Свежий выпуск журнала «Грейдер» online
Узнать больше Свернуть
Развернуть

В первом номере 2021 года знакомимся с мини-КДМ на базе УАЗ "Фермер", разбираемся в целесообразности и нюансах замены ДВС одной модели на другую, узнаём состояние рынка грузовиков за 2020 год, рассказываем как прижились в дорожном хозяйстве мини-погрузчики и как показала себя техника на крупных инфраструктурных объектах СФО.

Подробнее Свернуть

ЯТБ-1: обаятельный ретротроллейбус с тяжёлой судьбой

И снова окунёмся в тёплый мир ретротранспорта, а если конкретнее, то в мир ретротроллейбусов. И хотя ЯТБ-1 был не из самых старых троллейбусов, но внешностью и возрастом может смело относится к советскому ретро с душой из Великобритании.

Да-да, основой для создания стали 2 британских троллейбуса, которые специально купил главный конструктор ЯГАЗа В. В. Осепчугов в октябре 1935 г. Той памятной осенью начали создавать первый троллейбус собственной конструкции. Для СССР это был абсолютно новый вид транспорта. Когда приступили к созданию первых машин в полную величину, тогдашний нарком Серго Орджоникидзе отдал команду выпускать троллейбусы именно на ЯГАЗе. Ну и понеслась.

ЯТБ-1: обаятельной ретро-троллейбус с тяжёлой судьбой
ятб 1 ретро троллейбус самые старые троллейбусы

К слову, тогда под выпуск нового приоритетного транспорта выделили почти всю имеющуюся площадь, в том числе и не предназначенную напрямую, допустим, для производства компрессоров пневматического привода.

В ноябре 1935 г. был спроектирован дисковый стояночный тормоз, за основу брали грузовик ЯГ-6. Тормоза колёс были двухбарабанными. Троллейбус оборудовали сдвоенными сиденьями. В свою очередь, кресло водителя регулировалось по высоте, и его можно было передвигать вперед и назад.

Московский ЗИС помогал производству своими задними мостами с червячной главной передачей, завод «Динамо» поставлял «электрику». Производству «сверху» поставили крайне сюрреалистичные сроки, как это часто бывало в «самом-самом СССР». Успевать было сложно, но русское товарищество помогало.

Как пишут, 78% всех трудозатрат уходило на изготовление корпуса. Дело в том, что для производства и сушки деревянных заготовок не было ни достаточного места, ни оборудования для обработки — собственно, дерева.

Снова помогли коллеги, ярославцы решили сушить древесину на Калининском вагоностроительном заводе и дополнительно на заводе имени Рудзутака в столице.

ЯТБ-1: обаятельной ретро-троллейбус с тяжёлой судьбой
ятб 1 ретро троллейбус самые старые троллейбусы

В общем всё было катастрофически не подготовлено к таким темпам выпуска незнакомого транспорта. Но нужно было справляться. Деревянный кузов обшивали листами из стали снаружи и фанерой изнутри. Получившаяся конструкция лёгкостью не отличалась — 3 т, как никак. Под неё делали массивную раму из особо прочных прокатных швеллеров. Примечательно, что тот кусок рамы, который огибал задний мост, отдельно изготавливали на на заводе «Пролетарская свобода» в Ярославле.

Получившийся троллейбус своей массой переваливал за 9,5 т. Стенку кабины заменили на перегородку полегче. Насколько это спасало ситуацию, неясно, но тем не менее. Машина имела габариты 9320x2500x3150 при колёсной базе 5200 мм и клиренсе в 660 мм. В троллейбусе сидя могли ехать 34 человека, а суммарно помещалось 55 пассажиров. Здесь стоял двигатель ДТБ-60 на 60 кВт, он разгонял машину до 50 км/ч.Что касается срока сдачи проекта, то его потребовали к 1 мая, а как же ещё. Но все закономерно пошло как обычно: есть приказ и нет понимания.

Комплектующие, которые завод не мог делать самостоятельно, задерживали по разным причинам, и троллейбус доделывали на ходу и не в срок. Тем не менее, вроде как, даже никого не расстреляли. ЯТБ-1 поступил в серию и выпускался с июля 1936 г по ноябрь 1937 г. Машина, хоть и была тяжёлой, но открыла путь к дальнейшему производству троллейбусов в СССР. После войны к наработкам ярославцев возвращались множество раз.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.