Этап развития гусеничного многоцелевого транспорта

Преимущества гусеничной техники над колёсной в условиях бездорожья и слабых грунтов, заболоченной местности, а также заснеженных районов очевидны. Высокая проходимость машин на гусеничном ходу обусловлена большей площадью поверхности опоры, восприимчивостью к нагрузкам при малом давлении на грунт, а также значительным тяговым усилием и высокой манёвренностью.

То, что есть — не пойдёт

Традиционными недостатками гусеничных машин принято считать низкий ресурс двигателя и ходовой части, большой расход топлива, отсутствие возможности передвигаться по дорогам общего пользования, трудности с техническим обслуживанием и ремонтом, дороговизну запасных частей. Помимо того, отечественный рынок на сегодняшний день не готов предложить универсальную конкурентоспособную технику грузопассажирского типа специального и гражданского назначения. Только демилитаризованные образцы могут похвастаться своей надёжностью, высокой грузоподъёмностью и пассажировместимостью, а также пригодностью для продолжительной ежедневной эксплуатации в экстремальных дорожных и климатических условиях. К сожалению, данные модели гусеничных вездеходов уже морально и физически устарели, новых экземпляров на рынке почти нет, а отсутствие сервисного обслуживания, проблемы с поиском запасных комплектующих и их высокая стоимость превращают использование такой машины в сомнительную авантюру.

Рынок давно требует создания многоцелевого гусеничного вездехода, способного удовлетворить спрос целевой аудитории по перемещению грузов и пассажиров в отдалённых и труднодоступных районах, напрмер, частный сегмент — это использование в качестве личного транспорта для жителей тайги, севера, охотников и рыболовов, для туризма и сферы развлечений; государственный и служебный сегмент — это обслуживание нефтепроводов, газопроводов, линий электропередач, снабжение отдаленных и труднодоступных районов продовольствием, проведение спасательных операций, научных экспедиций.


Спрос рождает предложение, а многочисленные попытки по разработке подобной машины — тому показатель, но ни одна не доведена до конца, а результаты не возьмут на вооружение спасатели и нефтяники. Все результаты — лишь машины для развлечений, неспособные нести службу в суровых условиях.

Рубикон пройден

Однако не перевелись ещё кулибины в России. Разработанный с нуля отечественными инженерами из Казани и Нижнего Новгорода гусеничный вездеход способен закрыть все описанные выше потребности.

Данная разработка, по заверению создателей, сочетает в себе все преимущества гусеничных машин, а также устраняет недостатки.

  1. Запатентованная резинометаллическая гусеница собственного производства, выполненная по схеме закрытого параллельного шарнира с металлическими обрезиненными цельнометаллическими траками и цевочным зацеплением.

    Агрессивный рисунок протектора позволяет достигнуть максимального сцепления с грунтом, а резиновое покрытие даёт возможность передвигаться не только по бездорожью с минимальным повреждением почвенного покрова, но и по автомобильным дорогам. Отличительной особенностью также является большой срок службы гусеницы: более 20 000 км пробега против средних показателей в 5 000 км у гусеничных машин.
  2. Оригинальный стеклопластиковый корпус обладает эффектным внешним видом благодаря плавным линиям корпуса, ремонтопригодный после механических повреждений, герметичен для преодоления водных преград, устойчив в коррозии, обладает низкой теплопроводностью.

    Отличительным недостатком современных гусеничных машин является либо отсутствие корпуса как такового, либо его замена легким тентом, который не спасет от холода и непогоды, или же установка автомобильного корпуса на гусеничное шасси. Всё это неэргономично, затруднена посадка-высадка из транспорта, погрузка и разгрузка грузов. Противостоя этому и приняв во внимание все недостатки гусеничных машин, корпус проектировался именно под эту машину, учитывая все особенности конструкции и руководствуясь идеей использования пространства наиболее эффективно, что позволило добиться большой вместительности для перевозки грузов без потери числа пассажирских мест до 12 человек комфортно на сидениях.

    Корпус изнутри армирован стальным каркасом безопасности, сваренным из труб квадратного сечения. В случае аварии или опрокидывания пассажиры и экипаж надёжно защищены.

    Топливные баки вмонтированы в свободные полости корпуса, а ещё расположены под полом. Машина имеет удобный для транспортировки габарит 2350 мм по ширине, поэтому войдет в любой грузовой автомобиль и прицеп.
  3. Гидропневматическая подвеска позволяет регулировать дорожный просвет, что способствует удобству погрузки, адаптации под дорожные условия и рельефу местности. Более того, имеется возможность регулировать натяжение гусеницы из кабины водителем — это очень облегчает и ускоряет замену и ремонт поврежденного трака. Также за счёт данного вида подвески достигается комфорт при преодолении неровностей и плавность хода, помимо того, вездеход удобно транспортировать на вездеходе или трейлере, снизив высоту клиренса 50 мм от пола.

    В подвеске гусеницы снаружи отсутствуют пружины, амортизаторы и другие устройства, которые в условиях бездорожья легко обмерзают и повреждаются.

    Установка централизированной системы смазки балансиров и катков исключает попадание воды и грязи, так как весь объём подшипников и сальников полностью заполнен.
  4. Дизельный двигатель Perkins и гидромеханическая коробка переключения передач Carraro в поперечной компоновке сагрегатированы за счёт оригинального редуктора, что обеспечивает хорошую развесовку машины, низкий центр тяжести, даёт возможность реализовать эффективный теплоотвод через боковины с радиаторной установкой.

    Двигатель и КПП установлены в центре вездехода за местом водителя и переднего пассажира. Это позволило освободить рабочее пространство в заднем отсеке для пассажиров и груза с возможностью стоять в полный рост, создало доступность обслуживания агрегатов прямо в салоне, включив автономный отопитель, что является огромным плюсом в суровых зимних условиях эксплуатации. Наличие заднего откидного борта позволяет без труда осуществить погрузку и разгрузку, а также без труда демонтировать двигатель и агрегаты на салазках через заднюю дверь.

    Двигатель обладает высоким ресурсом (до 12 000 часов), экономичен, прост и неприхотлив в эксплуатации и обслуживании. Трансмиссия за счёт гидромуфты обеспечивает переключение передач без педали сцепления, плавное трогание с места, имеет механизм реверса — четыре передачи вперед и назад. Отсутствие сложных электронных блоков управления двигателем и КПП снизило риски поломок к минимуму, а для ремонта не требуется специальных знаний и навыков в области диагностики и электроники.

    Собственная конструкции трансмиссии позволяет легко управлять машиной, имеется возможность разворота на месте. Использование гидравлических «мокрых» фрикционов и гидроусилителя тормозов позволило реализовать поворот машины без использования педалей (их просто нет).

Статья опубликована в журнале Грейдер №2 2019

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.