ЯТБ-1: обаятельный ретротроллейбус с тяжёлой судьбой - iGrader.ru
ЯТБ-1: обаятельной ретро-троллейбус с тяжёлой судьбой ятб 1 ретро троллейбус самые старые троллейбусы

ЯТБ-1: обаятельный ретротроллейбус с тяжёлой судьбой

И снова окунёмся в тёплый мир ретротранспорта, а если конкретнее, то в мир ретротроллейбусов. И хотя ЯТБ-1 был не из самых старых троллейбусов, но внешностью и возрастом может смело относится к советскому ретро с душой из Великобритании.

Да-да, основой для создания стали 2 британских троллейбуса, которые специально купил главный конструктор ЯГАЗа В. В. Осепчугов в октябре 1935 г. Той памятной осенью начали создавать первый троллейбус собственной конструкции. Для СССР это был абсолютно новый вид транспорта. Когда приступили к созданию первых машин в полную величину, тогдашний нарком Серго Орджоникидзе отдал команду выпускать троллейбусы именно на ЯГАЗе. Ну и понеслась.

ЯТБ-1: обаятельной ретро-троллейбус с тяжёлой судьбой
ятб 1 ретро троллейбус самые старые троллейбусы

К слову, тогда под выпуск нового приоритетного транспорта выделили почти всю имеющуюся площадь, в том числе и не предназначенную напрямую, допустим, для производства компрессоров пневматического привода.

В ноябре 1935 г. был спроектирован дисковый стояночный тормоз, за основу брали грузовик ЯГ-6. Тормоза колёс были двухбарабанными. Троллейбус оборудовали сдвоенными сиденьями. В свою очередь, кресло водителя регулировалось по высоте, и его можно было передвигать вперед и назад.

Московский ЗИС помогал производству своими задними мостами с червячной главной передачей, завод «Динамо» поставлял «электрику». Производству «сверху» поставили крайне сюрреалистичные сроки, как это часто бывало в «самом-самом СССР». Успевать было сложно, но русское товарищество помогало.

Как пишут, 78% всех трудозатрат уходило на изготовление корпуса. Дело в том, что для производства и сушки деревянных заготовок не было ни достаточного места, ни оборудования для обработки — собственно, дерева.

Снова помогли коллеги, ярославцы решили сушить древесину на Калининском вагоностроительном заводе и дополнительно на заводе имени Рудзутака в столице.

ЯТБ-1: обаятельной ретро-троллейбус с тяжёлой судьбой
ятб 1 ретро троллейбус самые старые троллейбусы

В общем всё было катастрофически не подготовлено к таким темпам выпуска незнакомого транспорта. Но нужно было справляться. Деревянный кузов обшивали листами из стали снаружи и фанерой изнутри. Получившаяся конструкция лёгкостью не отличалась — 3 т, как никак. Под неё делали массивную раму из особо прочных прокатных швеллеров. Примечательно, что тот кусок рамы, который огибал задний мост, отдельно изготавливали на на заводе «Пролетарская свобода» в Ярославле.

Получившийся троллейбус своей массой переваливал за 9,5 т. Стенку кабины заменили на перегородку полегче. Насколько это спасало ситуацию, неясно, но тем не менее. Машина имела габариты 9320x2500x3150 при колёсной базе 5200 мм и клиренсе в 660 мм. В троллейбусе сидя могли ехать 34 человека, а суммарно помещалось 55 пассажиров. Здесь стоял двигатель ДТБ-60 на 60 кВт, он разгонял машину до 50 км/ч.Что касается срока сдачи проекта, то его потребовали к 1 мая, а как же ещё. Но все закономерно пошло как обычно: есть приказ и нет понимания.

Комплектующие, которые завод не мог делать самостоятельно, задерживали по разным причинам, и троллейбус доделывали на ходу и не в срок. Тем не менее, вроде как, даже никого не расстреляли. ЯТБ-1 поступил в серию и выпускался с июля 1936 г по ноябрь 1937 г. Машина, хоть и была тяжёлой, но открыла путь к дальнейшему производству троллейбусов в СССР. После войны к наработкам ярославцев возвращались множество раз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог
На трассе М12 инертные материалы будут измерять лазерными 3D-системами На строящейся федеральной автодороге М-12 Москва — Казань устанавливают системы лазерного (LiDAR) 3D-измерения объёмов поставки инертных материалов грузовым транспортом. Компания...
30 августа 2021
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: