После ухода западных брендов китайская спецтехника стремительно начала занимать ключевые позиции на российском рынке. Однако одной лишь поставки машин из-за рубежа уже недостаточно. Производство на территории РФ позволяет снизить логистические издержки, ускорить сервис, получить доступ к господдержке и укрепить промышленный суверенитет. В 2024–2025 годах эта тенденция перешла от намерений к реальным проектам.
После 2022 года акценты промышленной политики сместились: если раньше речь шла преимущественно о «промышленной сборке», то теперь ставка делается на углублённую локализацию, включающую выпуск основных компонентов — от шасси до гидравлики.
Ключевой документ — стратегия Минпромторга РФ по развитию машиностроения, обновлённая в 2024 году. Согласно документу, к 2027–2029 гг. планируется довести уровень локализации техники и компонентов, поставляемых на внутренний рынок, до 80%. Особый акцент сделан на технике «с высокой значимостью», включая строительную, дорожную и коммунальную.
Один из центральных инструментов реализации стратегии — механизм специальных инвестиционных контрактов нового формата (СПИК 2.0). Компании, заключившие СПИК с государством, получают доступ к пакету преференций:
Важный нюанс — ужесточение балльной системы оценки уровня локализации. Теперь для получения господдержки недостаточно просто собрать технику в России. Необходимо продемонстрировать локальное происхождение основных узлов — двигателей, кабины и надстройки, рамы, трансмиссии, гидравлики и систем управления.
По данным Минпромторга, в 2024 году было одобрено несколько проектов с участием китайских производителей, в том числе в кооперации с российскими компаниями. Часть из них реализуется на территории индустриальных кластеров в Липецкой, Челябинской и Нижегородской областях.
В конце марта 2025 года Минпромторг запустил программу льготного лизинга коммунальной и строительно-дорожной техники (попадающей под постановление № 719) совместно с ДОМ.РФ, объём которой до 2030 года составит 50 млрд рублей.
Кроме того, в рамках параллельной программы Фонда развития промышленности (ФРП) доступны льготные займы под 1–3% годовых на строительство и модернизацию производств комплектующих для спецтехники.
Челябинский завод «ДСТ-Урал» начал реализацию проекта по выпуску одноковшовых гусеничных экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков. Сборка техники осуществляется на основной площадке в Челябинске и в новых цехах в Калачево. В рамках специального инвестиционного контракта (СПИК) с Минпромторгом России и Челябинской областью планируется за восемь лет произвести 2050 машин.
Объём инвестиций составляет 1 млрд 140 млн рублей. В обмен на обязательство реализовать проект завод освободили от налога на имущество организаций и федеральной части налога на прибыль, а налог на прибыль в областной бюджет снизили до 10%. К 2029 году уровень локализации комплектующих должен достичь требуемых 80%.
Если в начале 2020-х годов локализация китайской спецтехники в России ограничивалась сборкой готовых машин, то к 2024–2025 годам акцент смещается на освоение производства ключевых компонентов.
Российские предприятия начали выпускать комплектующие для китайской техники. Например, в Челябинской области и других регионах налажено производство гидроцилиндров, рам и прочих узлов, используемых в машинах брендов XCMG, Zoomlion и Sany. Это позволяет не только сократить сроки поставки, но и адаптировать компоненты к российским условиям эксплуатации.
Однако процесс локализации сталкивается с рядом трудностей. Высокая стоимость производства в России по сравнению с Китаем делает выпуск некоторых узлов, таких как коробки передач, экономически нецелесообразным. Кроме того, нехватка квалифицированных специалистов и технологических компетенций замедляет процесс освоения новых производств.
«Тракс Восток Рус» (группа «КАМАЗ») запустил программу локализации семейства грузовиков «КамАЗ Компас», которые полностью состояли из китайских компонентов: рама, мосты, кабина, интерьер — всё от грузовика JAC N-серии. В 2024 году среднетоннажники получили двигатель КамАЗ-590 — импортозамещённую версию дизеля Cummins ISF 3.8. Программа локализации определена до 2030 года.
В рамках выставки АГРОВОЛГА-2024 операционный директор Zoomlion AG в России Рушан Айнетдинов сообщил, что компания изучает несколько регионов РФ (в том числе Поволжье и Приволжский ФО) для локализации как сельскохозяйственной, так и специализированной техники. В настоящий момент идёт проработка технических заданий и экономического обоснования проектов
Также есть планы по строительству завода тракторов от компании Zoomlion AG, которыми компания поделилась ещё в 2023 году. Предполагалось что первые машины сойдут с конвейера в августе того же года, а до конца 2025-го объём локализации дойдёт до 50–60%.
Компания ЧЕТРА анонсировала планы локализации 20–50-тонных экскаваторов от LongKing на своих мощностях в Челябинской области. Текущая стадия — проектирование цехов для сборки и отработки гидравлики и ходовой части машин. Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА», рассказывая о проектах локализации, пояснял специфику и отмечал, что для успешной реализации нужно сотрудничество с российским предприятиями:
«Отмечу, что ни один из иностранных игроков, таких как Caterpillar, Komatsu, Liebherr и Hitachi, не смог в должной мере локализовать производство дорожно-строительной техники в России так, чтобы эти машины считались произведёнными на территории страны. <…> Крупные китайские компании также должны будут принимать во внимание требования российского государства, которое стремится обеспечить технологический суверенитет. <…> Локализованные продукты могут появляться только в сотрудничестве с российскими производителями, которые знают, как использовать и применять компоненты, произведённые в России».
В 2023 году OPTITECH AGRO (бывший партнёр американского AGCO) и HANWO объявили о начале сотрудничества по продаже, сборке и последующей локализации линейки тракторов. На начальном этапе для организации сборочной линии выбрали площадку завода ГолАЗ. Следующая стадия — локализация на Голицинском автобусном заводе группы ГАЗ.
Летом 2024 года компания Huajing («Хуацзин») заявила о конкретных планах по строительству в Солнечногорске завода по производству осевых агрегатов и подвесок. В январе 2025 года официально заявлено о начале строительства на площадке промышленного парка «Есипово». Предполагается, что сначала на заводе будут запущены два цеха — по производству осей и подвесок. В будущем продуктовая линейка будет расширена. Старт производства намечен на 2026 год.
В совместном проекте Foton и группы «ГАЗ» по изготовлению грузовиков под маркой Valdai степень локализации зависит от модели. Например, у «Валдай 12» уже сейчас она достаточно высокая: большинство компонентов, включая двигатель (ЯМЗ-535) и коробку передач, произведены в России. Заявлено о планах локализации моделей «Валдай 18» и «Валдай 45».
С учётом расширения числа проектов в 2025 году можно ожидать дальнейшего снижения конечной стоимости спецтехники и запасных частей, пусть и не более чем на 5–10%.
Доля «российской сборки» растёт. По данным Минпромторга, в I квартале 2025 года доля отечественных машин на рынке дорожной и строительной спецтехники выросла с 9 до 11%, а к концу года прогнозируется достижение 14–15%. В сегментах бульдозеров и автогрейдеров процент уже достигает 30.
Наконец, на фоне ужесточения утильсбора и общей турбулентности многие дилеры ищут пути сохранения маржи и стабильности поставок. Эксперты отмечают, что часть из них может переориентироваться на прямые контракты с локализованными заводами-партнёрами, минуя традиционные импортёрские цепочки. Это позволит снизить риски перебоев и сохранить конкурентную цену для конечного потребителя.
Догоняющая модель производства. Необходимо наращивать объёмы и глубину локализации, сохраняя экономическую эффективность и качество. При этом надо учитывать отставание многих российских заводов по оснащению и технологиям. Компенсировать его компании из Китая не стремятся.
Кадровое обеспечение. В России сегодня не хватает порядка 600 тыс. инженерных кадров, особенно в сегменте высокотехнологичных производств — это сдерживает дальнейшее освоение сложных узлов и агрегатов.
Сертификация. Обязательная процедура по ТР ТС 010/2011 и 031/2012 остаётся длительной и дорогостоящей, что замедляет ввод новых локализованных машин в эксплуатацию. При этом китайские производители сертифицируют продукцию через аккредитованные лаборатории в Белоруссии.
Несмотря на эти трудности, базовый прогноз Минэкономразвития указывает на рост производства машиностроительного оборудования на 27% в период 2025–2027 гг. Это заложит основу для дальнейшего увеличения локализации вплоть до 2030 г.
«В Российской Федерации каждый год появляются новые продукты, и ожидается, что этот темп будет ускоряться», — подчёркивал Владимир Антонов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: