Сибирский ФО: промышленность и техника

«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек». С этой песенкой, созданной ещё в 1936 году, не поспоришь. Странно, конечно, что Лебедев-Кумач не отразил в тексте заслуги строителей, а ведь в годы сталинской эпохи их уже было много. Ну да ладно, из песни слов не выкинешь. Зато можно написать новую про реалии нынешних дней в Сибирском федеральном округе.

Впрочем, это всё лирика. Тем не менее, несмотря на все невзгоды, на строительном поприще поводы для гордости есть. Начиная с этого номера, мы будем знакомить вас с интересными реализованными и рассматриваемыми для строительства объектами в каждом из федеральных округов нашей страны. Ведь где есть стройка больниц, школ, дорог, мостов и других крупных инфраструктурных объектов — там есть и техника, там ездит транспорт, развивается экономика.

Машины разные нужны, машины разные важны

Благо, стереотип о бродящих по улицам сибирских городов медведях и мужичках в телогрейках с балалайками и гармошками уже давно канул в лету. На территории в 4 361 727 км2, что составляет четверть от всей России, активно развивается промышленность СФО и идёт строительство инфраструктурных объектов в городах. Возводят новые микрорайоны с  огромными «человейниками», строят дороги и реконструируют существующие магистрали. Со скрипом, но растёт число школ, детских садов, больниц — строительство в СФО идёт.

«Технику Hitachi Construction Machinery задействовала компания «Дорожная служба Иркутской области» в Тулунском и Нижнеудинском районах при реконструкции и восстановлении дорог и мостов после наводнения в 2019 году. Это три экскаватора Hitachi модели ZX330, по одному – ZX240 и ZX400LCH. Последний использовали в карьере при добыче инертных материалов – песчано-гравийной смеси. С помощью экскаваторов ZX330 и ZX240 выполняли работы по реконструкции дорожного полотна (насыпь, расчистка отводных каналов) и восстановлению насыпной дамбы.
Работы велись оперативно – в режиме ЧС. Соответственно, было необходимо выполнять большой объём задач в сжатые сроки и для этого принимать нестандартные решения», — рассказывает руководитель региональных отделов продаж ООО «Хит Машинери» (официальный дилер Hitachi CM) Антон Гофман.

За последние 10 лет в СФО реализуют проекты строительства газо-химического комплекса, нефтеперерабатывающих заводов, комбинатов и предприятий по производству и переработке различных видов материалов и продуктов. Список инвестпроектов только в активной стадии насчитывает 55 позиций. А уже готовых и ожидающих рассмотрения — ещё больше.

«В наших отделениях Сибирского региона часто покупают самосвалы, фронтальные погрузчики, грейдеры, дорожные катки, мини-погрузчики, экскаваторы-погрузчики и другую технику. Основные направления работы — дорожное строительство, лесная отрасль, коммунальное хозяйство», — делится руководитель «Русбизнесавто» в Красноярске Вячеслав Киселёв.

По его словам, технику приобретали для эксплуатации на строительстве и реконструкции участков автомобильной дороги Р-255 «Сибирь»: Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск; реконструкции аэропорта «Толмачево» (г. Новосибирск) и для «Енисейской Сибири», включающей 15 инвестиционных и инфраструктурных проектов Красноярского края, республик Хакасии и Тувы инвестиционной ёмкостью более 500 млрд рублей.

Над расширением и строительством взлётной полосы в новосибирском аэропорту, при строительстве федеральных и региональных дорог от Алтайского до Забайкальского краёв, в горнодобывающей отрасли и на других крупных объектах страны трудилась также и техника John Deere.

«В первую очередь это автогрейдеры, экскаваторы-погрузчики, гусеничные экскаваторы и бульдозеры, которые хорошо известны нашим заказчикам своей точностью, производительностью и надёжностью.

Эта техника готова выполнять самые сложные виды работ и обеспечивает владельцам целый ряд выгодных преимуществ, а именно снижение операционных расходов, сокращение времени простоя, повышение эффективности планирования, в том числе за  счёт современной системы мониторинга JDLink», — заявляет директор по продажам дорожно-строительной техники ООО «Тимбермаш Байкал» Дмитрий Зимирев.

«Телескопические погрузчики работают на восстановлении инфраструктуры в подтопленном г. Тулуне (Иркутская область), на нефтяных объектах на севере Иркутской области (разработка новых месторождений и формирование инфраструктуры скважин), на ГОКах Красноярского края, животноводческих комплексах Забайкалья и на строительстве объектов альтернативной энергетики в Республике Бурятия.

Подъёмники и вилочные погрузчики Manitou работают на транспортных терминалах и в логистических комплексах, обслуживают высотные объекты и помогают монтажу высотных конструкций», — перечисляет бренд-менеджер направления Manitou ООО «Тимбермаш Байкал» Юлия Зверева.

Большим спросом пользуются на объектах и другие виды подъёмной техники. Например, для постройки стадиона «Енисей» в Красноярске к зимней Универсиаде-2019 компания «Vertex» поставила эксклюзивный подъёмник-«паук» итальянского бренда Palazzani.

«Спрос и вид техники напрямую зависит от поставленных задач и самого объекта. Это могут быть как высотные и  габаритные подъёмники, так и компактная техника с небольшой рабочей высотой. На Омском НПЗ, принадлежащем «Газпром нефти», пользуются большим спросом высотные дизельные машины, так как основным видом работ является монтаж металлоконструкций для строительства эстакад.

А, например, при строительстве торгово-развлекательных центров и для монтажа инженерных сетей спрос будет совсем другим: туда потребуется большое количество манёвренных электрических подъёмников», — рассказывает руководитель регионального направления ООО «Вертекс» Аркадий Турбин.

Необычная техника становится всё более востребованной. Ведь крупные заказчики хотят получить объект в срок, а значит, нужны нестандартные решения. Например, на реконструкции Кудряшовского мясокомбината и на работах по монтажу ленточного транспортёра в одном из новых сортировочных центров «Почты России» применили занятные аналоги импортным машинам.

«Хотя мясокомбинат активно функционирует с 2009 года, но продолжает активно развиваться, открывать новые производственные линии, реконструировать старые и строить новые комплексы. В одном из таких расширений удалось поучаствовать и  нашей компании.

На объекте работало сразу 2 единицы техники: вакуумный захват Arlifter GS-500 для монтажа стеновых сэндвич-панелей и Arlifter SP4, который использовали для монтажа кровельных панелей. Работа с вакуумным захватом не требует специальных навыков или длительного обучения, но техническим специалистам компании приходилось совершать несколько учебных выездов, чтобы наладить эффективную работу с оборудованием.

Если говорить про установку транспортёра на объекте «Почты России», то там работала принципиально другая техника Arlift: мини-кран-«паук» SPX527 грузоподъёмностью до 2,7 тонн. На данный момент это одна из самых востребованных моделей в  России.

Благодаря своим компактным размерам и вариативному двигателю, который может работать как от сети, так и от ДВС, мини-краны могут работать в замкнутых помещениях на ограниченных пространствах, при этом в арендном парке компании есть кран, грузоподъёмность которого достигает 15,5 тонн», — говорит директор по развитию ООО «Арлифт» (бренд ArLift) Дмитрий Буланов.

Вячеслав Киселёв, руководитель «Русбизнесавто» в Красноярске
Вячеслав Киселёв, руководитель «Русбизнесавто» в Красноярске

«Мы стремимся предоставить клиентам все необходимые услуги и сервисы.

Поэтому приобрести технику в нашей компании можно как за собственные средства, так и в лизинг, причём подавляющее большинство машин по-прежнему приобретают именно этим способом. Несомненными преимущества лизинга являются:

• ускоренная амортизации имущества, предусмотренная законодательством РФ;
• возможность расширить бизнес при минимальных единовременных затратах;
• уменьшение суммы налогооблагаемой базы: лизинговые платежи можно отнести на себестоимость и уменьшить налоговую базу для рассчёта налога на прибыль».

Дмитрий Буланов, директор по развитию ООО «Арлифт» (бренд ArLift)
Дмитрий Буланов, директор по развитию ООО «Арлифт» (бренд ArLift)

«Если говорить про вопрос аренды или покупки оборудования, то стоит учесть следующие моменты:

• для того чтобы вся техника функционировала без сбоев, требуется периодическое техническое обслуживание, но подчас у строителей нет на это времени;
• нужно иметь дополнительные места для хранения.

Многим строительным бригадам это просто невыгодно, поэтому аренда, конечно же, предпочтительней. Вакуумные захваты собственного производства компании разработаны с учётом погодных условий нашей страны, отлично справляются со своими задачами как при дожде, так и в условиях низких температур. Все аппараты оснащены пультом дистанционного управления, что позволяет значительно упростить и ускорить монтаж.
Резервный накопитель вакуума гарантирует дополнительную безопасность при проведении работ.

Вся техника нашей компании европейского качества. Вакуумные захваты, например, проходят длительное тестирование на производстве и с 2020 года идут на экспорт в Финляндию. Наше качество — это один из основных критериев, почему клиенты возвращаются».

Сибирский фо

Климат стройке не помеха

Сибирь славится своими морозами, точнее, славилась. В последние годы зимы на большей части довольно тёплые. Однако в северных территориях условия морозов до -50 °С (а  бывает и ниже) природа не отменяла. Поэтому поставщикам нужно было приготовить технику к серьёзным испытаниям холодом.

«Климатические условия СФО достаточно суровы и, несомненно, требуют специальной подготовки техники — использования специализированных жидкостей, комплектации погрузчиков подогревателями (ДВС и  гидравлики), соблюдения рекомендованных условий хранения техники.

Каждая продажа — это «особый» случай для «Тимбермаш Байкал». Кому-то нужна широкая двухметровая каретка, а кому-то 5-тонная лебёдка и захват для труб. Наши специалисты всегда стараются максимально вникнуть в технологические процессы покупателя, чтобы подобрать оптимальный погрузчик и найти решение любой задачи.

В нашей практике был случай доукомплектации с/х погрузчика для работы с тяжёлым горным захватом — колесосъёмником», — рассказывает Юлия Зверева.

В «Русбизнесавто» также зачастую проводят предпродажную подготовку перед отправкой на работу в условиях Крайнего Севера. Да и не только.

«Наши клиенты нередко обращаются к нам с просьбой о доработке техники. В  лесной отрасли — это дополнительные гидролинии на экскаваторы и  фронтальные погрузчики под различное навесное оборудование: бревнозахваты, грейферы и т. д. Для использования техники в районах Крайнего Севера клиент обычно чётко проговаривает свои пожелания в доработке: это и  предпусковые подогреватели, фен-отопители, двойное остекление, подогрев жидкостей.

Также по желанию заказчика ставим доп. оборудование в виде трекеров, маяков, датчиков контроля расхода топлива, давления в шинах, вплоть до тонирования стёкол и аудиоподготовки», — перечисляет Вячеслав Киселёв.

Опциональное оснащение предлагают и пользователям техники John Deere. По словам Дмитрия Зимирева, к стандартным опциям относят предпусковой подогреватель двигателя, подогреватель топлива, термолинию, масла для низких температурных условий, ЗИП, а также различное навесное оборудование: гидромолоты, скальные и усиленные ковши и т. д.

А Vertex при отправке подъёмников на Север оснащает их «зимним» пакетом, в который входят подогрев картера и замена гидравлического масла.

К слову, не все производители выпускают технику с подготовкой к зиме. При этом некоторые предлагают готовые решения уже в базовой комплектации. Например, ООО «ЧЕТРА» перед отправкой свыше 30 бульдозеров на  Ванкорское нефтегазовое месторождение, на строительство высоковольтной ЛЭП на месторождении Сухой Лог и трубоукладчиков для прокладки магистрального газопровода Мессояха-Норильск практически не пришлось ничего изменять.

«Для работы в условиях северных широт почти каждый потребитель предъявляет особые требования к технике. Все бульдозеры ЧЕТРА в  стандартной комплектации оборудованы «северным пакетом» — зависимым и  независимым отопителем, двойным стеклопакетом, предпусковым подогревателем двигателя, применением горюче-смазочных материалов и РТИ соответствующего исполнения.

Более того, компания готова выполнить даже самые нестандартные заказы потребителя. Так, в рамках исполнения запроса клиента была поставка машины сразу с двумя отвалами: механическим прямым поворотным отвалом и полусферой для выполнения разных видов работ на объекте.

Также оперативно был исполнен заказ на машину с механическим тягово-сцепным устройством, с гидролинией для того, чтобы на бульдозер можно было оперативно установить рыхлительное оборудование», — вспоминает директор региональных продаж техники ООО «ЧЕТРА» Сергей Соснин.

Сибирский ФО

Естественно, техника — это сложный механизм, который изнашивается и требует обслуживания. Тем более на крупных инфраструктурных объектах и в суровых климатических условиях нагрузка на рабочие органы машин колоссальная.

«На объекте клиенту всегда важно, чтобы работа не прерывалась ни при каких обстоятельствах. На всех крупных объектах, где действует наша техника, мы организовываем оперативный штаб сервисной службы со складом запасных частей. Одним из таких примеров является проект Омского НПЗ», — заверяет Аркадий Турбин.

У дилера Manitou в Сибири 17 филиалов. Поэтому, по словам Юлии Зверевой, квалифицированные сервисные инженеры могут «дотянуться» до всех, даже до самых отдалённых точек региона. К тому же дилер проводит обязательное обучение операторов техники Manitou по эксплуатации и обслуживанию погрузчиков, помогает избежать ошибок в эксплуатации техники.

«На сегодняшний день на нашем обслуживании находится более 2000 единиц техники и оборудования. Также отмечу наш мониторинговый центр, благодаря которому клиенты могут круглосуточно рассчитывать на качественную сервисную поддержку, в режиме реального времени узнавать о возникающих неисправностях и получать аналитические отчеты с полезными решениями по улучшению работы техники», — дополняет коллегу Дмитрий Зимирев.

Пользователей техники Arlift также приходится обучать работе с вакуумным захватом. Хотя, как говорит Дмитрий Буланов, тут не требуется специальных навыков или длительных курсов. Он также подчёркивает, что, несмотря на то, что вакуумные захваты и мини-краны уже достаточно долго существуют на рынке России, многие компании о них ещё не знают, соответственно, не могут самостоятельно обслуживать технику.

«У ООО «ЧЕТРА» широкая дилерская сеть, которая предоставляет круглосуточное сервисное обслуживание. Сервисную поддержку оказывает как специализированная компания ООО  «СПМ», так и дилерская сеть ООО «ЧЕТРА», в задачи которой входит организация гарантийного и постгарантийного обслуживания и ремонт промышленной техники, а также обучение операторов и снабжение запасными частями.

В частности, в Сибирском федеральном округе располагается 4 сервисных подразделения ООО «СПМ» и 5 сервисных центров дилеров ООО  «ЧЕТРА», — рассказывает Сергей Соснин.
Он также говорит, что их технику берут как в лизинг, так и приобретают за счёт собственных средств.

Для строительства технологических дорог на месторождениях, обустройства нефтегазовых объектов, обслуживания зимников клиенты выбирают бульдозеры ЧЕТРА Т9 и Т11. А  для вскрышных и других работ на предприятиях добывающей отрасли наиболее популярны Т25 и Т35.

«Клиенты в Сибирском Федеральном округе в большей степени предпочитают приобретать технику. Так как машина находится в собственности клиента, он точно знает, в каком она состоянии, соответственно, имеет возможность уверенно планировать выполнение задач. А арендная может подвести, что повлечёт за собой срыв сроков проведения работ и штрафы за это.
Сервисную поддержку указанных машин осуществляет официальный дилер строительной техники Hitachi компания «Хит Машинери», имеющая филиал в Иркутске. На данном этапе она заключается в проведении планового ТО и проводится силами выездных бригад», — говорит Антон Гофман.

В сегменте подъёмной самоходной техники, по словам Аркадия Турбина из Vertex, самыми востребованными стали французские подъёмники Haulotte. Причём при строительстве крупных объектов большей популярностью пользуется услуга аренды подъёмной техники.

Среди моделей телескопических погрузчиков Manitou, как говорит Юлия Зверева, настоящим «хитом» 2020 года стал строительный МТ-Х 1840 с высотой подъёма до 18 метров и грузоподъёмностью до 4 тонн.

Юлия Зверева, бренд-менеджер направления Manitou ООО «Тимбермаш Байкал»
Юлия Зверева, бренд-менеджер направления Manitou ООО «Тимбермаш Байкал»

«Крупные субподрядные организации, которые заходят на объекты не на год и не на два, предпочитают иметь свою собственную технику, опытных операторов, которые «знают» свои погрузчики и умеют выполнять на них все манипуляции с максимальной производительностью. Такие компании понимают, что в итоге такой подход надёжен и выгоден при длительных сроках эксплуатации техники.

Если же речь идёт о краткосрочной помощи на строительной площадке, то в этом случае субподрядчики предпочитают брать технику в аренду. Зачастую они берут её у более крупных подрядчиков. Пока рынок аренды телескопической техники в нашем регионе развит недостаточно, но спрос на такие услуги есть, и в ближайшее время мы ожидаем всё больше предложений в этом направлении.

Мы продолжаем общение со всеми своими клиентами и всегда стараемся получать обратную связь. Со  всей уверенностью можем сказать, что погрузчики Manitou прекрасно показывают себя в работе. Клиенты довольны и дают положительные отзывы. Чаще всего у них уже есть опыт работы с данным видом техники, и им есть с чем сравнивать».

Дмитрий Зимирев, директор по продажам дорожно-строительной техники ООО «Тимбермаш Байкал»
Дмитрий Зимирев, директор по продажам дорожно-строительной техники ООО «Тимбермаш Байкал»

«За прошедший год мы получали обратную связь от наших заказчиков, в основном положительные отзывы, но бывали также и замечания. Мы всегда открыты к диалогу, делаем для себя выводы, постоянно улучшаем свою работу, более комплексно и тщательно стали подходить к запросам и пожеланиям. В феврале 2020 г. мы стали дилерами Wirtgen Group.

Теперь мы предлагаем не только землеройную технику, но  и дорожно-строительную, закрывая весь цикл в дорожно-строительной отрасли, а также расширяем свое присутствие в горнодобывающей отрасли и коммунальной хозяйстве. Безусловно, всё зависит от сроков и объёма работ. Как правило, крупные подрядчики в основном работают на своей технике.

Популярностью также пользуется и финансовая аренда, которую мы предлагаем совместно с John Deere Financial, она является более выгодной, чем обычная аренда».

Был случай

Опытом участия в реализации одного из важных инвестпроектов в СФО поделились и в пресс-службе MAN Truck & Bus. «В конце сентября 2020 года в эксплуатацию ввели автомобильную дорогу напрямую из Омска до Русско-Полянского района. Несмотря на то, что в общей сложности проект был в реализации более 6 лет, строительство дороги началось только в 2018 году из-за нехватки средств регионального бюджета.

Ранее 16-километровая дорога, которая связала Омск с Русской Поляной, частично проходила по территории Казахстана, что вызывало недовольство местных властей, которые намеревались закрыть проезд по старой дороге, тем самым практически удвоив путь жителям этих регионов. Именно поэтому главной задачей региональных властей стало сделать эту дорогу полностью российской, чтобы местные жители могли без проблем пользоваться ей в любое время.

Для помощи в решении важных стратегических задач при строительстве этого объекта в первую очередь рассматривали грузовые автомобили, способные справляться с перевозкой практически любых видов грузов на короткие, средние и дальние расстояния. Так, компания ООО «Сибирский региональный союз» (ООО «СибРос»), которая занималась строительством этой дороги, в 2019 году приобрела 10 новых самосвалов MAN TGS 41.4 8X4 BBS-WW специально для реализации этого проекта.

Несмотря на то, что дорогу строили круглый год, и летом работы сопровождались пыльными ветрами, бурями, зноем, а зимой — сибирскими морозами, метелью и пургой, все работающие на объекте транспортные средства нашего бренда имели стандартную комплектацию, так как справлялись с поставленными задачами даже без специальной доработки. Все грузовые автомобили имеют колёсную базу 1795+2505+1400 мм, а также оснащены двигателем D2066LF41 – 400 л. с. экологического класса «Евро-5».

Грузовая техника, задействованная для строительных работ, обычно имеет высокие ежедневные нагрузки в течение длительного времени и именно поэтому может изнашиваться быстрее, чем техника, задействованная для других целей. Очень важно на регулярной основе следить за исправностью каждого автомобиля в автопарке. Строительные работы проводили в 150 километрах от сервисной станции. За время продолжительной и интенсивной работы не было ни одного гарантийного случая или поломки.

Подготовил Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №1 2021

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.