COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
Ведущие компании-производители продемонстрируют новинки грузовиков
и грузовых LCV, автобусов большого и малого классов, специальной автотехники,
прицепов и полуприцепов, запчастей и комплектующих.
Реклама. ООО «АйТиИМФ Экспо», ИНН 7708326524
Erid: F7NfYUJCUneLuWRzkAQs
С современными передвижными лабораториями для оценки состояния и прогноза жизни дорог мы вплотную познакомились на выставке «Дорога-2019» в Екатеринбурге (см. «Грейдер» №6 (36) за 2019 год). Но вот испытать такую на деле никак не удавалось. И тут наши добрые друзья из ГК «Бриз» предложили протестировать свою машину, пока она не уехала на очередной заказ по проверке дорог в другой регион. Ну как тут отказаться?
Памятуя о ранее виденных нами мобильных лабораториях, мы ожидали лицезреть фургон, увешанный лазерными датчиками и сканерами, видеокамерами, кёрноотборниками по всему периметру машины и кучей мониторов в салоне. Но пред нами предстал Volkswagen Caravelle T5 с двумя небольшими «коробочками» на крыше и одной на заднем свесе справа, а также с прикрученной к левому заднему колесу пластиковой штангой. От них всех тянутся провода в салон, где находится ноутбук. Сюда и стекаются полученные данные, где их проверяет оператор. Как это происходит, нам показала директор испытательной лаборатории «Гранд» Марина Мальчикова. Она же и будет нашим Испытателем.
«Мы фиксируем геометрические и эксплуатационные параметры дороги, полученные с видеокамер, датчика пути, инерциальной системы, сканеров, профилометра и системы позиционирования GPS. Получаем 3D-модель дороги и окружающей местности в радиусе до 150 метров», — поясняет девушка.
Итак, чем укомплекована лаборатория? 4 HD-камеры размещены в небольшой белой коробке, которая крепится на крышу с помощью магнитов. В ней же находятся гироскопы, отслеживающие положение автомобиля в плоскости координат.
Датчик пути прикреплён к колесу, он измеряет пройденное расстояние и подаёт сигналы компьютеру. Если машина не движется, то камеры не снимают местность.
Ровность дороги, как поперечную, так и продольную, замеряет профилометр. По сути, это лазерный сканер, считывающий даже мельчайшие неровности.
Оглядев всю эту конструкцию, идём в салон. Во время проверки в машине находятся двое — водитель и оператор. Процесс автоматизирован, насколько это возможно, но без человеческого контроля обойтись нельзя.
Мобильная лаборатория успела обследовать дороги Красноярского края от Хакасии до заполярного Норильска, сейчас, в новом сезоне, запланирована работа и в других регионах.
«В последнее время больше всего заказов мы получаем от администрации Красноярска. Отношение властей к городским улицам кардинально изменилось, постоянно идёт контроль за выполнением работ. Если сравнить, что было пять лет назад в городе и что сейчас — разница ощутимая», — улыбается Марина Мальчикова.
Мобильная лаборатория работает только при плюсовых температурах. Зимой данные будут неверными из-за снега и наледи. К слову, всё оборудование ежегодно отправляют на поверку в Москву, чтобы исключить погрешности измерений.
Во время движения каждая камера делает в среднем один снимок на метр пути. Главное, двигаться не быстрее 80 км/ч. Полученным фотографиям компьютер присваивает геометку и синхронизирует с данными от других датчиков. Например, от георадара, который сканирует слои дорожной одежды на глубину до 2 метров и выявляет наличие или отсутствие ливневой канализации. То есть для проверки качества уложенного асфальта, георешёток, основания дороги не нужно бурить шурфы и вынимать «бутерброд».
«Установка оборудования зависит от поставленной задачи. Приборы можно комбинировать, смотря какой заказ мы получаем: паспортизация, диагностика, приёмка, экспертиза. А вообще мы можем создать цифровой двойник города, то есть 3D-модель, которая в дальнейшем позволит принимать многие решения на основе данных», — рассказывает Марина Мальчикова.
Полученную информацию загружают в специальную базу. При необходимости данные можно экспортировать для работы в различных программах.
Технически комплекс может собирать любое количество данных, насколько позволит объём жёсткого диска. Но рекомендуемый объём за одну поездку составляет 50 километров.
«Мы проводим камеральную обработку полученных данных. Многие из них формируются в автоматическом режиме, например углы со сканеров, уровень колейности и ровности с профилометров. Тут человеческий фактор исключён. А вот дефекты в виде трещин, выбоин, расположение разметки, дорожных знаков, бордюр размечаем вручную», — говорит директор лаборатории.
Можно было бы все дефекты в асфальтобетонном покрытии поручить определять компьютеру, но велик риск, что ту же тень от дерева он примет за трещины. Но и оператор может проверить параметры не у каждой дороги. К примеру, на гравийке толщину верхнего слоя просчитать не получится просто из-за того, что между камешками есть полости. Поэтому корректную картину мобильная лаборатория не получит.
Вообще, обработка собранных данных занимает много времени. Средняя скорость составляет 15 километров в сутки. Зато полученный результат крайне важен.
«Мы показываем ситуацию, что вот на таких-то направлениях на определённых километрах сетка трещин или большой процент выбоин, ямочный ремонт делать нецелесообразно и проще снять всё и заново положить два слоя асфальта. Тут вот не хватает искусственного сооружения, здесь застой воды, здесь подмыв земляного полотна. Заказчик принимает эти данные, составляет план работ и раздаёт задания подрядчикам. А мы потом можем проехать, посмотреть все ли работы выполнены и в каком объёме», — рассказывает наш Испытатель.
Правда, сам процесс выполнения работ лаборатория контролировать не может. И если проверенные участки дороги через какое-то время приходят в негодность, то заказчик должен поднять документы и проверить процесс приёмки. Как проверяли коэффициент уплотнения и качество укладываемого асфальтобетона и т. д.
«Обращение к нам — это возможность очень серьёзно сэкономить именно на этапе, когда закладываются средства. Главная задача лаборатории — предоставить заказчику полную картину дорожных дефектов. На основании этого он может точно просчитать, сколько нужно выделить денег для ремонта. Если раньше куратор многое определял на глаз, то сейчас есть точные данные.
Также мы даём возможность контролировать работу подрядных организаций, в том числе и после ремонта. Мы проезжаем по дороге и смотрим информацию послойно. Заказчик считает объёмы и видит, сколько материала заложено в смету и сколько фактически использовано.
Таким образом, есть понимание, что все технологии соблюдены и в перспективе дорога прослужит столько, сколько должна, не подводя ни подрядчика, ни заказчика, ни участников дорожного движения», — подытоживает Марина Мальчикова.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: