Аренда спецтехники. Что происходит с рынком в настоящий момент? - iGrader.ru
Трактор Фото: pixabay.com/ru/users/free-photos-242387

Аренда спецтехники. Что происходит с рынком в настоящий момент?

Сложившаяся в последние 2 недели ситуация оказалась стрессовой для любого бизнеса, и аренда спецтехники — не исключение.

Для того чтобы прояснить ситуацию и консолидироваться в сложные времена, Национальная ассоциация арендодателей строительной техники 10 марта 2022 года провела вебинар, посвящённый самым горячим вопросам.

Общая характеристика рынка аренды техники в последние недели

Отрасль, по единодушному мнению экспертов, вступает в достаточно сложные времена.

«Уже сейчас, на основе общения с клиентами и наблюдения за онлайн-заявками, я вижу падение спроса на аренду, — рассказывает директор арендной платформы Transbaza Руслан Горб. — Оно составляет около 25%. Причина, прежде всего, заключается в том, что мысли людей сейчас заняты другими вещами, и это понятно».

В истории российского бизнеса уже были два крупных кризиса: один из них пришёлся на 1998 год, второй — на 2014-й, но у сегодняшних событий есть шанс превзойти их.

«Нынешняя картина поначалу напоминала мне кризис 1998 года, — рассказывает президент НААСТ Валерий Клименко. — Тогда, кстати, все арендные компании сумели пережить сложные времена. Однако теперь будет куда тяжелее: нарушена логистика, прекращены поставки, и нет возможности платить за рубеж».

В такое непростое время лучше всего держаться вместе, считают эксперты.

«Учитывая тот факт, что нынешний кризис будет затяжным, мы должны понимать: сила — в объединении. Если будем разобщены и не станем учитывать интересы друг друга, всю отрасль ждёт провал,» — считает основной партнёр ГК «Спектр» Андрей Бунецкул.

С ним соглашается и руководитель арендной компании «Рентал-Тех» Олег Малаховский.

«Если мы будем держать связь между собой, это поможет и решать проблемы, и не чувствовать себя в одиночестве, — призывает эксперт. — Вместе с тем, нужно держать связь и с клиентами, глубоко разговаривать с ними о сложившейся ситуации, потому что многие, судя по всему, пока не осознают, насколько она серьёзна».

Ранее по теме: «Аренда электроинструмента и средств малой механизации: советы от экспертов»

Эксперты рекомендуют арендодателям воздержаться от серьёзных «поблажек» клиентам: не ронять цены, не отказываться от механизма авансовых платежей и не продлять сроки дальше разумных пределов.

«Кроме того, стоит тщательно проверять клиентов и их платёжки, чтобы не столкнуться с задержками по оплате или хищением арендного имущества», — говорит Валерий Клименко.

При этом уже достигнутых договорённостей или сложившихся партнёрств такие рекомендации не касаются.

«Мы сейчас не отменяем текущие отсрочки, поскольку это влияет на лояльность клиентов, — рассказывает о своей практике генеральный директор компании «ВиРент» Павел Иванов. — Кризисные времена пройдут, а отношения останутся, и это важнее всего».

Курс на Китай: поставки и замещение спецтехники

Главная характеристика сложившейся ситуации — не только наличие логистических проблем, но и отсутствие возможности расплачиваться с поставщиками международной валютой.

«Это означает, что работать мы можем только с теми странами, которые принимают рубли — либо переводить их в юани. С рублями готовы работать, к примеру, Турция и Казахстан, но здесь — своя тонкость: конвертация валют приводит к серьёзной наценке», — разъясняет президент НААСТ Валерий Клименко.

В таких условиях арендным компаниям лучше всего объединяться и делать один совместный заказ из указанных стран, чтобы эта наценка была минимальной.

Ранее по теме: «Санкции 2022 года: чем угрожает России массовый отток зарубежных автопроизводителей?».

Основные надежды многих компаний — и это касается не только арендного бизнеса, но, пожалуй, всех отраслей, вынужденных сейчас размышлять о переориентации, — обращены в сторону Китая.

«Евро и доллары запрещены, однако юани — нет, — говорит региональный менеджер по работе с ключевыми клиентами в России и соседних странах LGMG Europe Андрей Орлов. —  И несмотря на то, что сейчас большинство компаний вынуждены занимать осторожную позицию и ждать дальнейшего развития событий для принятия каких-то решений, китайские производители цен пока ещё не поднимали».

Что до замещения европейских и американских брендов, здесь эксперты видят два основных вектора: переориентацию на восточных партнёров, прежде всего китайских, и реэкспорт.

«В вопросе аренды средств малой механизации мы смотрим в сторону реэкспорта, в том числе через Казахстан, — говорит Павел Иванов. — Дело в том, что большинство российской или даже российско-китайской техники не выдержит профессиональную нагрузку, а значит, не сможет работать в режиме, необходимом для наших клиентов, и потому придётся искать именно реэкспортную альтернативу».

Фатально повышать цены нельзя: ценообразование — самый актуальный вопрос

Эксперты оказались едины во мнении: поднимать цены придётся, однако в этом вопросе нужно соблюсти баланс между необходимостью поддержать собственный бизнес и интересами клиента.

экскаватор, дорожно-строительная техника
Фото: pixabay.com/ru/users/michaelgaida-652234

Цены будут расти по самым разным причинам, в числе которых не только усложнение вопросов логистики или «передел» рынка между поставщиками, пришедшими на смену привычным. Дело и в банальном росте стоимости бензина (а значит, и транспортировки), и в повышении стоимости металла, и в изменениях, которые повлекла за собой глобальная пандемия…

«На самом деле повышение цен на 10–15% обсуждалось с европейскими поставщиками ещё до февральских событий. В числе одной из самых главных причин — тот факт, что за 2 ковидных года в Европе существенно подорожал ручной труд: рабочие активно выходили на забастовки, требовали повышения оплаты — и получали его, как следствие, выросла сама себестоимость производимой в Старом Свете спецтехники и запчастей к ней», — рассказывает директор по развитию бизнеса АО ЛОНМАДИ/КВИНТМАДИ Алексей Килевой.

Таким образом, повышение цен выглядит неизбежным.

«Мы не можем позволить себе низкой ценой убивать свою технику», — говорит директор подразделения строительной техники Komek Machinery Алексей Меняйлов.

С ним соглашаются и другие эксперты.

«Но шокировать клиента нельзя, — считает генеральный директор компании «ВиРент» Павел Иванов. — Мы должны одновременно проявлять твёрдость в процессе поднятия цен — и разумный, пропорциональный подход к ценообразованию».

Именно «пропорциональность» — краеугольный камень сегодняшнего ценообразования.

Привязывать эту пропорцию можно к доллару (к примеру, если курс вырос на 30%, то и цены нужно поднимать на 20–35%), а можно — к необходимостям своего технопарка.

«Каждой компании нужно сейчас определить, сколько запчастей на каждую имеющуюся машину понадобится за год, просчитать процент, который в арендной стоимости приходится на долю запчастей, и уже в соответствии с ним поднимать цены», — рекомендует президент НААСТ Валерий Клименко.

Так, если доля запчастей в вашей арендной составке составляет, например, 25%, то, чтобы сохранить бизнес, на 25% и нужно поднимать стоимость аренды.

«При этом фатальное повышение стоимости сейчас было бы неразумным, — уточняет Олег Малаховский. — Процесс должен быть плавным, причём лучше всего смотреть по загрузке парка — и ждать спроса, ждать сезона работы».

А будет ли спрос? Аренда спецтехники в условиях кризиса

Привычного спроса в условиях кризиса можно и не дождаться.

Несмотря на то, что последние годы, по словам экспертов, для аренды спецтехники и средств малой механизации были достаточно плодотворными, в новой реальности работы может оказаться существенно меньше.

«Компании сейчас массово замораживают строительные проекты, — делится опытом генеральный директор компании «ВиРент» Павел Иванов.—– А значит, и спрос на аренду техники упадёт».

Впрочем, есть территории и отрасли, где всё будет практически по-прежнему.

«На Севере и в Сибири, особенно там, где речь идёт о добыче полезных ископаемых, проекты хоть и встали на временную паузу, чтобы оценить ситуацию, но останавливаться не собираются — а значит, по-прежнему нуждаются в технике», — рассказывает директор по развитию бизнеса АО ЛОНМАДИ/КВИНТМАДИ Алексей Килевой.

трактор

Арендных компаний, по словам г-на Килевого, в указанных местах не так много, а значит, наступивший кризис может оказаться подходящим местом для того, чтобы занять эту нишу.

«Любой кризис — это время для новых возможностей, — подводит итог Олег Малаховский. — Сейчас наступило время, в том числе, для избавления от неликвида. Нужно понимать: масштабирование бизнеса в меньшую сторону — не поражение, а шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперёд».

Читайте также: «Цены на грузовики в 2022 году. Что же будет?».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: