Почему медленно развивается рынок техники на газовом топливе?
На газовом топливе Фото: gazprom-gmt.ru

Топливо для транспорта. Медленно давим на газ

О перспективности рынка техники на газовом топливе российские эксперты говорят не первый год. Идею эту уже приняли и чиновники: основные программы и указы по этому поводу были подписаны аж в 2013-2014 годах.

А выступая на открытии прошедшей недавно Российской энергетической недели на защиту газа встал Владимир Путин: по мнению главы российского государства, автомобили на газу даже перспективнее электромобилей.

«Чтобы зарядить электромобиль, нужно это электричество сначала получить из какого-то первичного источника. А сегодня в мире первичным источником номер один является даже не нефть, а уголь.

И эксперты в основном говорят, что энергобаланс всё-таки будет сохраняться. В этой связи хотел бы отметить, что такой вид топлива, как газомоторное топливо, на наш взгляд, является гораздо более высокоэкологичным в конечном итоге, чем электромобили», — сказал президент.

То есть предпосылки для развития направления определённо имеются. Только вот почему-то рынок газомоторного топлива в России развивается весьма неохотно.

Причём, чем ближе к Тихому океану, тем меньше работающих на газовом топливе автомобилей можно встретить на дорогах. И Сибирь здесь прямо-таки «портит статистику».

Город в дымке

Для начала давайте разберемся: а чем плох старый добрый бензин? Ответ на поверхности: это топливо неэкологично. Однако лишь в последнее время эксперты заговорили о том, какое серьёзное влияние на качество атмосферного воздуха оказывают выхлопные газы.

Традиционно главными составляющими называли выбросы угольных ТЭЦ и промышленных предприятий. Современная же аналитика предлагает совершенно иное распределение компонентов «пирога».

«Выхлопные газы автомобилей — основной источник загрязнения атмосферы развитых стран Запада. В России наибольшее количество вредных выбросов является заслугой теплоэнергетики.

Второе место занимают предприятия чёрной и цветной металлургии. Автотранспорт же борется с объектами химической и целлюлозно-бумажной промышленности лишь за третье место.

Однако наши города-миллионники выбиваются из общей экологической картины. В них ситуация та же, что и в западных мегаполисах. Доля загрязнения автотранспортом составляет около 70-80% от совокупного количества выбросов вредных веществ в атмосферу.

Наибольший урон выхлопными газами наносится экологии Москвы и Санкт-Петербурга, а также других крупных российских городов. В этом списке и Красноярск. Нет точной картины влияния выхлопных газов на общую картину загрязнения, но, думаю, она значительна.

Казалось бы, нет ничего страшного в том, что загрязнения от автомобилей в российских мегаполисах перекрывают выбросы всех промышленных источников. Но в американских и японских городах машин в 2-3 раза больше, а экологическая ситуация в большинстве случаев лучше, чем у нас.

Отсюда вывод: автомобильные выбросы в РФ в разы токсичнее зарубежных. Одна из главных причин сверхактивного загрязнения выхлопными газами в нашей стране — это крайне низкое качество автомобильного топлива», — сообщил заместитель директора по научной работе Института нефти и газа СФУ Юрий Безбородов, выступая на круглом столе в рамках Сибирского энергетического форума.

Таким образом, дело не только и не столько в бензине вообще, сколько в российском бензине конкретно.

Экологическая проблематика в сложившихся условиях — это некая красная тряпка для быка: сегодня этому вопросу уделяется много внимания.

Но любой владелец автомобильной техники знает, что от качества топлива зависит его расход да и ресурс двигателя, так что проблема приобретает дополнительную актуальность.

Топливо
Фото: complex-oil.com

Худший в Европе

Качество российского бензина — это и правда большая проблема, что удивительно, ведь наша страна одна из богатейших в мире по запасам нефти.

По данным Юрия Безбородова, в настоящее время в России действуют 32 крупных НПЗ и около 230 «заводиков». Большая часть этого хозяйства характеризуется значительным износом производственных фондов, что оборачивается и недозагрузкой оборудования, и недостаточной глубиной переработки.

И если крупные заводы обещают завершить реконструкцию к 2020 году, то мини-НПЗ вызывают серьёзные опасения. Именно с их работой эксперт связывает основные проблемы в отрасли.

«В 2015 году по прямой линии президенту РФ сообщили, что есть много нареканий к качеству автотоплива, причем как бензина, так и ДТ. После этого президент поручил Росстандарту проверить качество топлива на заправках.

Около 34% взятых на анализ бензина и ДТ оказались с нарушениями. В основном это было превышение доли серы — на некоторых АЗС нормы превышались в несколько раз. При этом качество топлива на нефтеперерабатывающих заводах не вызывало нареканий. «Химичили» чаще всего на АЗС.

Сейчас ведь недоливать бензин на заправках невыгодно, это случается редко, безопаснее и прибыльнее продавать плохое топливо. Естественно, в стране, где изобрели самогон, не могут не придумать «палёный» бензин.

Это дешёвое топливо с добавлением некачественных присадок. По данным экспертов, годовой оборот контрафактного топлива в стране достигает 10 млн тонн», — рассказал Юрий Безбородов.

Сложившуюся ситуацию эксперт объяснил тем, что компании не слишком равномерно поделили ресурсы. Из более чем 25 000 АЗС, зарегистрированных в РФ, 45% принадлежат вертикально интегрированном компаниям, которые и обеспечиваются топливом в первую очередь, причём по ценам НПЗ.

А вот независимым предприятиям достаются остатки — и предприятиям достаются остатки — и промышленности и торговли Красноярского края Анатолий Цыкалов с такой позицией не согласился. По его словам, топлива у нас хватает — на всех. Но и предприимчивости хватает тоже.

«Заправки, как правило, конкурируют именно за счёт того, что льют топливо разного качества. Совместно с нашими коллегами мы проводим работу с сетевыми АЗС, проверяем, выявляем», — отметил министр.

Как бы то ни было, важнее конечный результат. Международный центр качества топлива составил список стран с самым качественным бензином и дизельным топливом.

Первое место заняла Швеция, на втором — Германия, на третьем — Япония. Вслед за тройкой лидеров комфортно расположились группа стран, где качество топлива находится на достаточно высоком уровне. Это Финляндия, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Австралия, Австрия и другие. Россия в этом рейтинге оказалась на 54 месте.

Это усреднённое значение: 44 строчку наша страна заняла по качеству дизтоплива и 84 — по качеству бензина. Впереди нас оказались, например, Мексика и Турция.

Одним из ключевых показателей, который оценивали эксперты, стало содержание серы в топливе. Если у стран, занявших первые строчки рейтинга, содержание элемента было менее 10 промилле, то в группе, куда попала наша страна, это уже от 300 до 500 промилле.

Газовая альтернатива

На таком фоне отчётливо прорисовываются преимущества газомоторного топлива. Во-первых, такой вариант привлекателен с экологической точки зрения.

Скажем, действующий стандарт «Евро-5» ограничивает выбросы углекислого газа до 0,8 г/кг, тогда как при использовании компримированного природного газа уровень этих выбросов составит только 0,1 г/кг.

Да и вообще: выбросы окиси азота по сравнению с бензиновым топливом при такой замене сократятся в 1,2 раза, углеводородов — в 1,9 раза, парниковых газов — на четверть.

К этому прилагается ещё и более низкая цена на газ, который примерно на 50% дешевле нефтепродуктов.

Энергоотдача топлив примерно одинаковая. По данным «Газпрома», средняя цена на СПГ варьируется в пределах 14-19 рублей. «Газпром», который на этом рынке является ключевым на этом рынке является ключевым 2017 году по сравнению с 2016-м объём реализации компримированного природного газа увеличился на 8% и составил 450 млн м3 газа.

В нынешнем году газовый магнат намерен создать 35 новых автогазокомпрессорных станций в 21 регионе России, ожидая увеличения объёма потребления на 11%, то есть до 480 млн м3. Сегодня число таких станций в России приближается к 300.

Газовый грузовик
Фото: lh4.ggpht.com

У нас в районе газ, а у вас?

Кажется, более, чем убедительно — пора стройными авторядами на газификацию. Вот только одна загвоздка: нет в Сибири метана. На замену — пропан-бутан, тоже, между прочим, отличный вариант с точки зрения потребительских свойств.

По экологическим характеристикам он не уступает метану, а с определённой точки зрения даже проще в использовании — в плане строительства завода. И, естественно, он дешевле, чем газовое топливо и бензин. И даже сеть АЗС у нас в регионе развивалась — до недавнего времени.

А в последние годы дело застопорилось, и рынок газомоторного топлива в Сибири теряет 5-7% в год. Причина тому — ряд системных проблем, решить которые реально, пожалуй, лишь с помощью соответствующих законодательных актов.

«С 2015 года у нас внедрена сложная и дорогостоящая процедура согласования переоборудования автомобиля на использование газомоторного топлива в ГИБДД. Раньше всё было просто: надо было купить оборудование, прийти в специализированную автомастерскую, установить оборудование, провести проверку — что всё в порядке, нет утечек, пройти техосмотр, зарегистрироваться в ГИБДД.

Сейчас эта процедура существенно усложнилась. Основным документом здесь является регламент Таможенного союза. В нём прописаны пожелания, и указано, что Россия как участник ТС должна установить решением постановления Правительства некий собственный регламент. Его-то и установили, превратив процедуру в настоящие круги ада. Я обозначу только ключевые вехи.

Итак, чтобы установить газобаллонное оборудование, надо сначала прийти в независимую экспертную организацию, заплатить и получить заключение, что газобаллонное оборудование можно установить на данное транспортное средство.

Потом следует прийти в ГИБДД с этим документом, пройти предварительный техосмотр и получить разрешение. Далее с этими документами обращаться в специализированный автотехцентр, причём он обязательно должен быть сертифицированным.

Потом нужно купить оборудование, оплатить услуги центра и получить ещё пакет документов — сертификаты, декларации и прочее. После этого с уже переоборудованным автомобилем нужно опять идти в экспертную организацию, и уже она должна выдать заключительный документ о том, что оборудование поставлено по всем требованиям.

За протокол проверки опять же придётся заплатить. Дальше проводим техосмотр, получаем диагностическую карту, и уже после этого идём в орган ГИБДД. В итоге процедура занимает около 2,5 месяцев», — поделился практическим опытом генеральный директор АО «Красноярскнефтепродукт» Андрей Чернов.

Понятно, что такая сложная схема вовсе не стимулирует бизнес перебираться на газ. С идеями по упрощению процедуры представители рынка уже обращались на и на региональный, и на федеральный уровень. Чиновники обещают проблему решить, но дальше обещаний дело пока не сдвинулось.

Не в тренде

Хорошим стимулом могло бы стать наличие автомобилей, которые не нужно переоборудовать — тогда и описанный «квест» проходить не придётся. С метановой техникой проблем нет: здесь есть автомобили различного назначения, в том числе и российского производства.

Создают так востребованные в крупных городах крупногабаритные низкопольные автобусы. А вот с пропан-бутановыми системами сложнее — во всяком случае, российский автопром эту идею игнорирует.

Моделей — всего-ничего: автомобиль «Газель» и автобус ПАЗ. Ещё совсем недавно на Газовом форуме в Санкт-Петербурге КАМАЗ представил новый пропановый грузовик.

«Зарубежный опыт по газификации говорит, что можно и нужно развивать этот рынок. Практически у всех известных иностранных производителей есть линейки автомобилей, которые «с завода» работают на газомоторном топливе, в частности на пропан-бутане.

Хотелось бы особо отметить южнокорейских производителей автомобилей, у которых очень широкая линейка именно на пропан-бутане — даже не двойного использования, а именно на этом газе. Этот опыт можно было бы использовать, и это было бы стимулирование не только на словах», — подчеркнул Андрей Чернов.

Спикер даже предложил запустить в Сибири пилот – сборочные производства пропановых автомобилей, выпущенных нашими гигантами — ПАЗ, ГАЗ, ВАЗ.

По его словам, в регионе даже есть специалисты, которые смогли бы справиться с задачей, а уж спрос с учётом вышеописанных характеристик топлива на такие автомобили точно будет.

Газовая заправочная станция
Фото: gazprom.ru

На высшем уровне

Хорошим подспорьем стала бы господдержка, в частности, налоговые льготы — хотя здесь могут быть разные варианты. В частности, в Красноярском крае подобные меры отсутствуют, хотя этот вопрос уже рассматривался на публичных слушаниях, поднимался заксобранием, однако пока идея остаётся в списке пожеланий.

Андрей Чернов вновь похвалил Южную Корею, где транспортным компаниям выдаются льготные кредиты на приобретение газовых автобусов, и более 90% единиц этого транспорта сегодня уже отказались от бензина в качестве топлива.

Это, к слову, далеко не единственный пример. В Италии обладатель транспортного средства при переводе его на газ освобождается от уплаты налогов на три года. В Германии государство компенсирует затраты на переоборудование и субсидирует приобретение газовой автотехники.

В США имеются как федеральные налоговые «послабления», так и законопроекты на уровне штатов, повышающие размеры выплат. А ещё газовым автомобилям здесь разрешают въезжать в природоохранные зоны.

Иран организовал программу по использованию КПГ, включающую субсидирование приобретаемого топлива. В Швеции газовые автомобили освобождают от платы за парковку.

Таким образом, российским законотворцам даже изобретать ничего не нужно — методологию можно и позаимствовать у соседей, было бы желание.

Нельзя сказать, чтобы в этом направлении российские «верхи» совсем уж не двигались. По принятому распоряжению правительства к 2020 году 15 городов с населением около миллиона человек должны перевести на газ половину парка городского транспорта и коммунальной техники.

Для городов поменьше целевые показатели поскромнее. Но в общей сложности на ГМТ должно быть переведено около 46 000 единиц техники.

Для того чтобы это случилось, приняли программу субсидирования, по которой на протяжении нескольких лет выделялось по три и более млрд рублей — то регионам, то производителям техники.

А ещё к 2020 году в стране должны появиться более 700 «объектов газозаправочной инфраструктуры». В итоге ни один из показателей на сегодняшний день не выполнен даже наполовину.

Во-первых, непонятно, что первичнее: заправки или газовые автомобили. А во-вторых, чувствуете, как отличаются методы господдержки у нас и заморских соседей?

По статистике

По данным Росстата, в 2017 году в России производство светлых нефтепродуктов выросло по сравнению с 2015 годом на 3,5%, составив около 180 млн тонн.

Динамика снижения потребления топлива по сравнению с 2015-2016 годами стабилизировалась, и остается в пределах 85 млн тонн. Экспорт топлива вырос примерно на 15% и составил около 95 млн тонн.

Снижение потребления топлива внутри страны эксперты связывают с экономической ситуацией. Люди покупали меньше автомобилей в связи с кризисом и меньше ездили. В 2017 году эта ситуация изменилась в лучшую сторону.

По данным аналитического агентства «Автостат», автомобильный транспорт в России потребляет около 64 млн тонн топлива. Более 70% расходуется в Европейской части России, на Дальний Восток приходится около 6%, Сибирь занимает 15%.

Примерно 47% топлива используется легковым транспортом, 39% — грузовым, 15% — лёгкими коммерческими перевозками, около 5% — автобусными перевозками. На бензин приходится 60% от всего потребляемого объёма топлива.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: