строительная техника
Фото: agro-pack.com.ua

Рынок аренды стройтехники 2019: как жить дальше?

При формировании собственного парка техники, арендные компании в России предпочитают импортные модели. 72% покупают для последующей сдачи внаём новую технику зарубежных брендов, почти 42% — инвестируют в приобретение бывших в употреблении иностранных машин. На новую отечественную тратят деньги лишь почти 14% компаний, а на подержанную — 4,65%. Таковы результаты опроса, проведённого «Национальной ассоциацией арендодателей строительной техники» («НААСТ») среди своих участников.

Есть ли выход из стагнации?

У 30,23% парк техники превышает 100 единиц. От 50 до 100 машин владеют 18,6% компаний, ещё столько же обладают 10-30 предметами аренды. Почти 21% опрошенных имеет 30-50 единиц и чуть более 11% — мелкие игроки с парком менее 10 машин.

Парк арендных компаний в России

«В опросе участвовали 138 компаний, которые действительно занимаются арендой и их интересует развитие рынка. И вот результат: 46% считают, что рынок развивается, 33% — что ситуация не меняется, а 20% — что рынок сокращается. Если сложить 20 и 33, то получается, что большинство уверены в стагнации рынка. И я согласен с этим мнением, зная цифры по многим фирмам — рынок не прирастает. А если прирастает, то за счёт цены», — сообщил президент НП «НААСТ» Валерий Клименко.

Многие компании, которые пытались зайти на рынок аренды, зачастую, покупали несколько единиц техники и… прогорали.

«Арендный рынок, если вежливо сказать, является слаборазвитым и нестабильным. В связи с этим, спрос на многие виды оборудования очень быстро меняется от минимального до максимального и очень быстро перегревается. За последние 20 лет я могу привести очень много примеров такого перегрева рынка. В 2007-2008 годах на пике бума строительства на рынок вышло очень много компаний, которые сдавали в аренду генераторы. Сейчас, конечно, этот рынок очень слабый, скукожился, и эти компании с рынка ушли. Другой пример — рынок экскаваторов-погрузчиков. Опять вспоминаю 2007-2008 годы, эта техника была на каждом углу, она окупалась за 9 месяцев. И очень быстро с 2009 года этот рынок затух. Эти машины и сейчас есть
в парке арендных компаний, но окупаемости это нет. Спрос не тот. На телескопические погрузчики меняется тоже очень быстро спрос», — приводит аргументы директор ООО «Фортрент» Григорий Гриф.

Одной из весомых причин сложной ситуации на рынке эксперты называют короткий строительный сезон. А с октября до мая арендные компании едва сводят концы с концами. Решением может стать пополнение активов оборудованием, которое можно сдавать зимой: отопители всех типов, котельные, генераторы, обогреватели, трансформаторы и т. д. Хотя есть примеры, когда арендные компании идут ещё дальше и задействуют совсем не имеющие отношения к строительству товары.

«Два года мы уже сдаём горнолыжное снаряжение. Таким образом, в зимний период мы зарабатываем деньги на зарплату и содержание. Сотрудники у нас все заняты, потому что мы понимаем, что хуже нет, когда они слоняются без дела», — поделился руководитель ООО «Оренпрокат» Андрей Хвалёв.

Ещё одна проблема, которая влияет на доходность арендных компаний, вытекает напрямую из сезонности строительного рынка.

«Строительство — процесс цикличный. Он состоит из нулевого цикла, когда подрядчик выходит на земельные работы. Сразу возникает потребность в землеройной технике. Следующий этап в строительстве — это, как правило, бетонные работы, заливка фундаментов, колонн. Здесь потребность в опалубке, в оборудовании для бетонирования. Затем подрядчик выходит на возведение каркаса, стен, кровли. И тут уже требуются гидравлические и мачтовые подъёмники, леса. И опять же, специфика России — очень часто в каком-нибудь отдельно взятом регионе, при наличии финансирования, все строители компании одновременно выходят на определённый цикл работ.

И, опять же, возникает перекос в спросе оборудования. Всем в один день нужны экскаваторы, затем всем в один день нужны машины для бетонирования, и мы не можем обеспечить равномерную загрузку нашему парку техники», — рассказывает г-н Гриф.

Поэтому эксперт рекомендует иметь в арсенале оборудование, которое необходимо на всех стадиях строительства: бытовки, генераторы, все виды погрузчиков для сопровождения строительства.

Наполняем парк техники

Как мы уже говорили в самом начале, арендные компании предпочитают наполнять свои парки импортной техникой. И в основном, новой. Причин тому много, но основная — экономическая. Да, новая машина стоит дорого. Но коэффициент окупаемости у неё выше, правда, при условии покупки в лизинг.

«Некоторые компании, как говорится, считают быстро, «на коленке». То есть, машина недорогая, в аренду она стоит вот столько. Они ведут не совсем корректный расчёт. Опять же, если мы работаем с б/у машинами, это говорит о том, что ведущие строительные компании России такую технику арендовать у вас уже не будут. Это достаточно серьёзная причина. Это говорит о том, кем вы себя видите на этом рынке. Или вы работаете в розницу с субподрядчиками, которые «убивают» машины, которые достаточно нестабильны в оплате техники за аренду, потому что они поработали там какой-то период и легко могут закрыть свою компанию вместе со своими долгами», — поясняет директор ООО «Вертекс» Дмитрий Панькин.

По его расчётам, новый 12-метровый электрический подъёмник стоимостью почти 1 639 440 рублей при покупке за наличные за 3 года принесёт прибыль 1 192 561 рубль (с учётом затрат на страховку, ТО и уплату НДС), а остаточная стоимость составит 1 295 158 рублей.

Коэффициент окупаемости равен 75%, при этом доходность за 3 года составит 67%. Если приобретать б/у технику этой модели, то первоначальные вложения составят 600 000 рублей. За 3 года прибыль составит 428 719 рублей (с учётом затрат на страховку, ТО и уплату НДС), остаточная стоимость — 300 000 рублей. Коэффициент окупаемости при этих условия равен 89%, а доходность за 3 года — 44%.

Подсчёты при условии покупки в лизинг немного отличаются, так как там срок не 3 года, а 5 лет. Авансовый платёж составит 327 888 рублей, а общая сумма покупки за 5 лет вместе со страховкой обойдётся в 1 925 194 рубля. Прибыль за 5 лет будет равна 1 528 120 рублей (с учётом затрат на страховку, ТО и уплату НДС), коэффициент окупаемости — 96%, а доходность за все 5 лет — 60%.

«То есть, имея 600 000 рублей наличными, мы можем купить не один, а два электрических подъёмника. Прибыль составляет 1,5 млн рублей за одну машину. То есть, если мы покупаем два подъёмника, то эта прибыль уже составит три миллиона рублей. Соответственно, наша компания работает именно по такому принципу. Мы немного денег направляем на приобретение машин за наличные, в основном покупаем в лизинг. Таким образом, наращиваем арендный парк.

Ежегодно прибавляем где-то от пяти до семи миллионов евро, наши инвестиции идут в аренду», — резюмирует г-н Панькин.

К слову, большинство крупных арендных компаний предпочитают иметь в парке сразу несколько недорогих одинаковых машин. Это связано с проблемами в сервисном обслуживании. Не всегда на складе дилера есть нужная запчасть, не всегда механик готов сразу вылететь к месту эксплуатации техники. А за простой техники арендатор платить не хочет, поэтому компания начинает нести убытки.

«Это факт: за последние пять лет качество строительного оборудования снизилось, даже у мировых ведущих брендов качество техники за последние годы, мягко говоря, упало. При этом ценовая политика производителей тоже меняется. Очень часто мы сталкиваемся с внезапным увеличением цены на 5-10%. Здесь играют роль проблемы с санкциями. Сейчас на американское оборудование на 30% цены выросли. Другая проблема — сроки поставок. Они могут составлять и 6, и 9 месяцев. Соответственно, эти проблемы мы тоже должны учитывать», — говорит Григорий Гриф.

Но тут есть ещё немаловажный, особенно для новичков, нюанс — какими видами оборудования наполнять арендный парк.

«Нужно учитывать количество единиц, покупательскую способность, географическое расположение, приоритет в развитии регионов. Вот на собственном опыте расскажу. Как известно, подъёмное оборудование — это очень привлекательно для всех арендных компаний. И полтора года назад у нас тоже было хорошее предложение о приобретении б/у подъёмников. Мы проанализировали свой рынок: конкуренции нет, ниши свободные, мы будем первыми. Закупили подъёмники, сделали полное ТО, поменяли колёса, новые аккумуляторы, но загрузка у нас на них составляет порядка 40%. То есть, очень низкая. И вот мне потом опытные коллеги по рынку задали 3 вопроса: строятся ли у нас складские терминалы, торговые центры, мосты и развязки? И ничего из этого у нас не возводят. Поэтому мы часть подъёмников выставили на продажу, потому что им нет применения. Вот не учли развитие нашего региона», — привёл пример Андрей Хвалёв.

Советы бывалых

Директор ЛК «Спектр» Виктор Бунецкул
Директор ЛК «Спектр» Виктор Бунецкул

«Когда ты завязан на одного поставщика, то у тебя немного вариантов. И, наверное, правильным будет иметь хотя бы двух поставщиков. Не обязательно 50/50, а хотя бы 70/30. Всё-таки должен быть один флагманский бренд. Но чтобы дилер не расслаблялся, должна быть здоровая конкуренция и по сервису, и по стоимости запчастей, и по времени реакции, и по стоимости техники. Покупка 5-7 брендов тяжёлой техники выливается в очень большие затраты. А два бренда — это баланс, когда ты можешь получать все преференции от поставщика и, соответственно, работать над стоимостью отдельной машины.

Пожаротушение — очень важная тема. Были случаи, когда горела очень дорогая техника. Если у вас установлена система пожаротушения, то стоимость страхования будет ниже. Она окупается буквально за три года. А если в лизинг берёте на 5 лет, то вы обязаны страховать машины каждый год по высокому коэффициенту. Поэтому мы ставим на всю технику систему пожаротушения.

Стоимость владения — это ключевой момент при выборе бренда. То есть, когда делаете сравнительные таблицы, обязательно запрашивайте стоимость владения у всех поставщиков. Все мы прекрасно понимаем, что у достойных дилеров посчитано, рассчитано. Здесь главное понять, кто как считает. И лучше всего, на основании всего, что вы соберёте, составить свою таблицу, ещё раз разослать, чтобы поставщики её заполнили. Там должна быть стоимость полного технического обслуживания и обязательно предупредительные ремонты. Немаловажная часть — сервисная поддержка, реагирование, стоимость нормо-часа. Все эти параметры нужно считать».

Советы бывалых

Генеральный директор ООО «Вертекс» Дмитрий Панькин
Генеральный директор ООО «Вертекс» Дмитрий Панькин

«Какие требования выдвигают лизинговые компании, когда вы с ними начинаете выстраивать отношения? Первое — к компании не должно быть никаких претензий со стороны взыскательных органов. То есть, ваша отчётность должна быть достаточно белой для того, чтобы нормальные компании смогли с вами начать работать. Чем больше вы показываете доход вашей компании, чем больше вы платите налоги, тем выше будут ваши лимиты по лизингу.

Поднимайте вопрос возможности пролонгации, потому что никто не отменял сложные периоды строительства в России. Мы все прекрасно помним времена, когда в какой-то момент стройки просто тормозились и строителям переставали платить деньги. Сейчас лизинговые компании идут навстречу и с ними можно заключить по самоходным подъёмникам лизинговый контракт примерно на пять лет. Чтоб вы понимали, что ещё несколько лет назад они больше трёх лет не давали. А сегодня готовы вести диалог о «пять плюс два». При таком раскладе в период владения вы можете достаточно неплохо зарабатывать и это снижает ваши риски.

Теперь, вопрос о поставщиках. Однозначно скажу, что нужно работать с производителями, которые присутствуют непосредственно в России, у кого достаточное количество запчастей и самой техники в наличии. Должна быть собственная сервисная служба, они должны уметь оперативно реагировать на какие-то гарантийные случаи. Если производитель не имеет в России хотя бы той части, которую я перечислил, с ним связываться, как минимум, достаточно рисково. Вам могут наобещать очень много, дать очень хорошую цену и повышенную гарантию, лишь бы вы что-то купили. Но в итоге, когда речь доходит до дела, вы начинаете самостоятельно импортировать запчасти и технику. Помимо того, что вы будете вкладывать свои средства в первоначальный взнос, вы должны заплатить 20% НДС на ввозе, утилизационный сбор, пошлину. Мы сталкивались с тем, что производитель говорит, мол, пришлите нам запчасти в Европу и мы оценим гарантийный случай или негарантийный. А машина тем временем у нас простаивает на объекте. И вот, вы сидите и ждёте, когда производитель решит. Соответственно, время идёт, идёт простой, вы не получаете свою прибыль, а они там изучают. Может пройти месяц, два, три. То есть, риски достаточно большие.

Я всех призываю покупать новые машины, потому что стоимость владения ниже, стоимость денег более привлекательна, чем при приобретении б/у машины, остаточная стоимость значительно выше.

То есть, после эксплуатирования техники вы продаёте и можете выручить 30-40% от той цены, за которую вы эту машину покупали, и получить часть средств на первоначальный взнос. И таким образом вы запустите цикл формирования арендного парка.

Озаботьтесь возможностью дистанционного отключения техники. Наши машины оборудованы специальными датчиками. Если компания, которая у нас машину арендует, не платит деньги, то мы спокойно дистанционно со смартфона в любой точке России можем отключить машину. Это достаточно эффективное средство помогает нам контролировать дебиторку».

Текст: Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

анализ | аналитика рынок | аренда | аренда спецтехники | дорожно-строительная техника | рынок | строительная техника
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: