Bobcat B780 — стальной резидент с 70-процентной локализацией

С появлением особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане концентрация производственных площадок, связывающих свои надежды с экспансией российского потребительского рынка, заметно увеличилась. Кто мог подумать, что по прошествии более чем трёх десятков лет знаменитый бренд Bobcat не только обретёт в России известность, но и статус резидента с нешуточной локализацией.

Тонкости договорных обязательств, приведших стороны к взаимовыгодному бизнес-контракту, остаются для общественности коммерческой тайной. Однако шанс увидеть сборочное подразделение и, собственно, сам новоиспечённый образец совместного труда — Bobcat B780 — уже само по себе уникальное явление.

Лишь единицы из числа промышленных предприятий готовы показать родные пенаты без напускного лоска и прочей мишуры, а также с почином поддержать формат общения «без галстуков» в кругу производственного истеблишмента. Именно таким запомнился пресс-тур на завод ЕлАЗ, где здоровые коммерческие амбиции, помноженные на благоприятный промышленный климат, воплотились в долгосрочное партнёрство.

Колыбель локализации Bobcat B780

Путь в промышленную елабужскую агломерацию из самого сердца Сибири — Красноярска пролегал через территорию протяжённостью более чем 4 250 км. Ни задержки рейса, ни пересадки, ни утомительный перелёт, ни даже внезапные капризы перезимья не помешали стать свидетелем запуска проекта, к которому шли обе компании не один год.

В отличие от предыдущего опыта создания СП с американской авто корпорацией General Motors у Елабужского автомобильного завода и Bobcat всё сложилось удачно.

А как же иначе? Здесь не первый год собирают экскаваторы-погрузчики Tarsus, правда под маркой ELAZ-BL. Арсенал станочного оборудования насчитывает не один десяток модификаций, да и производственная площадь в 65 000 м2 позволяет наращивать объёмы.

И хотя регион «прописки» для универсального представителя сегмента строительной техники не был случайным, открытие сборочного производства в стенах промышленного комплекса ЕлАЗ проходило по особому сценарию — с максимальной локализацией российских комплектующих в составе производимого образца техники — Bobcat B780.

Вот только сами процессы сборки и тестирования готового продукта изначально предполагают соответствие европейским канонам. Для тестовых машин предусмотрен прогон с полной загрузкой по специальной системе. К примеру, те машины, что ЕлАЗ сделал в апреле-мае 2019 года, до сих пор проходят эксплуатационные испытания в чешском подразделении, и для пущей убедительности, что всё работает правильно, уже наработали порядка 1000 часов.

Конечно, пока для нового направления не типично понятие «производственная страда» и линия работает на малых нагрузках. Однако представители компании с уверенностью заявляют, что готовы увеличить объёмы в любой момент.

Сейчас на всех операциях задействовано менее десятка человек, работающих в односменном режиме, и ещё один на подхвате.

Именно через эти девять пар рук проходит масса различных сборочных операций. Оказывается, на линии нет случайного персонала, все работники обучены специалистами компании Bobcat и имеют специальный допуск. Никто другой не вправе заменить их на рабочем месте даже по доброте душевной. Такой подход к организации труда не типичен для российского менталитета, но для многих является эталоном производственного этикета европейской модели промышленности.

Зато отношение к безопасности у обеих компаний одинаковое, поэтому оказавшись по ту сторону заводской проходной, участники пресс-тура прошли инструктаж и получили СИЗ. И только потом отправились в самое сердце промышленного автогиганта — цех, где наладили сборочное производство российской версии экскаватора-погрузчика Bobcat B780.

Каждая смена — новый экскаватор-погрузчик

На появление группы людей в ярких жилетах персонал, казалось бы, не реагировал. В повседневном ритме кипела работа. Лязг металла, гул станков, рокот узлов и «пение» инструмента на все голоса знакомо звучали в унисон, навеяв неизгладимые воспоминания о трудовых буднях на предприятии белорусского автопрома. Только в стенах этого завода всё было иначе…

Вдоль и поперёк в «кварталах» с обрабатывающим оборудованием где бетонной, а где мощёной металлической плиткой вилась на удивление чистая (насколько это возможно на производстве) и сухая лента проходов. По всему периметру участков стояли мусорные контейнеры с маркировкой разделения ТБО.

При столь плотном соседстве станков и линий механообработки удивило отсутствие нагромождений стружки, масляных подтёков и луж эмульсии на рабочих местах, мокрых опилок на полу. Не было и намёка на традиционные для некоторых предприятий смог и едкий запах гари. Кругом варили, шлифовали, резали, точили, а в воздухе абсолютно не чувствовалось знакомого концентрированного привкуса затхлости.

Наоборот, всё было неожиданно опрятно и аккуратно: в падающих из окон лучах дневного света не танцевала пыль, а стеллажи, столы, инструмент и оснастка выстроились словно по линеечке каждый на своих местах. Аккурат такой увидела я линию сборочного сектора Bobcat.

Шесть постов, где ведутся определённые технические операции и буквально под рукой размещены секционные шкафы и тумбы с запчастями разного калибра, основной рабочий инструмент, стенды и модульные стойки для хранения разногабаритных комплектующих. А чуть поодаль — узкоколейка с вереницей специализированных тележек, на которых расположились частично собранные экскаваторы-погрузчики.

К слову, в распоряжении персонала узлы и механизмы отечественных марок: от металлоконструкций и кабины, что изготовлены здесь же, до остекления, пластика, гидроцилиндров, систем вывода выхлопных газов, кондиционирования, электропроводки, шин, патрубков, рукавов, элементов интерьера и экстерьера.

В общем уровень локализации партнёры довели до 70%. Правда профиль для изготовления каркаса кабины доставляют из-за кордона, ибо аналогов, соответствующих запросам разработчиков пока не нашлось ни в России, ни на просторах СНГ. Впрочем, иностранное происхождение имеют мосты и трансмиссию (Carraro), а также двигатель (Perkins).

По словам представителей Bobcat, ежедневно с конвейера сходит одна полностью готовая единица техники. И это продуктивно, если учесть, что в штатном режиме всё собирается вручную при помощи электроинструмента и средств механизации абсолютно без участия каких-либо роботов.

На десятки любопытных взглядов сборщики не обратили внимания — каждый продолжал делать свою работу. Кто-то возился с основными узлами, кто-то монтировал механизмы в каркас машины, а кто-то доводил до ума на последнем этапе очередной экскаватор-погрузчик.

Bobcat B780.Близкое знакомство

Мешать персоналу в наши планы не входило, поэтому экскурсия по сборочному участку прошла на одном дыхании и заняла примерно час или полтора. Самым запоминающимся для меня моментом стала демонстрация рабочих возможностей Bobcat B780.

Белая стальная «рысь» массой 8700 кг не спеша дефилировала по узорному снежному насту, демонстрируя параметры вылета передней стрелы с 1,1-кубовым ковшом обратной лопаты. Затем маневренно развернулась и словно пятясь назад под звуковой сигнал оповещения обратного хода, выкатилась на исходную. Встала как вкопанная на опоры, упёрлась передней навеской в снежную твердь и пустила в ход экскаваторное оборудование. Промерзший грунт, снег, а затем и вода со льдом податливо сползали в ковш металлической руки. Машина усердно снимала пласт за пластом, выгружая содержимое ковша на белое покрывало.

В такие минуты кажется, что нет ничего проще, чем управлять подобной техникой, но не тут-то было. Когда предложили примерить на себя роль оператора некоторые стушевались, а я решилась. Сразу скажу, что последняя подобная авантюра завершилась без происшествий. Однако тогда удалось посидеть за баранкой трактора МТЗ, да и то по чистой случайности.

А тут было бы сущей глупостью упустить такой шанс. Кстати, в кабине спокойно вместились на пару с оператором. Он выступил в роли координатора, а я заняла его место. Сердце от волнения бешено колотилось, ноя включила зажигание, поддала газу и поехала. Как ни странно, но удобное сиденье и подвеска практически поглощают вибрации при движении. В отличие от трактора «Беларусь», техника мягко идёт по запорошенной снегом насыпной грунтовой дороге и менее болезненно реагирует на ухабы и ямы.

Несмотря на то, что погода ухудшалась на глазах, опробовать технику в деле взялись ещё несколько человек. А тем временем остальные обсуждали начинку машины. В стандартной комплектации для этой модели разработчик использовал автоматическую коробку передач марки Carraro с функцией PowerShift и турбированный дизельный 4-цилиндровый силовой агрегат Perkins 1104C-44T стандарта Евро-2 мощностью 100 л. с. Кстати, именно судьба стального «сердца» экскаватора-погрузчика в последнее время была у многих на слуху.

Прагматичный сценарий для Bobcat B780

Что касается слухов, то весть о частичном изменении функционального наполнения данной модели, оказалась правдой. С 2019 года на российскую версию Bobcat B780 по-прежнему ставят Perkins. Хотя с 2020 года на смену импортного силового агрегата должен был прийти отечественный аналог. Пока этого не произошло, но, по словам, производителя, проект в самом разгаре реализации.

Ранее официальной информации о марках-претендентах, которые бы могли стать новым «сердцем» для экскаватора-погрузчика Bobcat не афишировали. Зато теперь всё стало на свои места, и разработчики признались, что замена двигателя — серьёзный инженерный шаг, над которым в тандеме сейчас работают чешские и российские специалисты. В первой половине года вполне можно ожидать выпуск тестовых моделей с другим двигателем для эксплуатации внутри предприятий как в Чехии, так и на ЕлАЗе. Старт производства именно коммерческих машин аккуратно датируют исходом 2020 года. А новым силовым агрегатом заявлен именно дизельный мотор Cummins, выпускаемый СП «КАММИНЗ-КАМА».

Как оказалось, это единственный вариант, который рассматривают обе стороны. К сожалению, модификация стального агрегата, который рассматривают вместо Perkins, чуть великовата по мощности — буквально на 10 л. с., однако этот излишек, по словам производителя, вполне укладывается в допуски. Такой аргумент обязывает вести инженерную работу по интеграции двигателя с системами охлаждения и гидравлики. Так что проект не так стремителен в своей реализации, как может показаться на первый взгляд. Стало известно, что из-за внедрения нового двигателя меняются: немного по производительности радиатор и регулировка гидравлики для увеличения пропускной способности как раз этих 10 л. с. Значимых же конструктивных изменений не предвидится. Скажется ли смена силового агрегата на розничной цене техники для рынка, пока неизвестно. Однако Cummins чуть дороже из-за производительности, но и этот нюанс компания собирается решить в обозримом будущем.

Текст и фото: Елена Пузевич

Статья опубликована в журнале Грейдер №2 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.