборот, мы наконец-то по-настоящему приступим к выполнению программы импортозамещения, которую безуспешно пытались освоить с 2015 года из-за низкого уровня протекционистской защиты.

    Что касается прогнозов, мировой опыт показывает, что для формирования успешной стратегии импортозамещения необходимы два базовых условия: защищённый ёмкий внутренний рынок и значительные внутренние сырьевые и финансовые ресурсы, чем мы сейчас обеспечены в полной мере.

    Анализ действующих в государствах — членах ЕАЭС программ импортозамещения даёт нам надежду в первую очередь на Казахстан и Узбекистан как страну наблюдателя. В случае успешной стратегии освоения в ближайшие 3 года мы можем получить внутреннюю продукцию ЕАЭС с долей импортных составляющих не более 25%, что позволяет без каких-либо ограничений поставлять её на российский рынок.

    Она, конечно, не будет инновационной, но это только начало долгого пути к полноценному импортозамещению».


    Модератор: Артём Щетников

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    NAF AG | запчасти | КАМАЗ | Китай | КОРМЗ | чзса
    Поделиться:
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Понравился материал?
    Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
    subscription
    Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: